Это святая обязанность – любить страну, которая вспоила и вскормила нас, как родная мать.(М.Шолохов)
Цели: формировать умения анализировать прозаическое произведение “вслед за автором”; умение использовать цитаты при характеристике героев; воспитывать чувство любви к Родине.
Оборудование: портрет Н.С. Лескова, иллюстрации учеников к произведению “Левша”, “Толковый словарь русского языка” С.И. Ожегова, песня “Я ни разу за морем не был” группы “Воскресенье”.
Литературоведческие термины: антитеза, эпитет.
Лексическая работа:
- эпитет – художественное определение предмета или явления, помогающее живо представить себе предмет, почувствовать отношение автора к нему;
- патриот – человек, проникнутый патриотизмом;
- патриотизм – преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу;
- гипербола – чрезвычайное, чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета;
- неологизм – новые слова;
- приверженный – преданный кому или чему-нибудь, целиком отдающийся чему-нибудь.
1. Объявление темы, целей урока. Беседа.
“Я люблю литературу как средство, которое даёт мне возможность высказать всё то, что я считаю за истину и благо; если я не могу этого сделать, я литературы не ценю: смотреть на неё как на искусство не моя точка зрения”, – сказал Николай Семёнович Лесков в 1890-е годы в беседе с критиком М.А. Протопоповым
Писатель был убеждён, что литература призвана поднимать дух человеческий, стремиться к высшему...
Давайте и мы с вами на уроках литературы пытаться искать ту истину, благо, которые авторы выражают в своих произведениях.
Тема сегодняшнего урока: “Мы к своей родине привержены”. Кому принадлежат эти слова? Как вы понимаете данное выражение? Как называют людей, приверженных к своей родине? (Работа со словарём С.И. Ожегова – выяснение лексического значения слова патриот, патриотизм, приверженный.) Связь с эпиграфом.
2. Слово учителя.
Появление “Левши” почти сразу же вызвало отклики в прессе. В октябре 1881 года Лесков в письме к другу подчеркнул, что “Блоху” “здесь очень заметили даже литературщики”. Однако критика не поняла художественной ценности рассказа, творческие искания Лескова оказались ей чужды. Его обвиняли в стремлении приписать народу не присущие ему качества, показать, как “русский человек затыкает за пояс иностранца”, и в принижении русского народа.
Такая оценка объяснялась прежде всего тем, что критики не заметили тонкостей построения текста, не вчитывались, отсюда – суровые оценки.
Посмотрим, как вы знаете текст, смогли уяснить содержание рассказа, изобилующего авторскими неологизмами.
3. Игра “Умники и умницы”.
1. Из какой поговорки “родилась” повесть Лескова? (Англичанин сделал блоху из стали, а русский подковал.)
2. Что за удивление подстроили англичане так, что у Платова всю фантазию отняли? (Показали нимфозорию.)
3. Какими деньгами англичане взяли за блоху? (Серебром, потому что в бумажках они толку не знают.)
4. Кому показал Платов нимфозорию по поручению государя Николая Павловича? (Тульским оружейникам.)
5. Сколько времени было дано тульским оружейникам на работу? (Две недели.)
6. Сколько оружейников трудилось над блохой? (Оружейники три человека, самые искусные из них.)
7. Что ответил Матвей Иванович Платов мастерам, которые просили не увозить Левшу без “тугамента”? (“Показал кулак – такой страшный, бугровый и весь изрубленный, кое-как сросся – и погрозивши говорит: “Вот вамтугамент!”)
8. Чем не понравились английские девицы Левше? (“...одежда на них как-то машется, и не разобрать, что такое надето и для какой надобности; тут одно что-нибудь, а ниже ещё другое пришпилено, а на руках какие-то ногавчики. Совсем точно обезьяна сапажу – плисовая тальма”.)
9. Какие пословицы и поговорки есть в сказке? (Утро ночи мудренее; шуба овечкина, так душа человечкина; как снег на голову. В Польше нет хозяина больше...)
Подведение итогов конкурса.
4. Работа с текстом. Характеристика героев.
Сейчас нам предстоит работа с текстом. Кто же является истинным патриотом. Анализ будем проводить по принципу “вслед за автором”.
Государь Александр Павлович
Это первый персонаж, с которым мы встречаемся. Используя цитаты, представьте характер данного литературного героя, его отношение к родине, не всегда, может быть, выраженное прямыми поступками, а опосредованно, через выражение своего отношения к предметам, людям... (В ходе беседы приходим к парадоксальному выводу, что первого человека государства трудно назвать патриотом, т.к. он мало интересуется страной, его больше увлекает иностранное.)
Матвей Иванович Платов
Второй персонаж, с которым происходит наше знакомство. Выясним, а этот герой “к своей родине привержен”? (Не переносит иностранцев, с уважением относится ко всему, что создано в родной стране.)
Слово учителя
Некоторые критики утверждали: “Платов сам из народа, и поэтому он поддерживает Левшу, верит в талантливую самобытность русского народа, в его величие”. Вспомним такие слова: “Я вам верю, но только смотрите, бриллиант чтобы не подменили и тонкой аглицкой работы не испортили”. Как характеризует данная реплика Платова? (Признаёт талантливость мастеров, но весьма невысокого мнения об их нравственных личностных качествах, простой народ “мастеровит, но воровит”.) А вспомните, как посадил в карету Левшу? (Как пубеля...) Выводы по образу записываются и зачитываются.
Государь Николай Павлович
В отличие от Александра Павловича, сразу же вызывает чувство симпатии. Расскажите о нём. Этот персонаж, однако, также неоднозначен. Как его характеризует эпизод, когда отправляет талантливого самоучку в Англию: позаботился о нём, поинтересовался дальнейшей судьбой?
Вывод: русский человек нужен государю только для того, чтобы утешить самолюбие, показать, что есть, оказывается, на Руси мастера.
Разминка
Посмотрим иллюстрации к произведению Лескова художников Кукрыниксов “Левша и Николай Павлович”. Какие эпитеты (работа с литературоведческим термином проводится сразу же) помогают ярче представить характер Николая Павловича? (Надменный, важный, напыщенный, надутый.)
Итак, люди высшего света не привержены к родине, трудно их назвать патриотами.
Левша
Чтобы дать оценку образу, отправимся вслед за ним в Англию.
Как встретили за границей? Когда просят остаться, что предлагают? (Проводим параллель с Александром Павловичем. Если один при виде всего иностранного “взахался ужасно”, тот другого ничем не смогли привлечь на свою сторону. Образы противопоставлены. Как называется такой приём?)
Кстати, а вы остались бы?..
Почему герой торопился вернуться? О чём думает Левша в последние минуты жизни? (Выразительное чтение главы 19.) А как ведут себя царедворцы – позаботились ли они о Левше? (Им переживания о судьбе родины непонятны, “всяк о себе разумеет”.) И вновь какой литературный приём используется для выявления отношения к отчизне главного героя и придворных? (Антитеза.)
Литературный герой до последнего вздоха думал о Родине, остался верен ей. А можете ли вы привести примеры исторических личностей, отдавших жизнь за родину? (Жанна Д'арк, Салават Батыр...)
Выводы работы по тексту
Лесков, по его признанию, терпеть не мог и почти не изображал людей неярких, ординарных, “безнатурных”. Он искал “изюминку” в каждом из своих героев.
Какую же “изюминку” в характере, образе Левши мы с вами нашли? (Человек, любящий свою Отчизну.)
5. Связь с другими видами искусства. Знакомство с творчеством группы “Воскресенье”.
Произведение Н.С. Лескова было создано в XIX веке. Талант писателя в том, что его произведения живут вне времени, актуальны всегда. Только тогда это истинное творение истинного художника... Тема Родины всегда волновала людей, в том числе и писателей, и поэтов, и художников, и музыкантов. А сейчас существует такая проблема?..
Давайте послушаем песню группы “Воскресенье” и подумаем, о чём она. Как вы понимаете слова “там такое же синее небо // И такая же сложная жизнь”; “только где-то кончается Родина, // Если Родина есть у тебя”?
У каждого человека есть Родина – страна, в которой родился, вырос. Чувство любви к Отчизне рождается не вдруг, оно приходит со временем. Маленький человечек, когда растёт, начинает ценить, любить свою семью, дом, улицу, город. Всё это называется малая родина. И только потом рождается чувство гордости за свою страну.
6. Реализация домашнего задания.
Наша малая родина – город Октябрьский. Расскажите о нашем родном городке. (Учащиеся выходят к доске, рассказывают о своём любимом дворике, улице, сквере и на доску вывешивают фотографии, объединённые темой “Я и мой родной город”.)
7. Итоги.
Мы любим свой город, будем восхищаться им, будем прославлять его в стихах и делами, потому что это наша святая обязанность. “Мы все к своей родине привержены”. А завершим сегодняшнюю работу стихами вашего одноклассника, который вот как сказал о родном городе:
Октябрьский – ты город мой родной.
Все моё детство связано с тобой.
Люблю я по утрам встречать с тобой рассвет...
Пусть это счастье длиться много лет.Нет лучше наших парков и садов.
Ты с каждым днём становишься всё краше.
Октябрьский – ты город мой родной.
Ты для меня и дорог, и прекрасен!