Литература
-
"Над лермонтовской строкой…". Час размышлений по стихотворению "Дума" М.Ю. Лермонтова в 9–11-х классах 2009
Урок разработан для учащихся 9-11-х классов к программе духовного воспитания учащихся средствами художественной литературы «Лучик».
-
"Над миром мы пройдем без шума и следа" (сопоставительный анализ стихотворений М.Ю. Лермонтова "Монолог" и "Дума"). 10-й класс 2013
Учащиеся совершенствуют навыки исследования текста, воображение. Автор помогает ученикам увидеть и почувствовать не только сообразную сторону произведения, но и красоту слова. Цель урока: проследить эволюцию взглядов поэта на судьбу своего поколения.
-
"Нам детство изувечила война" 2011
Патриотическое воспитание и становление гражданственности – одно из важнейших направлений деятельности современной российской школы. Как пробудить в ребёнке чувство любви к Родине? Именно «пробудить», потому что оно есть в каждой душе. Нельзя заставить любить Отечество. Любовь надо воспитывать. Именно это, а также формирование у современной молодёжи важнейших духовно-нравственных ценностей, воспитание чувства гордости за свою страну, свою малую родину явилось целью представленного материала.
-
"Нам дороги эти позабыть нельзя" 2009
Слово "армия" происходит от латинского слово "armo" - вооружаю. Но не только оружием сильна армия, она сильна стойкостью и храбростью своих солдат. Цели предлагаемого урока - знакомство с биографией и творчеством поэтов, писавших стихотворения о войне; прививать любовь к Родине; воспитывать чувство патриотизма у молодого поколения; гордиться заслугами дедов и отцов; вызывать уважение к старшему поколению.
-
"Нам сердце исцелит любовь и верность". Урок литературы в 7-м классе по "Повести о Петре и Февронии Муромских" 2009
Урок-исследование в форме Ученого совета поможет учителям провести заключительный урок по «Повести о Петре и Февронии Муромских». Учащиеся выявляют приемы создания образов Петра и Февронии, раскрывают авторское отношение к героям.
-
"Наставникам, хранящим юность нашу…". Урок внеклассного чтения в 7-м классе по рассказу Ю.Бондарева "Простите нас" 2007
Рассказ Юрия Бондарева "Простите нас!", соотнесённый с библейской и пушкинской нравственной традицией, поможет ученикам задуматься о памяти, совести, долге, благодарности, нравственных понятиях, без которых трудно считать себя человеком.
-
"Научи меня, Боже, любить…". Рассказ Л.Н. Толстого "Чем люди живы" 2011
Цели урока: развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в жизни (умение работать с информационным текстом, в данном случае с художественным), анализировать различные учебные и жизненные ситуации, принимать взвешенные решения, способность к разумному рефлексивному творческому мышлению; воспитание нравственного, умного, вдумчивого, чувствующего читателя.
-
Над страницами книги С.П. Алексеева "Рассказы о Суворове и русских солдатах". 5-й класс 2014
Цель статьи: представление материалов урока внеклассного чтения по книге С.П. Алексеева "Рассказы о Суворове и русских солдатах", который логически продолжает тему защиты Отечества, звучащую в таких произведениях, как "Бородино" М.Ю. Лермонтова" и в фрагменте из романа Л.Н. Толстого "Война и мир" "Петя Ростов".
-
Надежды лучшие и голос благородный (отражение перипетий века в творческой перекличке Пушкина и Лермонтова) 2004
В основу статьи заложено размышление над текстом "Думы" М.Ю. Лермонтова, творчески реализовавшего наблюдения А.С.Пушкина над особенностями своего "жестокого века", спецификой философии поколения, перспективой развития родины. Автор статьи усматривает своего рода текстовый диалог великих русских поэтов, рассуждающих о насущных проблемах общества (каждый с позиций своего времени). Материал может быть использован учителем - словесником при закреплении изученного материала по лирике XIX века.
-
Наедине с природой. Анализ рассказа И.С. Тургенева «Лес и степь» 2018
Урок литературы проводится в 11-м классе при изучении творчества И.С.Тургенева. На уроке используется комплексный анализ текста, проходит групповая работа, анализируются репродукции картин известных русских художников. Учитель применяет видеоматериалы. Итогом урока является эссе.
-
Назначение поэзии и ее задачи в понимании А.А. Фета и Н.А. Некрасова 2007
Данный урок знакомит учащихся со взглядами А.А. Фета и Н.А. Некрасова на поэзию, выявляет их противоположные позиции по поводу назначения поэзии, в результате чего десятиклассники получают представление о двух противоборствующих направлениях в русской лирике XIX века.
-
Накануне Рождества (святочный рассказ на уроке развития речи). 5-й класс 2011
В основе урока, как и в изучаемом произведении, лежит прием контраста, что позволяет ребятам по-новому взглянуть на окружающий их мир. На уроке использован иллюстративный материал – повесть Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством», кадры мультфильма и кинофильма дают наиболее яркое представление об обычаях славянских народов, настолько они эмоциональны. Это урок развития речи. Он предполагает, прежде всего, работу со словом, поэтому использован фрагмент текста (эпизод) для анализа.
-
Нам дороги эти позабыть нельзя…» Литературно-музыкальная композиция, посвященная 70-летию Победы в Великой Отечественной войне 2014
Бывают события, которые быстро стираются из памяти людей и становятся достоянием архивов. Но есть даты, значение которых не только не уменьшается от времени - напротив, с каждым новым десятилетием они приобретают особую значимость, становятся бессмертными. К ним относится Победа нашего народа в Великой Отечественной войне. Главной целью урока Мужества является воспитание настоящих патриотов, достойных граждан великой державы России, защитников Отечества.
-
Наполеон Бонапарт – исторический герой и литературный персонаж (по роману Л.Н. Толстого "Война и мир") 2011
На уроке анализируются приемы создания образа Наполеона в романе Л.Н. Толстого "Война и мир", ведется работа над созданием зрительного образа эпохи. С этой целью в урок в качестве иллюстраций включены произведения русской и зарубежной живописи. В ходе урока учащиеся составляют таблицы, аргументируют ответ с помощью цитирования, анализируют текст романа и произведения живописи.
-
Наполним музыкой сердца 2019
Цели и задачи: учить правильному, выразительному чтению вслух, осознанному чтению про себя; учить прогнозированию содержания произведения на основании заглавия, иллюстрации; формировать умение выражать свое отношение к прочитанному; учить анализировать литературное и музыкальное произведение; учить навыкам диалогической речи; формировать устойчивый познавательный интерес к предмету.
-
Народ и война в "Севастопольских рассказах" Л.Н. Толстого 2009
Материал представляет определенную ценность для молодых педагогов, любителей русской словесности. В ходе урока применяются такие методические приемы, как рассказ преподавателя, сообщения учащихся, выразительное чтение текста произведения. При подготовке к уроку учащиеся пользуются различными источниками для получения информации, учатся обобщать факты и делать выводы. В ходе урока используется презентация, выполненная в Power Point.
-
Народная баллада "Ворон к ворону летит…" в переводе А.С. Пушкина 2014
В ходе урока учащиеся знакомятся с народной балладой, выявляют признаки баллады; используют навыки исследовательской работы.
-
Народная мудрость в сказке К.Г. Паустовского "Теплый хлеб" 2010
Это урок применения навыков анализа текста, урок мысли и чувства, на котором учащиеся учатся работать как индивидуально, так и в группах. Урок учит детей внимательно относиться к слову, быть добрыми и милосердными. Задания к уроку предлагают творческий подход.
-
Народная мудрость в сказке С.Т.Аксакова "Аленький цветочек" 2019
Цель урока: формирование нравственных убеждений через оценку героев и сопереживание им. Задачи: учить анализу художественного произведения на сюжетном, языковом, идейном уровнях; формировать умения осмысливать, воссоздавать, воспроизводить прочитанное для полноценного восприятия произведения; развивать речь, обогащая ее художественным словом, творческое мышление, воображение; через анализ художественного произведения воспитывать жизненную позицию: сочувствие, милосердие к окружающим.
-
Народная мудрость и мораль в сказке К.Г. Паустовского "Теплый хлеб" 2012
Идея урока – воспитание у учащихся доброты, ответственности, взаимопонимания на примере рассказа К.Г. Паустовского «Теплый хлеб». Урок проводился в системе перехода от начального звена к среднему по экспериментальной площадке Ш. Амоношвили.
-
Народная мудрость и народная мораль в сказке К.Паустовского "Теплый хлеб"
2013
Данный урок - урок обобщение материала, предназначен для 5-го класса с целью научить систематизировать материал, находить средства выразительности в тексте, высказывать свое мнение и подготовить обучающихся к написанию сочинения-рассуждения. Урок снабжен компьютерной презентацией, что позволяет в более доступной и наглядной форме представить обучающимся материал.
-
Народные обычаи в произведениях Гоголя 2010
Игра «Народные обычаи в произведениях Гоголя» знакомит учащихся 6-го класса с традициями украинской деревни, с предметами интерьера, особенностями национального костюма, легендами и поверьями. Ведущий Рудый Панько предлагает ответить на вопросы викторины, представить инсценировки и пропеть колядки.
-
Наследие Д.С. Лихачева в градостроительстве 2007
Статья дает представление о взглядах Д.С. Лихачева на градостроительство и его идеях по ландшафтному дизайну; о том, как его наследие и заветы воплощаются в работах студентов астраханского инженерно-строительного института кафедры архитектуры и дизайна – в ежегодных проектах по благоустройству парков, скверов, набережных, жилых микрорайонов, в промышленных застройках Астрахани.
-
Наследие и современное восприятие творчества Сергея Есенина 2025
Сергей Есенин — один из самых ярких и узнаваемых поэтов раннего XX века, чье творчество продолжает оказывать значительное влияние на литературный процесс и современное искусство. Его поэзия, пронизанная темами любви, природы и русской деревни, стала вехой в литературной традиции, а также отражением духовных исканий своего времени. В данной статье рассматриваются основные элементы наследия Есенина, а также его восприятие в современной культуре.
-
Наследственное имя семьи 2025
Когда же на Руси сложились фамилии? На этот вопрос ответить нелегко. Первые фамилии обнаружены в русских документах 15 века, существовать же они могли и ранее. В 19 веке почти каждый русский уже имел фамилию. Но юридически закреплёнными фамилии стали в 30-х годах 20 века. Подавляющее большинство русских фамилий образовано от христианских православных имён, содержащихся в церковном календаре – святцах. Христианская религия пришла из Византии, Византия заимствовала её у Римской империи, в Рим же она проникла с Ближнего Востока.
-
Научить человека быть человеком – главная задача преподавания русского языка и литературы в школе (из опыта работы) 2017
Воспитание гражданственности и патриотизма как нельзя лучше проявляется через любовь к своей стране, преданность ей, в осознанном желании и готовности встать на защиту Отечества по примеру своих предков. Любовь к родной природе - одно из проявлений любви к Родине, и воспитание его во многом зависит от учителя русского языка, потому что именно он знакомит детей с поэтическим образом Родины.
-
Научиться любить, делать добро 2012
После прочтения рассказа «Яшка-лось» используется такой метод, как эстетическая беседа. Цель: не только закрепить знания о нормах поведения, но и соотнести ситуацию, описанную в произведении, с жизненным опытом ребенка. После беседы дети представляют, что хорошо и плохо в отношении людей и тех, кого они приручили.
-
Научная статья на тему "Образы странников и их художественные функции в пьесах А.Н.Островского "Гроза" и А.М.Горького "На дне" 2014
В пьесах А.Н.Островского "Гроза" и А.М.Горького "На дне" сопоставлять можно только два образа: образ Феклуши (драма "Гроза") и образ Луки (драма "На дне"). Оба героя олицетворяют общество в буквальном смысле этого слова: образ Феклуши показывает "процветание" ханжества в России, а образ Луки изображает читателю черты русского национального характера: неудовлетворенность жизнью, склонность к вечному поиску лучшего, потребность в свободе.
-
Научная статья по внеклассной работе по русской литературе. Лингвистический анализ очерка М.М.Пришвина «Чёрный араб» 2018
Цель исследования: лингвистический анализ очерка М.М.Пришвина «Чёрный араб». Наверное, нет такого писателя, у которого слово так естественно входило бы в порядок обыденной жизни. Наверное, поэтому в нём никак не могли узнать «ученого поэта, философа», полагая его то этнографом, то детским писателем. Я был он самой природой и достигал с ней такого единения, что казалось, что это он уже пишет, а через него говорят о своём звери и птицы, реки и муравьи, сосны и водопады, степи и ветры.
-
Научно-исследовательская работа "Астраханский поэт – Филатов Владимир Николаевич" 2017
В работе исследуется поэтическое творчество астраханского поэта Филатова Владимира Николаевича. Задачи исследования: выявление творчески одаренных людей родного края, знакомство с творчеством и биографией поэта-земляка, с многообразием тем, которые волнуют автора. Актуальность исследования: предлагается путь к изучению таких важных и волнующих тем, как: любовь к Родине, бережное отношение к природе, смысл бытия человека, любви.