Тезисы и методическая разработка урока по произведению К.Паустовского "Телеграмма": "Пока не стало поздно"

Разделы: Литература


Цели урока:

  • анализируя произведение, помочь учащимся раскрыть идейное содержание рассказа, выявить роль художественных средств в раскрытии замысла автора и характеров героев;
  • продумать систему работы по формированию навыков выразительного чтения на основе определения опорных слов, интонациями, темпа чтения;
  • продолжить работу по формированию коммуникативных умений учащихся: анализировать, размышлять, дискутировать, отвечать на поставленные вопросы, обобщать;
  • создать проблемные ситуации.

Тип урока: комбинированный.

План урока

1. Организационный момент

2. Актуализация

- Как вы думаете, почему рассказ Паустовского называется "Телеграмма"?

(- Именно телеграмма перевернула всю жизнь Насти.

- Тихон "отправил" телеграмму Катерине Ивановне, проявил чуткость, доброту...

- Именно эта телеграмма и убила Катерину Ивановну... Она поняла, что окружающие ее люди думают, что ее дочь черствая, равнодушная... И любящая мать не смогла это перенести)

- Какое чувство испытываете вы сами, когда получаете телеграммы?

(- Если это не поздравительные телеграммы, то чувство страха, вдруг что-то случилось)

- С каким чувством вы начали читать это произведение?

(- С чувством волнения, само название настроило нас на это)

- Каковы ваши первые впечатления, мысли, чувства, возникшие при чтении? Что особенно вас тронуло? Какие вопросы возникают при чтении, что тревожит, что вызывает недоумение?

- Итак, тема сегодняшнего урока "Пока не стало поздно". (по рассказу К. Паустовского "Телеграмма")

Цели урока (записаны на доске)

  1. Знать содержание рассказа.
  2. Уметь осмыслить художественное своебразие произведения, его изобразительно - выразительные средства.
  3. Учиться выразительно читать фрагменты рассказа.
  4. Уметь формулировать свое восприятие текста; выделять, обобщать нравственно - эстетические ценности рассказа.

3. Работа с текстом

- Как же создается эмоциональный фон рассказа уже в его начале? (1-4 абз.)

- Какие эпитеты, глаголы использует Паустовский, рисуя эту осень?

(- Автор использует такие эпитеты как холодный, ненастный, спутанная, рыхлые; глаголы - полегла, тащились тучи (не плыли, а именно тащились), назойливо сыпал.

- Паустовский рисует мрачную холодную осень).

- Почему автор начинает свой рассказ с такой мрачной картины?

(Рассказ о Катерине Петровне, Манюшке, Тихоне, Насте).

- Какие эпитеты использует Паустовский, рисуя интерьер дома, в котором живет Катерина Петровна?

(Горький запах, пыльный "Вестник Европы", пожелтевшие чашки, давно не чищенный самовар, в покинутом доме, продавленного дивана...)

- Как вы думаете, какова роль этих эпитетов?

(Подчеркивают одиночество хозяйки дома, запущенность интерьера, где "доживала свой век" Катерина Петровна).

- Каково душевное состояние Катерины Петровны? Как автор передает его читателям?

(Автор передает душевное состояние Катерины Петровны через ее действие: ... начинала тихо плакать;... без этого слабого огня Катерина Петровна и не знала бы, как дожить до утра; ... думала о ней (Насте) все дни, сидя на краешке продавленного дивана; ... ей казалось, что от денег пахнет Настиными духами; ... впервые за этот год вышла из дома. Катерина Петровна страдает от одиночества, от того, что уже три года она не видела свою дочь).

- Как Катерина Петровна относится к тому, что Настя так долго не приезжает к ней?

(Мать оправдывает свою дочь. "У них, у молодых, свои дела, свои непонятные интересы, свое счастье. Лучше не мешать".)

- Почему Катерина Петровна решилась впервые за этот год выйти на улицу?

(Ей показалось, что кто-то долго стучит в заколоченную калитку. Екатерина Петровна, постоянно ожидая свою дочь, решила, что это она приехала и не может попасть в дом, так как не знает, что калитка уже несколько лет как заколочена. Поэтому Катерина Петровна и выходит на улицу, чтобы встретить Настю.)

- Прочитайте еще раз этот отрывок. Какова роль пейзажа в этом эпизоде?

(Автор использует такие эпитеты, как за холодную (ветку), (клен)... озябший; метафору - позабытые (звезды); олицетворение - ... ему (клену) некуда было уйти от этой бесприютной, ветреной ночи. Пейзаж помогает нам понять душевное состояние героини, ее одиночество, переживания, ведь ее тоже никто не ждет, ей тоже некуда идти, она просто доживает...).

- И именно после этой "встречи" с кленом Катерина Петровна решается написать письмо дочери.

(Учитель читает письмо Насти).

- Как вы считаете, что должна была сделать Настя, получив такое письмо?

(Настя должна была бросить все дела и сразу же поехать к маме).

- А что же Настя? Что мы узнаем о ее жизни и работе в Ленинграде? Вводит ли Паустовский в рассказ подробное описание ее портрета?

(Паустовский не вводит подробного описания портрета Насти. Мы только узнаем, что "художники звали ее соловей за русые волосы и большие холодные глаза")

- О чем говорит эпитет "холодные" (глаза)?

(Глаза - зеркало человеческой души. Здесь такой разоблачающий эпитет! "Холодные"! Очевидно, у человека с холодными глазами, такое же холодное черствое сердце.)

- Доказывает ли нам автор, что у Насти, действительно, "черствая" душа?

(Автор нам показывает реакцию Насти на письмо от мамы. Ведь она даже сразу не прочитала его, хотя мать свою не видела уже три года.)

Письмо от мамы у Насти вызвало два чувства: облегчение; раз мать пишет- значит, жива; и в тоже время - безмолвный укор. Но несмотря на "глухое" беспокойство, она не едет к Катерине Петровне, старается оправдать себя: "Куда там сейчас ехать. Разве отсюда вырвешься!". А на самом деле ей не хотелось ехать, потому что ее ждали переполненные поезда, материнские слезы, скука.

А кто же дает оценку ее поступку?

(Оценку поступка Насти дает Гоголь: "А письмо - то в сумочке не распечатанное, - казалось, говорили сверлящие глаза. - Эх ты, сорока!". Через слова Гоголя мы чувствуем и авторское отношение к происходящему.)

- А почему Гоголь сравнивает Настю с сорокой?

(Скорее всего автор этим сравнением хочет передать беспечность Насти, тягу ее ко всему красивому, блестящему...).

- А почему именно Гоголь оценивает поступок Насти, а не другой писатель?

(Может быть потому, что Гоголь - сатирик, и, по мнению Пушкина, обладал удивительной способность сразу угадывать человека.)

- Но можем ли мы говорить о черствости Насти, зная о ее участии в судьбе художника Тимофеева?

(Конечно, Настя помогла Тимофееву. Но не последнюю роль здесь сыграло то обстоятельство, что Тимофеев был очень талантлив. Когда Настя смотрела на скульптуру Гоголя, то видела "как на его виске бьется тонкая склеротическая жилка". Тимофеев со временем сам бы пробился. Поэтому она и решила "вырвать во что бы то ни стало этого талантливого человека из безвестности", возможно, предвидя слова благодарности "о заботе и чуткости")

- И вот настал долгожданный день - выставка Тимофеева. И именно в этот момент приносят телеграмму от Тихона: "Катя помирает. Тихон." Для нас важна реакция Насти на телеграмму. Как вы считаете, что должна была чувствовать, делать Настя в этот момент?

(Настя должна была, получив такую телеграмму, почувствовать боль, отчаяние. Она должна была плакать и кричать, ведь речь идет о жизни самого близкого человека).

- А какова же была реакция Насти?

(Настя сначала даже не поняла о ком идет речь в этой телеграмме, так была она увлечена тем, что происходило на выставке: "Какая Катя? - растерянно подумала Настя. - Какой Тихон? Должно быть, это не мне?". Настя скомкала телеграмму и нахмурилась. И продолжала слушать выступление Першина.)

- А что же в это время говорили с кафедры?

(Першин о говорил о чуткости и заботливости Насти: "Этой выставкой мы целиком обязаны - да не в обиду будет сказано нашему руководству - одной из рядовых сотрудниц Союза, нашей милой Анастасии Семеновне.)

- Автор пишет, что "Настя смутилась до слез". А чем вызваны эти слезы?

(Это слезы радости, гордости, ведь "Першин поклонился Насте, и все зааплодировали. Аплодировали долго.)

- Какой художественный прием использует здесь автор и для чего?

(Автор здесь использует контраст, чтобы подчеркнуть несоответствие поступков и похвалы.)

- А кто же дает оценку ее поступку?

(Оценку ее поступку дает опять Гоголь: "... чей-то взгляд, тяжелый и пронзительный, Настя все время чувствовала на себе и боялась поднять голову...

Она с усилием подняла глаза и тотчас отвела их: Гоголь смотрел на нее, усмехаясь. Насте показалось, что Гоголь тихо сказал сквозь стиснутые зубы: "Эх, ты!")

- Раскройте, что стоит за этим "Эх, ты!".

( Предательство, фальшь, тщеславие, эгоизм)

-Виктор Астафьев в общей беседе с украинским писателем дал характеристику "некоторой части нашей молодежи". Подумайте, можно ли Настю отнести к числу тех "детишек", о которых говорит В. Астафьев.

"Ведь что еще самое страшное в некоторой части нашей молодежи... Часто форсят, золотишком брякают, фортеля выкидывают, некоторые работать не хотят, не хотят себя кормить. Привыкли к готовому, да еще думают, что и далее им всего наготовлено на сто лет вперед. Печально все это. Находятся "детки", что даже не вспомнят своих родителей, хоронить - то не приезжают родную мать. Один из наших деревенских за много лет прислал матери из Норильска пятьдесят рублей. Я ему как саданул их обратно. На почте у меня текст телеграммы проверили: "Че ты, Петрович, написал - то?" - говорят. А я, ему написал: "Подавись, зараза! Твои односельчане". "Нехорошо, - говорят мне. - Соберем мы эти 50 рублей". Я им говорю, что сам буду этой матери ежемесячно посылать пятьдесят рублей. И ни слуху ни духу от "сыночка" после этого. Умерла мать вскоре, схоронили ее всем селом. А "наследник" уже после появился, пробовал избу продать, да так и не продал... Вот какие бывают людишки, а ведь и в школе нашей учились, и великую русскую литературу им, вроде бы, преподавали... А из таких вот "детишек" потом карьеристы, горлохваты всяческих мастей формируются..." - Итак, подумайте, можно ли Настю отнести к числу тех "детишек", о которых говорит В. Астафьев?

(Настю можно отнести к тем "детишкам", о которых говорит В. Астафьев. Ведь она живет в старинной комнате на Мойке, лепным золоченным потолком. Откуда у Насти эта старинная комната? Наверно, эта квартира досталась Катерине Петровне от ее отца, известного художника. А Катерина Петровна отдала ее дочери. И Настя, живя в этой квартире, не подумала даже о том, что сюда можно перевезти свою маму, спасая ее тем самым от одиночества, болезней...

-Настя прежде всего думает о своей карьере. И лишь изредка вспоминает о матери, высылая в два - три месяца по 200 рублей, как бы откупаясь за свою "занятость", из -за которой она так и не успела проститься со своей мамой.

- Heт, Настю нельзя отнести к тем "детишкам, о которых говорит В. Астафьев. После телеграммы, после гоголевского "Эх, ты!" Настя понимает, что "никто ее так не любит, как эта дряхлая, брошенная всеми старушка...". Наступает прозрение.)

- Автор, описывая душевное состояние Насти после того, как она ушла с выставки Тимофеева, вводит в рассказ пейзаж. Какова его роль? Какие художественные средства использует Паустовский?

(Автор использует эпитеты: серая (изморозь), хмурое (небо).

- Хмурое небо все ниже опускалось на город, на Настю, на Неву". Небо как бы давит на Настю. Пейзаж подчеркивает боль Насти, ее одиночество, раскаяние. Она понимает, что никого у нее в жизни нет.

- Настя как бы по-новому читает слова матери "ненаглядная моя".) - Подготовьте выразительное чтение монолога Насти со слов: "Что ж это, мама?..."

- Каким чувством наполнен этот монолог? - Найдите ключевые слова в этом отрывке.

- Каков должен быть темп чтения?

- Прочитайте про себя монолог. А теперь попробуйте вслух выразительно прочитать этот отрывок.

- Успела ли Настя на похороны мамы?

(Нет. "В Заборье Настя приехала на второй день после похорон)

- Как вы думаете, почему в конце рассказа автор показал молодую учительницу?

(Автор предостерегает молодую учительницу, ведь в областном городе у нее осталась мать. Автор противопоставляет учительницу Насте. "Учительница постояла и медленно пошла вслед за гробом", "... подошла к гробу наклонилась и поцеловала Катерину Петровну в высохшую желтую руку", как бы прося прощения за все молодое поколение, которое оторвано от своих родителей, у которого своя жизнь, свои дела, свое счастье)

- А что же Настя? Почему она уехала "из Заборья крадучись, стараясь, чтобы ее никто не увидел и ни о чем не расспрашивал?

(Настя понимает, что односельчане осуждают ее: "Есть у нее в Ленинграде дочка, да, видно, высоко залетела. Так вот и померла без людей, без родственников". Ей стыдно перед людьми, которые жили рядом с ее мамой. Насте казалось, что никто, кроме Катерины Петровны, не мог снять с нее непоправимой вины, невыносимой тяжести).

- Сможет ли Настя когда-нибудь простить себя?

(Нет, Насте всю жизнь придется нести этот тяжкий крест. Она всю жизнь будет корить себя за то, что не писала маме письма, что так редко приезжала к ней, что не поехала тогда, когда получила последнее от нее письмо, что, возможно, если бы она застала маму живой, то та бы и не умерла... что не смогла проводить ее в последний путь, что похоронили ее чужие люди как брошенную, забытую, никому не нужную...)

- Как вы считаете, почему наш урок называется "Пока не стало поздно?".