Личностно-ориентированный урок-открытие "Человек создан для счастья, как птица для полета" (по очерку В.Г. Короленко "Парадокс")

Разделы: Литература


Цели урока:

1.Помочь учащимся увидеть нравственное взросление героев

2.Показать, что личность человека формируется в результате межличностных отношений.

3.Воспитывать в учащихся гуманистическое отношение к окружающему миру. Помочь увидеть смысл жизни, наполнить его ценностным содержанием.

Ход урока.

Эпиграф: “Весь организм орла приспособлен к могучим полётам, и весь организм его есть парадокс, когда он сидит в клетке, и такой же парадокс современное человечество.

А.В. Луначарский.

Общечеловеческие ценности являются основой целостного учебно-воспитательного процесса. Одной из высших ценностей является человек. В.П. Зинченко в качестве важнейшей ценности образования, а значит, и воспитания обосновывает “живое знание”. Оно открывает для человека возможность самостоятельной деятельности.

1. Неожиданная мудрость юности.

- Статья из журнала “Риджер Дайджест”, январь 1996 г. прочитывается в классе.

Недавно я обнаружила в старом чемодане письмо: “Ура! Четвёртый день я в лагере и наконец получил свой чемодан. сначала было ужасно, потому что у меня с собой было только то, что уместилось в рюкзачке. Но оказалось, что мне не нужно так много барахла, как я думал”.

Это мудрое наблюдение – а кто из нас на горьком опыте не осознал, что нам не нужно так много барахла, как нам казалось, - исходит не от Торо, а из лагеря “Осенний лист”, около 1979 года.

Или, точнее из письма, найденного среди других, написанных сыном из летнего лагеря. Пролежав в чемодане несколько лет, эти письма, вместе с письмами его брата, обнаружились во время генеральной уборки.

Я удивилась тому, сколько я пропустила, читая эти письма в первый раз. Конечно, тогда я искала свидетельства тому, что мои сыновья здоровы и счастливы.

А теперь, спустя годы, родительская близорукость уступила место более ясному взгляду. И эти заляпанные мороженым письма вдруг открыли мне, сколько мудрости в простых наблюдениях ребятишек.

“Сегодня начались уроки плавания, - писал один из моих сыновей из Нью-Гэмпшира. – Я записывался на “Выживание”, самый трудный курс, потому что надо плыть в одежде, со связанными руками и ногами. Но это будет потом. Так что пока не буду беспокоиться об этом.”

Тем временем его брат писал домой о довольно трудном начале жизни в Северной Каролине:

“Из-за грозы нашему самолёту изменили маршрут, и мы прибыли в лагерь очень поздно. Сегодня утром 32 градуса и идёт дождь. Я смогу побольше поработать в кружке керамики над полосатым китом, которого я собираюсь сделать.”. (Этот полосатый кит всё ещё хранится у меня. И по- моему, очень хорошо, что шёл дождь, - кит того стоил.)

Перейдя к другому письму я нахожу такую мысль в отчёте из Нью-Гемпшвира:

“Мы шли четыре километра вверх по тропе среди деревьев и поднялись выше границы лесов. Это было потрясающе! Деревья становятся всё более искривлёнными, пока на скалах не остаётся только мох. Забавно, что кажется красивым, когда посмотришь на вещи по-другому”.

Меня поражает проницательность его наблюдения: “Вчера у нас был лагерный костёр в честь последнего воскресенья в лагере. На самом деле у нас по воскресеньям всегда лагерный костёр, но этот был особенный. Знаешь, когда делаешь что-то в последний раз, оно всегда кажется особенным.”

Его брат в очередном письме задумался о времени.

“Кажется, сегодня 12 августа, - пишет он. – Но я не уверен.Время здесь идёт не как обычно. Не думаешь о том, учебный это день или выходной. Потому что если тебе не нужно быть где-нибудь вовремя, это не имеет значения”.

Я присела на минутку, размышляя о такой неожиданной мудрости юности. Потом направилась наверх, в старую спальню сына. Немногое изменилось здесь с тех пор, как он уехал: плакаты с лыжниками на станах, стопка книг по астрономии на его столе. Но в предвечернем свете комната, в которой всегда был беспорядок, вдруг показалась мне красивой.

Не забавно ли, что нам кажется красивым, если посмотреть на вещи по-иному?

Вопрос классу: Юности свойственно делать открытия, свойственно познавать жизнь. К каким мудрым открытиям пришли эти ребята?

2.

Человек, согласно науке, формируется исключительно в условиях деятельности. Всё содержание текста должно предстать как единое поле деятельности учащихся.

Вопрос классу: Мы говорили о том, что дети столкнулись с действительностью в лице Павла, который показал всю неприглядность их детских фантазий. А с какой действительностью столкнулись дети в лице феномена? Может ли подобная ситуация произойти с вами? Как вы повели бы себя в данной ситуации?

Используя текст, заполнить таблицу

Реакция людей на

действия феномена

Выражение глаз и лица

Яна Залуского

  • скептическая улыбка сплывала с её лица, и в синих глазах её уже мелькало какое-то испуганное сожаление
  • лакей Павел один загоготал нелепо и громко.

* * *

  • большие, проницательные, бегающие глаза
  • острый взгляд, точно гвоздь
  • саркастический взгляд, будто ищет в толпе жертву.

* * *

Необходимо на уроке обратиться к особому виду анализа, который есть только в личностно-ориентированной дидактике. Это анализ, определяющий качество влияний учителя и учебного материала на развитие сознания за счёт “включения” его личностных структур: критичности, мотивирования, рефлексии, автономности и т.д.

3. Анализ проделанной работы.

- Какую реакцию у людей произвела встреча с феноменом?

- Что можно сказать о поведении толпы?

- Для чего автор уделяет так много внимания выражению глаз и феномена?

- Реальна такая встреча в жизни?

- Как бы вы вели себя в данной ситуации?

- Каково ваше отношение к поведению людей?

4. Работа над термином парадокс.

Зачитаем момент, когда отец мальчиков сказал, что эти слова скорее парадокс, чем афоризм.

Вопрос классу: Выскажите свою точку зрения по поводу этого рассуждения.

(Любое действие признаётся качественным только тогда, когда за ним стоит личностный смысл. Учащийся имеет право выбора при выполнении задания, свою точку зрения.)

5. Работа с текстом.

“Так… пишешь приятные афоризмы, раздаёшь голодранцам по сороковцу… какой, подумают люди, счастливец!”

Вопрос к классу:

-Почему феномен заставил отдать долгоусого серебряную монету нищему? А как поступили бы вы?

-Человек создан для счастья, как птица для полёта”. Согласны ли вы с этим афоризмом?

- Что такое счастье в вашем понимании?

Заслушиваются творческие работы учащихся, которые подбирали стихотворения, цитаты, пословицы и поговорки по теме “Счастье”

(Учащиеся стимулируются учителем к самостоятельному выбору и использованию наиболее значимых для них способов переработки материала)

6.

Короленко пишет в конце рассказа (стр. 252)

“…А потом мы пошли опять в свой угол…” (зачитать)

Вопрос классу:

-Почему прежняя игра не доставляла мальчикам удовольствия?

-Почему ночью дети “спали плохо, вскрикивали и плакали без причины”?

-Какую мудрость жизни смогли постичь эти мальчики?

7. Вопрос классу:

-Как связан эпиграф к уроку с теми проблемами, которые были подняты В.Г. Короленко в рассказе?

-Какие открытия вы сделали для себя, чему научились, о чём хотели поговорить (что, по вашему мнению, требует анализа).

Урок построен на принципе анализа, установка на партнёрство в общении, признание прав партнёра на собственную точку зрения и её защиту, умение слышать и слушать партнёра, готовность взглянуть на предмет с позиции партнёра, способность сочувствию и сопереживанию.

8.

Домашнее задание является продолжением разговора о счастье. Сочинение – миниатюра на литературном материале или из личных наблюдений по теме: “Счастливый человек рядом со мной”.