"Бумажная победа" Людмила Улицкая. 4-й класс

Разделы: Литература

Класс: 4


Цели:

  • формирование коммуникативных (речевых) умений, необходимых для построения текста, умения правильно выражать свои мысли, совершенствовать свои высказывания; умение анализировать текст.
  • развитие устной речи у учащихся;
  • воспитание эстетических чувств, через прослушивание музыкального произведения Ф. Шуберта "Музыкальный момент №3, фа минор", привитие любви к чтению.

Ход урока

I. Организационный момент.

В который раз звенит звонок
Пришли ребята на урок
На партах всё у них в порядке
Лежат учебники, тетрадки.
Лежит пенал и карандаш
Пора начать урок уж наш.
Выпрямитесь, подтянитесь
И тихонечко садитесь.

Учитель: Ребята, какая тема нашего урока? Слайд №1

Учащиеся читают (жужжащее чтение) на доске название произведения "Бумажная победа". Слайд №2

Кто-нибудь читал раньше произведение Людмилы Улицкой?

Учитель: Ребята, как вы думаете, о чём пойдёт речь в этом произведении?

Учащиеся: Может быть, о письмах с фронта?

Учащиеся: О поделках из бумаги?

Учащиеся: Может быть, рисунки или поделки из бумаги детей на каком-то конкурсе?

Учитель: Сейчас вы всё узнаете. Сели правильно. Начинаем читать.

II. Работа с учебником (использование методического приёма "Чтение со ,,стопами,,". Слайд №3.

Учитель: Откройте учебник на странице 14 (2 часть "Литературного чтения").

Мы будем читать рассказ, пока я не скажу слово "стоп". Затем будем беседовать по вопросам прочитанного текста.

(Читают с.14-16, звучит слово "стоп"). коммуникативных (Слайд №4.5,6,7)

Стоп!

III. Беседа по вопросам прочитанного текста.

I ч. Почему Геня был чужим для ребят во дворе?

(Учащиеся зачитываю строки из текста).

Ученик: Он нелепый и болезненный мальчик, и даже отца у него нет не потому, что он, как у других ребят, погиб на фронте, а потому что мать с ним рассталась.

Ученик: Причиной постоянных насмешек были и нелепая фамилия Гении.

Ученик: Смешная походка Гении.

Ученик: У него всегда был заложен нос.

Ученик: Из- за постоянных простуд. Мальчик был нелепо одет, это и было поводом для насмешек.

Ученик: Ребята смеялись над мальчиком, потому что старенькая бабушка постоянно водила Геню за ручку в школу и из школы.

IV. Чтение следующей части. (Чтение с.17-21). (Слайд №8, 9, 10,11,12)

Учитель: Стоп!

V. Беседа по вопросам прочитанного текста.

Учитель: Найдите в рассказе приметы послевоенного времени - их здесь много.

(Учащиеся зачитываю строки из текста).

Ученик: Единственное лакомство у детей за столом - карамельки и подушечки.

Ученик: (Зачитывает) Белёсые сестрички, самые младшие из гостей, поднесли большой букет жёлтых одуванчиков. Прочие пришли без подарков.

Ученик: Бедная одежда на детях.

Ученик: У половины ребят отцы погибли на фронте.

Ученик: Настороженное отношение к тому, что Бетховен - немецкий композитор.

Ученик: Описание комнаты, в которой жил Геня. (Зачитывает) (Слайд № 13)

Ученик: Праздничный стол был очень скромным. (Зачитывает)).(Слайд № 14)

Учитель: Молодцы, ребята, вы точно всё подметили!

Учитель: А сейчас мне бы хотелось услышать ваше мнение на такой вопрос. Правильным ли было решение матери пригласить всех на день рождения?

(Ученики высказывают свои мнения).

Удивились ли ребята, когда Генина мама в первый раз сыграла на пианино?

Ученик: Дети были очень удивлены. Ведь никто из них и их родных не умел играть и уж тем более у ни кого из них не было пианино.

Учитель: Найдите об этом строчки из рассказа и зачитайте их.

Ученик: (Читает) (Слайд № 15)

Учитель: А как они вели себя, когда мама играла во второй раз?

Ученик: (Зачитывает) Это была невообразимая картина: человек двенадцать плохо одетых, но умытых и причёсанных , в полном молчании поедавшие угощение, и худая женщина, выбивавшая из клавишей легко бегущие звуки.

Ученик: Дети были поглощены музыкой. Они сидели тихо, не проявляли признаков нетерпения, хотя конфеты уже кончились.

Ученик: У Гени прошло напряжение и впервые мелькнуло что-то вроде гордости: это его мама играет Бетховена, и никто не смеётся, а все слушают и смотрят на сильные разбегающиеся руки.

Учитель: Как вы думаете, что потрясло ребят больше: сама музыка или то, что её исполняла Генина мама - человек, которого они считали совершенно обыкновенным?

Ученик: Я считаю, что, скорее всего, ребят потрясла не только и не сколько сама музыка, но то, что её исполняла Генина мама - человек, которого они считали совершенно обыкновенным.

Ученик: (Зачитывает то место, где мама говорит, что Геня сыграет в другой раз.) "Бойкая Боброва Валька недоверчиво и почти восхищенно произнесла: "А он умеет?"

Учитель: Можно ли предположить, что ребята впервые открыли для себя красоту музыки?

Ученик: Я думаю, да можно предположить, что ребята впервые открыли для себя красоту музыки, поскольку они слушали игру Гениной мамы заворожено и удивленно.

VI. Слушание музыки.

Учитель: Сейчас мы с вами послушаем "Музыкальный момент №3, фа минор" Франца Шуберта, чтобы представить, какая музыка звучала на дне рождения у Гени.

Учитель: Ребята, как вы думаете, какое ещё открытие ожидает Гениных гостей?

Не знаете? А можете предположить, ведь вы знаете название рассказа?

VII. Чтение рассказа до конца. (Слайд №16.17)

Учитель: Стоп!

Учитель: Так какое открытие ожидало Гениных гостей?

Ученик: Дети были удивлены, как быстро и ловко получалось складывать игрушки у Гени.

Учитель: Верно, открытием стало Генино искусство складывать различные фигурки из бумаги, которому он обучался за долгие дни болезни.

Учитель: А с какой целью Геня делал эти игрушки: чтобы показать, на что он способен, или чтобы обеспечить игроков фантами?

Ученик: Геня делает игрушки, чтобы обеспечить всех фантами.

Учитель: Важно ли, что Геня не хвастается своим искусством?

Ученик: Я считаю, что да.

Учитель: Я согласна с тобой, что он не хвастается своим искусством, своим талантом, которому "сам он не придавал никакого значения". Для Гении важно то, что это пустяковое, с его точки зрения, умение позволило ему по-новому взглянуть на ребят.

Учитель: Найдём и зачитаем это место.

Ученик: (Читает). (Слайд № 18

Ученик: (Читает) (Слайд № 19

Учитель: Изменилось ли отношение ребят к Гене?

Ученик: Я думаю, что да.

Учитель: Докажи!

Ученик: Айтыр не завидует Гениному таланту, не относится к нему с пренебрежением, а тоже хочет научиться складывать бумажные игрушки и обращается к ему за помощью.

Учитель: Как характеризует Айтыра, то, что он не завидует Гене.

Ученик: Я думаю, что это характеризует его как человека, восприимчивого ко всему новому, способного восхищаться чужим талантом.

Ученик: Он не стыдится учиться чему-то новому.

Учитель: Молодцы, ребята!

Учитель: Почему ребята плохо относились к Гене до дня рождения?

Ученик: Они считали его маменькиным сынком.

Ученик: Не всё знали про него.

Учитель: Случалось ли в вашей жизни, что вы плохо думали о человеке, мало его зная, а потом, узнав больше, изменили своё мнение?

(Ученики высказывают свои мнения).

Учитель: Изменятся ли отношения ребят к Гене после дня рождения?

(Ученики высказывают свои мнения).

VIII. Итог.

Учитель: Подведём итог нашей большой темы "Пытаемся понять, как на нас воздействует красота".

О какой красоте идёт речь в двух рассказах, которые вы прочитали, - Ирины Пивоваровой и Людмилы Улицкой?

Ученик: Я думаю, что красота в том, что Геня умеет искусно складывать игрушки из бумаги, а Люся Синицына поёт хорошую песню.

Ученик: А я не согласна с ним. Ведь красота - это Генин талант придумывать игрушки и ловко их складывать!

Ученик: Красота- это как Люся поёт песню!

Учитель: Верно! Молодцы, ребята! Красота в самих людях, в их талантах и способностях.

IX. Д.З. Рассмотреть картину Зинаиды Серебряковой "Катя с натюрмортом". Рассказать о своих впечатлениях, переживаниях, эмоциях по этой картине.

Приложение.