Преподавание литературы

Разделы: Литература


ТИП УРОКА: урок формирования и совершенствования знаний.

ТЕМА: “Нравственно-психологический роман “Преступление и наказание” Ф.М.Достоевского. Детективный сюжет и глубина постановки нравственных проблем. Система образов романа”.

ЦЕЛИ УРОКА:

  • продолжить знакомство с жизнью и творчеством Ф.М.Достоевско го; показать, как создан в романе образ тупика, в котором оказались герои; как изображает писатель жизнь униженных и оскорбленных; подвести к осмыслению главного конфликта романа – конфликта между Раскольниковым и миром, им отрицаемым;

  • развивать и совершенствовать умения выявлять основную проблематику произведения; владеть навыками сопоставительного анализа и выразительного чтения прозаического текста; развитие речевых умений и навыков; выполнять индивидуальную и сравнительную характеристики героя; готовить доклады на литературную тему, пользуясь различными типами справочной литературы;
  • воспитать бережное отношение к духовному наследию народов как источнику формирования общей культуры человека; воспитать эстетическое восприятия прозаического текста; воспитать чувство ответственности и сознательное отношение к учебному труду; воспитание чувства прекрасного.

ОБОРУДОВАНИЕ: портрет писателя, тексты, рабочие тетради, иллюстрации.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ: построение, принятие рапорта, приветствие кадет. (1 мин.)

II. МОУ: Определение цели занятия. (1 мин.)

III.ЗАПИСЬ ТЕМЫ. СЛОВО УЧИТЕЛЯ. (10 мин.)

В ПЕТЕРБУРГЕ ДОСТОЕВСКОГО ИЛИ “ЛИК МИРА СЕГО”.

Я приступил к новому роману-трагедии…

Ф.М.Достоевский

Роман точно вылит, так он строен. При   ограниченном числе действующих лиц   кажется, что в нем тысячи и тысячи судеб несчастных людей, - весь старый Петербург виден под этим неожиданным ракурсом.

А.Фадеев

Итак, перенесемся мысленно в 60 годы девятнадцатого века.

- Что происходит в это время в судьбе писателя?

Это годы, которые сам писатель назвал годами перерождения убеждений. Он пережил много нравственных и физических потрясений: умерла жена Мария Дмитриевна и брат Михаил. Редакционное дело журнала “Эпоха” легло на его плечи. На литературно-художественную работу не остается времени. Участились припадки болезни. Опутанный долгами, Достоевский прекращает издание журнала и уезжает за границу, где и начинает работу над романом.

- Как же создавался роман-трагедия?

IV.ИНДИВИДУАЛЬНОЕ СООБЩЕНИЕ КАДЕТА. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ РОМАНА. (8 мин.)

V. АНАЛИТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ РОМАНА.(10 мин.)

- Какую информацию дает нам автор в первой главе романа?

-Что еще мы узнаем о главном герое – молодом человеке, вышедшем из каморки?

* работа над репродукцией этюда Н. Ярошенко “Студент”

-Действительно ли главный герой романа – студент?

-Почему молодой человек вышел из каморки?

- И не просто бедный, а нищий. Сможете это доказать?

-А что значит “нанимал от жильцов”?

-Следующая деталь: зашифрованные названия переулка и моста. Мы можем узнать, где происходит действие?

-Для чего автору понадобилось зашифровывать названия, столь легко выделяемые чуть-чуть посвященным читателем?

-И последняя деталь: “Молодой человек остановился в нерешительности…” Найдите в ближайшем продолжении романа повторение этого слова.

 VI. ЗАОЧНАЯ ЭКСКУРСИЯ ПО ПЕТЕРБУРГУ ДОСТОЕВСКОГО. ГРУППОВАЯ РАБОТА. (45 мин.)

Люблю тебя, Петра творенье!

А.С.Пушкин

Виноват, не люблю его – окна, дырья, монументы.

Ф.М.Достоевский

-Каким мы видели Петербург в изображении русских писателей?

-Каким изображает его Ф.М.Достоевский?

*работа 1 группы

-Какими вы видите улицы, по которым шел Раскольников?

*Анализ эпизодов

“Первый день Раскольникова в Петербурге”

ч.1, гл. 1,2

“Пьяный в телеге, запряженный огромными ломовыми лошадьми”

ч.1, гл. 1

“Сцена на Николаевском мосту, удар бича и подаяние”

ч.2, гл. 2

“Шарманщик и толпа женщин у распивочной”

ч.2, гл. 6

“Смерть Катерины Ивановны”

ч.5, гл.5

-Меняется ли Петербург в зависимости о времени суток?

*Анализ эпизодов из ч.1, гл.1; ч.2, гл.!,6; ч.4,гл.5,6

*работа 2 группы

-Расскажите о внешнем облике людей, которые встречаются на этих улицах. Какое впечатление они производят на вас и почему?

*Анализ эпизодов

“Катерина Ивановна с детьми на улицах”

ч.5, гл.5

“Смерть Мармеладова”

ч.2, гл.7

“Встреча с пьяной девочкой на бульваре”

ч.1, гл.4

*работа 3 группы

-Каково ваше самое сильное впечатление, когда вы, покидая улицы ,входите в трактир, комнату, где живут Мармеладовы, и другие помещения?

*Анализ эпизодов

“Описание каморки Раскольникова”

ч.1, гл. 1,3

“Описание комнаты Сони”

ч.5, гл.4

“Описание комнаты Мармеладовых”

ч.1, гл.3

“Трактир, в котором Раскольников слушает исповедь Мармеладова”

ч.1, гл.2

-Как использует Достоевский световые эффекты в описании интерьеров?

-Найдите в тексте главы ключевые слова, характеризующие мир, в котором живет главный герой; слово, объясняющее причину неразрешимого, трагического конфликта его с этим миром; слово, определяющее внутренне состояние героя, наконец, его мечту.

Безобразный. Безобразен Петербург и его улицы, его люди. Все это безобразие отталкивает от себя умного, гордого и красивого Р.Раскольникова. Из этих чувств и рождается безобразная мечта. (Здесь заключено открытие Достоевского. Двойственность души: постоянная .

борьба добра и зла, любви и ненависти, красоты и безобразия, высокого и низкого, и безверия)

*работа 4 группы

-Что больше всего поразило вас в отношениях людей друг к другу?

*Анализ эпизодов

“Сон Раскольникова”

ч.1, гл.5

обращение к ранее анализируемым эпизодам

-Сделайте вывод по теме урока. Каков Петербург Достоевского?

Во время работы групп привлекаются иллюстрации И.Глазунова и др. художников, которые подтверждают наблюдения кадет и усиливают эмоциональное впечатление от анализируемых эпизодов.

VII. РАБОТА В ТЕТРАДЯХ СО СХЕМОЙ (5 мин.)

ПЕТЕРБУРГ ДОСТОЕВСКОГО

!

ПЕЙЗАЖИ

!

СЦЕНЫ УЛИЧНОЙ ЖИЗНИ

!

ИНТЕРЬЕРЫ

!

ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ

ВЫВОД: Петербург Достоевского – “город, в котором невозможно жить”.

VIII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ. (2 мин.)

С первых страниц романа мы попадаем в мир неправды, несправедливых мук людских, ненависти и вражды, мир распада моральных устоев. Потрясающие своей правдой картины нищеты и страдания проникнуты болью автора о человеке. Данное в романе объяснение судеб человеческих позволяет говорить о преступном устройстве мира, законы которого обрекают жить героя в каморке, похожей на гроб”, на невыносимые страдания и лишения. Таков конфликт в романе между человеком и обществом.

IХ. ЗАДАНИЕ НА САМОПОДГОТОВКУ. (2 мин.)

  1. Продолжить чтение романа.
  2. По первой части романа выделить эпизоды:
  3. -Размышления Раскольникова после посещения семьи Мармеладовых;
    -Размышления Раскольникова после чтения письма матери;
    -Размышления Раскольникова после разговора офицера и студента;
    -Размышления Раскольникова после встречи с пьяной девочкой;

  4. Ответьте на вопросы:
    -Какие противоречия в поведении Раскольникова вы обнаружили?
    -Как вы объясните эти противоречия?
    -Какие выводы о характере Раскольникова вы делаете на основании его поступков?

Х. ИТОГ УРОКА И ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК. (1 мин.)