Литература
-
Урок "Судьба Родины и нравственный выбор поэта (по стихотворению А.С.Пушкина "К Чаадаеву")" 2011
Основными целями урока являются: чтение и анализ стихотворения А.С.Пушкина «К Чаадаеву»; оценка понимания учащимися гражданских идеалов А.С.Пушкина, его поколения; развитие навыка анализа лирического стихотворения; воспитание гражданской зрелости.
-
Интегрированная программа (литература + информатика) дополнительного образования "Создаем детскую книгу" 2011
Любой человек обладает творческим потенциалом, но не всегда может его реализовать. Создание книг детского творчества помогают раскрыться возможностям учащихся. Каждый может найти свой путь реализации в общем деле (поэзия и проза разных жанров, рисунки в разных стилях, компьютерная графика, компьютерная верстка).
-
Стихотворения в прозе И.С. Тургенева – "гимн вечной жизни". 10-й класс 2011
Урок литературы в 10-м классе знакомит учащихся с жанровыми особенностями, историей создания, разнообразием тем и поэтичностью языка стихотворений в прозе И.С. Тургенева, а также направлен на воспитание эстетического вкуса и любви к родному языку. Урок-исследование проводится наглядно-действенным методом. На уроке используются презентации как учителя, так и учащихся.
-
Урок "Поэтический образ Родины в стихотворении А.С.Пушкина "Зимнее утро" 2011
Урок посвящён изучению стихотворения А.С.Пушкина "Зимнее утро". Цель урока – показать мастерство Пушкина-поэта в создании образа Родины. На уроке проводится работа по формированию навыка анализа стихотворения, по развитию образного мышления и речи учащихся. Используется презентация.
-
Конспект урока литературы "В.И.Белов. "Скворцы". 5-й класс 2011
Цель урока – познакомиться с главным героем рассказа и понять мотивы его поступка. Главное на уроке – совместный поиск ответа на проблемный вопрос, развитие читательской зоркости и творческих способностей учащихся. Задачи учителя – воспитывать в детях доброе отношение к близким, к природе, любовь к родному краю, чувство ответственности за все, что нас окружает.
-
Конспект урока литературы "К.М.Станюкович "Человек за бортом". 6-й класс 2011
Статья представляет собой урок литературы в 6-м классе по рассказу В.Г.Станюковича «Человек за бортом!», помогает формировать навык работы в группах, учит составлять рассказ о литературном герое.
-
Урок внеклассного чтения по повести И.Пантелеева "Чужой" "Думая о вечности…". 7-й класс 2011
Урок литературы по повести Красноярского писателя И.Пантелеева можно провести как урок внеклассного чтения в 6–8-х классах. Небольшое по объёму произведение поднимает актуальную нравственную проблему современности - проблему сиротства. Книга интересна подросткам, они живо реагируют на события повести.
-
"Я школьный учитель…" (образ учителя в творчестве А.П. Чехова) 2011
Урок с использованием ИКТ, основанный на идее, что учитель – такой же человек, как и ты. На занятии углубляются знания о творчестве Чехова, на основе произведений которого и строится занятие.
-
Литературно-музыкальная композиция "Дети войны" 2011
Мероприятие посвящено 65-й годовщине Победы советского народа в Великой Отечественной войне. В основу литературно-музыкальной композиции легли материалы, подготовленные к IV научно-практической конференции Заводского района города Новокузнецка по теме «Дети войны». Мы попытались на конкретных примерах показать судьбы детей военного поколения и отчасти детей блокадного Ленинграда, эвакуированных во время войны в наш город.
-
Человек на войне. По роману-эпопее М.Шолохова "Тихий Дон" 2011
Работая с текстом, учащиеся выделяют самое главное и вносят в ОСК ключевые слова, цитаты, делают краткие выводы, учатся логично выражать свои мысли. На заключительном этапе работы обязательно читается опорный текст, что даёт возможность подвести итоги работы с произведением, проверить знания, способствует развитию речи и творческих способностей учащихся.
-
Урок литературы "Аксиологическая проблематика поэзии Первой мировой войны (на примере лирики В.П.Катаева)" 2011
Урок литературы ставит целью через анализ поэтического текста подвести учащихся к пониманию аксиологической проблематики поэзии Первой мировой войны. Урок разработан на мало известных фактах биографии В.П.Катаева, участника Первой мировой войны, автора сказок "Цветик-семицветик", "Дудочка и кувшинчик".
-
Интегрированный урок (история + литература) "Трагизм и героизм 30-х годов…" 2011
Данный урок поможет обучающимся понять взаимосвязь человека и тоталитарной системы, выявить способы противостояния режиму. На примере произведения А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича» продемонстрировать те качества, которые помогали человеку за колючей проволокой оставаться человеком. Материал урока способствует формированию умений и навыков анализировать, рассуждать, делать выводы.
-
Сценарий "Гоголевский калейдоскоп" 2011
Сценарий театрализованной постановки по произведениям Н.В.Гоголя для учащихся 5–9-х классов.
-
Ф.И.Тютчев. Жизнь и творчество. Основные мотивы и особенности тютчевской лирики. 10-й класс 2011
Как скучно бывает, когда первый урок по творчеству того или иного поэта или писателя начинается с лекции учителя без наглядного материала! Данный урок является первым по творчеству Ф.И.Тютчева в 10-м классе. Основная работа для учащихся и учителя – работа с презентацией.
-
Вечер "Поющее сердце России" 2011
Литературный вечер, посвященный 115-летию С.А.Есенина.
-
Урок внеклассного чтения в 7-м классе по поэме Н.А. Некрасова ''Русские женщины'' 2011
Урок внеклассного чтения в 7-м классе по поэме Н.А. Некрасова "Русские женщины", на котором осуществляется формирование литературных понятий: "поэма", "позиция автора". Цель урока: развитие навыка анализа художественного произведения, умение выделить идею произведения, художественные приемы раскрытия темы, идеи произведения.
-
Урок "Учимся писать сжатое изложение" 2010
Цели урока: формировать умения школьников отбирать основное содержание текста, определять его тему, проблематику, выделять главную мысль, позицию автора, понимать роль языковых единиц в тексте, писать сжатое изложение. Развивать умения логически мыслить, отбирать лексические и грамматические средства, способные связно и достаточно кратко передать полученную информацию.
-
Строение текста типа описания предмета 2010
Урок учит школьников раскрывать тему и основную мысль высказывания, создавать тексты типа "описание предмета" и различать тексты типа "рассуждение-доказательство" и типа "описание предмета". В ходе урока дети работают с текстом, толковыми словарями и выполняют творческое задание.
-
Урок литературы "Человек за все в ответе (по повести К.Булычева "Смерть этажом ниже")" 2010
На уроке учащиеся знакомятся с личностью Кира Булычева, с содержанием его повести «Смерть этажом ниже», играют в ролевую игру «Суд над литературными героями». Урок призван помочь школьникам осознать важность экологической проблемы, выявить связь между экологической и нравственной проблемами, поднятыми автором повести.
-
Конспект урока "М.Ю.Лермонтов – писатель-патриот. Стихотворение "Бородино" – художественное изображение героического подвига русского народа в войне 1812 года" 2010
В конспекте урока представлен опыт изучения указанной темы с привлечением исторических сведений о детских годах поэта, о людях, оказавших влияние на формирование национального самосознания М.Ю.Лермонтова; рассматриваются особенности содержания стихотворения и его изобразительно-выразительные средства с привлечением репродукций художников, отразивших эпоху Отечественной войны 1812 года в своих произведениях.
-
Исследовательская работа "Языковая игра и языковая шутка в рассказе-фельетоне М.А.Булгакова "Багровый остров" 2010
Работа нацелена на выявление способов создания языковой игры и языковой шутки на примере рассказа-фельетона «Багровый остров». Рассказ анализируется по главам. Рассматривается функция и средства реализации комического эффекта. Приводятся примеры.
-
Методические рекомендации по разработке и проведению учебных практик в образовательном процессе 2010
В работе показано, как учебная практика дает возможность создать условия для формирования различных компетенций учащихся за счет изменения форм работы с детьми: от суммы знаний, передаваемых учащимся, к приобретению этих знаний самостоятельно, умению пользоваться приобретенными знаниями для решения практических жизненных задач.
-
Конференция "Православная книга" 2010
В работе представлена презентация, показывающая творчество наших писателей и поэтов с позиций христианского вероучения, отражение их художественного мира в зеркале религиозной истины.
-
Урок "Невыносимой мукою томим тот, кто во всем завидует другим" 2010
На уроке учащиеся знакомятся с произведениями, в которых высмеивается такой человеческий порок, как зависть. При чтении ребята учатся анализировать поступки героев, давать нравственную оценку литературным героям. При этом широко используют афоризмы, пословицы и поговорки, которые, в свою очередь, помогают им сформировать отрицательное отношение к этому человеческому пороку.
-
Литературный вечер "Достоевский и музыка" 2010
Целью проведения вечера является открытие нового в творчестве писателя. Представлены отрывки из произведений Достоевского, звучит классическая музыка, романсы. Воздействовать на сферу чувств человека, заставить сопереживать – в этом и заключается актуальность предложенной разработки.
-
Урок "Тот, кто не имеет сострадания, жесток (по повести В.Железникова "Чучело")" 2010
На уроке рассматриваются вопросы, поставленные автором повести «Чучело». Цель урока – попытаться найти ответ на вопрос: каким должен быть человек?
-
Урок литературы "Смысл названия романа А.С.Пушкина "Капитанская дочка". 8-й класс 2010
Представлен урок литературы, на котором систематизируется изученный материал по образу М.И. Мироновой, раскрывается смысл названия романа «Капитанская дочка». На уроке формируется представление об особенностях художественного метода А.С.Пушкина и системе его духовных ценностей, развивается умение анализировать нравственно-этический выбор героев романа.
-
Литература периода Великой Отечественной войны: поэзия, проза, драматургия 2010
Урок нацелен на то, чтобы дать обзор поэзии времен Великой Отечественной войны. Показать, что поэзия – как самый оперативный жанр, соединяющий высокие патриотические чувства с глубоко личными переживаниями лирического героя. Записи песен военных лет, поэтические сборники, портреты поэтов, иллюстрации, презентации помогут школьникам соприкоснуться с периодом Великой войны.
-
И.С. Шмелев «Мартовская капель» 2010
Тема детства – одна из важнейших в русской литературе. Этот урок посвящен тому, как эта тема раскрывается в рассказе И.С. Шмелева "Мартовская капель". Автор формирует у обучающихся представление о детстве как лучшей поре в жизни человека. Урок поможет обогатить духовный мир детей.
-
Методическая разработка урока по произведению М.Булгакова "Мастер и Маргарита" 2010
Наибольшие трудности, возникающие при изучении курса литературы в 11-м классе, связаны с неумением "вычерпывать" из художественного текста, как, впрочем, из текста вообще, необходимую информацию. Таким образом, работа с текстом: его анализ, интерпретация, воспроизведение – является одной из главных компетентностей, формируемых на уроках литературы.