Цели урока: на примере повести Н.В.Гоголя "Портрет" исследовать вопрос о роли в обществе искусства, об ответственности художника за свой труд; обсудить также вопрос о призвании и судьбе человека искусства; развивать навык самостоятельной работы с художественным текстом, с критической литературой, умение критически оценивать выступление товарищей.
Форма урока: семинар.
Наглядность:выставка произведений Н.В.Гоголя, портрет писателя, иллюстрации учащихся к повести "Портрет" Н.В.Гоголя.
Использованные средства: интерактивная доска.
Ход урока
Слово учителя.
Произведения Н.В.Гоголя мы с вами изучали и в 5 (классе), и в 6, и в7 классе. Это и "Ночь перед Рождеством", и повесть "Тарас Бульба". Сегодня мы поговорим о романтической повести "Портрет". Эта повесть написана в 1834 году, в то время, когда велись споры о сущности искусства. В ней Н.В.Гоголь выразил свои взгляды на роль искусства в современном ему обществе. Мы сейчас попробуем определить эту точку зрения в ваших выступлениях. Накануне вам были предложены вопросы. Каждая группа (а их четыре) представляет докладчика, ответ которого оценивает оппонент. Оценку работе группы даёт экспертный совет в лице старшеклассников.
Итак, вопросы первой группы (на доске)
В чем трагедия художника Чарткова?
Когда Чартков её осознаёт?
В чем её причина?
Существуют ли такие проблемы сегодня?
Вопросы второй группы ( на доске).
О чем рассказывается в первой части повести, о чем - во второй?
Что их связывает?
Почему нарушена хронология? (Вторая часть по времени предшествует первой)
Вопросы третьей группы.
Повесть называют "эстетической программой Гоголя". Расскажите и покажите с помощью текста, каковы взгляды автора на искусство?
Кто из героев повести и почему является истинным художником?
Что думает Гоголь о свободе творчества, о предназначении искусства, о взаимоотношениях его с религией?
Вопросы четвертой группы (на доске)
В первой редакции повести финал был таким: после рассказа об истории страшного портрета изображение ростовщика у всех на глазах исчезает с полотна. Во второй редакции портрет во время рассказа крадут. В чем смысл такого финала?
В чем видит Гоголь связь искусства с религией?
Совпадает ли гоголевское понимание сущности и задач искусства с тем, как их понимают писатели-романтики?
После каждого выступления докладчика и оппонента экспертный совет оценивает их ответы.
Вывод учителя.
Люди искусства, по мнению Н.В.Гоголя, музыканты, художники, становятся героями романтических произведений. Это люди особого склада - умные, ранимые, тонко чувствующие. Именно поэтому, возможно, они в конфликте со всем миром, они, непонятны окружающим, они презираемы и бедны, но правда на их стороне, ибо они связали свою жизнь с искусством. А к искусству Гоголь относится особо, понимая свой писательский долг как служение обществу.
Домашнее задание:
Подобрать список произведений о роли искусства и проанализировать одно из них.
Составить презентацию к анализу одного произведения Н.В.Гоголя.
Использованная литература:
- В мире литературы. 9 кл. в 2х частях: учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений; под редакцией А.Г.Кутузова.-М.: "Дрофа", 2005.
- Хорт О.А., Никовска В.В. Литература. Поурочные планы по учебнику А.Г.Кутузова.- Волгоград: "Учитель", 2008.