Цели урока:
- показать место авторской песни в развитии литературного процесса и музыкальной культуры страны;
- показать значение творчества поэтов;
- совершенствовать навыки анализа произведения в аспекте его жанрового своеобразия;
- помочь учащимся раскрыть богатство, глубину поэтического мастерства поэта;
- помочь осознать причины трагического положения истинных поэтов России.
Оборудование:
- портреты “бардов”,
- сборники авторских песен,
- записи песен.
Темен жребий русского поэта:
Неисповедимый рок ведет
Пушкина под дуло пистолета,
Достоевского на эшафот…
М.Волошин.
Ход урока.
Урок начинается с авторской песни М.Круга “Кто сгубил такую страну?”
- О чем эта песня?
- Что вы знаете об авторской песне?
Сообщение темы и цели урока.
Слово учителя. На исходе 50-х годов в поэзии сложился жанр авторской песни, предполагавший исполнение поэтом своих стихов, положенных им же на музыку, чаще всего под гитару. Среди первых бардов выделились и стали особенно известны М.Анчаров, Ю.Визбор, Ю.Ким, Н.Матвеева, А.Городницкий и, наконец, Б.Окуджава, которого многие считают родоначальником жанра, хотя хронологически это не совсем точно.
Авторская песня стала выразительной приметой демократизации общественной жизни и культуры после ХХ съезда КПСС. Минуя печатное слово и книжную страницу, а значит, и цензуру, она обращалась к широкой аудитории, численно во много раз превосходившей даже самые большие тиражи поэтических сборников. В этом отношении авторская песня – родная сестра так называемой эстрадной лирики, собиравшей тысячи слушателей на поэтических вечерах в Лужниках.
Присущая авторской песне атмосфера доверительного общения между автором и слушателем была особенно ощутимой на фоне советской массовой культуры тех лет – в частности, эстрадной песни, в поэтическом, содержательном отношении явно уступавшей песне авторской. Преимущество жанра состояло в том, что в нем ставились во главу угла именно стихи, поэтический текст. В сущности, это была особая форма бытования лирической поэзии, воздействие которой усиливалось мелодией, голосом, интонацией. Отсутствие композиторского и исполнительского профессионализма оказывалось в данном случае невольным достоинством, ибо придавало песне особую естественность.
Авторская песня имеет свои истоки в русской культуре. Она связана, во-первых, с традицией так называемого блатного фольклора, получившего широкое распространение в годы “оттепели”, после массового возвращения на свободу узников сталинских лагерей. Вчерашние политзаключенные “привезли” с собой множество лагерных песен. К этому песенному слою примыкал и “интеллигентный фольклор” - стилизации и пародии на уголовные. Песни эти входили в широкий обиход, усваивались массовой средой. Авторы их не всегда афишировали свое имя, ибо такое сочинительство могло обернуться для них большими неприятностями. “Под конец оттепели авторы… осмелели настолько, что имена свои перестали прятать”. Так на смену безымянной “блатной” пришла авторская песня, которая выражала внутренний мир человека, открывшего для себя новые, гуманистические ценности, внутренне переросшего тотальную эпоху. Не случайно этот жанр очень раздражал власть, а лучшие барды тех лет, так или иначе, оказывались в опале.
Сообщения учащихся:
1 ученик. Вершина авторской песни – творчество Владимира Высоцкого (1938-1980), сумевшего создать новую поэтическую “энциклопедию русской жизни”, обширную галерею типов и характеров. Будучи профессиональным актером, Высоцкий обычно вел поэтический монолог от лица своего героя, добиваясь настолько сильного эффекта подлинности, что поэта отождествляли с его персонажами. Его песни, переписанные с магнитофона на магнитофон, слушала вся страна: они выражали настроения и чаяния миллионов людей. Манера исполнения Высоцкого была более энергичной и драматизированной. От других бардов его отличал и уникальный голос, позволяющий использовать самые разные речевые маски и интонации. К тому же, Высоцкий был виртуозом стиха, абсолютно чуждого всякой монотонности, свободно заключаемого в рамки самых разных поэтических размеров, его рифмы изысканны и в то же время очень естественны.
Высоцкий заявил о себе в начале 60-х годов песнями на “блатные темы”. Во второй половине 60-х годов Высоцкий резко расширяет свой поэтический “театр одного актера”. Главными его песнями становятся солдат, альпинист, спортсмен, подводник, милиционер, старатель… Поэт признавался, что ему интересны люди, рискующие жизнью, как бы застигнутые в момент решающего жизненного выбора. В этом смысле люди разных профессий и разного образа жизни у Высоцкого неожиданно могут напоминать друг друга. Так, герой песни “Разведка боем”, отправляющийся в тыл врага с неизвестным ему бойцом, мог бы повторить слова героя “Песни о друге”, альпиниста. Восхождение на вершину оказывается сродни военному бою: и здесь и там человек проходит главную проверку.
Лучшие песни Владимира Высоцкого – для жизни. Они – друзья людей. В песнях этих есть то, что может поддержать тебя в трудную минуту, есть неистощимая сила, непоказная нежность и размах души человеческой.
Владимир Высоцкий умер 25 июля 1980 года и похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве. Его могила круглый год усыпана цветами. О нем много пишут, о нем делают кинофильмы и телепередачи, поют его песни и печатают о нем книги. Садоводы его именем называют лучшие сорта цветов, альпинисты – труднодоступные горные перевалы. Поэты, художники, композиторы посвящают ему свои произведения. Слова его песен высекают на мраморе обелисков в честь погибших. Он продолжает жить в стихах, песнях, названиях улиц. Его именем работники Крымской астрофизической обсерватории назвали малую планету “Владвысоцкий”.
Звучит песня Владимира Высоцкого
“Песня о друге”.
Если друг оказался вдруг
И не друг, и не враг, а – так…
Если сразу не разберешь,
Плох он или хорош,-
Парня в горы тяни – рискни!-
Не бросай одного его:
Пусть он в связке в одной с тобой –
Там поймешь, кто такой.
Если парень в горах – не ах,
Если сразу раскис – и вниз,
Шаг ступил на ледник – и сник,
Оступился – и в крик,-
Значит, рядом с тобой – чужой,
Ты его не брани – гони:
Вверх таких не берут, и тут –
Про таких не поют.
Если ж он не скулил, не ныл,
Пусть он хмур был и зол, но шел,
А когда ты упал со скал,
Он стонал, но держал,
Если шел он с тобой как в бой,
На вершине стоял – хмельной,-
Значит, как на себя самого
Положись на него.
- О чем идет речь в этой песне?
- С чем сравнивает автор работу альпиниста?
2 ученик. Одним из наиболее ярких выразителей новых поэтических настроений стал Виктор Цой. Несмотря на восточную внешность, Виктор Цой был коренным ленинградцем. Он родился 21 июня 1962 года в городе на Неве.
К 21 году Виктор был одним из самых известных ленинградских музыкантов.
Первые гастроли в Свердловске и Новосибирске не отрывали его от работы в “Камчатке”: работал “сутки через трое” оставляла время на путешествия. Новые альбомы
“Это не любовь” и “Ночь”, вышедшие на фирме “Мелодия”, закрепили за Цоем титул первого рок – музыканта страны. Во второй половине 70-х певец уже стал живой легендой. А 1986 году о группе “Кино” впервые сняли фильм.
Цой ездил по стране и выступал с аншлагами на стадионах. Без него не обходился ни один крупный фестиваль. А питерская котельная, где работал Цой, стала чем-то вроде музея солиста группы “Кино”. “Камчатка” процветала – там постоянно устраивались премьеры новых песен различных музыкантов, там был снят фильм “Рок”.
В1988 году Цой впервые побывал в Америке, Ему помогли с организацией гастролей. Он дал в США свой единственный концерт. Потом Виктор успел побывать в Японии японские продюсеры, видя бешеный успех группы “Кино”, предложили организовать мировой гастрольное турне. Цой согласился, но вскоре вернулся в Москву. У него был очень ответственный концерт в “Лужниках”.
24 июня 1990 года на выступление артиста пришли 65 тысяч человек – это был абсолютный рекорд по количеству зрителей на концерте в нашей стране. Все четыре часа зрители стоя пели с Виктором его песни, Его долго не хотели отпускать со сцены, он улыбался и обещал снова встретиться.
В начале июля он уехал на два месяца отдыхать под Юрмалу, 15 августа 1990 года практически всех людей, близко знавших Цоя, мучили кошмары, видения. Дурные сны никому не дали спокойно выспаться. И неслучайно. Автомобиль “Москвич-2141” столкнулся с рейсовым автобусом “Икарус” в 12. 28 на 35-м километре трассы Споко – Талси. Машина Цоя ехала со скоростью 130 километров в час. Певец выехал на встречную полосу, не справился с управлением и не смог избежать лобового столкновения с автобусом.
Смерть Виктора Цоя наступила мгновенно. Водитель “Икаруса” не пострадал. Судмедэксперт засвидетельствовал, что в момент аварии Цой был трезв. Анализ клеток головного мозга показал, что Виктор уснул за рулем…
В Москве на Арбате возникло уникальное явление “Стена Цоя”, где приезжающие со всех концов страны фанаты “Кино” оставляли граффити, выражающие любовь к безвременно ушедшему кумиру. До сих пор его песни являются откровением для тысяч молодых людей. С нами остались его роли его песни, вот только одной яркой звезды на отечественном небосклоне нам очень не хватает…
Звучит песня Виктора Цоя “Группа крови”.
Звучит песня Игоря Талькова “Памяти Виктора Цоя”.
Памяти Виктора Цоя.
Поэты не рождаются случайно,
Они летят на землю с высоты,
Их жизнь окружена глубокой тайной,
Хотя они открыты и просты.
Глаза таких божественных посланцев
Всегда печальны и верны мечте,
И в хаосе проблем их души вечно светят
Мирам, что заблудились в темноте.
Они уходят, выполнив заданье,
Их отзывают Высшие Миры,
Неведомые нашему сознанью,
По правилам космической игры.
Они уходят, не допев куплета,
Когда в их честь оркестр играет туш:
Актеры, музыканты и поэты –
Целители уставших наших душ.
В лесах их песни птицы допевают,
В полях для них цветы венки совьют,
Они уходят вдаль, но никогда не умирают
И в песнях и в стихах своих живут.
А может быть, сегодня или завтра
Уйду и я таинственным гонцом
Туда, куда ушел, ушел от нас внезапно
Поэт и композитор Виктор Цой.
Эту песню написал Игорь Тальков в августе 1990 года.
3 ученик. Игорь Тальков – бард. Он писал и пел песни о том, что его волновало. Свобода творчества – его принцип. Он боролся с несправедливостью и со злом. Его песни за правду и добро. Его долг – максимально донести до ума и сердца слушателя то, о чем болит и кричит душа. Он говорил:
Россия – боль моей души.
Социальные песни – крик моей души.
Бой за добро – суть моей жизни.
Победа над злом – цель моей жизни.
Однажды в г. Минске во время гастролей, посвященных памяти погибших в чернобыльской катастрофе, после одного из концертов к нему подошел журналист и задал вопрос: “Почему сегодня вы пели только песни политического содержания?” “Волнуют,- ответил я, - именно поэтому я и пою о политике”. Журналист его не понял. Тальков не стал ничего объяснять, полагая, что человеку, прожившему полжизни и не понимающему, что экология и политика взаимосвязаны, объяснять что-либо бесполезно.
Он убежден в том, что если страной, на территории которой произошла чернобыльская трагедия, правили Люди, взрыва бы не произошло.
Он считал, что природа объявила нам войну. Еще древние предупреждали: “Живите в согласии с природой, любите ее, не противоречьте ее законам”. Мы созданы природой, а не природа – нами, поэтому нет ничего глупее изречения: “Человек хозяин природы”.
Узнав о состоянии здоровья нашей планеты на 1978 год, написал песню “Маленькая планета”, которая актуальна и по сей день.
Но он ее не пел, поскольку считал, что экология зависит от политиков, а не политики от экологии, и в первую очередь нужно решать вопросы, связанные с доминирующей причиной.
В1978 году он не пел песню и “Чистые пруды”, хотя она стала популярна, а вместо нее пел “Чистые пруды-2” на его взгляд, текст этой песни достаточно понятно объясняет его отношение к взаимосвязи политики и экологии.
Чистые пруды-2
Я хотел спеть песню “Чистые пруды”,
Но в прудах известных чистой нет воды.
Вместо “ив застенчивых” виснут провода,
“Друг мой” канул в вечность и не придет туда.
“Сон веков” нарушен, “пристань” сожжена.
Что произошло?! Война.
Ему позволяли на телевидении исполнять только “Чистые пруды” и “Примерного мальчика”. Но Владимир Кириллович Молчанов отважился дать на всю страну его горемычную, считавшуюся властями криминальной, “Россию”.
4 ученик. Чтение и анализ стихотворения “Россия”
Россия
Листая старую тетрадь
Расстрелянного генерала,
Я тщетно силился понять,
Как ты смогла себя
На растерзание вандалам.
Из мрачной глубины веков
Ты поднималась исполином,
Твой Петербург мирил врагов
Высокой доблестью полков
В век золотой Екатерины,
Россия…
Священной музыкой времен
Над златоглавою Москвою
Струился колокольный звон,
Но, даже самый тихий, он
Кому – то не давал покоя.
А золотые купола
Кому – то черный глаз слепили:
Ты раздражала силы зла
И, видно, так их доняла,
Что ослепить тебя решили.
Россия…
Разверзлись с треском небеса.
И с визгом ринулись оттуда,
Срубая головы церквям
И славя красного царя,
Новоявленные иуды.
Тебя связали кумачом
И опустили на колени,
Сверкнул топор над палачом,
А приговор тебе прочел
Кровавый царь – великий… гений.
Россия…
Листая старую тетрадь
Расстрелянного генерала,
Я тщетно силился понять,
Как ты смогла себя отдать
На растерзание вандалам.
О, генеральская тетрадь,
Забитой правды возрожденье,
Как тяжело тебя читать
Обманутому поколенью.
Россия!!!
5 ученик. Игорь Тальков был наконец выпущен из тисков амплуа “чистопрудника”, став полноценным автором – исполнителем разноплановых песен.
Время пришло. Его узнали не только как лирического исполнителя, но и как создателя песен гражданского содержания, а ему это было очень важно, поскольку песни политические, социальные – крик и боль его души.
Песни гражданского содержания – его метод борьбы с несправедливостью, ложью, злом, и, несмотря ни на какие препятствия, он решил бороться до конца.
Но правительство не могло этого допустить, и его убрали.
Он должен был выступать в Санкт – Петербурге в “Юбилейном”, Игорь должен был выступать последним. Концерт уже начался. Малахов в начале концерта подошел к ведущему и сказал, что будет перестановка, надо поменять местами Талькова и Азизу, так как якобы она не успевала подготовиться к выходу. Хотя на тот момент Азиза уже была на площадке, сидела в кафе вместе с другими артистами. Для Игоря не имело никакого значения, когда выступать – в начале или в конце концерта. Он выходил с такой программой, которая разом концентрировала на нем внимание зрителей. Шляфман – директор коллектива “Спасательный круг” не мог этого допустить. Он спровоцировал за кулисами скандал, во время которого и выстрелил в Игоря. И если бы Малахова и Шляфмана допросили на Петровке как следует, они бы во всем признались. Но это не надо было никому.
По результатам эксперта прокуратура Санкт – Петербурга пришла к выводу, что выстрел мог быть произведен только Валерием Шляфманом, которому спокойно позволили уехать в Израиль.
Однажды в 1983 году, когда Игорь с другими музыкантами летел в самолете на очередные гастроли, кто – то из ребят с испугом говорил об авиакатастрофах. На что Игорь произнес: “Не бойтесь со мной летать, В авиакатастрофе я никогда не погибну. Меня убьют чуть позже, при большом стечении народа, и убийцу не найдут”.
- Возвращаясь к эпиграфу, хочется задать вопрос:
Находите ли вы, что жребий русского поэта столь темен?
Или же это закономерность?
- Можно ли что-то в этом изменить? Прервется ли эта роковая цепочка?
Песни – это кратчайший путь к сердцу и уму человека. Поэтам казалось, что они не могли высказаться до конца в своих концертах, поэтому выступления на сцене перерастали порой в митинги, полемики, а иногда даже в лекции. Зрителей, приходивших на эти концерты, удивляло сочетание несочетаемого в их творчестве: мягкие, лирические песни о любви звучали на фоне резких политических, кричащей композицией. В этих песнях поэты пытались рассказать о жизни людей в самое страшное время для многострадальной родины, в момент кульминации войны правительства со своим народом. Они считали своим долгом донести до ума и сердца слушателя то, о чем болит и кричит душа.