Оформление урока: картина Куинджи «Вечер на Украине»
Домашнее задание к уроку:
«Майская ночь»;
«Сорочинская ярмарка»;
«Ночь перед Рождеством»;
Сообщение о детстве Гоголя.
ХОД УРОКА
– В сборнике несколько произведений, объединенных одной темой и проблемой. Рассмотрим одну из актуальных проблем, как решает ее автор, какие уроки помогает извлечь.
Беседа по вопросам
– Что представляет собой ярмарка в Сорочинцах? Прочитайте ее описание.
Звучит «Гопак» Мусорского.
– Помогает ли музыкальная иллюстрация лучше понять дух, настроение, царящее на ярмарке?
Запись на доске:
ЯРМАРКА – событие из ряда вон
выходящее, народный праздник.
Здесь все привычные представления
опрокинуты, отменяются все условности, все
участники – как одушевленное целое, охваченное
радостью, весельем, легкостью, широтой и
открытостью, как музыка Мусорского.
– Что-то мешает людям безмятежно веселиться, спокойно торговать. Что это? (Зло рядом. Оно витает в воздухе, заключается в самом месте, где проводится ярмарка. Народ называет это место проклятым.)
– Зло воплощается в зримый образ, появляется сам черт. Каков он? (Такой как в народных преданиях. Его образ если не очеловечивается, то одомашнивается. Он несчастный, так как изгнан из ада, с горя пьет. Ему нужны деньги, поэтому он закладывает свитку, а потом и совсем исчезает.)
– Так, может, и говорить не о чем? Исчез чёрт и исчезло зло? (Нет. Осталась его красивая свитка.)
– Такая дорогая, редкая, очень красивая вещь. Наверно счастлив ее обладатель? Какова история красной свитки? Может ли зло или то, что имеет отношение к злу, принести добро человеку? (Все обладатели свитки счастья не получили, одни убытки, стремились от нее избавиться, но и это было непросто, удалось только тому, кто, перекрестившись, изрубил свитку и разбросал куски.)
– Легко отличить зло, если оно с рогами и копытами или со свиным рылом. Но очень часто оно скрывается под обычной человеческой личиной. Как же тогда его распознать? Не поможет ли в этом Гоголь? Кто из героев повести – воплощение зла? (Мачеха Хивря. И ее одежда, так подробно описанная автором, чтобы подчеркнуть отсутствие вкуса, гармонии, чувства красоты у мачехи, и выражение лица дают парубкам повод сказать: «А вот впереди и дьявол сидит!» Об этом говорит ее речь, отношение к падчерице и сожителю.)
– Как переплелось зло сказочное, фантастическое и повседневное, реальное! Что же помогло Грицько и Параске превозмочь это зло, чертовщину, мешавшую их счастью? (Помощь парубка и Цыгана, хитроумно использовавшего красную свитку. В целом добро, Любовь, Единение победило зло. Никто не слышит грозных окриков Хиври, обступив танцующей стеной счастливую, красивую пару, слышится музыка – то, что тоже способно обьединить людей.)
– Обратимся к последней странице повести.
Учитель зачитывает ее.
– Почему на такой щемящей ноте умирающего смычка заканчивается повесть, где перед нами счастливые молодые? (У нас нет никакой уверенности будущем счастье Грицько и Параски. В нечистом месте, нечистыми способами, с помощью нечистой силы добыто оно – с помощью красной свитки. «Скучно оставленному! И тяжело, и грустно становится сердцу, и нечем помочь ему»)
– Откуда у Гоголя, совсем еще молодого человека (ему чуть больше 20 ) такой странный взгляд на мир: с одной стороны, поэтический, романтический, а с другой – очень суровый, всевидящий, реалистический? Всему начало – семья, детство человека, все мы родом из детства. И Гоголь – не исключение.
– Обратимся к эпиграфу нашего урока: «Нужно сильно потрясти детские чувства, и тогда они надолго сохраняют все прекрасное, я испытал это на себе» (Н.В. Гоголь октябрь 1833 г.)
– Что же из детства писателя, потрясшего его душу, прошло с ним по всей жизни, воплотилось в произведениях?
Выступает группа «Биографов» с сообщениями (Золотусский И.П. Гоголь. М., 1979, с. 13–14, 24–25.)
– С ранних лет маленький Гоголь «прижимался» к людям, искал их сочувствия, участия, чтобы изгнать из сердца страшную пустыню. Так и его герои понимают, что в борьбе со злом необходимо единение всего доброго и светлого. Обратимся к другой повести: «Майская ночь, или утопленница» Думается, самой красивой и поэтической. Читаю начало повести.
– Когда, в какое происходит действие в повести? (Вечером в сумерки, между сном и явью, на грани реального и фантастического.)
– Изумительная природа, окружающая героев, прекрасны и трепетны чувства, испытываемые ими. Однако в прекрасном пейзаже есть нечто, что нарушает эту гармонию, беспокоит Галю, чувствующую присутствие зла совсем рядом. Что это? (Дом свидетель дикого зла, происходящего здесь, изменился даже внешне и вносит диссонанс в прекрасный мир.)
– В чем заключается это страшное зло? (Отец под влиянием мачехи-ведьмы выгнал родную дочь из дома, толкнул на самоубийство. «Скучно оставленному! И тяжко, и грустно оставленному сердцу, и нечем помочь ему.»)
– Но зло не только в страшном предании. Оказывается, у Левко есть страшный соперник. Кто? (Родной отец, человек страшный, злобный, который будучи головой, обливает на морозе людей. Может ли кто-то помочь Левко добиться у отца согласия на брак с Ганной или отвадить голову от молоденькой девушки? Друзья парубки дурачат голову. Все это похоже на озорство в «Сорочинской ярмарке». Но отец неумолим.)
– И тогда, конечно, приходит чудо: паночка-утопленница обещает любую награду, если Левко поможет русалкам избавиться от ведьмы. Почему именно к Левко она обращается с просьбой о помощи? (Он добр, отзывчив на чужую бед, испытывает сердечное волнение ( тяжелое и полное жалости, грусти чувство сперлось в груди парубка), когда он услышал печальный рассказ паночки.)
– Не ошиблись русалки, нашел Левко ведьму. Но как же он ее узнал? («Внутри у нее виднелось что-то черное, а у других светилось» И сейчас в нашем языке живы эти выражения: «чёрное нутро», «чёрные мысли, дела», «чёрный человек». Когда она бросается на девушек, на лице ее сверкает злобная радость – злорадство. И как бы не маскировалось зло, добрый, чистый душой человек способен его почувствовать, распознать.)
– Как бы наградила русалка человека в сказке? А у Гоголя? Почему? (Чистой душ, победившей зло и награда чистая – не золото, не деньги – любовь.)
– Что общего у Левко и Грицько? в чем их отличие? Обратите внимание на их речь. (Они оба молоды, музыкальны, влюблены, оба прибегают к помощи чудесного. Но Левко более мягкий, чуткий и душевный, более поэтическая натура, и он истинный христианин – желает царствие небесного паночке, крестит спящую Галю. Записку он получает, как награду за совершенное добро.)
– Почему Левко получил у головы согласие на свадьбу, не разбудив спящую Галю, чтобы рассказать ей о радости? (Он бережет ее сон, покой. Перекрестив девушку, он закрыл окно и «тихонько удалился…» Это настоящая любовь, которой не страшно никакое зло. И как награда за такую истинную, бережливую любовь – гармония всюду: в сказке, в жизни, в природе.)
Учитель читает последние эпизоды описания ночи.
– Великая ночь, божественная! И еще одна не менее изумительная ночь ждет нас в другой повести – «Ночь перед Рождеством». Что обьединяет эти повести? В чем их непохожесть? (Любовь, родители, мешающие счастью своих детей, борьба добра и зла. Но «Майская ночь» несет на себе трагизм мрачного предания, а «Ночь перед Рождеством» задорна, весела.)
– Почему создается такое впечатление? Вспомните мачеху-ведьму в «Майской ночи» сравните с ведьмой и ее приятелем – чёртом в новой повести Гоголя. (Там ведьма злобная, жестокая, оборачивается страшной черной кошкой с желтыми когтями, чтобы задушить падчерицу. Здесь Солоха – женщина, «приятная во всех отношениях», а черт и вовсе смешной, похожий на «немца».)
– А еще один злой образ – Пацюк. Как встретили вы его? (Когда-то он был запорожец, потом лечил людей, похож на огромную бочку, тоже смешон. В этой повести зло внешне, физически не страшно, а смешно и нелепо. Но оно стремится погубить не тело, а душу. Поэтому в повести усиливается тема христианского понимания ДОБРА, ЗЛА, ГРЕХА. Эти евангельские мотивы неслучайны, они тоже идут из детства автора.)
Выступление ученика-«биографа» по книге Золотуского, с 28– 29)
– Как понимаете смысл заглавия повести? (В ночь перед Рождеством, на кануне светлого рождения Спасителя, нечистая сила в разгуле, в последние часы своего существования норовит ввергнуть в грех православных людей.)
– Как изобразил эту разгулявшуюся нечисть Гоголь? (Ведьма крадет звезды, черт – месяц в небе колдуны, рой духов, пляшущий черт, метла.)
– А как входит в повесть Рождество? (Месяц поднялся посветить добрым людям, чтобы всем было весело колядовать и славить Христа. Но не только торжеством природы и радостью людей, а вечной, особенно острой в эту ночь борьбой добра и зла.)
– Почему черт крадет месяц? И кто такой этот Вакула, что его все черти знают? (Кузнец, живописец, богобоязливый человек, который писал для церкви образы святых и картину, на которой черта изгнали из ада.)
– Когда Вакула писал картину, так не нравившуюся черту, как ни пытался он мешать живописцу, никакие его гадости не смутить душу Вакулы или заставить дрогнуть его руку так крепка его вера в Бога, так чиста его душа, что делает эту светлую душу местом сражения добра и зла? (Любовь к Оксане. Он перестает быть хозяином, когда смотрит на нее.)
– Как обычно проводил Вакула рождественскую ночь, до чего довела его безответная любовь? (Он проклинал колядки, хотя раньше был от них без ума, не чувствовал в том веселье, которое раньше любил более всех, и парубки шли без него. «Скучно оставленному! И тяжело, и грустно становится сердцу..» И тогда приходят самые страшные мысли.)
– Но Вакула обращается к парубкам с самой последней просьбой. О чем его забота? (Глубоко верующий человек, он знает о грехе самоубийства, знает, что губит этим свою вечную душу, и просит отслужить панихиду.)
– Почему он решился искать помощи у Пацука? (В его горе никто уже не мог помочь ему, жизнь без Оксаны не имела смысла. « Пойду, ведь душе все же придется пропадать» Им движет вечная надежда на чудо.)
– Наверно, не так чиста и богобоязлива душа, если «пришел в такое место, как дом Пацука, за помощью? Как вы считаете? (Он остался тем же набожным человеком и поэтому опрометью выбежал из хаты, когда сообразил, что Пацук в рождественский пост ест скоромные вареники. И один вареник успел испачкать губы Вакулы сметаной – как символ того, что кузнец уже грешен. Для Вакулы и созерцание греховного – уже грех, зло. Во дворце он увидел картину с изображением прекрасной Девы с Божестенным младенцем на руках. Глядя на них, испытывает очищение души. Он не оставлен, он нужен мирянам, особенно в часы богослужения. Без нег певчего нет праздника. Ожившая картина – знак победы ДОБРА НАД ЗЛОМ.)
– Какие мы извлекли уроки?
Выводы:
- Добро и зло часто соединяются в душе человека.
- Чтобы распознать зло, надо быть душевно чистым и чутким .
- Бороться со злом нужно силами добра, любви и справедливости.
- Через постижение красоты, человек поднимается к добру.