Интегрированный урок литературы с психологией "У каждого из нас своя гора"

Разделы: Литература, Школьная психологическая служба, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)


“По-настоящему высоко может зайти лишь тот, кто знает, куда он идет”.
Оливер Кромвель.

Цель урока: формирование понятия “цель” на примере литературных произведений (стихотворение Михайловой М.В., рассказ В.Г. Короленко “Огоньки”, притча П. Коэльо “Рождественская сказка”)

Задачи:

  • Проанализировать произведения В.Г. Короленко и П. Коэльо;
  • Проанализировать результаты опроса;
  • Дать определение понятию “Притча”;
  • Познакомить с пирамидой потребностей А. Маслоу.

Ход урока

Учитель зачитывает стихотворение М.В. Михайловой:

У каждого из нас своя гора,
В которую необходимо влезть.
Настанет час, и вы, поняв: пора!
Отправитесь. С друзьями или без...
И будет долог или краток путь;
И будет труден или слишком прост,
Но вы настигните когда-нибудь
Свою мечту, поймав ее за хвост.
У одного вершина до небес,
И он стремится всей душою ввысь.
Другому – табурет как Эверест -
Лишь усидеть и не свалиться вниз.
И кто-то, стоя на своей горе,
Увидит новую и выше и трудней.
А кто-то свой на ней поставит крест
И никуда не тронется, ей-ей!

Учитель: О чем это стихотворение? О горе или о табуретке? (О цели в жизни)

Учитель: Наш сегодняшний урок посвящен нашим целям. А урок я хочу назвать строкой из этого стихотворения “У каждого из нас своя гора…” К концу урока мы должны подойти к пониманию того, как ставить цель и нужно ли ее добиваться.

Учитель: Сейчас я раздам вам небольшой рассказ, который вы должны прочитать. (Раздается текст “Огоньки” В.Г. Короленко Приложение 1).

Учитель: А теперь работа в группах: каждая группа выделяет смысловые слова текста. (Выписываются на доску: огни, жизнь (река) и тьма). А теперь давайте попробуем дать толкование этих слов по тексту: 1 группа – огни, 2 группа – жизнь (река), 3 группа – тьма.

Ключевые слова Мое толкование
“Огонек”, “Огни”

“Тьма”

“Жизнь”, “Река”

Как живой, мелькает, выступая из тьмы; может двигаться: несет тепло, свет, надежду; манит путников. Впереди; приближаются, побеждая тьму; сверкают, обещают, манят своей близостью.

Неопределенная; пугает, несет страх, но когда-нибудь она должна кончиться.

Течет; в ней бывает и хорошее, и плохое. Иногда человеку приходится многое испытать, но надо ею дорожить, любить и не унывать.

Учитель: Какое слово является ключевым в этом рассказе? (Огоньки.) Почему рассказ называется “Огоньки”, в прямом ли значении использовано это слово? (Метафора – цель.)

Учитель: В каком числе используется это слово? (На протяжении всего рассказа – огонек (ед. число), в конце – огни (мн. число)). Символом чего становятся огоньки в этом рассказе (цель)?

Учитель делает вывод о том, что достигая одну цель – огонек, появляется следующий.

Психолог: А сейчас мы перейдем к результатам опроса, проведенном накануне.

Вопрос Варианты ответов Результат
Мои цели на этот год Хорошо окончить школу, сдать экзамены, поступить в ВУЗ или ССУЗ 100 %
Мои цели на 10 лет Хорошая работа, семья, достаток 100%
Мои цели на будущее
  • Благополучие семьи и детей
  • Жить долго и счастливо
  • Быть достойным человеком
  • Нет планов
  • Быть кем-то (конкретная профессия)
  • Путешествовать
  • Прочитать все книги на земле
  • Все успеть
  • 60,7%
  • 25%
  • 25%
  • 10,7%
  • 7,4%
  • 3,7%
  • 3,7%
  • 3,7%

Психолог: прежде чем прокомментировать эти результаты, которые вы видите на доске, я хочу вам зачитать мысль древнего философа Лао Цзы: “Путешествие в тысячу миль начинается с одного шага”. А что такое цель? Цель – это

  1. желаемый результат (предмет стремления); то, что хочется осуществить;
  2. чётко описанное желательное состояние, которого необходимо достигнуть;
  3. предвосхищаемый в сознании результат деятельности;
  4. место или предмет, в который нужно попасть при перемещении какого-либо объекта.

Наши цели, как правило, выстраиваются постепенно, шаг за шагом. Так и ваши цели начинаются с малого: окончить школу и т.д.

Психолог: А как вы думаете, из чего появляется цель (нужда в чем-то, потребность). Существует такая теория потребностей, автором которой является А. Маслоу, с которой я вас хочу познакомить. Существует также более подробная классификация. В системе выделяется семь основных уровней (приоритетов):

  1. (Низший.) Физиологические потребности: голод, жажда, половое влечение и т. д.
  2. Потребность в безопасности: чувство уверенности, избавление от страха и неудач.
  3. Потребность в принадлежности и любви.
  4. Потребность в уважении: достижение успеха, одобрение, признание.
  5. Познавательные потребности: знать, уметь, исследовать.
  6. Эстетические потребности: гармония, порядок, красота.
  7. (Высший.) Потребность в самоактуализации: реализация своих целей, способностей, развитие собственной личности.

По мере удовлетворения низлежащих потребностей, все более актуальными становятся потребности более высокого уровня, но это вовсе не означает, что место предыдущей потребности занимает новая, только когда прежняя удовлетворена полностью. Также потребности не находятся в неразрывной последовательности и не имеют фиксированных положений, как это показано на схеме. Такая закономерность имеет место как наиболее устойчивая, но у разных людей взаимное расположение потребностей может варьироваться.

Хочу отметить, что в вашем классе уже есть такие люди, которые задумываются и планируют свою самореализацию, самоактуализацию.

Учитель: А как правильно это сделать, мы будем учиться на следующем произведении П. Коэльо “Рождественская сказка”. (Приложение 3)

Учитель: Что вы знаете о П. Коэльо?

Учитель: Давайте попробуем определить жанр этого произведения. (Притча.)

Притча:

Жанр эпоса: небольшое повествовательное произведение назидательного характера, содержащее религиозное или моральное поучение в иносказательной (аллегорической) форме. Близка к басне, но отличается от неё широтой обобщения, значимостью заключённой в притче идеи. В притче нет обрисовки характеров, указаний на место и время действия, показа явлений в развитии: её цель не изображение событий, а сообщение о них. Притча часто используется с целью прямого наставления, поэтому включает объяснение аллегории. Широкое распространение получили притчи с религиозным содержанием (“поучением”), например, “Притчи Соломона”, новозаветные притчи о десяти девах, о сеятеле и др.

Учитель: О чем эта притча? (О мечте.) Назовите главных героев. (Три кедра.)

Работа в группах: Ваша задача: во-первых, определить мечту вашего кедра, во-вторых, доказать, исполнилась ли их мечта или нет.

Учитель: Что символизируют собой кедры? (Люди, которые мечтают, но ничего не делают, например: Обломов).

Учитель: Что символизируют лесорубы? (Судьба, жизненные обстоятельства, не зря они рубят. Есть люди, которых судьба ломала, но не сломила, например: Э. Асадов, А. Соколов).

Учитель: Давайте сделаем вывод по этому произведению:

  1. Человек должен ставить цель
  2. Чтобы достичь цель нужно действовать

А в чем идея произведения? (Для достижения целей нужно действовать.)

Психолог: Почему произведение называется “Рождественская сказка”?

Психолог: Я хочу вам рассказать одну притчу о колодце.

“Однажды осел упал в колодец и стал громко вопить, призывая на помощь. На его крики прибежал хозяин ослика и развел руками – ведь вытащить ослика из колодца было невозможно.
Тогда хозяин рассудил так: “Осел мой уже стар, и ему недолго осталось, а я все равно хотел купить нового молодого осла. Этот колодец уже совсем высох, и я уже давно хотел его засыпать и вырыть новый. Так почему бы сразу не убить двух зайцев – засыплю как я старый колодец, да и ослика заодно закопаю”.
Недолго думая, он пригласил своих соседей – все дружно взялись за лопаты и стали бросать землю в колодец. Осел сразу же понял, что к чему и начал громко вопить, но люди не обращали внимание на его вопли и молча продолжали бросать землю в колодец.
Однако, очень скоро, ослик замолчал. Когда хозяин заглянули в колодец, он увидел следующую картину – каждый кусок земли, который падал на спину ослика, он стряхивал и приминал ногами. Через некоторое время, к всеобщему удивлению, ослик оказался наверху и выпрыгнул из колодца! Так вот…
... Возможно, в вашей жизни было много всяких неприятностей, и в будущем жизнь будет посылать вам все новые и новые. И всякий раз, когда на вас упадет очередной ком, помните, что вы можете стряхнуть его и именно благодаря этому кому, подняться немного выше. Таким образом, вы постепенно сможете выбраться из самого глубокого колодца.

Каждая проблема – это камень, который жизнь кидает в вас, но ступая по этим камням, вы можете перейти бурный поток.

Запомните пять простых правил:

Учитель: А для чего нужно ставить цель? (Смысл жизни.)

Учитель: А закончить наш урок я хочу словами "Целься в луну. Даже если промахнешься, окажешься среди звезд." Лес Браун.

Приложение 2.