Урок-проблема
Личность Достоевского, его мироощущение
Поэт в порыве вдохновения разгадывает Бога.
Ф.М. Достоевский.
…[Достоевский] был “так близок к Истине”, что это составляет чудо его личности и биографии…
В.В. Розанов.
“В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог” (апостол Иоанн, Евангелие от Иоанна, гл.1, ст.1).
Записи на доске.
Проблемная ситуация:
“… Достоевский, пловец страшных человеческих глубин, провидец тьмы, рудокоп души, пережил психологию смертной казни, невероятный ужас ее ожидания…” (Ю. Айхенвальд). Противоречит ли высказывание критика биографии Ф.М. Достоевского.
- Ф.М. Достоевский (1821, Москва – 1881, Петербург).
- “Бедные люди” (1846)
- “Белые ночи” (1848)
- “Двойник” (1846)
- “Записки из Мертвого дома” (1861-1862)
- “Преступление и наказание” (1866)
- “Идиот” (1868)
- “Бесы” (1871-1872)
Источники.
- Ю. Айхенвальд, “Достоевский”.
- “Ф.М. Достоевский в забытых и неизвестных воспоминаниях современников”.
- Е.Я. Бурлина, “Путь длиною в века”.
- Д.С. Мережковский, “Достоевский”.
- В.В. Розанов, “Памяти Ф.М. Достоевского”, “О Достоевском”, “Чем нам дорог Достоевский?”.
- А.Г. Достоевская, “Воспоминания”.
Раздаточный материал для учащихся.
Популярный словарь русского языка. Авторы: А.П. Гуськов, Б.В. Сотин. М.:, 2003.
Мировоззрение – система взглядов, воззрений на природу и общество.
Гуманизм – мировоззрение, в основе которого – признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений.
Вера (исконно русское слово) – отсутствие сомнений, убеждённость, уверенность в ком-либо или в чем-либо
Психология (в 3-ем значении) – душевный склад, духовная организация человека.
Психология творчества – научная дисциплина, изучающая психологические особенности творческой переработки писателем впечатлений действительности, психологию личности автора как творца, закономерности процесса создания произведения.
Христианин - религиозный человек, верующий в Иисуса Христа как Бога, исповедующий христианство.
1. Слово учителя. Записать тему, эпиграф, цитату.
Учебная ситуация № 1:
Попробуйте объяснить, как вы понимаете цитату Ю. Айхенвальда, взятую мною в качестве темы урока.
- Варианты (видимо писатель пережил в жизни нечто ужасное, страшное, что помогло ему понять себя и других, прийти к вере как источнику жизни).
Напомните роль эпиграфа: в афористически – краткой форме Э. выражает тему, идею или настроение произведения, способствуя его восприятию читателем.
Э. может выполнять и роль экспозиции, давая предварительные разъяснения. Следовательно, эпиграф создает особое настроение и способствует восприятию биографического материала.
Две цитаты взяты в качестве эпиграфа. Поясните смысл высказываний.
- Варианты (В. Розанов пишет о том, что писатель был близок к Истине – значит важно понять, в чем заключалась эта Истина. Сам Достоевский говорит о Боге. Не означает ли это – что Истина - это Бог, Вера, Добро?)
Совместное целеполагание:
- сформулируйте цель урока. (Варианты ответа.)
Цели урока: познакомиться с основными событиями жизни Достоевского; определить основные черты личности писателя; создать атмосферу “погружения” в творчество Достоевского.
Перейдем к проблеме урока.
Задание группам: используя учебную информацию (лекцию учителя, фрагменты эссе Ю. Айхенвальда “Достоевский”, статьи В. Розанова “Памяти Ф.М. Достоевского” и портретного очерка Д. Мережковского “Достоевский”), разрешить проблемную ситуацию.
(Раздаточный материал на столах учащихся.)
Утверждения Ю. Айхенвальда | Доказательства: биографические факты, психология творчества (есть толкование), внутренние противоречия писателя, оценка и мнение о нем В. Розанова, Д. Мережковского. |
“пловец страшных человеческих глубин” (знание психологии человека помогало ему в написании психологических романов) | |
“провидец тьмы” (поиски путей выхода из тупиковых ситуаций – вера в Христа) | |
“рудокоп души” (открытие новых качеств человека страждущего, познание страданий человека) | |
“пережил психологию смертной казни, невероятный ужас ее ожидания” |
Духовный опыт тысяч людей, знание о том, “что никогда ещё не было”, сделали творчество Достоевского поистине неисчерпаемым источником, питавшим русскую философскую мысль конца XIX – начала XX века. О Достоевском писали В. Соловьев, В. Розанов, Д. Мережковский, Ю. Айхенвальд.
Дмитрий Мережковский – представитель серебряного века русской литературы – писал: “Достоевский роднее, ближе нам… Он любит нас просто, как друг, как равный, - не в поэтической дали, как Тургенев, и не с высокомерием проповедника, как Лев Толстой… Это - человек, только что вышедший из жизни, только что страдавший и плакавший…Книг Достоевского нельзя читать: их надо пережить, выстрадать, чтобы понять. И потом они уже не забываются… Достоевский употребляет своеобразный художественный прием, чтобы ввести читателя в драму. Он изображает подробно тонкие, почти неуловимые, психологические переходы в настроении героев… Достоевский - этот величайший реалист, измеривший бездны человеческого страдания, безумия и порока, вместе с тем величайший поэт евангельской любви… праведен тот, кто больше всех сознает свою человеческую слабость и порочность и потому больше всех жалеет и любит людей”. (“Достоевский”.)
Возможно, поэтому столь сложен и противоречив русский писатель, неоднозначна оценка его творчества. Ф.М. Достоевский властно подчинял художественные образы и сюжеты заранее выдвинутой им идее. Хотя идея была отголоском времени, часто развивалась односторонне, вызывая бурю противоречий в обществе.
Василий Розанов писал: “Идеи были у вас, и прошли… Но свои идеи, и прошедшие - дороги. Вот почему “все идеи” Достоевского могут пройти, или могут оказаться ложными, или вы перестанете их разделять: и от этого духовный авторитет Достоевского нисколько не уменьшится. Это – чудо…. Он больше любил “думать”, чем “писать”… Достоевский всю жизнь пытался выразить, и иногда это ему удавалось, совершенно новое мироощущение, в каком к Богу и миру не стоял ни один человек… “До Достоевского” есть дело каждому: ибо никто не может быть равнодушен к своей душе… Достоевский – “я”, грешный, дурной, слабый, падший, поднимающийся. Потому что он есть “я”…” (“Чем нам дорог Достоевский?”).
В русской литературе 40-х годов сложилась натуральная школа.
Натуральная школа – условное название начального этапа развития критического реализма в русской литературе 40-х годов. Темы: сатирическое осмеяние чиновников, изображение быта дворянства (“Обыкновенная история” Гончарова), эмансипация женщины, тема “маленького человека” (“Бедные люди” Достоевского), правдивое изображение крепостной жизни (“Записки охотника” Тургенева).
Начав как ученик Гоголя и как один из представителей натуральной школы 40-х годов 19 века, к которой принадлежали Гоголь, Герцен, Некрасов, Достоевский взрывал сам принцип их творчества, заявляя, что “среда” вовсе не всесильна над человеком. На первом плане у Достоевского – сама личность, она в ответе за все беды действительности, с неё и спрос. Поэтому самоказнь и интересовала писателя.
Отсюда, возможно, неоднозначная оценка Белинского его произведений: то похвала в связи с выходом повести “Бедные люди”, то резкость по поводу “Двойника” и “Хозяйки”: “Надулись же мы с Достоевским-гением” - писал Белинский Анненкову.
Прототипом своих героев чаще всего служил сам Достоевский. Из глубины своего сердца он черпал самые потрясающие впечатления. Описание страданий нередко слишком затягивались, превращались в некое “любование” ими. Ведь писатель считал страдания средством искупления всеобщей порочности .
Он сделал открытие в психологии “маленького человека”: смесь униженности и амбиций, постоянное метание души. Его герои – дилетанты – берутся оспаривать системы социального устройства общества.
Созданный Достоевским мир идей и образов близок человечеству, нам, и надо познать этот мир! Для света, а не для мрака существует Достоевский.
- У вас есть фрагменты статьи Розанова, Мережковского, Айхенвальда. Ознакомьтесь. Заполняйте таблицу. Ищите решение проблемы.
Достоевского не понимают те, кто считает его мрачным и безысходным, которые не видят света в конце туннеля. У Достоевского почти всегда просвет через страдания, но он не виноват в этом. Это не его прихоть. Это христианский, по его убеждению, путь. Мир во зле лежит, и счастье может быть только через распятие.
У Михаила Нестерова, русского художника, есть малоизвестная картина “У Креста” (Страстная седмица) (хранится в Церковно-археологическом кабинете при Московской духовной академии). Слева на картине – на коленях простая женщина, за ней стоят мужик и священник; справа - на коленях Гоголь, за ним стоит Анна Григорьевна Достоевская и держит на руках гробик со своим сыном Алешей, умершим от припадка эпилепсии, а за Анной Григорьевной стоит Достоевский. Все их взоры устремлены к центру картины. А в центре Крест, на котором распят Христос.
Через все муки раздвоения и тьму Достоевский принимал и Бога, и человека, и мир. Достоевский проводит человека через все ужасающие бездны раздвоения, но это раздвоение не губит окончательно человека, потому что через Христа вновь может быть восстановлен человек. Важно понять, Достоевский не журналист уголовной хроники.
Биографический материал.
ДОСТОЕВСКИЙ Федор Михайлович родился 30 октября1821 в Москве, умер 28 января 1881 в Петербурге, похоронен в Александро-Невской лавре.
“Я происходил из семейства русского и благочестивого”, - писал Достоевский.
Достоевский был вторым ребенком в большой семье (шестеро детей). Отец, сын священника, врач московской Мариинской больницы для бедных (где и родился будущий писатель), в 1828 получил звание потомственного дворянина. Мать — из купеческой семьи, женщина религиозная, ежегодно возила детей в Троице-Сергиеву лавру, учила их читать по книге “Сто четыре священные истории Ветхого и Нового Завета”. В доме родителей читали вслух “Историю Государства Российского” Н. М. Карамзина, произведения Г. Р. Державина, В. А. Жуковского, А. С. Пушкина. С особым одушевлением Достоевский вспоминал в зрелые годы о знакомстве с Писанием: “Мы в семействе нашем знали Евангелие чуть не с первого детства”.
В 1837 умерла мать писателя, и вскоре отец отвез Достоевского с братом Михаилом в Петербург для продолжения образования. Больше писатель не встретился с отцом, скончавшимся в 1839. Отношение Достоевского к отцу, человеку мнительному и болезненно подозрительному, было двойственным.
С января 1838 Достоевский учился в Главном инженерном училище. Он страдал от военной атмосферы и муштры, от чуждых его интересам дисциплин и от одиночества. Как свидетельствовал его товарищ по училищу, художник К. А. Трутовский, Достоевский держался замкнуто, однако поражал товарищей начитанностью, вокруг него сложился литературный кружок. Это были годы духовного становления. Гомер, Шекспир, Гофман, Гюго, Диккенс, Бальзак, Державин, Пушкин, Гоголь – далеко не полный список авторов, которыми зачитывался Достоевский в это время. Кондуктор Инженерного училища скорей постигал не искусство устройства крепостей, а искусство слова, как его понимал апостол Иоанн: “В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово был Бог”. По окончании училища, прослужив меньше года в Петербургской инженерной команде, летом 1844 Достоевский уволился в чине поручика, решив полностью отдаться литературному творчеству.
Учебная ситуация № 2 (работает группа учащихся): Первое произведение Достоевского – роман “Бедные люди” - написан в эпистолярной форме. Эпистолярная литература, переписка, изначально задуманная или позднее осмысленная как художественная или публицистическая проза. Такая переписка легко теряет двусторонний характер, превращаясь в серию писем к условному или номинальному адресату. Опыт и форма эпистолярной литературы использованы Достоевским в произведении “Бедные люди”. Весь роман состоит из 55 писем: Макар написал 31, Варенька – 24. Сюжет гоголевский: стареющий, спивающийся Макар Девушкин берет под свое “покровительство” несчастную девушку-сироту Вареньку, которая стала жертвой страшных планов своей родственницы. Но не спасает душевная чуткость от катастрофы: обидчик Вареньки помещик Быков “ищет руки ее” (как пишет она в письме). Нищета загоняет героев в тупик. “Бедные люди” - социальное произведение. Но в произведении есть и другое. Достоевский противопоставляет не по принципу “бедный-богатый”, а по принципу “способный к сочувствию и жестокосердный”. Уже в первом романе обнаружились важнейшие черты творческой манеры писателя: сосредоточенность на внутреннем мире героя , способность передавать неуловимые нюансы состояния действующих лиц, принцип исповедального самораскрытия характеров (не случайно избрана форма “романа в письмах”), система двойников, “сопутствующих” главным героям. Именно роман “Бедные люди” познакомил Достоевского с Белинским. Войдя в кружок Белинского (где познакомился с И. С. Тургеневым, В. Ф. Одоевским, И. И. Панаевым), Достоевский, по его позднейшему признанию, “страстно принял все учение” критика, включая его социалистические идеи. В конце 1845 на вечере у Белинского он читал главы повести “Двойник” (1846). Повесть, сначала заинтересовавшая Белинского, в итоге его разочаровала, и вскоре наступило охлаждение в отношениях Достоевского с критиком, как и со всем его окружением, включая Некрасова и Тургенева, высмеивавших болезненную мнительность Достоевского.
Весной 1846 года на углу Невского проспекта и Большой Морской к Достоевскому подошёл Михаил Петрашевский и пригласил бывать на его пятницах. Знамениты они были не только литературными беседами, но и спорами о социализме, идеях Фурье и Сен-Симона. Как переводчик департамента внутренних сношений Министерства иностранных дел, Петрашевский имел доступ к изъятым при обысках сочинения социалистов-утопистов, запрещённых в России. Вместе с критиком Валерианом Майковым он издал карманный словарь иностранных слов, в котором дал отнюдь не официальное толкование слов “республика”, “революция”.
Петрашевский прославился ещё и тем, что в собственном имении пытался устроить фаланстер (ОБЩЕЕ ЖИЛИЩЕ) по всем канонам своего кумира Фурье, однако ночью, перед заселением, крестьяне сожгли этот прообраз коммунистического рая, предпочитая жить по старинке, семьями, чем очень огорчили барина, но не охладили его пыла
В начале 1848 года в кружке появился некто Антонелли, сослуживец Петрашевского. Он-то и донёс, что 7 апреля 1849 года молодые люди устроили обед в честь Фурье, а 15-го Достоевский публично прочитал крамольное письмо Белинского к Гоголю. И ЧЕРЕЗ НЕСКОЛЬКО ДНЕЙ ЧЛЕНЫ КРУЖКА СОБРАЛИСЬ УЖЕ ПО ВОЛЕ III ОТДЕЛЕНИЯ НА Фонтанке. Затем состоялся суд. Достоевский обвинялся в преступном посещении “пятниц”, чтении письма Белинского к Гоголю.
22 декабря 1849 года состоялась казнь. Николай I, вечно боявшийся повторения 14 декабря 1825 года, разработал целый церемониал казни.
Письмо Достоевского к брату Михаилу. (Приложение)
Воспоминания бывшего каторжника поляка Рожновского о пребывании Достоевского в Омском остроге. (Приложение)
Все годы каторги Достоевский вел записки, послужившие основой для “Записок из Мертвого дома”: “Одинокий душевно, я пересматривал всю прошлую жизнь мою… судил себя один неумолимо и строго… Я думал, я решил, я клялся себе, что уже не будет в моей будущей жизни ни тех ошибок, ни тех падений, которые были прежде.. И сколько в этих стенах погребено напрасно молодости, сколько великих сил погибло здесь даром!”.
Учебная ситуация № 3 (группа учащихся):
- Какие мысли, идеи нашли отражение в “Записках из Мертвого дома”?
Возможно, на каторге Достоевский открыл для себя непредсказуемость, сложность человеческой натуры. Каторга не уничтожила в Достоевском человека, она перевернула все его сознание. В 1874 году он признавался Всеволоду Соловьеву: “Мне тогда судьба помогла… совсем новым человеком сделался… Я там себя понял… Христа понял… русского человека…”.
Достоевский научился добираться до самих потаенных глубин человеческого сердца, отыскивать свет там, где, казалось бы, царит тьма.
В декабре 1849 года в Тобольске жены декабристов добились свидания с петрашевцами на квартире смотрителя пересыльной тюрьмы. Евангелие, подаренное Н.Д. Фонвизиной, Достоевский хранил как самое дорогое сокровище всею жизнь.
Достоевский остался жить после казни. Не это ли, как он говорил “сильное впечатление”, заставило его увидеть вечное в обыденности? Разглядеть, почувствовать и уже никогда не забыть?
Варианты разрешения проблемной ситуации.
Итог: ВЕРНУТЬСЯ К ЭПИГРАФУ - Духовные искания, идеи о добре и зле, по мнению Достоевского, побуждают к действиям и определяют не только жизнь одного человека, но и историю целых народов. Так где же выход, где спасение, по Достоевскому? Он видел путь религиозно-нравственного преображения. Но как приходит к нему человек? По Достоевскому, через страдание. Преклонение перед Достоевским вовсе не мешает далеко не все принимать в мировоззрении писателя.
Варианты домашнего задания:
- написать эссе по теме “ Поэт в порыве вдохновения разгадывает Бога”, используя в качестве эпиграфа слова апостола Иоанна;
- подготовить устное сообщение на темы: “Возвращение Достоевского после каторги в Петербург и его творческая деятельность”, “Анна Григорьевна Сниткина в жизни Достоевского”;
- две группы учащихся готовят сообщение о романах Ф.М. Достоевского “Игрок”, “Униженные и оскорбленные”, “Бесы” (идея, сюжет, герои).