Цели:
- познакомить с личностью северного сказочника С.Г.Писахова,
- расширить представление о его литературном творчестве,
- заострить внимание на особенностях его сказочного творчества, поэтике его произведений.
Оборудование:
- Портрет С.Г. Писахова
- Презентация картин С.Г. Писахова
- Викторина по сказкам С.Г.Писахова
- Выставка книг С.Г.Писахова
- Иллюстрации к сказкам С.Г.Писахова
1) Вступление.
Чтение высказывания писателя В. Лидина, близко знавшего Писахова:
“Степан Григорьевич Писахов был поистине поэтической душой Севера: он знал его палитру, его музыкальную гамму, его говор, лукавство народной речи, мужественный склад помора – всё, что составляет самую глубокую природу северного края…
По существу, для Севера Писахов был примерно тем же, чем Бажов для Урала. В его шкатулке – пусть не малахитовой, а из северных валунных пород – хранились сказки и легенды, лёгкие, озорные, вместе с тем передававшие самые заветные думы народа”.
- Что вы знаете о С.Г.Писахове?
- Какие его произведения вам знакомы?
2) Биографическая справка.
С.Г.Писахов (12 окт. 1879 – 1960) прожил в Архангельске всю жизнь и любил повторять, что “родился в той комнате, в которой живёт до сих пор”, в доме по ул. Поморской, принадлежащем его отцу.
Отец, ювелирных дел мастер, приехал в Архангельск из Белоруссии. Мать была местной, с Пинежья.
С детства Писахов хотел стать художником, но отец считал, что “и без художников люди проживут”, и не поддержал стремлений сына.
Хотя творческая биография Писахова сложилась так, что сначала он завоевал известность как талантливый живописец, певец северной природы. Ещё до революции картины Писахова экспонировались в Москве и Петербурге. (См. приложение 1)
В 1902 г. Он поступил в художественное училище в Петербурге. В 1905 г. его за вольнодумство исключили из училища и лишили права продолжать художественное образование в России, он два года путешествовал по дальним странам: Греция и Италия, Франция. Именно вдали от родины Писахов понял, что не может жить без Севера.
Охоту к перемене мест Писахов сохранил до глубокой старости, но отныне путешествовал только по Северу, чаще всего ходил в Арктику: на Новую землю, в Карское море, на Землю Франца-Иосифа. Он исходил вдоль и поперёк весь северный край: Печору, Пинегу, Онегу, Мезень.
Писахов изучил быт и культуру Севера, как никто другой знал старинные обычаи и обряды, запоминал легенды и сказки.
В Архангельске Писахов был заметной фигурой, его считали “достопримечательностью” города. Когда он шёл по улице, архангелогородцы узнавали знаменитого сказочника:
“Был он приземист и широкоплеч. Лицо густо заросло бородой, кустистые свисающие брови прикрывали глаза. Из-под старомодной с широкими полями чёрной шляпы ниспадала грива седых волос”.
Дети нисколько не боялись его, приходили к нему в дом на улице Поморской целыми классами – “за книжками”. И он дарил им свои “сказки”, сколько экземпляров находилось.
Писахов почти 25 лет проработал в школе. Преподавал рисование с 1928 года в 3, 6, 15 школах г. Архангельска.
Наиболее известные его картины:
- “Сосна, пережившая бури”
- “Серебристый день”
- “Берег Белого моря”
- “Прибрежные сосны”.
Первая сказка “Не любо – не слушай” была опубликована в 1924 году в сборнике “На Северной Двине”.
- В 1932 году Писахов послал сказки в Москву в журнал “30 дней”, где они попали к писателю Лазарю Лагину. И затем в течение нескольких лет сказки Писахова издавались в этом журнале.
- В 1938 г. вышла целая книга сказок.
- В 1939 г. Писахов был принят в Союз писателей.
3) Викторина “Откуда эти строки?”
- “Спи – отдыхай” (“Как поп работницу нанимал”)
- “В стары годы морозы были градусов на 200-300. На моей памяти доходило до 500. старики сказывают – до 700 было, да мы не очень верим”. (“Морожены песни”)
- “Просто дело – снег уминать книзу: ногами топчи и всё тут. Я вот кверху снег уминаю”. (“Снежны вехи”)
- “Я долго не думал. Столкнул баню углом в воду, в крышу воткнул жердину с половиком – вышла настоящая мачта с парусом”. (“Баня в море”)
- “На что волки вредны животные, а коли к разу придутся, то и волки в пользу живут”. (“Морожены волки”)
- “Выспался я во всю силу, проснулся, ногами в поветь упёрся и потянулся лёгкой потяготой. До города вытянулся – до города не сколь далеко, всего 18 вёрст”. (“Брюки 18 вёрст длины”)
- “Дома за мужа взялась, и пилила, и пилила. В мужике сквозна дырка засветилась”. (“Перепилиха”)
- “ Вот приехала к нам городска кума Рукавичка, она привередлива была, важничала; чаю не пила, только кофей, и первы 18 чашек без сахару”. (“Сахарна редька”)
- “Верёвка деревню удержала, по берегу вытянула. Так теперь и стоит. Не веришь – сходи проверь. Пока с одного конца до другого дойдёшь, не раз ись захошь”. (“Угольно железо”)
- “ У меня вот ружьё, тоже своедельно – ствол калибру № 2. Как бы ещё чуть пошире, я бы в ствол спать ложился. А так в ём я сапоги сушил, провиант носил”. (“Оглушительно ружьё”)
- “Я разгорячился! Да так разгорячился, что бок ожгло! Хватил рукой, а в кармане у меня бутылка с водой была, так вода от моей горячности вскипела.” (“Морожены волки”)
4) Общая характеристика сказок С. Писахова.
а) Сказки о севере – Писахов прекрасно знает и горячо любит свой суровый архангельский край.
б) Обозначено место действия почти всегда точно. Большинство сказок имеет один и тот же адрес: деревня Уйма, что в 18 верстах от Архангельска.
в) Основной герой его сказок – народ.
г) Сказки Писахова передаются от лица подставного рассказчика, весёлого балагура Малины.
Сеня Малина – крестьянин деревни Уйма. Это человек бывалый, мастер на все руки: он и пахарь, и рыбак, и охотник; И в Москве, и в Питере был, и против французов и турок воевал, и по многим морям путешествовал.
Из его рассказов узнаём, что живёт он как все мужики, “обнакновенно”, что и “жона” у него, как у всех, “справная”, с которой “спорить – время терять”, что детей у него “семеро на лавке, пять на печи”.
Сеня Малина хорошо знает крестьянскую жизнь, знает все нужды мужика, его думы и чаяния.
Сердце Малины согрето любовью к родному краю, который “и в старо время был самолучшим”. Малина влюблён в родную деревню и твёрдо уверен, что были бы мужики “первеющими богатеями”, если бы “злыдни” проклятые, чиновники, урядники да попы не грабили народ.
д) Образ Сени Малины имел реальный прототип. Имя героя не выдумано. В деревне Уйма жил весёлый сказочник Семён Михайлович Кривоногов, по прозвищу Малина.
“С Сеней Малиной я познакомился в 1928 г. Жил Малина в деревне Уйма, в 18 километрах от города. Это была единственная встреча. Старик рассказывал о своём тяжёлом детстве. На прощание рассказал, как он с дедом “на корабле через Карпаты ездил” и “как собака Розка волков ловила”. Умер Малина, кажется, в том же 1928 г.”
(Писахов)
е) О чём же повествует Малина?
Ведёт разговор о делах житейских, будничных:
об охоте, о рыбном промысле, как новую дорогу вешил, как новую шубу себе шил.
Вот тут и начинаются сказки: быль переплетается с небылью, самые обыденные факты с самыми удивительными вымыслами.
ж) Сказки Писахова оригинальны по форме. Их нельзя подогнать ни под одно деление сказок.
Эти сказки одновременно и волшебные, и сатирические, и исторические, и бытовые, и авантюрные; в них действуют и люди, и животные, и конкретные исторические лица (Наполеон, Мамай…)
Одного нет: нечистой силы, чертей и ведьм, ибо не верит Малина ни в бога, ни в чёрта, а верит только во всемогущие руки свои да в крепкий разум.
з) Оригинален художественный мир сказок:
- характерная поморская лексика
- много сравнений
- преувеличений…
5) Пересказ подготовленных фрагментов сказок учащимися.
Д/З:
- составить словарь сказок Писахова (выписать не только слова и их значения, но и пример употребления слова),
- выполнить иллюстрации или составить викторину по сказкам.
- сочинить сказку.