Урок-размышление по рассказу Федора Абрамова "О чем плачут лошади". "Раздумье о лошадиной жизни"

Разделы: Литература


Цели:

1. Систематизировать предложенную и самостоятельно подобранную информацию.

2. Развивать речь и образное мышление учащихся. Воспитывать любовь к животным, чувства сострадания.

Эпиграфы:

Самые сложные, самые разноречивые чувства вызывали у меня эти лошади.

Ф. Абрамов.

Деточка, все мы немного лошади, каждый из нас по-своему лошадь.

В.Маяковский.

Оборудование:

  • выставка книг Ф. Абрамова;
  • эпиграфы на доске;
  • рисунки обучающихся;

Песня “Рыжий конь”

Класс разделен на три группы (в каждой группе свой консультант)

Ход урока

1. Вступительное слово учителя. Определение цели урока самими обучающимися. Сегодня мы поговорим о судьбе писателя и, самое главное, - поразмышляем, поспорим, над рассказом Федора Александровича Абрамова “О чем плачут лошади”. Выясним, почему же плачут лошади. Обратите внимание на название рассказа, в котором содержится утверждение.

2. Беседа о биографии писателя.

“Я родился в красивейшем месте России. Для меня, конечно, красивейшем. В архангельской области, в селе Веркола, на реке Пинеге. В краю белых ночей и бескрайних лесов, к сожалению, ныне немало поределых. В краю былин и сказок...

Как стал писателем?

Хотя я родился в таежной, в лесной глуши, … но имя писателя для меня всегда, с малых лет было окружено ореолом почитания и особой славы. Для меня никогда не было более высокой должности на земле, чем писательская,- так вспоминал писатель в одном из последних выступлений в студии “Останкино”.

3. Заслушиваются сообщения обучающихся о писателе (через проектор показывают портрет писателя)

4. Какова главная тема творчества Ф.Абрамова? О чем были его произведения?

(о деревне) аннотация книг (ученик рассказывает и показывает книги писателя)

Дополнение учителя. Много испытаний пришлось преодолеть Ф.Абрамову. Вот как он сам говорил о своей жизни: “Известно, что человек строит себя сам, Но, Боже мой, сколько строило людей меня. Все они влияли на меня, меня делали. Я всегда учусь, всю жизнь у всех…”

- Как вы понимаете последнее выражение писателя.

ПЕРЕХОД К ПРОИЗВЕДЕНИЮ.

За свою жизнь, мы сказали, Ф.Абрамов написал много интересных произведений, но сегодня мы поговорим о его замечательном рассказе “О чем плачут лошади” который вы прочитали заранее.

БЕСЕДА ПО ПРОИЗВЕДЕНИЮ.

1. О чем этот рассказ? (О горькой судьбе лошади)

2. Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово “лошадь”?

(Сильное животное, любит волю, трудяга, помощник, верный)

(в это время звучит песня “Рыжий конь”)

РАБОТА В ГРУППАХ (учитель раздает вопросники) через 5 минут группы начинают отвечать (регулирует работу группы консультант)

Вопросы:

1. Вспомните содержание рассказа (сильный ученик делает пересказ содержания)

2. Какие чувства вызывали у рассказчика лошади? Цитируем текст. Стр. 134-135.

3. Почему герой испытывает чувство вины перед лошадьми? (Сейчас человек не ценит лошадь, небрежно относится к ним)

4. Можно ли согласиться с тем, что сердце рассказчика осталось “крестьянским”?

5. Какие сказочные черты присутствуют в этом рассказе? (диалог рассказчика и лошади Рыжухи на человеческом языке).

Вопросы.

1. Чем Рыжуха отличалась от других лошадей, доходяг, и кляч? ( Примеры из текста).

2. Сейчас люди плохо относятся к лошадям, но были времена, когда к лошади относились хорошо, как к настоящей кормилице (рассказы ребят о своих лошадях, один прочитал рассказ дедушки о своей лошади, о том какую помощь оказывала это животное в хозяйстве, даже показал фотографию).

3. Как вы считаете, проводит ли параллель автор между лошадьми и людьми? (затем читается 2 эпиграф), (здесь заслушиваются два пересказа о том, что лошади с рождения и до смерти были с человеком) стр. 137-138.

4. Коньком украшали крышу избы, конь символизирует достаток и благополучие: считается, что подкова приносит счастье (учитель показывает подкову, каждой группе дает подкову, в знак удачи).

Вопросы:

1. Человек забыл о милосердии и о сострадании в отношениях с лошадьми. Что означают слова сострадание и милосердие? (готовность помочь, простить, милосердный человек способен чувствовать чужую боль).

2. Между героем и Рыжухой существовала дружба. На чем основывается дружба? (На доверии, честности, понимании).

3. Почему герой чувствовал свою вину, стыд? (Ему было стыдно за современное поведение людей, он не рассказал о прежней, хорошей жизни лошадей).

4. О чем плакали лошади? (О том, то люди перестали ценить и уважать лошадей, потому что необходимость в них отпала, пришел век машин. Человек черной неблагодарностью отплатил за преданность), (зачитывается отрывок из рассказа стр. 140).

5. К чему может привести плохое отношение к животным? (человек будет плохо относиться и к другим людям).

- А сейчас у нас на Алтае как относятся к лошадям, (рассказы учащихся)

- Так как мы живем в Горном Алтае, нам не обойтись без помощи лошади, особенно когда косим сено….

- Летом мне посчастливилось побывать на национальном празднике “Эл-Ойын”, там участвовали не только люди, но главным украшением были лошади.

- Мой дедушка рассказывал о том, что лошадь дороже любого транспорта, что она как человек понимает все. У нас есть несколько лошадей и, я люблю ездить на них .

ТВОРЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

Вы дома должны были написать мини-сочинение о рассказе “О чем плачут лошади”

(заслушиваются три работы с каждой группы; рассматриваются рисунки)

1. Рассказ “О чем плачут лошади “оставил неизгладимое впечатление. Я никогда не задумывалась о них, читала, что это обычное животное. Мне стало жалко Рыжухи, теперь я буду любить лошадей, и ухаживать за ними.

2. Рассказ поучительный. Он учит нас любить и ценить животных. Ведь автор говорит о том, что лошадь тоже человек, что польза от них была и будет большая.

3. Этот рассказ читала с интересом, так как люблю читать произведения о животных. Автор рассказа заставил нас по-иному относиться к этим животным. У нас тоже есть лошадь, мой брат любит ее, ухаживает, дает сено, воду.

Показ и защита рисунков (приложение № 1, № 2, № 3).

ВЫВОД: Если человек по-доброму относится к животным, он по-доброму относится и к людям.

В завершении урока учитель читает стихотворение Б.Слуцкого “Лошади в океане”.

(или читает ученица)

В процессе анализа и сопоставления образов подвести учащихся к идейной значимости произведения.

Подведение итогов.

Домашнее задание .