Концепция модернизации российского образования подчеркивает необходимость преодоления этнонациональной напряженности и социальных комфликтов на началах приоритета прав личности и равноправия национальных культур. Концепция национальной образовательной политики Российской Федерации определяет необходимость организации в структуре всеобщей единой и целостной системы образования учреждений, реализующих общеобразовательные программы с этнокультурным региональным компонентом. Эти учреждения по своим главным целям, по внутреннему содержанию, структуре и организации должны представлять собой интегральную часть образовательной систему, равнозначный элемент единого российского образовательного пространства.
Совершенствование человека – одна из самых главных задач всего нашего общества, и прежде всего – школы. Содержание внеклассной работы в пределах регионального компонента опирается на следующее:
– Приблизить литературу, культуру Хакасии, историю к ученику, к школе,
открыть для ребят новые имена;
– Показать обучающимся истинную ценность и своеобразие культурного наследия
родного края;
– Связать культуру Хакасии и общерусскую культуру.
Цель внеклассных занятий на тему “Литературные традиции хакасской земли”:
– Помочь учащимся “… поэтапно войти в этот новый и необычный, но такой
близкий … для них мир культуры и литературы Хакасии;
– Вернуть у обучающихся интерес к книге и чтению.
Мы уверены в том, что сегодняшние школьники могут полюбить чтение, потому, что наш нынешний ученик – это наш завтрашний интересный собеседник. И конечной целью литературного образования в школе является воспитание самостоятельного читателя.
Пояснительная записка.
Хакасская земля дала жизнь многим замечательным деятелям культуры, питала их творчество, радовала глаз безбрежьем степных просторов, мощью лесов, петлистостью рек, ясноглазием озер.
Своим рождением и творчеством связаны с хакасской землей А.Топанов и В.Кобяков, М.Коков и М.Аршанов; И.Котюшев и И.Костяков, И.Капчигашев и М.Баинов и многие другие замечательные деятели культуры.
Не должны быть забыты места, связанные с ними: села, города, улицы, учреждения и организации.
С хакасской землей связана деятельность композиторов А.Кенеля и Г.Колмакова. Обращение к их творческому наследию поможет сделать внеклассную работу более яркой и разнообразной. Система внеклассной работы отличается от традиционного курса литературы. Специфика ее – двойственная природа, соединение литературы как искусства слова с краеведением. Поэтому классная работа сохраняет среди своих целей воспитание художественного вкуса и воспитание читателей, с другой стороны, предполагает углубление представлений о роли хакасской земли в формировании русской литературы и культуры.
Сопереживание, развитие творческой фантазии на занятиях сочетается с формированием познавательной активности школьников в процессе овладения навыками краеведческого исследования.
Главная цель – пробуждение и углубление чувства любви к своей малой родине, хакасской земле, чувства своего кровного родства с ее прошлым и настоящим.
Для достижения этой большой цели выдвигаются конкретные задачи:
– просветительская (приобщение к истории культуры и литературы на земле
Хакассии, раскрытие удивительных человеческих судеб поэтом, критиков,
литературоведов, живших и творивших в нашей республике);
– агитационная (увлечь обучающихся пафосом литературно-краеведческих поисков);
– эстетическая (раскрыть школьникам богатство мира идей и образов, созданных
поэтами на земле Хакасии, непреходящий характер художественных ценностей);
– лингво-коммуникативная (обогатить устную и письменную речь обучающихся);
– обучающая (овладение навыками музейно-экскурсионной работы, библиографического
описания, библиографического описания, классификации печатных и рукописных
материалов).
Изучение литературных сочинений планируется дополнить обращением к творениям архитектуры, живописи, музыки, театра.
В центре занятий находится лирическое сочинение малой формы, и знакомство с ним побуждает к ответному творчеству (выразительное чтение, заучивание наизусть, устное сочинение, рассказ о биографии автора), любованию родными пейзажами, и другим видам творческой деятельности.
Углубляется представление о литературных традициях хакасской литературы. Идеи целостный анализ произведений поэтов, знакомство с литературно-критическими оценками их творчества, с монографиями ученых; интересен драматизм и трагизм судеб авторов. На занятиях так же как и на занятиях основного курса литературы, отрабатываются теоретические понятия, овладение которыми повышает культуру чтения. Наряду с обычными теоретико-литературными понятиями, используется в работе также и термины, характеризующие краеведческую сторону (литературное гнездо, музей, архив и др.).
Проведение внеклассных занятий предполагает сочетание различных видов деятельности школьника и учителя.
I. Учебная:
- Классная работа (лекции, викторины, олимпиады, элементы театра, заочные путешествия с использованием литературной карты);
- Внеклассная работа с книгой (изучение сборников, комментариев к ним, литературно-критических отзывов, литературоведческих монографий; конспектирование текстов, отыскивание справок в словарях, энциклопедиях, справочниках; вырезание нужных материалов из периодических изданий, их классификация; составление библиографических описаний);
- Развитие устной и письменной речи (классное и внеклассное).
Формы работы: сочинение разных жанров и форм; реферирование книг и статей; запись рассказов своих родных о прошлом.
II. Эвристическая (участие в литературно-краеведческом кружке, клубе, КВН, читательских конференциях, научных чтениях, проведение экскурсий по достопримечательным местам своего города и республики, участие в походах).
III. Творческая (выпуск специальных стенных газет, бюллетеней, альманахов, проведение литературных вечеров, спектаклей, вечеров поэзии; встреч с поэтами, критиками; подготовка заметок и статей в местные газеты, подготовка докладов).
IV. Собирательская (опросы старожилов, записи, сбор экспонатов, помощь музеям, выявление мест мемориального характера, шефство).
Связь внеклассной работы с родственными учебными дисциплинами – основным курсам литературы, русским языком, историей, географией, МХК.
Проведение внеклассной работы на должном уровне зависит прежде всего от учителя. В одном лице он совмещает литературоведа, языковеда, историка, путешественника, исследователя, “книжного червя” и умельца, скрупулезно собирающего материальные следы прошлой и нынешней культуры, пропагандиста краеведениях и энтузиаста.
Система внеклассной работы по краеведению – частичка нашей общей работы по воскрешению исторической памяти.
Атмосфера исторической памяти и любовь к культурному наследию родного края поможет обучающимся проникнуться сознанием, что “тут-то именно и заключается сущность народной исторической мысли” (историк И.И.Дубасов).
Первые шаги в познании поэзии.
О, раскройте глаза свои шире,
нараспашку вниманье и слух, –
это ж самое дивное в мире, чем
вас жизнь одаряет вокруг!
Н.Асеев
В первую неделю школьных занятий учащиеся во внеурочное время заполняют анкету, часть вопросов которой нацелена на выявление читательского диапазона ребят и их литературного вкуса.
Анкета.
- Фамилия, имя, отчество.
- Число, месяц и год рождения.
- Домашний адрес, телефон.
- Образование родителей.
- Какие имеешь общественные нагрузки, поручения?
- Любимые тобой поэты XIX века. Выскажи свое отношение к ним.
- Перечисли известных тебе поэтов, творивших в ХХ в.
- Творчество каких поэтов 20–30-х годов тебе знакомо?
- Назови поэтов периода Великой Отечественной войны.
- Перечисли известных тебе современных поэтов (фамилии особо любимых поэтов подчеркни).
- Знаком (а) ли ты с творчеством поэтов Хакасии?
- Стихи каких зарубежных поэтов ты читал(а)?
- Какие поэты тебе не нравятся и почему?
- Бывал (а) ли ты на вечерах поэзии (вне школы)?
- Есть ли поэтические сборники в твоей домашней библиотеке? Какие?
- Какие журналы ты читаешь регулярно?
- Перечисли авторов и названия твоих самых любимых стихотворений и поэм.
- Какие стихи поэтов знаешь наизусть (вне школьной программы)?
- Пишешь ли стихи?
- Как часто бываешь в театре, в кино? Какие пьесы и кинофильмы произвели на тебя наибольшее впечатление?
- Какие телевизионные передачи ты смотришь систематически?
- Любишь ли ты серьезную музыку? Твое отношение к эстрадной музыке и современным эстрадным песням.
- Рисуешь? Интересуешься живописью? Назови имена любимых художников.
- Удобное время для занятий
- Чем бы ты хотел(а) заниматься во внеурочное время? (Твои предложения, пожелания).
Как и следовало ожидать, ответы учащихся на вопросы в анкете были еще одним свидетельством разной степени их литературной подготовленности.
В ряде анкет названы имена поэтов малоизвестных. И лишь меньшая часть – докладчики, чтецы, организаторы вечеров – называют имена и произведения выдающихся представителей поэзии наших лет: А. Твардовский, Л. Мартынов, Р. Гамзатов, Е. Винокуров, Е. Евтушенко, А. Вознесенский, Р. Рождественский, чье творчество, в процессе занятий с учениками, и предметом нашего интереса.
Тематическое планирование “Землю любим, на которой живем”.
10-й класс |
|||
№ | Форма | Тема | Содержание |
1 | Круглый стол | Родная Хакасия | Любовь к родной земле – тема многих произведений деятелей искусства. |
2 | Конференция | История создания хакасской письменности |
Создание хакасского алфавита (1926 г.) Первое издание книг в Москве. |
3 | Мастерская | Фольклорные традиции | Народная поэтика. Песни – тахпахи. |
4 | Семинар | Связь с русской литературой | В.Маяковский, Д.Бедный, М.Горький, Н.Тихонов |
5 | Галерея | Художественный перевод Переводчики |
В.Кобяков, И.Капчигашев, М.Чебодаев, А.Преловский, Г.Сысолятин |
6 | Книжная выставка | Первые печатные издания Хакасии | Первая газета “Красный аал”, “Советская Хакасия”, “Хакасский альманах” |
7 | Экскурсия | Картина изменение панорамы родной земли | В.Кобяков “Последний враг”, М.Коков “Песня трактористов П.Штыгашев “Таежная река” |
8 | Музейная экспозиция | Первые школы Учителя Просветители |
М.Коков, М.Аршанов, П.Штыгашев |
9 | Библиотечный урок | Первые сборники хакасской поэзии | Сборник “10 лет Советской власти” (1924 г.) Стихи-песни. “Литературный сборник”, Абакан, 1935 |
11-й класс | |||
№ | Форма | Тема | Содержание |
1 | Путешествие с литературной картой | А.Топанов – художественный руководитель первого хакасского театра | Первые кружки самодеятельности в Хакасии |
2 | Поэтический конкурс | “Песня о степи” в стихотворениях хакасских поэтов | М.Баинов “Дума о степи”, Н.Тинников “Степь”, В.Кобяков “Песня о степи” |
3 | Композиция | Жизнь и судьба первых лириков Хакасии (В.Кобяков, М.Коков, М.Аршанов) | Сложность и трагизм эпохи 20-30-х годов ХХ века. |
4 | Литературный вечер | Времена года (союз живописи и поэзии) | П.Штыгашев “Весна”, “Осень”, И.Костяков, И.Котюшев “Осенний вечер” |
5 | Литературно-музыкальный праздник | Тема материнской любви | Н.Тинников “Мать”, М.Баинов “О матери”, И.Капчигашев “Мать” |
6 | Дискуссия | У истоков литературной критики | Семинары писателей и критиков (М.А. Унгвицкая, К.Ф.Антошин, В.И.Плюхин) |
7 | Коллоквиум | Литературоведение как наука Вклад ученых в развитие литературы Хакасии | Конференции ученых и писателей (А.Л.Кошелева, В.П.Прищепа, В.В. Карамашева) |
8 | Творческая встреча с писателями-земляками | Молодые голоса в поэзии | С.А.Майнагашев (Сибдей Том) Ежегодные съезды хакасского народа |
9 | Диспут “Дума запела” | Братское сотрудничество народов | Дни и Недели смотра достижений литературы и искусства народов Р.Ф. Общехакасский народны праздник Тун пайрам |
Рекомендации.
Общеизвестно, что именно в школе закладываются основы познавательного интереса к изучению своего родного края как окружающего ребёнка микромира; создаются условия для формирования нравственных чувств, этики поведения, что составляет базу для духовно – ценностной и практической ориентации учащегося.
Ученик на доступном лично для него уровне осознаёт важность и ценность окружающего его микромира; в привычном окружении открывает новые стороны; учится грамотно взаимодействовать с микромиром. Жизнь родного края в предыдущем столетии, несомненно, вызывает интерес у детей. Однако, в силу возрастных познавательных возможностей учащиеся не могут оценить значимость исторических процессов (событий), происходивших на территории родного края, в контексте истории и культуры России. Отстранённые от учащихся во времени процессы не становятся для него личностно значимыми. В данном случае понятие “родной край” сужается до понятия “город, в котором я живу”, “деревня, в которой я живу”.
Внеклассная работа органично вписывается в образовательную программу школы, т. к. способствует не только познанию окружающего мира, но и решает дидактические задачи, содействует развитию учащихся.
Задачи.
- Способствовать формированию представлений о специфике своего родного края как среды обитания и необходимости грамотного воздействия человека с краем; об уникальности, неповторимости Хакасии; о важной роли в создании, развитии и сохранении родного края и культурного наследия Хакасии.
- Содействовать формированию эмоционально – ценностного отношения к родному краю (под формированием здесь и далее подразумевается создание условий, способствующих становлению личностных качеств).
- Начать формирование краеведческих умений: ориентироваться по упрощённой карте – схеме родного края; пользоваться краеведческими справочниками.
Внеклассная работа отличается от классной высокой эмоциональностью, приподнятостью, праздничностью, что пробуждает познавательный интерес к родному краю как среде обитания, содействует формированию образа города, села, района, республики.
Содержание внеклассной работы характеризуется интегрированностью. Интегрированность есть взаимопроникновение, взаимозависимость, и взаимодополняемость всех аспектов изучения родного края. От особенности труда людей родного края до природы Хакасии: горы, леса, степи, водоёмы. Топонимика. Животный и растительный мир Хакасии. Взаимовлияние человека и природы. Фольклор народов Хакасии. Духовная культура и быт народов Хакасии. Жилище. Национальная кухня. Национальная одежда, украшения, орнаменты, вышивка. Декоративно – прикладное искусство. Национальные игры. Традиции, обряды и обычаи. Род, родословная. Нравственные ценности народов, проживающих на территории родного края, соседних народов и т. д.
Главная задача воспитания школьников – это формирование:
– начал нравственной культуры по отношению к природе и обществу;
– грамотного и искреннего отношения школьника к окружающей его природе и миру;
– понимания им своего места в мире живого и неживого;
– установление личного влияния каждого на окружающую природу и мир;
– создание предпосылок для понимания необходимости бережного и доброго отношения
к людям как к части живой природы и мира.
Гармония образа и слова, познание умом и сердцем – это и есть рождение того, что мы называем чувством любви к природе, к родному миру. Задача учителя – открыть перед учащимися образ родной земли, красоту природы. Определить то, что изумляет их, объяснить истоки, первые ручейки красоты.
Такие знания содействуют широкому охвату явлений мира в его многообразии, они учат воспринимать факты и явления окружающего мира во времени и пространстве. Материал должен быть дан так, чтобы у учащихся сложилась целостная яркая картина природных условий и жизни людей в разных уголках своего родного края, страны, чтобы учащиеся получили общее представление о всём мире и о нашей планете, на которой живет человек.
Эффективность восприятия изучаемых объектов и развитие образного мышления значительно возрастает при сочетании иллюстративной наглядности, поэтизированного, сказочного описания и музыкального сопровождения.
Возможно использование сказочных героев, что привлекает внимание учащихся, придаёт нетрадиционность работе (приоткрывает “чудеса” родного края), пробуждает познавательный интерес, а также способствует решению некоторых дидактических задач.
Для овладения содержанием необходимо овладение понятийным аппаратом. Как правило, используются традиционные для школы приёмы, которым необходимо научить:
- правильно произносить и писать названия изучаемых предметов или объектов;
- осознанно воспринимать понятия и термины (содействует игра “Узнай меня”);
- освоить понятия и правильно написать их с помощью кроссвордов, ребусов;
- приёму оживлять и составлять рассказы, а также разговор с живым объектом.
Важно, чтобы учащиеся узнавали изученные объекты.
Неоценимую помощь при этом оказывает сочетание разнообразной наглядности в виде аппликаций, фотографий, слайдов, видеофильмов, справочной литературы и обязательно “живых” объектов.
Многие учителя создают собственный видеоряд или фоторяд, поскольку это позволяет им учитывать специфику своего конкретного села, района, а также реализовать собственные индивидуальные вкусы.
Поскольку главная целевая установка внеклассной работы – содействовать осознанному взаимодействию с окружающим миром, учащиеся должны не только узнавать изученные объекты, но и понимать их важность.
Примерные вопросы и задания
- Подготовьте рассказы о литературных местах Хакасии.
- Какое место занимает в хакасской литературе А. Топанов?
- Какие мотивы поэзии М. Баинова?
- Какова роль М. Горького в становлении литературы?
- Каким предстает Байкал в творчестве В. Кобякова?
- Объясните появление в 1926 г. хакасского алфавита?
- Почему женская тема привлекала внимание первых поэтов Хакасии?
Напишите сочинение на тему:
- “Хакасия на карте РФ”;
- “Литературная карта Хакасии”;
- “Литературный Абакан”;
- “Национальный театр им. А. Топанова”;
- “Мое путешествие по рекам и озерам Хакасии”;
- “Великая степь” в истории народа”.
- Разработайте план экскурсий на темы:
- “Ширинский район – родина поэтов В. Кобякова, М. Кокова, А. Топанова, И. Котюшева, И. Капчигашева”;
- “Алтайский район – родина М. Аршанова, М. Баинова”;
- “Аскизский район – родина В. Угдыжекова, Н. Тиникова”.
Подготовьте материалы к книжной выставке “Хакасские поэты и Великая
отечественная война” (М. Аршанов, И. Костяков, И. Капчигашев).
Подготовьте и проведите литературные вечера, посвященные А. Топанову, П.
Штыгашеву, М. Аршанову, М. Кокову, М. Баинову.
Подготовьте и проведите поездку (туристический поход) по литературным местам г.
Абакана (Союз писателей Хакасии, Хакасский научно-исследовательский институт
языка, литературы и истории, Республиканский дом культуры им. С. Кадышева,
Хакасский национальный театр имени А. Топанова, Национальная библиотека им. Н.Г.
Доможакова).
Оформите литературно-краеведческий кабинет (уголок), где соберите материалы о творчестве поэтов-земляков (фотографии, книги, газеты и журналы; мемориальные вещи).
Напишите сочинения:
- “Пейзажная лирика И. Котюшева и М. Чебодаева”;
- “Стихи И. Костякова и музыка А. Кенеля и Г. Колмакова”;
- “Мой любимый поэт”;
- “Хакасский поэты – выпускники литературного института им. А. М. Горького – М. Баинов, М. Чебодаев”;
- “Москва в жизни и творчестве хакасских поэтов”;
- “Члены Союза писателей Хакасии”.
- Подготовьте выступления на темы:
- “М. Чебодаев – автор литературных заметок об И. Котюшеве, И. Костякове, М. Баинове, В. Угдыжекове”;
- “Тема поэта и поэзии в творчестве М. Баинова”;
- “Человек и природа в поэзии П. Штыгашева”.
Что мы вкладываем в понятие двуязычие (или билингвизм)? Назовите основные
причины явления.
Кто из художников наше республики в своих работах отражает историческое прошлое
хакасского народа?
Что вкладывается в понятие “подстрочный перевод”?
Как вы понимаете терминологические определения “русскоязычная литература
Хакасии” и “русская литература Республики Хакасия”?
Литература.
- Абельтин Э.А., Антошин К.Ф., Майнагашева В.Е., Трояков П.А. Вопросы развития хакасской литературы. – Абакан, 1990. – 200 с.
- Акимов В. На ветрах времени. – Ленинград, «Детская литература», 1991.
- Анжиганова Л.В., Зеленецкая Т.И., Орлова Л.П. Современная Хакасия. 10–11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. - Абакан: Хакасское книжное издательство, 2008. – 464 с.
- Антология хакасский поэзии. – Абакан: Хакасские книжное издательство, 1959.
- Антошин К.Ф. Время добрых надежд. – М, «Современник», 1975. – 173 с.
- Антошин К.Ф. Жизнь молодой литературы. – Красноярск: Красноярское книжное издательство, 1967.
- Антошин К.Ф. У истоков жизни. – Красноярск: Красноярское книжное издательство, 1982.
- Астанаева А.В. Зажги свою звезду. – Абакан: Хакасское отделение Красноярского книжного издательства, 1975. – 88 с.
- Баевский B.C. История русской литературы XX века. – М.: Языки славянской культуры, 2003. – 448 с.
- Баинов М. Путешествие во времени. Стихи. Красноярск, 1966. Перевод С.Поликарпова.
- Балгазина А.Н. Методические рекомендации для учителей, работающих по программе «Родной край - Хакасия» во 2, 3, 4 классах начальной школы. – Абакан: Хакасское книжное издательство, 2008. – 202 с.
- Балгазина А.Н. Моя Хакасия. Книга для чтения по программе «Культура, литература и история родного края». Пособие для учащихся 1–2 кл. – Абакан: Хакасское кн. изд-вр, 2001. – 208 с.
- Банчуков, Р.В. Из опыта внеклассной работы по литературе. – М.: Просвещение, 1985. – 144 с.
- Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики. – М., 1975.
- Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. – М.: Просвещение, 1979.
- Белинский В.Г. Современные заметки. – Москва: «Советская Россия», 1983.
- Белоусов А.А. Очерки истории хакасской советской литературы. – Абакан: Хакасское отделение Красноярского книжного издательства, 1997.
- Беепалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М.:
Педагогика, 1986. – 192 с.