Литература

Сортировка: новинки, темы Класс:
  • "А душу можно ль рассказать?" 2008

    Автор: Сусметова Татьяна Федоровна

    Данный материал поможет учителю обобщить знания, подготовить учащихся к написанию сочинения "А душу можно ль рассказать?" по произведению М.Ю. Лермонтова "Мцыри". Составление кластеров, синквейнов позволит добиться более полного понимания темы и разнообразить урок. Работа над средствами выразительности приведет к осознанию богатства как внутреннего мира литературного героя, так и самого автора.

  • Личностно-ориентированный урок-открытие "Человек создан для счастья, как птица для полета" (по очерку В.Г. Короленко "Парадокс") 2008

    Автор: Самарская Елена Николаевна

    Цели урока: помочь учащимся увидеть нравственное взросление героев; показать, что личность человека формируется в результате межличностных отношений; воспитывать гуманистическое отношение к окружающему миру; помочь увидеть смысл жизни, наполнить его ценностным содержанием.

  • Урок в 11-м классе по теме "Авторская песня" 2008

    Автор: Финогеева Ольга Павловна

    Авторская песня - родная сестра так называемой эстрадной лирики. В 50–90-е годы ХХ века авторская песня стала общественным движением. Существует она и сегодня. Авторская песня выражает внутренний мир человека, открывшего для себя новые, гуманистические ценности.

  • Урок литературы "Обрядовые песни" 2008

    Автор: Лысенко Зоя Владимировна

    Урок построен в виде конкурса мини-проектов с использованием компьютерной презентации. В ходе работы над предложенными темами учащиеся знакомятся с особенностями обрядовой поэзии, учатся творчески реализовывать свои замыслы, изучают обычаи своей страны.

  • Урок по литературе в 7-м классе на тему: "За добро плати добром" (по рассказу К.Г. Паустовского "Телеграмма") 2008

    Автор: Гречихина Ольга Николаевна

    Содержание урока построено на анализе рассказа К.Г. Паустовского "Телеграмма", учит анализировать текст, находить в произведении художественные средства и приемы (эпитеты, олицетворения, метафоры); развивает правильную грамотную речь, память, мышление; воспитывает любовь, доброту, милосердие, отзывчивость к людям, к родителям. Материал может быть использован для урока внеклассного чтения.

  • Открытый урок литературы в 8-м классе на тему "В чём загадка Мцыри?" 2008

    Автор: Конопьянова Гульмира Габдуллиновна

    Данная работа написана на основе открытого урока, который я провела после изучения поэмы «Мцыри» М.Ю. Лермонтова в 8-м классе. Основной вопрос: «В чём загадка Мцыри?» – решается через обсуждение проблемных ситуаций, которые способствуют раскрытию образа главного героя. У каждого читателя свой ответ на поставленный вопрос, у каждого своё мнение. Надо достойно прожить, чтобы можно было без стыда ответить: «Ты хочешь знать, что делал я на воле? Жил…»

  • Тема урока "Текст. Тема текста. Способы связи предложений в тексте" 2008

    Автор: Страшко Анна Васильевна

    Цель данного урока – научиться восстанавливать порядок, связь между предложениями; проследить, как развивается, уточняется, раскрывается основная авторская мысль за счет выражения смысловых связей между предложениями, используя грамматические способы связи. Тип урока – повторение изученного.


  • Урок литературы в 9-м классе на тему "У.Шекспир. «Ромео и Джульетта». Основной конфликт трагедии. «Вечные» проблемы и их разрешение в произведении" 2008

    Автор: Гердт Светлана Валерьевна

    Задачи урока: рассмотреть особенности времени, историю создания трагедии Шекспира; выявить влияние окружающих на главных героев; развить умение давать оценку прочитанному тексту, систематизировать лекционный материал, сопоставлять, анализировать, творчески осмысливать материал. Урок создан с использованием презентаций PowerPoint, Excel.

  • Конференция заинтересованных читателей 2008

    Автор: Бадулина Татьяна Валерьевна

    Конференция – эффективная форма работы с читателями 13–14 лет, позволяющая объединить возможности урока литературы, школьной библиотеки, творческих объединений дополнительного образования. Это итоговое мероприятие "Недели детской и юношеской книги", знакомящее с книжными новинками, самодеятельным литературным творчеством учеников, результатами опросов читателей, творчеством писателей-юбиляров текущего года. Перед участниками ставятся практические задачи и прослеживаются пути их решения. Главная цель – воспитание массового читателя.

  • Интегрированный урок по культуре Серебряного века в 11-м классе "Судьба России в творчестве М.Волошина и К.Петрова-Водкина" 2008

    Автор: Чиркова Галина Алексеевна

    Урок по культуре «Серебряного века» показывает художественный и философский аспекты восприятия и отображения темы революции и гражданской войны в творчестве поэта М.Волошина и художника К.Петрова-Водкина, демонстрирует возможности интегрированного урока в формировании в сознании учащихся целостной картины эпохи.

  • Интегрированный урок литературы и физики "Гроза в науке и искусстве" 2008

    Автор: Рамусь Ирина Николаевна

    Интегрируя литературу и физику, учитель ставит перед собой задачу мобилизовать мышление учеников на получение знаний из различных источников в нетрадиционной форме, установить междисциплинарные связи этих двух предметов, обобщить знания, выработать навыки интегрированного подхода к изучению явлений природы и общества. Осуществляя такой методологический подход к развивающему обучению, у учителя всегда есть возможность организовать детей на собственную деятельность.

  • Информационные технологии на уроках литературы. Урок по теме: "…Милосердие… не бывает чрезмерным…" (по рассказу В.М. Шукшина "Как зайка летал на воздушных шариках") 2008

    Автор: Быкова Людмила Григорьевна

    Знакомство учеников 5-го класса с нравственно-этическими ценностями на примере небольшого рассказа В.М. Шукшина "Как зайка летал на воздушных шариках". Кто-то может подумать, что рано об этом говорить с детьми 10–11-летнего возраста. Оказывается — нет. Они прекрасно понимают, о чем идет речь в данном рассказе, и делают глубокие наблюдения, приходят к правильным выводам. Именно об этом предлагаемый урок литературы, проведенный в 5-м классе. Урок проведен с использованием информационно-коммуникационных технологий.

  • "…Он видел мир и слушал свою душу с высоты эшафота" (Ю.Айхенвальд) 2008

    Автор: Сусуйкина Лариса Ивановна

    Учитель использует в своей педагогической деятельности технологию подготовки и проведения урока, предложенную профессором М.М.Поташником. В течение четырех лет на уроках русского языка и литературы используется групповая форма учебной деятельности учащихся. Группы составлены на основе психофизиологических и социально-психологических особенностей учащихся. Когда ученики работают в группах, черты их темперамента могут влиять на конечный результат. Ученик может развиваться как творческая личность, когда учитель создает учебную ситуацию, в которой ученик применяет и совершенствует способ выполнения задания, характерный для его типа темперамента. Использование данной технологии создаёт условия для конструктивного диалога с учащимися на уроках и развития положительной мотивации к обучению.

  • Интегрированный урок литературы и истории "Тайники русской жизни" 2008

    Авторы: Родионова Тамара Ивановна, Шатрова Наталья Анатольевна

    На уроке идет рассмотрение образа Ивана Грозного в истории и литературе. Можно найти богатый материал об эпохе правления Ивана Грозного; используется инсценирование художественных произведений, пополняется и активизируется словарный запас учащихся.


  • Урок-конференция "Литература учит жизни… Литература учит здоровому образу жизни…" 2008

    Автор: Михайленко Ирина Александровна

    Здоровье - состояние ответственности за судьбу свою и ближних. Формирование основ сохранения здоровья на уроках литературы средствами художественного слова - действенный инструмент в воспитании здоровой во всех отношениях личности. В этой связи хотелось бы привести пример одной из форм проведения урока литературы (внеклассное чтение) в 8-м классе с использованием здоровьесберегающих технологий. Приложение к уроку - презентация.

  • Не заменяй себя никем. Урок внекласного чтения по рассказу Л.Улицкой "Пиковая дама", 10-й класс 2008

    Автор: Губина Ангелина Аркадьевна

    Урок для 10-го класса является попыткой разобраться в необходимости толерантных отношений между членами семьи и определить отношение учащихся к самоотверженности.

  • Родная природа в изображении русских поэтов и художников 2008

    Автор: Тимченко Наталья Викторовна

    Урок внеклассного чтения по литературе "Родная природа в изображении русских поэтов и художников" можно отнести к эмоционально-образным формам урока. Его главная цель — научить школьника воспринимать поэтические произведения (в данном случае стихи о природе) в совокупности с другими видами искусства (живописью, музыкой).

  • Медиаурок внеклассного чтения "Сонеты о любви" 2008

    Автор: Шарина Раиса Петровна

    Урок может быть проведен как предметный или как внеклассное занятие, на котором учащиеся знакомятся с сонетами, созданными в течение целого тысячелетия самыми замечательными поэтами незабываемых эпох.

  • Добро и Зло в "Вечерах на хуторе близ Диканьки" 2008

    Автор: Казеева Ольга Сергеевна

    Урок литературы по произведениям Н.В.Гоголя «Майская ночь», «Сорочинская ярмарка», «Ночь перед Рождеством». Ученики заранее готовят сообщения о детстве Гоголя. В результате беседы на уроке им удается определить основную проблему, объединяющую эти повести, – проблему добра и зла и сделать выводы, формирующие нравственность учеников.

  • Воспитание нравственности на уроках литературы 2008

    Автор: Фролова Ольга Николаевна

    Cтатья по литературе с элементами уроков: 5-й класс – В.Г.Короленко «В дурном обществе; 9-й класс - «Герой нашего времени»; 11-й класс – «Мастер и Маргарита». В основе создания этой статьи лежит идея о нравственном воспитании учащихся на уроках литературы, потому что воздействие литературы на моральное становление личности велико и разносторонне. В ней приведены элементы уроков, которые помогут учителю организовать живое размышление над прочитанным, воспитать в детях нравственные понятия: доброту, дружбу и любовь.

  • Интегрированный урок (литература, геометрия, французский язык и физика): "Путешествие по повести «Капитанская дочка» А.С. Пушкина с увеличительным стеклом" 2008

    Авторы: Гаврилова Наталия Алексеевна, Павлова Елена Евгеньевна, Пичурина Марина Леонидовна

    Хорошим средством повышения эффективности обучения и воспитания современных школьников являются межпредметные связи. Осуществление межпредметных связей сказывается на результате обучения. Знания приобретают качества системности, умения становятся обобщенными, комплексными, более эффективно достигается всестороннее развитие личности. Наша творческая группа имеет опыт проведения интегрированных уроков, в которых отражены межпредметные связи. Один из таких уроков мы и предлагаем вашему вниманию.


  • "Мы все к своей родине привержены" (по произведению Н.С. Лескова "Левша") 2008

    Автор: Маннапова Зульфия Миннефавизовна

    Главным героем урока по предложенной теме является Левша. Сопоставительная характеристика с другими действующими персонажами рассказа - государями Александром и Николаем, атаманом Платовым - подготавливает оценку тульского мастера. В центре внимания оказывается поездка русского умельца в Англию, которого не соблазнила заморская жизнь. Соотнеся поступки простого человека и "отцов Отечества", учащиеся приходят к выводу о том, чем им дорог родной край.

  • Урок-размышление по рассказу Федора Абрамова "О чем плачут лошади". "Раздумье о лошадиной жизни" 2008

    Автор: Акемеева Татьяна Албегановна

    На уроке поговорим о судьбе писателя и, самое главное, – поразмышляем, поспорим, над рассказом Федора Александровича Абрамова «О чем плачут лошади». Выясним, почему же плачут лошади.

  • Интегрированный урок по литературному чтению и изобразительному искусству 2008

    Автор: Шорникова Надежда Леонидовна

    Данная тема изучается на протяжении всего времени обучения в начальных классах. Предлагаемый урок является итогом проделанной работы. Фрагменты предлагаемого урока могут быть использованы для проведения уроков литературного чтения и изобразительного искусства в 1–3-х классах. Первая тема по литературному чтению в начале учебного года в каждом классе - "Устное народное творчество". Полностью предлагаемую разработку можно использовать в конце учебного года, тем самым подвести итог изученного материала по данной теме и предложить учащимся в летнее время научиться понравившемуся ремеслу у старших.

  • Интеллектуальная игра "Умники и умницы" (урок по теме Т.Габбе "Город Мастеров") 2008

    Автор: Хребтищева Елена Юрьевна

    Нетрадиционные уроки помогают избегать однообразия, схематизма, обеспечивают интенсивную работу учащихся, позволяют разнообразить учебную деятельность, способствуют повышению интеллектуальной активности учащихся, а следовательно, и эффективности урока. Такие уроки дольше остаются в памяти детей, они интересны и познавательны. Одним из таких уроков является разработанная мною игра "Умники и умницы" для 5-го класса по книге Тамары Габбе "Город мастеров".

    умники и умницы

  • Открытый урок "Глоток зеленого шартреза…" Жемчужные россыпи поэзии Николая Гумилева 2008

    Автор: Новченко Александра Ивановна

    Целью данной работы является знакомство с жизнью и творчеством Николая Гумилева, пробуждение интереса к его уникальной личности, к жемчужным россыпям его экзотической поэзии. Автор работы глубоко исследовала редкие материалы о Гумилеве, газетные статьи, публицистические заметки, воспоминания друзей и знакомых, мемуарные и дневниковые записи, письма Гумилева. Работа носит интересный и познавательный характер.

  • Преподавание литературы 2008

    Автор: Самкова Людмила Александровна

    Цели урока: продолжить знакомство с жизнью и творчеством Ф.М. Достоевского; показать, как создан в романе образ тупика, в котором оказались герои; как изображает писатель жизнь униженных и оскорбленных; подвести к осмыслению главного конфликта романа – конфликта между Раскольниковым и миром, им отрицаемым; выявлять основную проблематику произведения; владеть навыками сопоставительного анализа и выразительного чтения прозаического текста; развитие речевых умений и навыков; выполнять индивидуальную и сравнительную характеристики героя; готовить доклады на литературную тему, пользуясь различными типами справочной литературы; воспитывать бережное отношение к духовному наследию народов как источнику формирования общей культуры человека, эстетическое восприятия прозаического текста, чувство ответственности и сознательное отношение к учебному труду, чувство прекрасного.

  • "Словесный колдун, волшебный сказочник" С.Г. Писахов 2008

    Автор: Смирнова Елена Владимировна

    Это урок внеклассного чтения из раздела "Региональный компонент", который был проведён в 5-м классе после изучения темы "Русские народные сказки". Он позволил познакомить учащихся с личностью северного сказочника С.Г. Писахова, расширить их представления о мире сказок, сказочных жанрах и элементах, совершенствовать навыки пересказа и устной речи пятиклассников.


  • Тезисы и методическая разработка урока по произведению К.Паустовского "Телеграмма": "Пока не стало поздно" 2008

    Автор: Чекусова Наталья Борисовна

    Урок по произведению К.Паустовского "Телеграмма": "Пока не стало поздно", на котором учащиеся, анализируя произведение, пытаются раскрыть идейное содержание рассказа, выявить роль художественных средств в раскрытии замысла автора и характеров героев; совершенствуют навыки выразительного чтения на основе определения опорных слов, интонации, темпа чтения; развивают свои коммуникативные умения (анализируют, размышляют, дискутируют, отвечают на поставленные вопросы, обобщают).

  • Мир детства в лирике И.А. Бунина на уроках литературы в средних классах 2008

    Автор: Гордиенко Галина Николаевна

    Урок знакомит учащихся с личностью И.А.Бунина, с его прозой ("Жизнь Арсеньева") и поэзией. Он строится на эмоциональном сопереживании читателей, позволяющем понять чувства поэта, проследить их развитие, только затем выявить художественные особенности, передающие "пейзаж души"; вырабатывает умение составлять суждения о поэте, опираясь на его произведения; даёт представление о стихотворениях или прозаических отрывках как произведениях искусства. Урок формирует умение работать с учебником, находить в научной статье ответ на вопрос.