ТИП УРОКА: урок формирования и совершенствования знаний.
ТЕМА: “Нравственно-психологический роман “Преступление и наказание” Ф.М.Достоевского. Детективный сюжет и глубина постановки нравственных проблем. Система образов романа”.
ЦЕЛИ УРОКА:
продолжить знакомство с жизнью и творчеством Ф.М.Достоевско го; показать, как создан в романе образ тупика, в котором оказались герои; как изображает писатель жизнь униженных и оскорбленных; подвести к осмыслению главного конфликта романа – конфликта между Раскольниковым и миром, им отрицаемым;
- развивать и совершенствовать умения выявлять основную проблематику произведения; владеть навыками сопоставительного анализа и выразительного чтения прозаического текста; развитие речевых умений и навыков; выполнять индивидуальную и сравнительную характеристики героя; готовить доклады на литературную тему, пользуясь различными типами справочной литературы;
- воспитать бережное отношение к духовному наследию народов как источнику формирования общей культуры человека; воспитать эстетическое восприятия прозаического текста; воспитать чувство ответственности и сознательное отношение к учебному труду; воспитание чувства прекрасного.
ОБОРУДОВАНИЕ: портрет писателя, тексты, рабочие тетради, иллюстрации.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ: построение, принятие рапорта, приветствие кадет. (1 мин.)
II. МОУ: Определение цели занятия. (1 мин.)
III.ЗАПИСЬ ТЕМЫ. СЛОВО УЧИТЕЛЯ. (10 мин.)
В ПЕТЕРБУРГЕ ДОСТОЕВСКОГО ИЛИ “ЛИК МИРА СЕГО”.
Я приступил к новому роману-трагедии…
Ф.М.Достоевский
Роман точно вылит, так он строен. При ограниченном числе действующих лиц кажется, что в нем тысячи и тысячи судеб несчастных людей, - весь старый Петербург виден под этим неожиданным ракурсом.
А.Фадеев
Итак, перенесемся мысленно в 60 годы девятнадцатого века.
- Что происходит в это время в судьбе писателя?
Это годы, которые сам писатель назвал годами перерождения убеждений. Он пережил много нравственных и физических потрясений: умерла жена Мария Дмитриевна и брат Михаил. Редакционное дело журнала “Эпоха” легло на его плечи. На литературно-художественную работу не остается времени. Участились припадки болезни. Опутанный долгами, Достоевский прекращает издание журнала и уезжает за границу, где и начинает работу над романом.
- Как же создавался роман-трагедия?
IV.ИНДИВИДУАЛЬНОЕ СООБЩЕНИЕ КАДЕТА. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ РОМАНА. (8 мин.)
V. АНАЛИТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ РОМАНА.(10 мин.)
- Какую информацию дает нам автор в первой главе романа?
-Что еще мы узнаем о главном герое – молодом человеке, вышедшем из каморки?
* работа над репродукцией этюда Н. Ярошенко “Студент”
-Действительно ли главный герой романа – студент?
-Почему молодой человек вышел из каморки?
- И не просто бедный, а нищий. Сможете это доказать?
-А что значит “нанимал от жильцов”?
-Следующая деталь: зашифрованные названия переулка и моста. Мы можем узнать, где происходит действие?
-Для чего автору понадобилось зашифровывать названия, столь легко выделяемые чуть-чуть посвященным читателем?
-И последняя деталь: “Молодой человек остановился в нерешительности…” Найдите в ближайшем продолжении романа повторение этого слова.
VI. ЗАОЧНАЯ ЭКСКУРСИЯ ПО ПЕТЕРБУРГУ ДОСТОЕВСКОГО. ГРУППОВАЯ РАБОТА. (45 мин.)
Люблю тебя, Петра творенье!
А.С.Пушкин
Виноват, не люблю его – окна, дырья, монументы.
Ф.М.Достоевский
-Каким мы видели Петербург в изображении русских писателей?
-Каким изображает его Ф.М.Достоевский?
*работа 1 группы
-Какими вы видите улицы, по которым шел Раскольников?
*Анализ эпизодов
“Первый день Раскольникова в Петербурге”
ч.1, гл. 1,2
“Пьяный в телеге, запряженный огромными ломовыми лошадьми”
ч.1, гл. 1
“Сцена на Николаевском мосту, удар бича и подаяние”
ч.2, гл. 2
“Шарманщик и толпа женщин у распивочной”
ч.2, гл. 6
“Смерть Катерины Ивановны”
ч.5, гл.5
-Меняется ли Петербург в зависимости о времени суток?
*Анализ эпизодов из ч.1, гл.1; ч.2, гл.!,6; ч.4,гл.5,6
*работа 2 группы
-Расскажите о внешнем облике людей, которые встречаются на этих улицах. Какое впечатление они производят на вас и почему?
*Анализ эпизодов
“Катерина Ивановна с детьми на улицах”
ч.5, гл.5
“Смерть Мармеладова”
ч.2, гл.7
“Встреча с пьяной девочкой на бульваре”
ч.1, гл.4
*работа 3 группы
-Каково ваше самое сильное впечатление, когда вы, покидая улицы ,входите в трактир, комнату, где живут Мармеладовы, и другие помещения?
*Анализ эпизодов
“Описание каморки Раскольникова”
ч.1, гл. 1,3
“Описание комнаты Сони”
ч.5, гл.4
“Описание комнаты Мармеладовых”
ч.1, гл.3
“Трактир, в котором Раскольников слушает исповедь Мармеладова”
ч.1, гл.2
-Как использует Достоевский световые эффекты в описании интерьеров?
-Найдите в тексте главы ключевые слова, характеризующие мир, в котором живет главный герой; слово, объясняющее причину неразрешимого, трагического конфликта его с этим миром; слово, определяющее внутренне состояние героя, наконец, его мечту.
Безобразный. Безобразен Петербург и его улицы, его люди. Все это безобразие отталкивает от себя умного, гордого и красивого Р.Раскольникова. Из этих чувств и рождается безобразная мечта. (Здесь заключено открытие Достоевского. Двойственность души: постоянная .
борьба добра и зла, любви и ненависти, красоты и безобразия, высокого и низкого, и безверия)
*работа 4 группы
-Что больше всего поразило вас в отношениях людей друг к другу?
*Анализ эпизодов
“Сон Раскольникова”
ч.1, гл.5
обращение к ранее анализируемым эпизодам
-Сделайте вывод по теме урока. Каков Петербург Достоевского?
Во время работы групп привлекаются иллюстрации И.Глазунова и др. художников, которые подтверждают наблюдения кадет и усиливают эмоциональное впечатление от анализируемых эпизодов.
VII. РАБОТА В ТЕТРАДЯХ СО СХЕМОЙ (5 мин.)
ПЕТЕРБУРГ ДОСТОЕВСКОГО
!
ПЕЙЗАЖИ
!
СЦЕНЫ УЛИЧНОЙ ЖИЗНИ
!
ИНТЕРЬЕРЫ
!
ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ
ВЫВОД: Петербург Достоевского – “город, в котором невозможно жить”.
VIII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ. (2 мин.)
С первых страниц романа мы попадаем в мир неправды, несправедливых мук людских, ненависти и вражды, мир распада моральных устоев. Потрясающие своей правдой картины нищеты и страдания проникнуты болью автора о человеке. Данное в романе объяснение судеб человеческих позволяет говорить о преступном устройстве мира, законы которого обрекают жить героя в каморке, похожей на гроб”, на невыносимые страдания и лишения. Таков конфликт в романе между человеком и обществом.
IХ. ЗАДАНИЕ НА САМОПОДГОТОВКУ. (2 мин.)
- Продолжить чтение романа.
- По первой части романа выделить эпизоды:
- Ответьте на вопросы:
-Какие противоречия в поведении Раскольникова вы обнаружили?
-Как вы объясните эти противоречия?
-Какие выводы о характере Раскольникова вы делаете на основании его поступков?
-Размышления Раскольникова после посещения
семьи Мармеладовых;
-Размышления Раскольникова после чтения письма
матери;
-Размышления Раскольникова после разговора
офицера и студента;
-Размышления Раскольникова после встречи с
пьяной девочкой;