Цели урока:
- Расширить знания учащихся о биографии М.Ю.Лермонтова, познакомить с известными портретами поэта;
- Совершенствовать навыки монологической речи учащихся; развитие умения систематизировать материал;
- Воспитание чувства любви к литературе как к предмету.
Методические приёмы: слово учителя, презентация ученика , работа с учебником, реализация межпредметных связей с историей и ИЗО, работа с репродукциями, викторина по биографии М.Ю.Лермонтова, кроссворд.
Оборудование урока: портреты М.Ю.Лермонтова художников П.Е. Заболотского, Д.П.Палена, А.И.Клюндера, В.А.Фаворского; пейзажные акварели и рисунки поэта из “Альбома по литературе для 7 класса”; презентация по биографии поэта.
Эпиграф:
“ Лермонтов – то явление в поэзии, которое принято называть чудом. Он страстно любил Россию…Гений его всеобъемлющ и многосторонен”.
С.С.Наровчатов
Ход урока
1. Сообщение темы и целей урока.
2. Слово учителя
Ребята, урок, который мы сегодня проводим, должен разбудить в вас самые лучшие чувства, доставить вам много счастливых минут в тот момент, когда вы прикоснетесь к истокам творчества М. Ю. Лермонтова, вместе с ним постигнете самые сокровенные тайны человеческой души. М.Ю.Лермонтов прожил очень короткую жизнь, но успел за эти немногие годы написать множество прекрасных стихотворений, поэм, драматических произведений, создал целую эпоху в литературе.
3. Изучение биографии М.Ю.Лермонтова с привлечением в работу учащихся.
1) Презентация, выполненная учеником (индивидуальное домашнее задание по учебнику В.Я.Коровиной,Москва “Просвещение” 2009 г.).(Открыть презентацию.)
2) Параллельно даётся задание для учащихся:
Викторина по биографии поэта.
- Где и когда родился М.Ю.Лермонтов?
- Где поэт провёл детство?
- Кавказ с детских лет вошёл в сознание Лермонтова . Как край чего?
- Как назывался университетский пансионат в Москве?
- Какими разнообразными талантами одарила природа М.Ю.Лермонтова?
- Чей образ воссоздал поэт по народным песням?
- Преемником кого суждено было стать Лермонтову?
- Когда погиб поэт?
- Что пленяет нас в М.Ю.Лермонтове?
Примечание: в 6-м слайде дополнить материал сообщением ученицы о Лермонтове-художнике (индивидуальное домашнее задание с использованием Интернета).
Сообщение о Лермонтове-художнике. В истории культуры известно немало поэтов и писателей, которые одновременно ярко проявили себя в сфере изобразительного искусства. Лермонтов, по свидетельству его родственника А.П.Шан-Гирея, начал рисовать едва ли не раньше ,чем писать стихи. Рисовал всю свою недолгую жизнь, и его художественное наследие содержит произведения различных жанров: пейзажи и путевые зарисовки, батальные сцены, портретные миниатюры. Конечно, изобразительное творчество Лермонтова уступает литературному, тем не менее одарённость писателя сказалась и здесь.
Первое известное живописное произведение Лермонтова “Портрет герцога Лермы”
(1832 г.). Условно-романтическое видение природы, истории и людей приобретает в ранних работах Лермонтова, будь то пейзажные акварели “Белая берёза” и “Парус” (последняя предваряет знаменитое стихотворение) или “Древняя рать”, где войско русское, а горы кавказские. Более живыми и непосредственными являются рисунки из так называемой “юнкерской тетради”, созданные во время пребывания поэта в юнкерской школе (1833 г.).Большинство портретных зарисовок и жанровых сценок сделано с натуры; романтическая интонация не подавляет, но, напротив, усиливает остроиндивидуальную выразительность рисунка.
Характерно, что в это время (по окончании юнкерской школы) Лермонтов берёт уроки живописи у художника П.Е.Заболотского.
Поворотным пунктом биографии Лермонтова стал 1837 год – гибель Пушкина. За знаменитым стихотворением “Смерть поэта” последовала ссылка на Кавказ. На Кавказе наиболее полно раскрылся творческий потенциал Лермонтова – и поэта , и художника.
Наиболее интересны пейзажи, выполненные маслом : “Вид Пятигорска”, “Военно-Грузинская дорога близ Мцхеты”, “Вид горы Крестовой”, “Окрестности селения Карагач”(1837–1838 г.)
В последние годы жизни Лермонтов немало времени уделял портрету, изображая друзей и знакомых. Сохранились живописный портрет А.Н.Муравьёва и акварельный портрет А.А.Столыпина (Манго) в виде курда. Большое значение для лермонтовской иконографии имеет романтический автопортрет 1837 года, где художник изобразил себя на фоне кавказских гор в облике поэта и воина. Лермонтов участвовал в военной кампании против горцев в 1840–1841 годах и запечатлел одну из битв этой кампании в замечательном рисунке “Эпизод из сражения при Валерике”. Трагическая динамика боя складывается из личных драм, переживаемых по ходу сражения его участниками.
Лермонтов , подобно, Байрону, воплотил в себе идеал романтической личности – трагической и гениальной. Трудно сказать, в каком направлении развивалось бы художественное творчество поэта, не оборви его жизнь дуэльный выстрел у подножия горы Машук. Конечно, в сравнении с литературными произведениями, изобразительные опыты Лермонтова более отвечают привычному романтическому канону. Однако в поздних вещах следы его мятежного гения проявляются всё чаще. Возможно, и здесь Лермонтов был на пороге замечательных открытий.
3) Сообщение ученицы. В портретной галерее М.Ю.Лермонтова.
1) Это наиболее популярный портрет работы А.И.Клюндера – из коллекции князя В.А.Меньшикова (Гравюра на стали; ИРЛИ, Музей Лермонтова в Тарханах). Портрет значительно отличается от предыдущих :иная причёска, иной поворот головы, более живое выражение лица. На портрете нет ни подписи, ни даты.
Долгое время считалось, что оригинал не сохранился , но с него успели сделать снимок, по которому и была изготовлена гравюра. В1936 году в ГЛМ поступил портрет, очень близкий этой гравюре, скорее всего именно считавшийся утраченным оригинал работы А.И.Клюндера.
В тот же период жизни Лермонтова создаются ещё два его портрета, один из них
–
2) П.Е.Заболотского:
поэт одет в тёмный двубортный сюртук с красными обшлагами. Внизу подпись
художника и дата “!840”(славянскими литерами).
Этот портрет, как и портрет 1837, выполнен опытным художником – реалистом с теплотой и любовью: умный сосредоточенный взгляд, твёрдость выразительных губ обнаруживают волю и , видимо, соответствуют состоянию поэта в начале 1840 года.
3) Чрезвычайно ценен портрет, выполненный в июле 1840 с натуры однополчанином Лермонтова, бароном Д.П.Паленом, после валерикского боя, в палатке барона Л.В. Россильона. Это – оплечное изображение : у поэта усталый вид, он не брит, в глазах грусть; фуражка помята, ворот сюртука рассёгнут, без эполет. Это – единственный профильный портрет Лермонтова и , возможно, наиболее схожий с оригиналом из всех прижизненных изображений. (Иллюстрация из “Альбома по литературе” ).
4) У истоков современной иконографии поэта стоят видные мастера :В.А.Фаворский (1831г.) создал портрет-композицию Лермонтова. Поэт изображён в расстёгнутом сюртуке с эполетами ; он полулежит на бурке, рядом фуражка. Портрет глубоко психологичен, духовное состояние Лермонтова подчёркнуто образами природы : в глубине одинокое дерево, на горизонте гора и небо с облачком. (Иллюстрация из “Альбома”).
5) На второй день после гибели поэта Р.К.Шведе создал портрет “Лермонтов на смертном одре”. “Живопись нехороша , но память дорога, так как это единственный снимок ” – писал в 80-х годах Д.А.Столыпин об этой работе. Здесь поэт лежит в белой рубашке, прикрытый до пояса простынёй; волосы коротко острижены, рот и глаза полуоткрыты. По свидетельствам современников, Шведе точно запечатлел облик погибшего. Портрет, написанный по заказу А.А. Столыпина, много лет находился у него, а в 1882 году А.Столыпиным был передан в Лермонтовский музей .Портрет Шведе условно был отнесён к прижизненным, так как писался с натуры.
То есть , существует 15 достоверных прижизненных изображений поэта. Суждения современников о сходстве того или иного портрета с оригиналом противоречивы. В современном лермонтоведении наиболее близкими по сходству считаются автопортрет, портреты работы П.Е.Заболотского (1837 и 1840 ) и Д.П. Палена.
4) Кроссворд , составленный учеником.
Вертикаль:
1.Автор портрета М.Ю.Лермонтова ,где поэт одет в тёмный двубортный сюртук
с красными обшлагами. (Заболотский)
4. Фамилия художника-однополчанина Лермонтова . (Пален)
Горизонталь:
2. Автор наиболее популярного портрета Лермонтова. (Клюндер)
3.Фамилия художника, создавшего портрет-композицию поэта.(Фаворский)
4. Беседа по вопросам:
– Каким видит каждый из художников образ поэта?
– Удалось ли им передать духовный облик Лермонтова, сумели ли схватить жизнь
лица и передать характерные черты, сходство?
– Ваше отношение к увиденному и услышанному на уроке.
5. Заключительное слово учителя.
Недолгая, но яркая жизнь М.Ю.Лермонтова до сих пор полна загадок и продолжает волновать нас. Как много успел он и сколько замыслов осталось не исполнено из-за преждевременной гибели поэта. К чувству восхищения его талантом примешиваются сожаление и горечь утраты. И через всю жизнь проносим мы в душе образ этого человека – грустного, строгого, нежного, скромного, благородного, мечтательного, наделённого могучими страстями и волей и проницательным беспощадным умом. Поэта гениального и так рано погибшего. Бессмертного и навсегда молодого.
Материал взят из Интернета, “Поурочных разработок” И.В.Золотарёвой, Н.В.Егоровой М., “Вако”, 2007 г.; учебника литературы для 7-го класса, М., “Просвещение”, 2009 г.