Литература
-
Музыка и литература. Музыкальные басни 2011
Урок призван познакомить учащихся с жанром басни, где музыка является главным действующим лицом; дать понятие «квартет», «ноктюрн», подчеркнуть взаимосвязь музыки и литературы, обратить внимание учащихся на то, что оба искусства рождены жизнью.
-
Внеклассное мероприятие по литературе 2011
На уроке основное внимание уделяется воспитанию уважения к общечеловеческим ценностям, любовь и уважение к матери, женщине на примерах из художественных произведений. Воспитание духовно развитой личности.
-
Нравственные проблемы в рассказе В.П. Астафьева "Царь-рыба" 2011
Урок помогает выявить нравственные законы, определить отношение человека и мира, в котором он живет, на основе рассказа В.П. Астафьева.
-
Произведение А.С. Пушкина "Пиковая дама" как философско-психологическая повесть 2011
Урок знакомит учащихся с понятием "философско-психологическая повесть". Попытаться понять психологическое состояние героев, их внутренний мир. Увидеть философские вопросы, затронутые писателем, поразмышлять о них. Продолжить работу по развитию умений: лаконично и точно передавать свои мысли, систематизировать отобранный материал, обобщать, делать выводы.
-
Урок литературы в 10-м классе "Дорога чести" князя Андрея Болконского" 2011
Главная цель и задача урока: обучение анализу художественного текста. В ходе урока учащиеся, отвечая на вопросы учителя, работая с текстом романа «Война и мир», просматривая иллюстрации к произведению и отрывки из одноименного художественного фильма, отвечают на проблемный вопрос и делают выводы и умозаключения.
-
Литературная гостиная "Я на земле живу не горбясь" (о жизни и творчестве О.А.Фокиной) 2011
Мероприятие знакомит учащихся с жизнью и творчеством поэтессы О.А.Фокиной. Дети совершенствуют лингвистическую, коммуникативную и речевую компетенции. Воспитывается любовь к своему краю, Родине, чувство гордости за свою малую родину.
-
"А.Грин. Путь к писателю". Урок в 6-м классе 2011
Творчество А.Грина всегда привлекает внимание учащихся. К сожалению, книгам этого автора в программе отводится малое количество учебных часов: в программе В.Я.Коровиной, В.П.Журавлева, В.И.Коровина в 6-м классе выделяется всего 2 часа на изучение повести "Алые паруса".
-
Итоговая работа по русскому языку для 6-го класса 2011
Итоговая работа по русскому языку за курс 6-го класса (учебный комплекс под редакцией В.В. Бабайцевой) самостоятельно разработана учителем и по форме соответствует мониторинговым работам нового типа для 9-го класса: включает в себя ответы на тестовые задания (представлено 2 варианта) и создание сочинения-рассуждения.
-
Былина "Илья Муромец и Соловей Разбойник" 2011
В русском фольклоре былины занимают особое место как произведения, в которых воплотился художественный талант народа. Эти древнейшие сказания о защитниках родины - Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алеше Поповиче - в яркой образной, эмоциональной форме знакомят школьников с прошлым нашей страны.
-
Внеклассное мероприятие по литературе "Сорочинская ярмарка Н.В. Гоголя" 2011
В статье представлена разработка внеклассного мероприятия по литературе. Цель занятия - обобщить знания учащихся по произведениям Н.В. Гоголя, включенным в сборник "Вечера на хуторе близ Диканьки".
-
Изучение рассказов Бориса Зайцева в старших классах 2011
В программу по литературе 11-го класса имя Бориса Зайцева было включено сравнительно недавно. И здесь задача учителя состоит в том, чтобы заинтересовать учащихся, показать особый стиль Б.Зайцева.
-
Человек и природа в лирике второй половины ХХ века 2011
Урок призван убедить учащихся, что современная лирика продолжает лучшие традиции поэзии XIX века, утверждая мысль о необходимости приумножать богатства природы и защищать ее от варварского вмешательства.
-
Интегрированный урок по литературе и немецкому языку "Творчество Жуковского, баллады". 6-й класс 2011
Основным направлением деятельности учащихся на уроке явилась работа по сопоставлению текста литературного перевода В.А. Жуковского и подстрочного перевода. Дети учились анализировать тексты и определять, что нового привнес "поэт-переводчик" в балладу. Сохранилось ли содержание и смысл произведения. Дети, которые не изучают немецкий язык, по интонации догадывались, кому из персонажей принадлежат реплики, во время прочтения баллады на немецком языке.
-
"Своя игра" по пьесе А.Н. Островского "Гроза" 2011
Урок литературы по пьесе А.Островского "Гроза" проводится в форме известной телевизионной игры "Своя игра". Для того чтобы каждый ученик мог принять участие в игре, на уроке были приняты следующие условия: вопросы для розыгрыша необходимы для предоставления права выбирать тему и вопрос; если ученик затрудняется, то право ответить передается учащемуся, поднявшему руку первым; баллы суммируются; если ответ неверный, то баллы снимаются.
-
Интегрированный урок-исследование (литература + история) по теме "Невольник чести". 10-й класс 2011
Цель урока – обоснованно установить причину гибели Пушкина. Продолжить формирование навыков исследовательской работы, стимулировать самостоятельность учащихся в поиске ответов на поставленные вопросы, работать над выразительной речью.
-
Путешествие к А.Чехову 2011
Статья содержит рассуждения о личности А.П.Чехова. Разгадка рождения большого писателя, стремительный путь от Чехонте к Чехову, понимание призвания через недовольство собой, выдавливание «из себя по каплям раба», осознание своего достоинства – все это находится в произведениях писателя.
-
Литературно-музыкальная композиция "Обрядовый фольклор. Русские колядки" 2011
В процессе изучения темы «Обрядовый фольклор» происходит интеграция школьных предметов: литературы, русского языка, истории, музыки, изобразительного искусства. Литературно-музыкальная композиция позволяет расширить познавательную и творческую активность учащихся.
-
Урок развития речи в 7-м классе "Нужно ли сочувствие и сострадание людям?" 2011
Урок развития речи по рассказам А.Платонова и Л.Андреева является одним из этапов подготовки учащихся к написанию сочинения-рассуждения. На уроке учащиеся составляют план с помощью учителя. Работа над составлением плана делится на ряд этапов. Учащиеся готовятся к домашнему сочинению-рассуждению; развивается устная и письменная речь.
-
Урок литературы в 11-м классе "Моим стихам, написанным так рано, настанет свой черед…" 2011
Урок литературы в 11-м классе по творчеству М.И. Цветаевой содержит материал о жизни и творчестве известной поэтессы.
-
Литературно-музыкальная гостиная, посвященная жизни и творчеству Марины Цветаевой "Красною кистью рябина зажглась…" 2011
Литературно-музыкальная гостиная посвящена жизни и творчеству М.Цветаевой. Сценарий композиции включает воспоминания М.Цветаевой, чтение стихотворений поэтессы, воспроизведение романсов на её произведения.
-
Викторина по повести Н.В. Гоголя "Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем" 2011
Предлагаются вопросы для проведения викторины по произведению Н.В. Гоголя "Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем" с целью проверки качества полученных знаний учащихся.
-
Урок-концерт "Он не вернулся из боя…" Стихи поэтов, погибших на войне… 2011
Урок знакомит учащихся с творчеством поэтов, погибших во время ВОВ. Создает атмосферу погружения в военное время, обращает внимание на мужество и героизм поэтов, помогает услышать страстные, полные любви к Родине и ненависти к врагам стихи.
-
Проектная работа "Приходите к нам на чай…" (театрализованное представление) 2011
Проектная работа проводится в форме театрализованного представления. Цель данного мероприятия – воспитание патриотизма. Внеклассное мероприятие знакомит учащихся с традициями праздничной культуры Руси, приобщает детей к традициям русского народа, развивает позитивное поведение учащихся, вырабатывает личную позицию, даёт возможность сравнивать полученное с требуемым.
-
Урок чтения в 5-м классе коррекционной школы VIII вида "Ю.И.Коринец. Стихотворение "У могилы Неизвестного солдата" 2011
На уроке проводится коррекция эмоционально-волевой сферы учащихся, воспитание патриотизма и интереса к истории своей страны; коррекция памяти на основе заучивания стихов; воспитывается навык осмысленного выразительного чтения, расширяется кругозор учеников, активизируется их словарь, воспитывается навык связного повествовательного рассказывания.
-
Интегрированный урок литература + история + музыка по теме "Ленинградцы - дети мои, Ленинградцы - гордость моя" 2011
Задача учителя наглядно и образно воссоздать картины жизни и быта Ленинграда и его жителей в условиях 900-дневной блокады; сформировать метапредметные знания через осознание учащимися неразделимости искусства и жизни.
-
Внеклассное чтение по литературе "Внимая ужасам войны" ("Севастопольские рассказы" Л.Н. Толстой) 2011
Цель урока - осмысление авторской позиции по отношению к войне и проблеме истинного и ложного патриотизма. Учитель подводит учащихся к осуждению войны как явлению противоестественному и чуждому человеческому разуму. На материале рассказов показать истинный героизм русских солдат и матросов в обороне Севастополя.
-
Урок "Анализ поэмы А.А.Блока "Соловьиный сад" 2011
Изучая поэму "Двенадцать", мы практически говорим о глубоких философских произведениях поэта, одним из которых является поэма "Соловьиный сад". Цель урока – понять символический характер образов: соловьиного сада, большой дороги, протоптанной тропинки, рокочущего моря, человека с киркой и тележкой. Учащиеся должны попробовать дать свое толкование поэмы, определить, какова же ее тема.
-
Информационные курсы Интернета в преподавании литературы 2011
К наиболее эффективным формам представления материала по литературе следует отнести мультимедийные презентации. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия учащихся, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в памяти учащихся.
-
Урок по тексту русской народной сказки "Сказка – ложь, да в ней намек". 6-й класс 2011
Урок проводится по тексту русской народной сказки "По щучьему велению", является связующим звеном в восприятии фольклорной и авторской сказки. Используется методика "Развитие критического мышления через чтение и письмо", для этого необходимо время не менее 90 минут с учетом прочтения текста непосредственно на занятии.
-
Сценарий литературно-музыкальной композиции "Вспоминая Лермонтова" 2011
Материал предназначен в помощь учителям литературы для организации мероприятия, посвященного М.Ю.Лермонтову. В сценарии отражены все этапы жизни поэта в воспоминаниях бабушки Е.А.Арсеньевой.