Литература
-
Характер и функции пейзажа в литературном произведении 2008
Пейзаж является одним из самых мощных средств для создания воображаемого, "виртуального" мира произведения, важнейших компонентов художественного пространства и времени.
-
Урок-презентация по теме: "В человеке все должно быть прекрасно…" (Страницы жизни и творчества А.П. Чехова) 2008
Данный урок-презентация – первый (сдвоенный) урок в системе изучения творчества А.П.Чехова в 11-м классе. В ходе урока формируются навыки анализа художественного текста, понятие об авторской позиции и способах её выражения; развиваются умения выделять главное, существенное, логически излагать свои мысли. Урок информационно насыщен. Одна из главных особенностей урока - совместное творчество учителя и учеников при его подготовке. При подготовке к уроку учащиеся получают опережающие задания. Роль учителя в данном виде деятельности – это роль консультанта и соавтора. Показ презентации сопровождается объяснениями, комментариями учителя.
-
Повторительно-обобщающий урок в 10-м классе по теме "Опыт о человеке" в художественном мире Ф.М. Достоевского 2008
Повторительно-обобщающий урок в 10-м классе. Тема: "Опыт о человеке в художественном мире Ф.М.Достоевского". Через анализ эпизодов учащиеся приходят к пониманию внутреннего состояния человека в романе "Бедные люди", "Преступление и наказание", "Идиот". В конце урока создается педагогическая ситуация для размышления о человеке в современном мире: каким предстает перед современным читателем человек Достоевского; что изменилось в человеке XXI века?
-
Методическая разработка учебного занятия по литературе (фольклору) "Бабина каша" (семейно-бытовой родильный обряд) 2008
Данное учебного занятие разработано для учащихся 8-го класса по авторской программе "Русский эпический фольклор и обрядовая поэзия" в рамках работы "Школы русской национальной культуры". Традиции, обряды, обычаи - это ядро культурной памяти народа, где глубоко кроются корни национального своеобразия, проявляющиеся в формах повседневной жизни, семейно-бытовых представлениях.
-
Открытый урок по литературе на тему "Пейзажная лирика А.С.Пушкина (на примере стихотворения «Зимнее утро»)" 2008
Открытый урок по литературе с использованием межпредметных связей (ИЗО, музыка, история) на тему «Особенности пейзажной лирики А.С.Пушкина (на примере стихотворения «Зимнее утро»), 6-й класс. Интеграция литературы с историей, музыкой, живописью, искусством слова обеспечивает рассмотрение темы занятия с разных точек зрения, что способствует более полному мироощущению ребёнка и учителя. Продукт пятидесятиминутного урока – анализ лирического произведения.
-
Интегрированный урок "Живопись М.Ю. Лермонтова как отражение судьбы и творчества поэта", 7-й класс 2008
Урок литературы в 7-м классе на тему «Живопись М.Ю.Лермонтова как отражение судьбы и творчества поэта» открывает новые факты биографии М.Ю.Лермонтова, показывает многогранность натуры поэта плеяды «золотого века» русской литературы, знакомит с малоизвестной стороной творчества Лермонтова – его живописью. Развитие речи учащихся, их эстетического вкуса.
-
"Добрые люди" (заключительный урок по роману Булгакова "Мастер и Маргарита") 2008
Проблематика романа Булгакова "Мастер и Маргарита" определяет сущность человека. За тысячелетия существования христианского общества человечество должно было накопить огромный культурный и социальный опыт, сознательно прийти к организации общества, основанного на лучших нравственных традициях. Что движет человеком в современном обществе, как он способен организовать свою жизнь, сопротивляться искушению властью, комфортом, материальной выгодой, мелкими страстями? Способен ли человек ответственно относиться к своим поступкам, чтобы поступать по совести. Что вообще составляет сущность человека?
-
Урок в 7-м классе по роману Д.Дефо "Робинзон Крузо" 2008
Ученики знакомятся с жизнью писателя, историей создания книги, анализируют образ главного героя. Воспитательное значение урока в том, что акцентируется внимание на способности человека выжить в экстремальной ситуации благодаря труду. Элемент интеграции проявляется в активном использовании знания учащимися английского языка.
-
Урок литературы в 8-м классе "Н.В. Гоголь — писатель-сатирик. Жизненная основа комедии «Ревизор»" 2008
Значение уроков литературы трудно переоценить: именно на этих уроках дети получают представление о вечных нравственных ценностях, о добре и зле, узнают о мире и о людях, о своей Родине и народе, знакомятся с классическими и современными литературными произведениями, сочувствуют героям, смеются и плачут, овладевают тайнами художественного слова. Как построить урок, чтобы он был глубоким и информативным, эмоционально ярким, воспитывающим и методически грамотным?
-
Урок литературы в 11-м классе "Вечные ценности в рассказе Л.Улицкой "Дочь Бухары" 2008
Данный урок является одним из уроков по изучению литературы 80–90-х годов в 11-м классе. Используется частично-поисковый и исследовательский методы обучения, способствующие формированию навыков самостоятельной исследовательской деятельности, аналитического мышления, интеллектуальных навыков сравнения, обобщения. Задачей урока является выявление нравственной проблематики и идейно-художественного своеобразия рассказа, воспитание социально значимой, духовно-нравственной личности, умеющей сострадать.
-
Импрессионизм как художественное течение в искусстве Франции конца XIX века (на примере живописи импрессионистов и лирики А.Фета) 2008
Интегрированный урок МХК и литературы рассчитан на учащихся 10-х классов. Цель урока – познакомиться с методом художников-импрессионистов и, проанализировав стихи А.Фета, ответить на вопрос: «Можно ли утверждать, что художественное направление импрессионизм, зародившееся во Франции в конце XIX века, присуще не только французской живописи, но и русской поэзии?» Учащиеся в тетрадях заполняют таблицу, в которой сравнивают художественный метод импрессионистов и творческий метод А.Фета. В ходе урока ученики рисуют композиционные оси и цветовые пятна к стихотворениям.
-
Литературная гостиная "Прерванный полет В.Цоя" 2008
Представлен литературный сценарий, посвященный жизни и творчеству В.Цоя.
-
Концепция Гражданской войны в "Донских рассказах" М.Шолохова. Урок литературы в 11-м классе 2008
Цель урока - изучить "Донские рассказы" М.Шолохова, выявить концепцию гражданской войны в ранних произведениях М.Шолохова на примере рассказов "Родинка", "Чужая кровь". Задачи: формировать умение самостоятельно работать с текстами рассказов, обобщать, сравнивать, делать выводы; развивать творческие способности, монологическую речь, ассоциативный аппарат учащихся, используя в ходе урока такие приемы педагогической техники, как "Ромашка Блума", прием ассоциации, составление синквейна, эвристическая беседа, прием "Незаконченное предложение".
-
Кот в мировой литературе, 5-й класс 2008
Цели урока: обучить анализу художественного произведения; расширить кругозор пятиклассников; воспитывать бережное отношение к домашним животным.
-
Урок литературы и ИЗО "Идеал и действительность в художественном мире повести Н.В. Гоголя «Портрет»" 2008
Интегрированный семинар по литературе и живописи помогает в постижении идейно-художественного своеобразия повести Н.В.Гоголя «Портрет», в которой раскрывается мысль о нравственной ответственности Художника за зло мира.
-
Урок литературы с использованием ИКТ на тему "М.А. Шолохов. Жизнь, творчество, личность" 2008
Урок литературы с использованием информационных компьютерных технологий знакомит учащихся 11-го класса с жизнью и творчеством М.А.Шолохова, показывает значение его творчества и общественной деятельности.
-
Литературная гостиная "Поэты Пинежья" 2008
Знакомит учащихся с поэзией родного края и воспитывает любовь к малой родине. В предлагаемой разработке рассматриваются имена пинежских поэтов Нины Александровны Нетёсовой и Владислава Владимировича Попова. Учащиеся самостоятельно ищут материал, учат стихи, готовят презентацию и рассказывают стихи собственного сочинения. Мероприятие входит в систему уроков по реализации регионального компонента Архангельской области в 5–8-х классах. Содействует воспитанию творческой личности и развивает устную речь учащихся.
-
Мой край родной – Камчатка 2008
Классный час «Мой край родной – Камчатка» является развлекательно-познавательным мероприятием. Направлен на ознакомление детей с бытом, культурой, литературой, музыкой, танцами коренных народов Камчатки. При проведении мероприятия прослеживается связь с литературой, живописью, уроками музыки и танца.
-
Мастер-класс по теме "Развитие коммуникативной компетенции на занятиях элективного курса «Основы журналистики» в рамках предпрофильного образования" 2008
На данном занятии показан один из вариантов проведения занятия по элективному курсу "Основы журналистики" в рамках предпрофильного обучения с использованием метода учебного проекта. Практическое наполнение занятия может быть любым. Для учащихся могут быть предложены более узкие темы (по выбору учителя и учащихся). Вид работы, представленный в данном мастер-классе, хорошо вписывается в учебный процесс, представляет собой одно из самых перспективных направлений проектной деятельности, позволяющее на деле осуществить главный проект учащихся старшей школы - определение их дальнейшего профессионального пути и умения проектировать свою будущую карьеру и жизнь.
-
Урок литературы в 10-м классе по теме "Твой милый образ, незабвенный…" (по любовной лирике Ф.И. Тютчева) 2008
Урок проводится в форме устного журнала. Целью урока является расширение и углубление представлений учащихся о лирике Фёдора Ивановича Тютчева. Вводится понятие лирического цикла. На уроке продолжается обучение учащихся всем аспектам анализа лирического произведения, работа над выразительностью речи.
-
Интегрированный урок литературы и английского языка в 10-м классе (филологический профиль) на тему "Только о любви" (по сонетам В.Шекспира) 2008
Реализация данной программы позволяет удовлетворить потребности учащихся в чтении литературы на английском языке, развить способности к творчеству; формировать профессиональные намерения старшеклассников, их интеллектуальные, информационные, коммуникативные и культурно-социальные компетентности.
-
Урок литературы по теме "Антон Павлович Чехов. Встреча с великим учителем красоты и правды" 2008
Цель данного урока – познакомить учащихся с особенностями личности А.П.Чехова, обучить их анализу речевых средств, развить у детей чувство юмора. Материал этого урока имеет огромный воспитательный потенциал, возможность показать непреходящее значение качеств жертвенности, честности, внимательности, человеколюбия, умения разрешать конфликты с помощью незлой шутки.
-
Методическая разработка обобщающего урока по творчеству И.С. Тургенева 2008
Представленная разработка обобщающего урока литературы по творчеству И.С.Тургенева. Урок составлен с использованием современных мультимедийных средств. Задачи урока: проверка уровня знаний по произведениям писателя; формирование эстетических идеалов посредством демонстрации творческих способностей учащихся и использования взаимосвязи видов искусств; обеспечить развитие речи учащихся путем самостоятельного формулирования выводов и обобщений; обеспечение ситуации эмоционального переживания.
-
Взаимосвязь видов искусства на уроках литературы. Модернизм в поэзии и живописи 2008
Как один из ведущих учебных предметов общеобразовательной школы литература связана с целым рядом других учебных дисциплин. Вооружая школьников широкими познаниями мира и человека, литература вступает во взаимодействие с историей, обществознанием, изобразительным искусством, музыкой... В предлагаемой статье автор делится своим опытом по использованию произведений искусства на уроках литературы.
-
Синтез искусств на уроках литературы как средство развития творческих способностей учащихся 2008
Проблема развития творческих способностей учащихся - одна из самых актуальных в воспитании и обучении. Она волнует психологов, учителей, родителей, учащихся. Как обучать и что предпринять, чтобы ребёнок раскрыл свои способности? Я считаю, что одним из средств развития творческих способностей учащихся является синтез искусств на уроках литературы. В данной работе представлен фрагмент урока, где рассматривается, как один и тот же образ воплощен в музыке, живописи, литературе, взаимосвязь видов искусств и их отличительные черты, а также приводятся примеры творческих работ.
-
Сценарий литературно-музыкальной композиции "На Мурманском направлении" 2008
В литературно-музыкальной композиции «На Мурманском направлении» рассказывается о поэтах Заполярья, которые в годы Великой Отечественной войны не только защищали Родину, но и писали о войне. Представлены стихи поэтов К.Бельхина, Н.Букина, А.Подстаницкого. Рассказывается о создании песни «Прощайте, скалистые горы». Композиция составлена на основе материалов местных газет, журналов и книг.
-
Интегрированный урок литературы с историей в 8-м классе 2008
В последние годы в числе тем экзаменационных сочинений в 11-м классе практически в каждом блоке есть тема, связанная с интерпретацией (восприятием и оценкой) поэтического текста. Поэтому у учителя-словесника появилась ещё одна задача – научить школьника анализировать стихотворения. Этого можно достичь, проводя интегрированные уроки русского языка и литературы, другими словами – уроки словесности, или работая над разными видами анализа (лингвистического, лингвостилистического, комплексного и др.) на уроках литературы. Для достижения положительного результата следует вводить хотя бы элементы анализа поэтического текста уже в 5-м классе. Ученику среднего и старшего звена пригодятся знания о стилистических функциях частей речи и их грамматических форм, об особенностях употребления синтаксических конструкций разного вида, знания по лексике, получаемые на уроках русского языка. Новые учебники и методические пособия для учителя содержат подобную информацию. Для организации системной работы над данной современной педагогической технологией можно воспользоваться трудами Ю.М.Лотмана, Н.М.Шанского и др.
-
Урок литературы в русле новых технологий "Правда о жизни" по повести В.И. Белова "Привычное дело" 2008
В течение всех лет педагогической деятельности учитель решает проблему сочетания воспитания и обучения. Извечные вопросы: Как это сделать? Какие формы и методы использовать? Что удачнее? Какие из них лучше? От учителя требуется большое искусство, чтобы, сохранив ведущую роль на уроке, обеспечить свободу самореализации ребенка, создать условия, при которых он не боялся бы высказывать свои, пусть еще не совсем зрелые мысли. Предлагаю вашему вниманию урок литературы в русле новых технологий с использованием приемов «кластер» и «синквэйн» по повести В.И.Белова «Привычное дело».
-
"Своя игра" по литературе 2008
Нестандартный урок "Своя игра" предназначен для учащихся, которые приезжают в краевые и всероссийские детские центры и занимаются в условиях временного детского коллектива. Учителя обычной школы также смогут его провести, подводя итоги за четверть и полугодие.
-
Портфельчик для талантливых детей и творческих учителей, 11-й класс 2008
Данное пособие представляет собой мультимедийное сопровождение к курсу литературы для 11-го класса, которое содержит теоретический материал по биографии поэтов "серебряного" века, материал к анализу лирических произведений, воспоминания современников.