Все мы не раз задумывались: “Как же заинтересовать учеников, чем привлечь внимание каждого?” Трудно поспорить с тем, что разнообразие видов деятельности на разных этапах современных уроков литературы, в том числе и уроков внеклассного чтения, помогут решить поставленные задачи.
В последние годы, несмотря на активные разговоры о необходимости сохранения здоровья подрастающего поколения, мы с тревогой отмечаем: наши дети становятся все уязвимее для всякого рода заболеваний. И такая озабоченность вполне понятна. Мы, педагоги, несем огромную ответственность за сложившуюся ситуацию. Невозможно представить себе современное качественное образование без сохранения здоровья всех его участников. Постановка такой задачи перед учителем определяет необходимость ее решения.
Здоровье – состояние ответственности за судьбу свою и ближних. Формирование основ сохранения здоровья на уроках литературы средствами художественного слова – действенный инструмент в воспитании здоровой во всех отношениях личности.
В этой связи хотелось бы привести пример одной из форм проведения урока литературы (внеклассное чтение) в 8-м классе с использованием здоровьесберегающих технологий. Приложение к уроку – презентация.
Цели урока:
- воспитание чувства ответственности за свое физическое и нравственное здоровье;
- учить детей коллективному сотворчеству, решению задач сообща;
- привитие исследовательских навыков при подготовке материала.
Предварительное домашнее задание (распределить по группам):
1 группа: “Здоровье физическое и духовное в Библии”.
2 группа: “Полезные советы от писателя, врача Ибн Сины”.
3 группа: “Сохранение здоровья и мотивы исцеления в русских народных сказках”
4 группа: “М.Булгаков – человек, подчинивший порывы и капризы сознанию и воле”.
5 группа: “Доктор А.П.Чехов ставит диагноз”.
Всем ученикам в начале урока раздаются аналитические карты урока. В течение урока (по мере выступления групп) учащиеся заполняют их, что позволяет максимально включить каждого в процесс обсуждения, получить обратную связь.
Комментарии по выступлению, вопросы | |||||
1 группа | 2 группа | 3 группа | 4 группа | 5 группа | Я (моя позиция) |
|
|||||
Оценка за выступления | Как я оцениваю свое участие в уроке? Что нового я узнал? | ||||
Структура урока
1. Урок может начаться с беседы.
Вспомните эпизод из своей жизни, когда вы или ваши близкие осознали ответственность за собственное здоровье, почувствовали потребность заботиться о нем? Когда человек начинает задумываться о собственном здоровье? Как вы относитесь к высказыванию А.Платонова: “Слово, имея материальные корни, может производить материальные изменения в организме человека”? (Слайд №1)
2. Эпиграф урока: (Слайд № 3)
“Мне хочется вам сказать, что здоровье человека не в сердце, не в почках, не в корнях, не в листве или спине. Конечно, слов нет, хорошо человеку, если у него все это тоже здорово... Но самая суть чисто человеческого здоровья это, когда его неудержимо тянет сказать что-то хорошее другому человеку, как будто это даже закон: раз мне хорошо— то должно быть и всем хорошо.
Если поблизости нет человека, чтобы вместе порадоваться, то один пишет другому письмо или поет ему песенку. Так здоровый человек встречает весну, хотя пусть он на костылях или ему много лет, и за молодым бежать он не может.
Это нужно понять молодым, что при утрате чего-нибудь внешнего в человеческом здоровье образуется внутри его какая-то замена, и часто замена эта ведет его к такому лучшему, что о старом он не горюет и молодым не завидует” (М.М.Пришвин)
Учитель: Предлагаю вам внимательно прочитать слова М.М.Пришвина. Какова главная мысль данного высказывания? Что вам показалось особенно важным и значимым, заставляет задуматься?
3. Выступление 1 группы: “Здоровье физическое и духовное в Библии”.
Мы помним, что “сначала было Слово…”. В самой главной книге христиан – Библии много внимания уделяется вопросам физического и духовного здоровья. (Слайд №4, икона “Воспитание”)
Как Библия рассматривает болезнь? (Слайд №5)
В Моисеев закон входили правила гигиены, совершенно приемлемые с точки зрения современной науки. В этих правилах видна мудрость народа, поэтому нет ничего удивительного в словах Моисея о том, что израильтяне его дней жили в среднем 70-80 лет (Псалом 89).
XXI век – век компьютерных технологий. Мы легко можем получить квалифицированный совет практически по всем проблемам современной жизни, строим наши отношения, основываясь на собственном мировоззрении и нравственных нормах. И всё же история человечества доказывает, что люди всегда будут обращаться к “Книге Жизни” - Библии как к мудрому советчику и нравственному идеалу. (Слайд № 6)
4. Выступление 2 группы: “Полезные советы от писателя, врача Ибн Сины”.
В своих трудах знаменитый ученый, врач, писатель пишет, что в организме все является основой, а лучше сказать: сам организм - основа. Он пишет о пяти чувствах - от слуха до зрения, которые нам даны для общения. А мысль и память служат человеку внутри, они определяют все решения. Особо хочется остановиться на стихотворениях, непосредственно посвященных нашей теме. Их главный герой - врач, который от своего лица ведёт повествование. Примером может послужить следующий бейт: (Слайд №7)
Основной сюжет еще одного стихотворения - здоровый образ жизни: "С гимнастикой дружи, всегда веселым будь ", "Природою лечись - в саду и в чистом поле ", "Ожиренье - опасный, коварный недуг'"; "Болезнь отступит перед гордым, перед бесстрашным, непокорным ". В "Поэму о душе " поэт-врач вводит мудрые советы: (Слайд №8)Литературное мастерство Ибн-Сины ярко проявилось и в научных сочинениях. Ученые - арабисты подчеркивают, что "Канон " написан прекрасным литературным языком, что тоже способствовало его славе. Многие мысли сформулированы в виде афоризмов: “Остерегайся сахара, который смешан с ядом; берегись мухи, которая сидела на дохлой змее”. Кроме того, в соответствии с общей средневековой традицией ряд научных и дидактических трактатов были написаны им в стихах. При этом использовался особый стихотворный размер - “раджаз”.
5. Выступление 3 группы: “Сохранение здоровья и мотивы исцеления в русских народных сказках”
Для сказок очень важна идея сотрудничества человека с человеком, человека с животными. Через сказку происходит выражение ментальности народа, формируются узнаваемые национальные образы. И, наконец, человеку свойственно жить, надеясь на лучшее, поскольку сказка всегда заканчивается хорошо и внушает тем самым уверенность человеку в своих силах. Каждый раз, обращаясь к сказкам, мы вновь и вновь приобщаемся к истинно человеческим ценностям. (Слайд №9)
В сказках практически всегда добро побеждает зло. Положительный сказочный герой – добрый, справедливый, честный, смелый и, естественно, здоровый человек. Но если герой попал в беду, на помощь ему приходит матушка-природа. (Слайд № 10)
Волшебно-целительными свойствами в сказках наделяются растения: корни, травы, плоды т.д. В одном случае их надо найти и доставить издалека. Герои целого ряда сказок отправляются на поиски молодильных яблок: “Один царь очень устарел и глазами обнищал, а слыхал он, что за девять девятин, в десятом царстве, есть сад с молодильными яблоками, а в нем колодец с живою водою, если съесть старику это яблоко, то он помолодеет, а водой этой помазать глаза слепцу - он будет видеть”. (Сказка о молодце-удальце, молодильных яблоках и живой воде). Но все мы помним, что все волшебные средства помогают только положительным героям, злодеев же наказывают. (Слайд №10)
Разнообразные функции в сказках выполняет вода, В случае болезни или, чаще, временной смерти героя, в его спасении, как правило, главную роль играет живая и мертвая вода. Этот мотив непосредственно связан с древнейшими представлениями о жизни и смерти. Приведенный материал позволяет сделать следующие выводы. В сказках ярко отразились древнейшие народные представления о связях природных сил со здоровьем и жизнью человека. Разнообразные причины болезней и способы исцеления, фигурирующие в сказках, объединены магической, сверхъестественной природой. Болезнь воспринимается как вторжение злых сил в тело человека с помощью магических средств. Донесенные до нас сказкой из глубин веков заговоры и ритуальные действия — свидетельства первых шагов лечебной магии.
6. Выступление группы №4: “М.Булгаков – человек, подчинивший порывы и капризы сознанию и воле”. (Слайд №11)
Д
о сих пор произведения М.А.Булгакова не утратили своей притягательной силы, вызывая интерес многочисленных почитателей и поклонников творчества писателя, а его жизнь таит в себе множество загадок. Хотелось бы попытаться разобраться, понять хотя бы отчасти дух, проявившийся в обстоятельствах жизни и творчества этого великого писателя.В 1913 году, будучи уже женатым студентом, он однажды принес домой кокаин, предложив попробовать его и своей молодой жене. Плодом этого опыта явилась странная галлюцинация, сильно поразившая воображение Булгакова, - огненная змея, убивающая человека. Возникшие при этом переживания Булгаков попытался отразить в своем первом, видимо, самом раннем, но незаконченном и несохранившемся рассказе "Зеленый змий".
Закончив университет, Михаил уезжает вместе с женой в глухое село Никольское Смоленской губернии для работы в качестве земского врача. Однажды к молодому доктору привезли больного дифтеритом мальчика, которому пришлось через трубочку отсасывать дифтерийные пленки из горла. Одна из них по неосторожности попала в рот врача. Наспех сделанная неудачная прививка вызвала страшный зуд во всем теле, для избавления от которого был испробован укол морфия, затем еще и еще. Надобность в морфии уже давно пропала, а доктор Булгаков все продолжал его принимать.
- "Михаил был морфинистом, и иногда ночью после укола, который он делал себе сам, ему становилось плохо, он умирал. К утру он выздоравливал, однако чувствовал себя до вечера плохо. Но после обеда у него был прием, и жизнь восстанавливалась. Иногда же ночью его давили кошмары. Он вскакивал с постели и гнался за призраками. Может быть, отсюда и стал в своих произведениях смешивать реальную жизнь с фантастикой", - писал муж сестры Булгакова Леонид Карум. Наркоманом Булгаков стал именно осенью 1916-го.
В период наркотической зависимости страдал не только Булгаков, но и его верная супруга Татьяна, ухаживавшая за мужем даже в самые критические моменты. Имея двухлетний наркотический стаж, Булгаков употреблял морфий часто, и в очень больших дозах. Ломка могла наступить среди ночи, и тогда будущий писатель вынуждал бежать в ближайшую ночную аптеку свою супругу.
Кто спас опустившегося молодого врача, чтобы подарить миру великого писателя - до сих пор окончательно не установлено. Но, по крайней мере, есть небезосновательное предположение, что этим человеком стал пожилой известный в Киеве доктор медицины Воскресенский, также живший на Андреевском спуске.
От наркотиков Михаил Афанасьевич действительно освободился и больше никогда не прибегал к их помощи.
Вызывает сомнение: а возможно ли, имея громадный стаж, так быстро отказаться от морфия, как это сделал Булгаков? Этот факт наглядно показывает силу любви писателя Булгакова к жизни, но последствия употребления наркотиков сказывались на его здоровье.
7. Выступление 5 группы. “Доктор А.П.Чехов ставит диагноз”. (Слайд № 12)
Мы много можем рассказать о Чехове-писателе, а что мы знаем о Чехове-враче?
Учился А.П.Чехов на медицинском факультете Московского университета. Почему он выбрал этот факультет? Биограф Чехова, А. Измайлов, пишет по этому поводу следующее: “…это решение, по-видимому, явилось не случайно, оно было обдуманно: еще в списке учеников, удостоившихся аттестата зрелости, в графе — “в какой университет, и по какому факультету или в какое специальное училище желаете поступить” — против имени А.П.Чехова значится: “В Московский университет по медицинскому факультету”.
Сам Чехов в своей краткой биографии, переданной Г.И. Россилимо, пишет, что не помнит, по каким соображениям он выбрал медицину, но в выборе никогда не раскаивался. Годы пребывания Чехова-студента в Московском университете на медицинском факультете были насыщены учебными занятиями, работой в клиниках. У Богданова, Снегирёва и Склифосовского Чехов получил отличные оценки (за всё время обучения у него было только две “тройки”). Он внимательно следит за новейшими открытиями в медицине: “Я верю и в Коха, и в спермин, и славлю Бога...” Будучи уже известным писателем, Чехов дважды принимает участие в спасении журнала “Хирургия”. Почитатель Пирогова, ученик Захарьина, Склифосовского, Остроумова, Чехов не простит позднее писателям “третирования медицины или недостаточной осведомлённости”.В своих же произведениях (“Именины”, “Припадок” и других) он стремился к сочетанию жизненной правды и научных данных. “Не сомневаюсь, — писал доктор Чехов в автобиографии, — что занятия медицинскими науками... значительно расширили область наблюдений, обогатили меня знаниями”. Что особенно запомнил будущий врач? Когда Чехов учился на втором курсе, русская и зарубежная общественность отмечала юбилей Пирогова, произнёсшего обращение к молодёжи: “Быть, а не казаться — девиз, который должен носить в своём сердце каждый гражданин, любящий родину. Служить правде — как в научном, так и в нравственном смысле этого слова. Быть человеком”. Это, по всей видимости, стало нравственным мерилом всей жизни Чехова. (Слайд №13)
Медицинская практика начинающего доктора развернулась ещё в университетские годы, когда Чехов работал студентом у земского врача Архангельского. Жизненному опыту и наблюдениям Чехова-студента обязаны появлением такие литературные произведения, как “Беглец”, “Мёртвое тело”, “Сельские эскулапы”, “Хирургия”, “Неприятность”, “По делам службы” и другие. Современники Чехова отмечали, что он “ревниво относился к своему званию доктора”, а в паспорте жены, по словам И.А. Бунина, написал: “жена лекаря”.
В 1884 году А.П. Чехов, окончив медицинский факультет Московского университета, решил посвятить себя врачебному искусству..
Гражданским подвигом (помимо поездки на остров Сахалин с инспекцией) стала деятельность А.П. Чехова в 1892 году, когда в средней полосе России свирепствовала эпидемия холеры. Доктор Чехов счёл своим долгом организацию врачебного пункта и оборудование его на личные средства. Впоследствии Чехов вспоминал: “Летом трудненько жилось, но теперь мне кажется, что ни одно лето я не проводил так, как это. Несмотря на холерную сумятицу и безденежье, мне нравилось и хотелось жить“.
Переехав из-за болезни в Ялту (писатель был уже тяжело болен туберкулёзом), Антон Павлович оставил врачебную практику, но продолжал активно интересоваться достижениями медицины. Медицина теперь прочно вошла в художественное творчество доктора Чехова, дав прозе замечательного новеллиста объективность и точность, научно достоверное изображение различных оттенков душевного состояния героев: хорошее или подавленное настроение, чувство тревоги и страха, радости и удовольствия... Таким образом, и в жизни, и в творчестве Чехов всегда оставался врачом. В письме к писателю Д.В. Григоровичу он писал: “…Я врач и по уши втянулся в свою медицину, так что поговорка о двух зайцах никому другому не мешала так спать, как мне”. Врачу И.И. Островскому Чехов писал из Лопасни: “Медицина — моя законная жена, литература — незаконная. Обе, конечно, мешают друг другу, но не настолько, чтобы исключить друг друга”.
Врачи в рассказах А.П. Чехова — это труженики, верные клятве Гиппократа, самоотверженно борющиеся с людскими недугами, страданиями, а порой с ограниченностью ума и сердца. Таков доктор Старченко (“По делам службы”), который в страшную вьюгу едет исполнять свой служебный долг, только теперь он никого, к сожалению, не спасёт: человек кончает жизнь самоубийством, и доктор выезжает только для вскрытия.
Таков ординатор Королёв, приехавший вместо профессора (“Случай из практики”) к дочери госпожи Ляликовой, владелицы фабрики. Для Чехова врач - это прежде всего профессионал, человек высокого интеллекта, уникальной работоспособности и заинтересованности своим делом, чья жизнь — самопожертвование во имя науки; это человек щедрой души и золотого сердца, это настоящий интеллигент.
Сам А.П.Чехов является ярким примером для
подражания, и, несомненно, как завещание звучат
сегодня его слова: “Я хотел бы быть свободным
художником и - только, и жалею, что бог не дал мне
силы, чтобы быть им. Я ненавижу ложь и насилие во
всех их видах…Фарисейство, тупоумие и произвол
царят не в одних только купеческих домах и
кутузках; я вижу их в науке, в литературе, среди
молодежи... Потому я одинаково не питаю особого
пристрастия ни к жандармам, ни к мясникам, ни к
ученым, ни к писателям, ни к молодежи. Фирму и
ярлык я считаю предрассудком. Моя святая святых -
это человеческое тело, здоровье, ум, талант,
вдохновение, любовь и абсолютнейшая свобода,
свобода от силы и лжи, в чем бы последние две ни
выражались. Вот программа, которой я держался бы,
если бы был большим художником”.
Чехов утверждает идеалы равенства, свободы
творчества, самовыражения, физического и
нравственного здоровья, интеллекта, любви и
свободы. "Мы высшие существа, и, если бы в самом
деле мы познали всю силу человеческого гения, мы
стали бы как боги" - пишет Чехов в одном из
своих дневников.
8. Итоги урока.
Учитель предлагает обсудить записи в аналитических картах, задать вопросы.
В качестве домашнего задания учащимся предложено написать сочинение-рассуждение на одну из тем:
- “Почему я болею?”
- “Что бы я рассказал своему другу о здоровом образе жизни?”
- “Роль литературы в формировании здорового образа жизни”