Тема: За добро плати добром (по рассказу К.Г.Паустовского “Телеграмма”).
Цели:
- учить анализировать текст, находить в произведении художественные средства и приемы (эпитеты, олицетворения, метафоры);
- развивать правильную грамотную речь, память, мышление;
- воспитывать любовь, доброту, милосердие, отзывчивость к людям, к родителям.
Оборудование:
- кодоскоп,
- плакаты “Самое великое, самое божественное в человеке – милосердие”. А. Дюма
- “Доброта есть исполнение нравственной силы”. Л. Толстой
- “Живут лишь те, кто творит добро”. Л. Толстой
А.Лукьянов
Материнские письма.
Письма матери… Слов незатейлив убор:
Как живешь? Как здоровье? Поклон от знакомых,
И сквозит между строк чуть заметный укор
И тоска опустевшего тихого дома.
Ничего нет важнее тех писем простых,
Что бы ты ни изведал, по свету мотаясь,
Что бы ты ни узнал и чего б не достиг,
Прочитаешь и, вздрогнув, оттаешь.
Письма матери – зов и простой, и земной…
Каждый шаг свой в пути с их дыханием сверьте.
Пусть ты сед. Но прислушайся: вместе с тобой
Беззаветно стучит материнское сердце!
“Спешите делать добро”. Ф.П. Гааз.
Когда по склонам вечной суеты
Бежать от неудач устанешь люто,
Направь шаги
Тропою
Доброты
И радость помоги найти кому-то.
И. Романов
Ход урока
Слово учителя.
К.Г. Паустовский писал о людях простых и безвестных, о которых читаем мы с волнением, хотя в произведениях этих нет острого сюжета, захватывающих происшествий. В чем же дело?
Может быть, в необыкновенной любви к людям?
Может быть, в умении остановиться и внимательно всмотреться в то, что тебя окружает?
На эти и другие вопросы, я думаю, мы попробуем ответить, работая над рассказом “Телеграмма”.
Ребята, постарайтесь ответить на вопрос
- Настоящая доброта…
Какая она?
- А назовите синоним к слову
- доброта.
- Милосердие.
- Милосердие – сострадательная и деятельная любовь, выражающаяся в готовности помогать каждому нуждающемуся.
(Обратить внимание детей на плакаты!)
Анализ рассказа “Телеграмма”
- Что же задело нас, тронуло в судьбе Екатерины Петровны?
- (А) Какими художественными средствами и приемами Паустовский рисует трагизм положения этой женщины?
(- (Б) Как же создается эмоциональный фон рассказа уже в начале рассказа?)
(Все описываемое происходит холодной осенью. Вообще, слово холодный встречается несколько раз. Автор рисует мрачную картину: “назойливо сыпался дождь, тащились… рыхлые тучи”).
- Выделяется только маленький подсолнечник у забора, но и он доцветает, и он одинок среди серого, черного, и поэтому становится грустно.
(Эпитеты холодный, рыхлые, ненастный…)
- Читаем эпизод “позабытые звезды” пронзительно смотрели на землю…
- Какова роль пейзажа в этом эпизоде?
- Мне кажется, автор употребляет слово “позабытые”, чтобы подчеркнуть одиночество Катерины Петровны, ведь и ее как бы “позабыли”, и звезды понимают это и смотрят пронзительно.
- Какое художественное средство использует здесь писатель? (Метафору).
- Найдем в рассказе описание клена который еще девочкой- хохотушкой посадила вместе со своим отцом Катерина Петровна. Зачитываем!
- В судьбе клена, как он описан, тоже видны неустроенность, одиночество, безысходность.
“Ему некуда было уйти от этой бесприютной ветреной ночи”.
- А здесь какой художественный прием мы наблюдаем (Олицетворение).
- Метафора и олицетворение помогают нам понять настроение героини, ее одиночество.
Делаем вывод: страдает человек, и природа у Паустовского “сочувствует ему.”
Какой можно сделать вывод?
- А обратили ли вы внимание, что на страницах, рассказывающих о жизни Насти в Ленинграде, почти нет описаний природы. Почему?
- Речь идет о большом городе, какая же там природа?
- Не в этом дело, и в Ленинграде есть сады, парки, скверы. Я думаю просто Насте некогда было увидеть все это, так как она постоянно была занята работой.
- Она была черствым человеком, такие обычно не видят природу, она им не нужна в жизни.
- Что говорит автор о внешности Насти? “Русые волосы и большие холодные глаза”.
Метафора холодные глаза помогает понять суть этой девушки.
- А глаза – зеркало человеческой души. Пустые глаза говорят о равнодушии человека.
- Страшно, когда встречаешь человека с холодными глазами. Очевидно, у человека такое же холодное и жестокое сердце.
- Кем работает Настя в Ленинграде?
Настя секретарь в Союзе художников. Работы много. Устройство выставок – конкурсов – все это проходило через ее руки. Даже письмо от матери некогда прочитать. (Письмо. Читает ученица).
(Настя не видела мать три года, а письмо сразу читать не стала, спрятала в сумочку).
- А когда она прочитала дома письмо, то вслух назвала одну причину, ненастоящую: “Куда там ехать. Разве отсюда вырвешься!”
- Каким же важным делом была занята Настя?
- С одной стороны, она смогла понять художника Тимофеева, а с другой – не почувствовала вовремя, что очень нужна матери, которая возможно, умирала в те часы, когда ее хвалили за внимание к человеку.
- Как же поступает Настя, когда получает телеграмму?
- Она так далека от матери, что не поняла, о ком говорится в телеграмме?
И Паустовский подчеркивает ее недоброту, фальшь
“Какая Катя? Какой Тихон?”
“Должно быть, это не мне”.
- Настя, заботясь о многих не замечает, как плохо самому близкому тебе человеку.
И она оправдывает слепоту своей души – ложью.
- Как Паустовский подчеркивает изменения в поведении героини, которая наконец-то поняла, что мать умирает?
Еще, когда она получила письмо, то в мастерской у Тимофеева “Настя почувствовала на себе (чей-то) насмешливый взгляд скульптуры Гоголя.
- Она не может вынести честный укоризненный взгляд.
“А письмо-то в сумочке нераспечатанное…”, - казалось, говорили сверлящие гоголевские глаза.
- Эх ты, сорока!
- И автор, и великий сатирик видят Настю изнутри: доброта Насти показная, ненастоящая.
- Получив телеграмму, казалось, надо кричать, бежать, плакать, что-то делать. (А Настя скомкала телеграмму и нахмурилась).
- Автор презирает Настю за бессердечность, тщеславие, эгоизм.
- Перенесемся в старинный заброшенный, опустевший дом.
- Каково состояние Катерины Петровны?
- Она очень болеет, доживает последние дни и ждет, слабо надеясь, что Настя приедет. Эта надежда поддерживала в ней жизнь.
- И тогда Тихон идет на почту и что-то пишет на телеграфном бланке корявыми буквами, а затем приносит Катерине Петровне телеграмму: “Дожидайтесь, выехала. Остаюсь всегда любящая дочь ваша Настя”.
- Для чего он это делает?
- Чтобы поддерживать ее, утешить, смягчить горечь одиночества и последние мгновения жизни, Тихон решился на этот обман.
- А почему Катерина Петровна догадалась об обмане? (Так пишут обычно пожилые люди.)
- Как вы думаете, почему в конце рассказа автор показал молодую учительницу?
- Я думаю, что этот образ противопоставлен образу Насти. Ведь учительница сразу вспомнила про свою мать, которая осталась в городе.
- Мне кажется, что сердце у нее доброе.
Она поняла весь ужас одиночества этой женщины, почувствовала какую-то вину перед ней, понимая, что молодые, живя своей интересной жизнью, виноваты перед матерями, уделяя им мало внимания.
- Я вспомнила слова М.Горького: “Есть на свете прекраснейшее существо, у которого мы всегда в долгу – это мать”. Наверное, молодая учительница лучше Насти понимает это и воспитывает своих учеников добрыми, отзывчивыми людьми.
Таких людей мы встретили на страницах этого рассказа. Да, это простые русские люди, которых так любил Паустовских.
- Они незаметны, не привыкли красиво говорить, но никогда не пройдут мимо чужого горя, всегда помогут.
- Таковы и Манюшка, и Тихон, и молодая учительница. Они не растеряли чуткости, терпения, доброты.
- Рассказ назван “Телеграмма”. Их две.
- Какую телеграмму имел в виду автор и почему? (вторую)
- Потому что Тихон в отличии от Насти проявил настоящую человечность, чуткость, заботу, милосердие и преподнес урок нравственности девочке Манюшке.
- Что он сказал?
- “Эх ты где, горе горькое, страдание неписаное”.
- Ах ты смотри, - сказал он сердито Манюшке, - за добро плати добром, не будь пустельгой.
- Такой пустельгой оказалась Настя.
- Она понимает все, но очень поздно.
- “Мама! Как же это могло так случиться? Ведь никого же у меня в жизни нет. Нет и не будет родней!!!”
- Действительно, мама могла бы успокоить Настю, простить ее, но матери уже нет, и теперь до конца жизни ей придется испытывать это чувство вины.
- В народе всегда отличалась особая любовь матери к детям, в отличие от неблагодарности последних.
Они поймут это, когда сами станут родителями. А материнское сердце всегда рядом. Послушайте стихотворение Анатолия Лукьянова “Материнские письма”.
- Ребята, а какое бы вы написали письмо своей маме? (читаем письма). (Если бы были далеко от мамы).
- Какие пословицы и поговорки о матери, о доброте записали вы в тетради?
- Да, очень жаль, что в сутолоке жизни и в спешке мы часто забываем о самых близких нам людях.
- Мне бы хотелось, чтобы вы тихим вечером посмотрели внимательно на своих родных (маму, папу, бабушку, дедушку) постарались понять их, вовремя сказать доброе слово.
Ведь на добрых людях все и держится…
Итог урока
“Человек, который думает только о себе и ищет во всем своей выгоды, не может быть счастлив.” Римский философ. Сенека
“Спешите делать добро”. Ф.П. Гааз.
Когда по склонам вечной суеты
Бежать от неудач устанешь люто,
Направь шаги
Тропою
Доброты
И радость помоги найти кому-то.
И. Романов.
Пословицы и поговорки о матери, о доброте, о милосердии.
- Материнская молитва со дна моря вынимает.
- Материнская забота в огне не горит и в воде не тонет.
- Добро делать спешить надобно.
- Доброе дело два века живет.
- Дерево дорого плодами, а человек делами.
- Жизнь дана на добрые дела.
- Материнская ласка конца не знает.
- Доброе дело питает и душу и тело.
- Доброта без разума пуста.
- Добрые умирают, да дела их живут.
- Худо тому, кто добра не творит никому.
- Доброта не теряет своего достоинства.