Литература
-
Литературно-музыкальная композиция к юбилею Победы "Жди меня" 2011
Сценарий спектакля – авторский проект, основанный на литературных произведениях, песнях военных лет о войне. Он показывает картину истинной трагедии начала ВОВ.
-
Человек и природа. В.П. Астафьев "Царь-рыба". 11-й класс 2011
На уроке учащиеся знакомятся с автором, Человеком и Гражданином и его произведением "Царь-рыба". Совершенствуют умение анализировать ключевые сцены. Понять позицию автора в произведении.
-
Семейная викторина по повести-сказке "Маленький принц" Антуана де Сент-Экзюпери 2011
Викторина позволяет решить многие педагогические задачи, активизирует использование книжных фондов школьной библиотеки, привлекает новых читателей - родителей, способствует глубокому восприятию художественной литературы, возрождает традицию семейного чтения.
-
Внеклассное мероприятие "Путешествие по стране Филологии" (игра по станциям для 5–6-х классов) 2011
Внеклассная работа по предметам литература и русский язык. Цель мероприятия – в игровой форме проверить знания учащихся 5–6-х классов в разных областях филологии. Командная игра поможет проверить умение детей работать в коллективе в экстремальных условиях: пребывание на станциях ограничено временем.
-
Урок литературы в 5-м классе "Басни И.А. Крылова и их исторические корни" 2011
Цель урока: знакомство с литературоведческим определением жанра басни и притчи, их особенностями; сравнение сюжетов басен Эзопа, Лафонтена, Крылова на примере басни «Лисица и виноград»; знакомство со старославянской притчей «О лисице и о винограде»; выявление общих черт и различий; соотнесение морали в басне и поучения в притче.
-
Педагогический образовательный проект "Калейдоскоп. Развитие и поддержка детского литературного творчества" 2011
Проект позволил создать условия для реализации литературных способностей обучающихся и их занятости во внеурочное время, он содействует расширению коммуникативных и лингвистических компетенций обучающихся, несет профориентационную направленность, предполагает использование современной компьютерной техники и имеет высокую степень реализации. Продукт нашего проекта – журнал-альманах, призванный освещать образовательные, спортивные и творческие достижения учащихся, а также события школьной жизни.
-
Дневник Софьи (урок культурологической направленности по комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума") 2011
Урок нацелен на то, чтобы дать всестороннюю характеристику образа Софьи через взаимоотношения с Молчалиным и Чацким. В ходе урока учащихся знакомятся с бытовой стороной эпохи XIX века – ведением дневниковых записей. Анализируя возможные записи в дневнике Софьи Павловны Фамусовой, учащиеся характеризуют героев «любовного треугольника», выявляют авторскую позицию.
-
Маяковский – автор нового словаря 2011
На уроке проводится лингвистический анализ стихотворения В.Маяковского «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» для определения значения и роли авторских неологизмов в стихотворении. Результатом работы является создание «Словаря неологизмов Маяковского».
-
Средства создания образа в реалистическом произведении (по рассказу И.С. Тургенева "Бирюк") 2011
На уроке продолжается знакомство с творчеством И.С. Тургенева посредством одного из рассказов из цикла "Записки охотника".
-
Жизнь и творчество И.А. Гончарова. Гоголевские мотивы в романе И.А. Гончарова "Обломов" 2011
Работа над литературными произведениями предполагает сравнение героев разных эпох. При обращении к литературе 2-й половины XIX века возможны параллели с произведениями 1-й половины XIX века. В работе осуществлена попытка провести исследовательскую работу на материале романа И.А. Гончарова «Обломов» и поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души», чтобы помочь учащимся увидеть общие идеи, схожесть портретов героев, их привычек.
-
Анализ эпизода "Пожар в Смоленске" по роману Л.Н. Толстого "Война и мир" 2011
В процессе изучения художественных произведений учащиеся неоднократно анализировали отдельные сцены произведения: следили за диалогами, монологами, спорами героев, рассматривали роль пейзажа в отдельных сценах. Анализировать художественный текст необходимо при любой работе над художественным произведением - устный ответ, сочинение, сдача ЕГЭ, который активно внедряется в качестве новой экзаменационной модели при итоговой аттестации учащихся.
-
Урок-размышление по повести А.М. Горького "Детство". Бабушка Алеши. Характер литературного героя 2011
На уроке проверяется знание содержания повести, раскрывается характер героя, даются оценки действиям персонажей, выявляется авторская позиция. Развивается в целом умение анализировать литературные произведения.
-
Әмирхан Еники. (1909–2000) «Кем җырлады?» 2011
Работа посвящена творчеству татарского писателя Амирхана Нигметзяновича Еникеева. Представлена на татарском языке.
-
Сценарий литературной игры-викторины по творчеству А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова 2011
Игра-викторина состоит из трех этапов: первый этап актуализирует знания учащихся о теоретических литературоведческих понятиях; на втором этапе участники могут передать собственное восприятие прочитанных произведений, проявить творческие способности, высказать личностное отношение к прочитанному; на третьем этапе участникам необходимо показать владение изобразительно-выразительными средствами языка; продемонстрировать знание фактов жизни и творчества поэтов.
-
Нравственное воспитание учащихся с тяжелыми нарушениями речи на уроках литературы 2011
Учащиеся с тяжёлыми нарушениями речи способны ощутить единство человека и природы. Предлагается целая система введения учеников в мир поэзии. Учитывая особенности таких учащихся, на уроках используются элементы словесного рисования и рассуждения, учащиеся выводятся на уровень понимания сложных метафор и образов. Задача педагога - научить школьников ценить поэзию, пробудить интерес к ней, который в будущем не позволит развиться поэтической глухоте.
-
Урок по произведению В.Г. Короленко "Парадокс" 2011
Урок-анализ рассчитан на 2 часа. Каждый учитель сам определяет объем материала на 1-й урок в зависимости от класса. Все виды деятельности направлены на осмысление текста, восприятие; на развитие самостоятельной деятельности обучающихся. Заранее заданные на дом вопросы позволяют привлечь родителей к обсуждению задания. Текст очерка даёт возможность ребёнку пофилософствовать.
-
И.С. Тургенев "Стихотворения в прозе" 2011
Урок в 10-м классе является заключительным в цикле уроков по творчеству И.С. Тургенева, призван выявить особенности тургеневского мировосприятия в последние годы жизни, помочь понять философский смысл стихотворений в прозе.
-
Поэтическое наследие И.С. Тургенева. Триптих "Вариации" (анализ стихотворения "Утро туманное, утро седое…" ("В дороге") 2011
При изучении лирических произведений Тургенева особое место занимает стихотворение «Утро туманное, утро седое…». В данной работе затронуты не только тема и идея стихотворения, но и рассмотрены семантическое значение слов, лексические и морфологические средства выразительности, с помощью которых поэту удалось достичь такого совершенного творения. Работа строится на основе комплексной методики исследования, широко представленной в работах профессора Болотновой Н.С.
-
Презентация к конкурсу. Едкая сатира "Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил" 2011
Цель урока: кратко познакомить учеников с биографией и творчеством Салтыкова-Щедрина; показать особенности жанра сказки в творчестве писателя, сатирический пафос сказок; подвести к пониманию авторского замысла и отношения к героям; совершенствовать навыки анализа текста.
-
Владимир Дубровский и Маша Троекурова 2011
В основе урока лежит исследовательский метод. Способ анализа: "вслед за автором" с элементами проблемного. Для шестиклассников тема любви и социальных предрассудков сложна, поэтому такие понятия, как зло, добро, истинные ценности, любовь, честь, достоинство, внутренняя красота и богатство раскрываются на занятии.
-
Урок-исследование по роману А.С. Пушкина "Евгений Онегин" на тему "Странствия Музы по векам и народам" 2011
Урок проводится с целью развития исследовательской компетенции учащихся, познавательных интересов к литературе разных народов и жанров, способствует формированию творческой активности и критического мышления.
-
Урок литературы с использованием презентации по теме "Тема "маленького человека" в поэме А.С. Пушкина "Медный всадник" 2011
Ученики обучаются анализу лироэпического произведения. В статье показаны два лика Петербурга в поэме. Автор показывает, как Пушкин раскрывает тему «маленького человека», и как ее раскрывают в своем творчестве Гоголь, Некрасов, Достоевский.
-
Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературе "Шел на Берлин Отчизны сын и сын полка…" (по повести В.П. Катаева "Сын полка") с использованием ИКТ 2011
Вечер памяти предполагает знакомство учащихся с темой сиротства во время Великой Отечественной войны, правдиво воссоздает жизнь детей военной поры.
-
Урок-презентация "Образ Петербурга в русской литературе. Петербург Достоевского" 2011
В работе рассматривается образ Петербурга в творчестве А.Пушкина, Н.Гоголя, Н.Некрасова и обращается внимание учащихся на традиции и новаторство в изображении города Ф.Достоевским. Презентация позволяет увидеть "петербургские углы", а текст великого художника - обратить внимание на удушающую тесноту человеческого существования в этом мрачном городе, помогает проникнуться сочувствием к страдающим людям.
-
Применение технологии дифференцированного обучения на уроке литературы 2011
В работе представлен урок по рассказу Ю.Нагибина "Мой первый друг, мой друг бесценный". Рассматриваемая тема - проблема становления личности.
-
Вечер поэзии "Пушкинская лира в диалоге культуры" 2011
Актуальность обращения к творчеству великого поэта А.С. Пушкина обусловлена поликультурным разноязычным составом учащихся, необходимостью интегрировать разноязычных учащихся в единое образовательное и культурное пространство. Последние десятилетия развития нашего общества заставили пересмотреть установки, сущность и перспективы воспитательной работы.
-
Урок литературы по теме "Устное народное творчество. Сокровище русского народа" 2011
Урок проходит в форме праздника. Задача урока: чтение, изучение фольклора, формирование ценностного представления о культурном наследии нашего народа. Данный урок завершает изучение целого раздела "Устное народное творчество" в 5-м классе и формирует стартовую площадку для продолжения изучения этой темы в 6–7-х классах в курсе "Русская литература" в средней школе.
-
Изображение гражданской войны в "Донских рассказах" М.А. Шолохова 2011
Урок построен с использованием мультимедийной презентации. Основные цели урока: изучить "Донские рассказы" М.Шолохова, выявить концепцию гражданской войны в ранних произведениях М.Шолохова на примере рассказов "Родинка", "Чужая кровь"; повторить и систематизировать знания учащихся по теме "Гражданская война"; определить тему и идею рассказов; особенность языка и стиля рассказов; формировать умение самостоятельно работать с художественным текстом.
-
Урок-игра "В мире древнегреческих мифов". 6-й класс 2011
Литературную игру можно проводить в рамках учебного времени по итогам изучения темы, а также как внеклассное мероприятие. Задания игры позволяют не только проверить знания учащихся по литературе, но и связать их со знаниями ребят по истории Древней Греции и истории Санкт-Петербурга.
-
Итоговый урок литературы по творчеству А.С. Пушкина. 6-й класс 2011
Предлагаемый урок подводит итог проделанной работы по изучению творчества А.С. Пушкина. Урок рассчитан на закрепление знаний фактического материала из биографии поэта, его творческого наследия, а также на отработку понятий "сюжет", "завязка", "кульминация", "развязка", "ирония автора".