Интегрированный урок литературы и физики "Гроза в науке и искусстве"

Разделы: Литература


“Стремителен молнии бег и разит она тяжким ударом…” (Лукреций)

Цели урока:

1) Активизировать учебный процесс и установить наглядные меж- дисциплинарные связи.

2) Сформировать потребность у учащихся мотивированного отношения к изучаемому вопросу, актуализировать изучаемый материал

3) Научить осмысливать связи произведений, вписанных в единый контекст литературы.

Задачи:

1) Углубление и обобщение полученных знаний на основе материала двух дисциплин;

2) Умение применять полученные знания в изменённой ситуации.

3) Умение поисковой работы с текстом, направляемой учителем.

Оборудование:

1) Текст произведения А. Н. Островского “Гроза”.

2) Репродукция картины Маковского “Дети, бегущие, от грозы”

3) Кадр из к/ф “Гроза как природное явление”.

4) Репродукция картины Д. Морленд “Приближение грозы”. Английская живопись.

5) Оборудование для уроков физики для получения электрического заряда.

6) Мультимедийный проектор, экран.

1. Вступление.

Прослушивание отрывка из пьесы А.Н. Островского “ГРОЗА”

(Д.IV, явление II) – аудиозапись или чтение по ролям.

Дикой. Да гроза-то что это такое по-твоему, а? Ну, говори.

Кулигин. Электричество.

Дикой. Какое ещё там елестричество! Ну, как же ты не разбойник.

Гроза-то нам в наказание посылается, чтоб мы чувствовали, а ты хочешь шестами да рожнами какими-то, прости господи обороняться.

Кулигин. Савел Прокофьич, ваше степенство, Державин сказал:

Я телом в прахе истлеваю,
Умом громам повелеваю.

2. Учитель литературы.

Сейчас мы с вами прослушали отрывок из пьесы Островского “Гроза”. Герои, как мы видим, спорят о том, что такое гроза – электричество (т.е. физическое явление) или послание Божие (проявление чувств – наказание за грехи).

Сегодня на уроке мы попытаемся выяснить, какой смысл вкладывает в это слово Островский, другие авторы - поэты, художники, и что есть гроза с точки зрения науки.

Наш урок необычный: его будут вести сразу два учителя – литературы и физики. Итак, тема урока “Гроза в науке и искусстве”.

Учитель литературы.

Давайте обратимся к тексту произведения А.Н.Островского и посмотрим, когда впервые упоминается в пьесе о грозе? (Д. I , явление 9).

Чтение отрывка по ролям.

Варвара. Что это братец нейдёт, вон никак гроза заходит.

Катерина. Гроза! Побежим домой поскорее!

Варвара. Что ты, с ума, что ли, сошла. Как же без братца-то домой покажешься.

Катерина. Нет, домой, домой! Бог с ним!

Варвара. Да что ты уж очень боишься: ещё далеко гроза-то.

Катерина. А коли далеко, так, пожалуй, подождём немного; а право бы, лучше идти. Пойдём лучше!

Варвара. Да ведь уж коли чему быть, так и дома не спрячешься.

Катерина. Да всё-таки лучше, всё покойнее, дома-то я образам да богу молиться.

Варвара. Я и не знала, что ты так грозы боишься. Я вот не боюсь.

Катерина. Как, девушка, не бояться! Всякий должен бояться. Не то страшно, что убьёт тебя, а то, что смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всякими помыслами лукавыми.

Мне умереть не страшно, а как подумаю, что я явлюсь перед Богом такая, какая я здесь с тобой, после этого разговору-то, вот что страшно. Что у меня на уме-то! Какай грех-то! Страшно вымолвить!

Звуки грома.

Учитель литературы.

- Какое значение имеет эта сцена в понимании пьесы?

- О какой грозе идёт речь?

- Что вызывает у героев гроза?

- Кто, по мнению героев, её посылает?

3. По народным приметам

  • Гроза – милость Божья.
  • Божий огонь (пожар от грозы) грешно гасить.

Существует поверье, что бог пользуется молнией и громом, чтобы наказать безбожников за грехи их. Но были случаи, когда когда молния попадала в церкви. По подсчётам немецкого учёного, за 30 лет только в Германии было разбито 186 колоколен, убито 126 звонарей. В Щвейцарии молния ударила в католическую церковь.

4. Учитель литературы.

Тему грозы в своих произведениях раскрывали многие поэты XIX века.

Чтение стихотворения Я.П. Полонского учащимся.

По горам две хмурых (1859 г)

- Какую картину рисует поэт в этом стихотворении?

- Какие чувства вызывает эта гроза?

- Какие слова особенно это подчёркивают?

5. Учитель литературы.

А теперь давайте снова обратимся к тексту пьесы и проанализируем следующее упоминание о грозе. Д. II, явление IV.

Кабанов. Да не разлюбил; а от этакой неволи от какой хочешь красавицы-жены убежишь! Ты подумай- то: какой ни есть, а я всё-таки мужчина, всю жизнь вот этак жить, как ты видишь, так убежишь и от жены. Да знаю я теперича, что недели две никакой грозы надо мной не будет, кандалов эких на ногах нет, так до жены ли мне?

Учитель литературы.

Здесь не говорится прямо о грозе как о физическом явлении, а даётся только намёк на другую грозу. (какую?)

Что же вызвало эту грозу? Какое столкновение? Каково её происхождение?

С каким словом связана? (неволя).

6. Действие IV, явление I.

1-й гуляющий. Дождик накрапывает, как бы гроза не собралась?

2-й. Гляди сберётся.

Учитель литературы.

Художник Маковский изобразил наступление грозы на своей картине “Дети, бегущие от грозы”.

Сообщение учащегося на фоне музыки Шумана “Порыв”.

На картине Маковского надвигающаяся гроза. По потемневшему небу ползёт большая серая туча. Она закрыла почти всё небо. Солнца не видно.

Налетевший ветер клонит к земле траву, цветы и спелую рожь, желтеющую вдали.

Перед нами испуганные крестьянские ребятишки, убегающие от грозы. Они, очевидно, ходили в лес за грибами.

У девочки в подвязанном у пояса переднике много грибов. Её льняные волосы от быстрой ходьбы и сильного ветра. На спине у неё маленький братишка, крепко обнявший шею сестры ручонками. Он боится хоть на минуту оторваться от неё.

Замирающее от страха сердце девочки громко стучит: успеет ли она добраться до дома, прежде чем яркая молния вспыхнет в чёрном небе, загрохочет гром и хлынет дождь. Вот уже девочка на мостике.

Вот-вот разразится гроза.

Учитель литературы.

Как нельзя красивее выразил поэтическим языком приближение грозы А.Н. Майков.

Ночная гроза.

Стихотворение читается на фоне картины Д. Морленд “Приближение грозы”.

Английская живопись.

7. Учитель литературы.

До этого мы с вами подходили к грозе с точки зрения чувств: анализировали стихотворения, обращались к сценам из пьесы.

Мы знаем, что проявление чувств в природе – женщина. Мужчина – разум.

Давайте посмотрим на грозу с точки зрения разума в пьесе, глазами мужчин: Кулигина и Дикого. Действие IV, явление II. – чтение по ролям.

Как вы видите, герои – мужчины неоднозначно подходят к этому вопросу. Для Дикого гроза – источник проявления чувств, для Кулигина – физическое явление.

Давайте рассмотрим грозу с точки зрения разума, т.е. посмотрим на неё как на физическое явление, со всеми её этапами и проявлениями.

Учитель физики.

Кадр из к/ф “Гроза” - как природное явление”

(Ф. “Драматургия Островского” - 6 часть, фрагмент).

На этом фоне читается стихотворение Эл. Кульмана “ Молния”

Молния – это величественное и грозное явление природы – невольно вызывает у нас чувство страха. А что же испытывал человек в древние времена и даже в недалёком прошлом? Руководимый инстинктом самосохранения он спешил укрыться от будущей стихии, обрушившейся на него в виде гигантских вспышек света, громовых ударов, ливня.

Долгое время человек не умел объяснить причин, вызывающих грозовые явления.Люди считали молнию деянием богов, наказывающих людей за грехи.

Природа молнии – сообщение ученика или учителя: по усмотрению учителя (Рихман – Ломоносов – Франклин )

8. Учитель литературы.

Маленькие молнии, полученные в лаборатории, помогли изучить грозную стихию – молнию и гром, научили человека не бояться их и постепенно оценить не только величие, но и красоту этого явления.

Есть ли в пьесе эпизод, где гроза рассматривалась бы как красивое природное явление?

Действие IV, явление IV.

Кулигин. Ну, чего же вы боитесь, скажите на милость! Каждая травинка, каждый цветок радуется, а мы прячемся, боимся, точно напасти какой!

Гроза убьёт! Не гроза это, а благодать!

У вас всё гроза! Северное сияние загорится – любоваться бы надобно да дивиться. “С полночных стран встаёт заря”.

А вы ужасаетесь да придумываете, к войне или к мору. Комета ли идёт – не отвёл бы глаз! Красота! Звёзды-то уже пригляделись, всё одни и те же, а это обновка; ну смотрел бы да любовался! А вы боитесь и взглянуть-то на небо, дрожь вас берёт! Изо всего-то вы себе пугал наделали.

Стихотворение А. Майкова “ Гроза” 1887 г.

9. Учитель физики.

Наиболее часто грозы наблюдаются в жарких странах. Ни в какое сравнение не идут они с грозой, которую мы наблюдаем с вами здесь. В странах с умеренным климатом грозы бывают значительно реже и слабее. На крайнем Севере гроз обычно не бывает.

Учитель литературы.

В наших широтах, грозы бывают непродолжительными и слабыми по сравнению с тропическими, особенно в мае.

Ф.И. Тютчев “Весенняя гроза”

Учитель литературы.

После такой грозы воздух становится более свежим, громче голоса птиц, ярче краски лугов и пашен.

К.М. Фофанов “ После грозы”.

10. Учитель литературы.

Давайте обратимся к следующей сцене, в которой упоминается гроза. (Д. IV, явление V)

2-й (гуляющий ). Уж помяни моё слово, что эта гроза даром не пройдёт. Верно тебе говорю: потому знаю. Либо убьёт кого-нибудь, либо дом сгорит, вот увидишь: потому смотри; какой цвет необыкновенный.

Учитель физики. Бедствия от грозы. ( Опыт ).

Учитель литературы.

По народным приметам:

  1. Пожары от грозы обходят с иконами или становятся по углам с иконами.
  2. Если вокруг пожара стать добрым людям по углам с иконами, то дальше не пойдёт.
  3. Если белого голубя бросить на пожар, погаснет.
  4. Голубь и ласточка любимые Богом птицы. Под которой кровлей голуби водятся, та не горит.
  5. Держать в исправности пожарные снаряды – искушать Бога.

Как вы думаете, почему мы сегодня обращаемся к народным приметам? Какая взаимосвязь между ними и пьесой Островского?

Как вы знаете, во время грозы никогда не надо прятаться под одинокое дерево. Особенно часто молния поражает дубы. По статистике из 160 случаев попадания молнии в деревья 54 приходится на дуб, 24 – на ясень, 10 – на ель и ни одного на берёзу!

11. Учитель физики.

О пользе грозы.

1) электроворсование.

2) электроокраска.

По ходу урока на доске выстраивается ассоциативный ряд слова гроза.

12. Обобщение. Выводы.

13. Итог.