Цели урока: познакомить учащихся с жизнью и творчеством И. А. Бунина, продолжить обучение анализу лирического произведения и выразительному чтению, дать представление о мире детства и способах его изображения в лирике и прозе И.А. Бунина.
Оборудование урока: портрет, выставка книг, репродукции картин с летними пейзажами полей, запись русской народной песни “Степь да степь широкая…”, эпиграф.
Методические приёмы: слово учителя, работа с учебником, “погружение в поэзию”, выразительное чтение.
И цветы, и шмели, и трава, и колосья,
И лазурь, и полуденный зной…
Срок настанет – Господь сына блудного спросит:
“Был ли счастлив ты в жизни земной?”
И забуду я всё – вспомню только вот эти
Полевые цветы меж колосьев и трав –
И от сладостных слёз не успею ответить,
К милосердным коленям припав…
И.А. Бунин
Ход урока
I. Слово учителя. Учитель выразительно читает эпиграф. – Имя Ивана Алексеевича Бунина для вас новое. Что вы можете сказать о нём, прослушав это стихотворение, написанное за границей зрелым поэтом, писателем? Что ему дорого? (Ученики отмечают, что Бунин предстаёт человеком, тонко чувствующим красоту окружающего мира. Самое дорогое для поэта – русская природа. То, чего мы не замечаем, вызывает у него “сладостные слёзы”: полевые цветы, колосья, трава, небо, шмели, летний зной. Из прожитой жизни он не помнит ничего, кроме этого. Воспоминания о русской природе – это и есть счастье. Он чувствует себя грешником, но надеется на прощение, так как колени Господни называет “милосердными”. И поэт чувствует благодарность к Создателю за то, что дал возможность созерцать всё это.)
Когда я читаю эти строчки, мне представляется всё в дымке, и откуда-то исходит голос, сдержанный, ровный, и всё равно в нём звучит тоска, боль, любовь… Скажите, а мир в этом стихотворении серый? Ведь эта картина – воспоминание. (Ребята отмечают, что краски приглушенные, но палитра богатая. Бунин называет, но каждое слово несёт в себе богатство красок мира: “полевые цветы” (луговое разноцветье), “шмели” (“чёрный шмель, золотое оплечье”), “трава” (разные оттенки зелёного), “лазурь” (голубое небо с облаками), “полуденный зной” (яркий день, струящаяся дымка от жары, всё залито солнцем).)
Поэтическое зрение пришло к Бунину не сразу, но закономерно. (Рассказ учителя об И.А. Бунине. На уроке можно прочитать учащимся фрагменты рассказа Ю.М. Нагибина “Учитель словесности.)
II. Работа с отрывком из книги “Жизнь Арсеньева”. - Дома вы по хрестоматии познакомились с творчеством Ивана Алексеевича Бунина. Когда была написана книга “Жизнь Арсеньева”? Объясните. (Над книгой писатель начал работать в 1920 г. Она носит автобиографический характер. В “Жизни Арсеньева” вызывает восхищение “изумительная изобразительность, словесная чувственность, которой так славна русская литература”. В ранних своих произведениях Бунина не устраивало то, что он иногда неверно показал какое-нибудь явление природы в определённое время дня или ночи. Постепенно это уходит. Сам Бунин подчёркивал, что своим мастерством он обязан чувственному восприятию мира, “сладострастию воображения” - так он определил своё отношение к окружающему в “Жизни Арсеньева”.
Сравнения, метафоры удивляют неожиданностью. Писатель стремится сделать образ ощутимым, приблизить его к читателю. Бунин обладал необычным слухом. Звуковые образы дорисовывают картину.
Бунин в своём творчестве стремился к тому, чтобы его радостное мироощущение отразилось в пейзажных зарисовках. Его любовь к красоте мира таится в красках, запахах, звуках.
В 1933 г. писатель был удостоен Нобелевской премии за вклад в развитие русской литературы. Немаловажное значение имел роман “Жизнь Арсеньева”. И.А. Бунин стал первым среди русских писателей Нобелевским лауреатом.
Нобелевская премия – международная премия, присуждаемая ежегодно (с 1901 г.) за выдающиеся работы в области физики, химии медицины, экономики, за литературные произведения, за деятельность по укреплению мира. Премия учреждена шведским инженером-химиком Альфредом Нобилем и носит его имя.) Перед тем как читать, прослушайте русскую народную песню “Степь да степь широкая…”, в которой также передан русский мир, пленивший Бунина на всю жизнь.
С воспоминаний о каком периоде она начинается? (Она начинается с воспоминаний о детстве. “Я родился полвека…” Для писателя детство – очень важный период в жизни человека.)
От чьего лица ведутся воспоминания? Почему? (Воспоминания ведутся от лица “Я”, что подчеркивает не только автобиографичность произведения, но и говорит о том, что прошлое не стало далеким для писателя, все живо в его памяти. Эта доверительность будит воображение читателя, и он все видит, представляет, становится соучастником.)
Какие образы и картины возникают перед мысленным взором человека, прожившего на Земле полвека? Что ему дорого? (Он видит поля, усадьбу, солнце, бездонное синее небо, высокие белые облака, свои фантазии, связанные с ними. Он видит себя в поле. Ощущается простор, свобода, все вокруг живое. Мир вспоминается ему в разные времена года, но всегда в нем есть какая-то тайна, загадка. Необычность воспоминаний в том, что писатель рассказывает не о событиях, а о фантазиях, детских ощущениях, о состоянии души ребенка. Ребенок предстает мечтателем.)
Найдите слова, в которых выражено состояние души ребенка? Оно всегда постоянно или меняется? (Пустынные поля, одинокая усадьба, безграничное снежное море, вечная тишина, загадочное молчание, пустой двор, совсем один в мире, холодеющая трава, бездонное небо, сесть бы на это облако и плыть, жуткая высота, дивные и родные глаза, отчее лоно, бездна, томящая красота, близость с Богом и белокрылыми ангелами, с жадностью и удивлением разглядываю, затаенная жизнь, грусть разлуки, радостно блистало, как мучительна его безмолвная и печальная прелесть, тихая звезда. “Что надо было ей от меня? Что она мне без слов говорила, куда звала, о чем напоминала?” Повторяются слова, передающие бескрайность мира, одиночество мальчика. Но одиночество его не тяготит, потому что все вокруг него полно жизни: солнце, жук, звезда, все окружающее чувствуют, говорят, о чем-то спрашивают. Ребенок чувствует свою кровную связь со всем сущим. Мир не пугает его, он пытается его постичь. Перед читателем разворачивается целая гамма чувств, переживаний, желаний: жажда полета, счастье, грусть, мучительная тоска.)
К какому роду литературы относится “Жизнь Арсеньева”? (Это эпическое произведение. Оно написано прозой, рассказывает о жизнь, что подчеркнуто названием. Но в то же время, как и лирические произведения, оно повествует о жизни души.)
Все тончайшие переживания человека, богатство и многообразие мира передает Бунин словом. Какими художественными средствами он пользуется? (Задания по группам. 1 группа (менее подготовленные учащиеся) находит эпитеты и определяет их роль в тексте. 2 группа работает со сравнениями, метафорами, олицетворением. 3 группа выявляет, какие образы рождает звукопись. В отрывке от слов “Сейчас они ещё молчат…” и до конца абзаца аллитерация звуков ж, з, т, с, ч, ш, щ, п, л, в, г и ассонанс у, а, о, е позволяет читателю услышать шорох колосьев, гудение и полёт шмеля, почувствовать смену настроений героя, испытать чувство полёта, ощутить зной, духоту летнего дня, запах трав… В последнем абзаце отрывка слышна тишина ночного сада, шорохи дома, музыка ночного неба.)
Каким человеком предстаёт Иван Алексеевич Бунин? (Бунин – русский человек, любящий родную землю. Он влюбляет читателя в родные пейзажи. Писатель показывает, какой напряжённой жизнью живёт ребёнок, как богат его внутренний мир, насколько пытлив его взор. Ребёнок счастлив, обладая поэтическим мировосприятием, умением восторгаться окружающим.)
III. Стихотворение “Летняя ночь”. – “Жизнь Арсеньева” – произведение прозаика, а вначале И.А. Бунин стал известен как поэт. Сейчас мы познакомимся с вами с одним из его поэтических произведений, со стихотворением “Летняя ночь”. Какие ассоциации у вас вызывает название?
Чтение стихотворения учителем.
Беседа. – Почему стихотворение помещено рядом с отрывком из книги? Есть ли связь между этими произведениями? (Между ними явно прослеживается общность. Оба произведения – воспоминания, герой которых мальчик. В стихотворении описывается один эпизод из жизни ребёнка – вечер. Мальчик не одинок: рядом с ним мать. Они сидят на ступенях крыльца, ведущих в сад. Перед ребёнком открывается весь мир, он также полон тайн (“сад, степной, глухой”), он живой (“…сад…/ Идёт, темнея, в сумрак летней ночи,/ По скату к балке.” “Лепечут листья сада.// Тонким свистом/ Сурки в степи скликаются.”) Стихотворение начинается с просьбы ребёнка дать ему звезду. Оно является своеобразным продолжением прозаического отрывка. Мир безбрежен. Но ребёнку всё близко. Для этих произведений характерен неспешный тон повествования, как будто человек вспоминает вслух прожитую жизнь. Он любит её, дорожит ею, испытывает тихую радость и грусть.)
Зачем мальчику звезда? Как просьба характеризует ребёнка? (Звезда нужна ребёнку для того, чтобы “играть”. Хоть мир огромен, полон тайн и загадок, но ребёнок не боится его, он открыт миру. Мальчик – мечтатель, живёт напряженной внутренней жизнью (“худое личико”).)
В чём необычность стихотворения? (Ученики отмечают, что оно похоже на прозу. Это разговор мальчика с мамой, а в конце стихотворения слышен голос автора, который выражает своё отношение к миру, к окружающему. Автор вспоминает о прошлом, видит всё, находясь как будто рядом с матерью и ребёнком. Может быть, этим ребёнком был он сам.)
Как вы понимаете, почему в стихотворении дан образ матери с ребёнком на ступенях крыльца? (Мать держит дитя на виду у всего мира. Она и готовит ребёнка к выходу в этот мир, и готова в любую минуту прийти ему на помощь, защитить. Ребёнок чувствует свою защищённость. Это и символ взаимоотношений природы и человека. Вокруг царит спокойствие, гармония, и ребёнок засыпает счастливым, умиротворённым в материнских объятиях, в объятиях Матери-Природы.)
В стихотворении появляется звезда. Она притягивает мальчика. Какая она? (Звезда одинокая, тихая, далекая.)
Какая картина ночного неба предстаёт перед вашим взором? Понятно ли вам желание мальчика достать звезду?
В стихотворении появляется образ матери. Какой она предстаёт? (Мать обнимает своего ребёнка, она любит его. Вероятно, это натура поэтическая, так как вместе с сыном она любуется ночным небом, чувствуется неразрывная связь матери и ребёнка. Она смотрит на сына “с улыбкой нежной”, мать счастлива (“вздохнув счастливым вздохом”), но в сердце её – грусть (“Глядит большими грустными глазами”).)
Как вы объясните противоречие в описании внутреннего состояния матери: “счастливый вздох” и “грустные глаза”? (Мать счастлива, что ребёнок рядом, что он человек с богатым внутренним миром. Но она понимает, что его мечты неосуществимы. Глядя на него, быть может, она вспоминает своё детство, свои желания. Она понимает, что нельзя остаться в детстве, что всё изменяется - изменится и её сын.)
Найдите стоки, в которых звучит авторский голос. Как они помогают понять, о чём стихотворение? (Зачитывается последняя строфа, ученики делают вывод о том, что для Бунина важно, чтобы у человека была душа, чтобы он мог испытывать разные эмоции. Сравнение души с “бездонным, спокойным, ночным” небом и “мерцанием звёзд” говорит о бездонности, безбрежности, непостижимости, таинственности, притягательности внутреннего мира человека. Прекрасная летняя ночь ассоциируется у поэта с жизнью человека. И эта жизнь притягательна.)
А почему же это произведение считается поэтическим? (Передаёт чувства, которые переживают ребёнок и мать, рождённые красотой летней ночи; фразы ритмически организованы; богатство языка.)
IV. - Вновь возвращаемся к “Жизни Арсеньева”. Прочитайте отрывок на странице 74 и проследите, меняется ли мировосприятие ребёнка по мере того, как он взрослеет? (Расширяются горизонты видения, а остаётся восторженное любование окружающим (прекрасный край, солнечный, ароматы, блеск, роскошь света, серебро, без конца, волны неоглядного ржаного моря, переливаются, сами радуясь, буйность, бегут). Отрок понимает, что всё вокруг старое, ветхое, что русские пейзажи неказисты, но он любит этот мир. Мировоззрение уже сформировано, жизненные ценности тоже.)
Прочитайте ещё раз последнюю фразу. Как вы её понимаете? (Зрелый мастер осмысливает свою жизнь и отвечает на вопрос о формировании своего мировосприятия. Он – русский человек, любящий Родину, русскую природу. Это останется с ним навсегда, потому что “очень русское было всё то”, среди чего он жил в отроческие годы. Звучит глубокая, неизбывная тоска и по прошлому, и по Родине.)
V. Анализ стихотворения “Детство”. – Бунин не раз возвращается в своём творчестве к теме прошлого, к детству. У него есть стихотворение, которое так и называется “Детство”. Прочитаем его и попытаемся ответить на вопрос: “Что же такое детство? Какое оно?”
Какое у вас создалось настроение после того, как вы прослушали стихотворение? (Настроение радостное, светлое, чувствуешь себя счастливым, ощущаешь восторг.)
О чём рассказывает стихотворение? (Это воспоминание о прогулке десятилетнего мальчика жарким днём в солнечном бору.)
Найдите средства художественной изобразительности, которые создают картину мира. Какой он? (Мир: день, бор, аромат, блеск, свет, песок, сосна, ствол, кора, солнце, “зной и сухость солнечного света”. Описывается обыкновенный русский пейзаж, в котором нет ничего удивительного. Но эмоционально-окрашенная лексика (сладостней, аромат, весело, блеск, тепла, прогрета, солнечный), эпитеты (сухой смолистый аромат, яркий свет, сосна корявая, ствол-гигант, тяжёлый, величавый, кора груба, морщиниста), метафора (сравнение соснового бора с солнечными палатами), сравнение ( “Песок – как шёлк”) создают образ мира, пронизанного светом, яркого, благоухающего. Этот мир огромен, но ребёнок испытывает не страх, а восторг, благоговение, счастье (“мне только десять лет”). Инверсия эпитета “корявый” в словосочетании “Прильну к сосне корявой” рождает в воображении представление о дереве мощном, неохватном, много повидавшем и пережившем на своём веку. Поэтому м рифмуются эпитеты корявой и величавой. Мир живой, единый (“И кажется, что пахнет не сосна,/ А зной и сухость солнечного света.”) Ребёнок ощущает свою слиянность, родство с ним, он его ощущает. Это ощущение мира передаётся аллитерацией. В первой строфе повтор звуков с, л, м, п, р, т рождают ощущение летнего зноя, пыли. При описании сосны повторяются к, р, которые передают образ грубого ствола, который гладит рука человека. Но и грубость коры дерева, и летний зной, и сухость не отторгают, а радуют. Потому что всё пронизано солнечным светом. Это словосочетание последнее в стихотворении, это важно ля поэта.)
VI. Итог. – Каким предстаёт в творчестве И.А. Бунина мир детства? (Это важный период в жизни каждого человека, потому что именно в этот период формируется личность, духовный мир. Детство – счастливая, яркая, солнечная пора. Ребёнок открывает мир, видит его таинственность, чувствует свою связь с ним. Детские воспоминания самые яркие и дарят человеку счастье на протяжении всей жизни.)
Домашнее задание.
1. Прочитать статью “Поэтический мир Ивана Бунина” и составить вопросный план к ней.
2. Составить вопросы для анализа к стихотворению “Помню – долгий зимний вечер…” (Индивидуально.)