Литература
-
"Н.В. Гоголь: очерк жизни и творчества (с обобщением ранее изученного). «Мертвые души» – история создания" 2009
Н.В. Гоголь - один из самых загадочных литераторов. О нем и как о человеке, и как о писателе можно встретить самые крайние высказывания: некоторые возвышают его до небес, другие, наоборот, принижают. Несомненно, что изучение творчества Н.В. Гоголя представляет для учащихся определенную сложность, поэтому учителю приходится подбирать интересный материал, уникальные факты из жизни писателя, чтобы заинтересовать учащихся.
-
"На волнах времени плывет душа – то в прошлое, то в будущее глянет" (о жизни и творчестве Л.В. Лапцуя)
2012
Цель мероприятия: познакомить учащихся со страницами биографии поэта; привить интерес к произведениям Л.В. Лапцуя; расширить кругозор учеников.
-
"На всех словах события печать" (путешествие мыслью) 2008
При изучении любого произведения важен конечный результат. Как же его добиться? Как заинтересовать учащихся? Как добиться того, чтобы они читали произведение и после звонка? Важно, чтобы ученик побыл с текстом наедине еще до урока, чтобы у него были любимые страницы, чтобы он открыл для себя что-то неожиданное. Данная разработка урока - это еще один путь освоения "уроков булгаковской судьбы", стремления познать свой внутренний мир и открыть его читателю.
-
"На таких держится Мир?!" 2004
Урок - творческая лаборатория с использованием опорно-цитатного конспекта-рисунка как основы идейно-тематического осмысления сказки-были А. Платонова "Неизвестный цветок" (по учебно-методическому комплекту "Вокруг тебя - Мир…"). Отдельные аспекты опорно-схематического модуля: рисунок-схема, опорный конспект, кластер - в работе с текстом художественного произведения.
-
"На чём держится мир?" Урок внеклассного чтения по повести В.Железникова "Чучело" (6-й класс) 2009
Урок позволяет раскрыть жизненные позиции героев повести В. Железникова "Чучело", выявить отношение учащихся к каждому из них; преподнести уроки достоинства и человечности; пробудить интерес к творчеству писателя.
-
"На ясный огонь" (Пушкинские мотивы в творчестве Б.Ш. Окуджавы). 9-й класс 2007
Творческое отношение к истории, былым эпохам, и по преимуществу к той из них, что связана с именем А.С. Пушкина, стало если не первым, то по крайней мере одним из основных мотивов в поэзии Б.Ш. Окуджавы.
-
"Наблюдая за чужим характером, исправляй свой" 2010
Использованы рекомендации из методического пособия «Уроки нравственности» В.С. Казыханова, заслуженного учителя Российской Федерации. Ценность урока раскрыта в самом названии.
-
"Навеки вместе с русским народом" 2008
В статье представлена инсценировка литературно-музыкальной композиции, посвященной к празднованию 450-летия присоединения Башкортостана к России. Учащимся прививается любовь к родному краю, дети много узнают об истории Башкортостана.
-
«На несгорающем костре немыслимой любви…» Преломление темы любви в поэзии В.Маяковского 2021
Цели урока: дать представление о герое ранней лирики Маяковского; раскрыть своеобразие и трагическую противоречивость образа; способствовать формированию культуроведческой, литературоведческой, коммуникативной компетенций обучающихся; помочь преодолеть барьер неприятия поэта.
-
Н.А. Некрасов. Поэма "Русские женщины" 2010
Урок посвящен творчеству великого русского поэта Н.А. Некрасова, воссоздавшего картины жизни простого народа в ХIХ веке. Особое внимание уделено изучению поэмы «Русские женщины», в которой поэт воспел подвиг жен декабристов, разделивших тяжелое бремя каторги со своими мужьями.
-
Н.А. Некрасов. Поэма "Русские женщины" 2010
Цели урока: углубить знания учащихся о личности и творчестве Н.А. Некрасова; познакомить с исторической основой поэмы «Русские женщины»; показать его глубокую любовь к женщине, восхищение подвигом жен декабристов, их душевной красотой.
-
Н.А.Некрасов и Ярославская область 2016
Целью данной работы является изучение жизни и творчества Н. А. Некрасова в 7-м классе с использованием краеведческого материала, включение обучающихся в исследовательскую работу, направленную на поиски малоизвестной информации о поэте. Данная презентация универсальна. Она подойдет как для уроков литературы, так и для внеклассного мероприятия. Она ориентирована на расширение и углубление знаний обучающихся о творчестве великого русского поэта.
-
Н.В. Гоголь "Вечера на хуторе близ Диканьки" (урок-викторина) 2009
Урок является заключительным в системе уроков, посвященных творчеству Н.В. Гоголя в 6-м классе, и представляет собой один из приемов нестандартного проведения урока литературы (урок-игра). Форма урока-викторины позволяет систематизировать знания учащихся, выявить творческий потенциал детей, вызвать интерес к изучаемому предмету. Урок можно использовать и во внеклассной работе.
-
Н.В. Гоголь "Шинель" 2011
Автор знакомит учащихся с произведением Н.В. Гоголя. Развивает навыки анализа текста, взаимоотношение главного героя с окружающими.
-
Н.В. Гоголь. "Майская ночь, или Утопленница". Смысловой анализ поэтических средств изобразительности в картине украинской ночи. 6-й класс 2006
Поэтическая картина украинской ночи написана поэтом в романтическом стиле – стиле восторга и восхищения перед "необъятной" и в то же время ласковой украинской природой. Эта страница из "Майской ночи" дает возможность учителю раскрыть перед учащимися не только гениальное мастерство Гоголя в области словесной живописи, его безграничную любовь к родной Украине, но и закрепить умения учащихся в анализе поэтических картин природы.
-
Н.В. Гоголь. "Ночь перед Рождеством". Ночь чудес и справедливости 2010
Перед уроком учащимся было предложено найти материал о Рождестве, колядках. Учитель разделил класс на группы, которые должны были подготовить материал о персонажах повести. В ходе урока учащиеся должны выяснить, почему ночь перед Рождеством - это ночь чудес и справедливости.
-
Н.В. Гоголь. Интерес писателя к прошлому Родины. 7-й класс 2011
Разработка урока, предваряющего изучение повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Урок построен в форме лекции-беседы и содержит материалы по истории казачества.
-
Н.В. Гоголь. Романтические произведения. "Вечера на хуторе близ Диканьки". 10-й класс 2011
Автор знакомит учащихся с жизнью писателя, дает представление о романтизме и романтических произведениях Н.В. Гоголя.
-
Н.В. Гоголь. Сборник "Вечера на хуторе близ Диканьки" 2010
Цель урока: ознакомление учащихся с фактами биографии Н.В. Гоголя; историей создания сборника "Вечера на хуторе близ Диканьки".
-
Н.В.Гоголь. «Ревизор» 2019
Цели уроков: познакомиться с жизнью и бытом и жизнью русского народа, уметь пересказывать содержание текста; уметь обосновывать и высказывать своё собственное мнение; составлять речевую характеристику литературных героев.
-
Н.С. Гумилев. Поэт и его лирический герой 2009
По программе А.Г. Кутузова первая встреча учащихся с поэтом происходит в 7-м классе. Это первый урок. Его цель - познакомить учащихся с личностью поэта, сформировать читательский интерес к творчеству Н.Гумилёва, показать неразрывную связь поэта и его лирического героя, чтобы они прониклись романтикой странствий и экзотикой художественного мира, почувствовали неповторимость Гумилева.
-
Н.С. Лесков "В путь с левшой" (разработка урока) (6-й класс) 2009
Методическая разработка урока-путешествия по литературе формирует читательские интересы и творческие способности учащихся среднего звена при работе с произведением, развивает воображение, активизирует совместную деятельность учителя и учеников, заставляет учащихся постигать величие и красоту патриотизма.
-
Н.С. Лесков "Леди Макбет Мценского уезда" – история любви или история уголовного преступления? 2009
Автор работы предполагает помочь в обучении навыкам сравнительной характеристики героев, воспитать позицию критического отношения к бездуховному существованию, что актуально в современной действительности, так как Лесков обращается в повести к социальной и общечеловеческой проблематике, раскрывает трагедию сильной личности.
-
Н.С.Лесков "Леди Макбет Мценского уезда". Анализ повести-очерка по главам 2020
Цели урока: проблемный анализ повести-очерка по главам; развитие умения внимательно читать текст художественного произведения, находить в нём ответы на вопросы, сопоставлять, обобщать и делать выводы; воспитывать уважение к русской истории и литературе.
-
На границе двух миров. А.С. Пушкин. Баллада "Песнь о вещем Олеге" 2013
Урок повторяет жанровые особенности баллады и летописи; сравнивает главных героев стихотворения; рассматривает, как в стихотворении отразилось противостояние «своего» и «чужого» мира; расширяет кругозор учащихся и прививает интерес к литературе и истории.
-
На подступах к роману "Евгений Онегин". Герои романа в иллюстрациях художников 2010
Урок помогает закрепить знания учащихся о романе "Евгений Онегин", познакомить детей с иллюстрациями к роману, некоторые из которых были нарисованы самим Пушкиным.
-
На посиделках 2012
Урок способствует расширению знаний учащихся о фольклоре и традициях русского народа; воспитывает чувство любви к родной земле, ее прошлому; развивает «актерские» способности учащихся.
-
На родине А.Т. Твардовского
2012
Занятие с целью рассказать о родине А.Т. Твардовского. Опираясь на факты биографии, определить тематику стихотворений поэта.
-
На уровне сердца. 9–10-й классы 2012
Цель урока: знакомство с жизнью и творчеством Ю.Друниной. Совершенствование умения работать с критической, мемуарной и справочной литературой; воспитание внимательного отношения к художественному слову. Формирование гуманистического мировоззрения, гражданской позиции и чувства патриотизма; развитие ораторских умений, восприятия художественного текста.
-
На урок с удовольствием: мотивация обучающихся на уроке литературы при изучении художественного произведения 2025
Изучение художественной литературы в школе – это не просто знакомство с классиками и современной прозой, это формирование личности, развитие критического мышления, эмпатии и способности к образному мышлению. Однако часто учителя сталкиваются с проблемой недостаточной мотивации учащихся к чтению и анализу художественных текстов. В эпоху цифровых технологий чтение, требующее сосредоточенности и интеллектуальных усилий, проигрывает в конкуренции с более простыми и зрелищными формами развлечений. Поэтому вопрос мотивации становится ключевым для успешного преподавания литературы.