Творческий портрет Марины Цветаевой «"Свободная стихия" оказалась стихами»

Разделы: Литература


Цели:

  • Представить творчество М. Цветаевой в поэтической анталогии “Поэзия 20 века”.
  • Знакомство с особенностями лирики М. Цветаевой.
  • Знакомство с биографией М.Цветаевой, выявление жизненного пути поэтессы, которые могли бы повлиять на характер её творчества.
  • аналитическому чтению и комментированию стихотворений.
  • Обучение работе в парах.
  • Воспитывать чувство читателя, внимательного к слову, умеющего сопереживать лирическому герою стихотворения.

Формы работы: анализ поэтического текста, самостоятельная работа учащихся, работа в группах, сообщения учеников, чтение поэтического текста.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Подготовка к изучению нового материала

Учитель: Напишите в тетради слова “стихи” и “стихия”. Подберите ассоциации к этим словам (ассоциации записываются в 2 колонки). Проверяем.

А теперь прослушайте отрывок из книги Марины Цветаевой “Мой Пушкин” (см. Приложение 1).

При повторном чтении записывайте понятия и эпитеты, связанные со словами “стихи” и “стихия”. Затем проверяются записанные варианты.

Примерные записи к слову “стихи”: буквы, строки, говор от души, Александр Сергеевич Пушкин, поэт, свободная стихия стиха.

Примерные записи к слову “стихия”: море, гром, вода, свободная стихия, волна, шум, плеск, говор волн, поэт, друг, что-то зовущее, жгучее.

Найдите общие понятия, записанные в одну и другую колонки (поэт, свободная стихия стиха).

– Что общего между словами-понятиями “стихи” и “стихия”? Ответ на вопрос запишите и прочитайте соседу по парте. (Лучшие ответы по рекомендации учителя зачитываются вслух.)
Послушайте, что значат для Марины Цветаевой эти слова. “И больше скажу: безграмотность младенческого отождествления стихии со стихами

оказалась прозрением: “свободная стихия” оказалась стихами, то есть единственной стихией, с которой не прощаются никогда”

– Какую формулу мы можем записать?

СВОБОДНАЯ СТИХИЯ = СТИХИ

– Как вы понимаете слова М. Цветаевой?

3. Сообщение темы урока

Сегодня мы с вами познакомимся с поэзией Марины Цветаевой, которая так же стихийна, как и сама жизнь поэтессы

– Ваша задача: на протяжении всего урока записывать в тетрадь на отдельную страницу, которую мы озаглавим “СТИХИЯ”, факты биографии, строчки из стихотворений, которые подтверждают данную мысль. Чтобы вам было понятнее, запишите на эту страницу вопрос: “Что в поэзии и жизни М.Цветаевой стихийно?”

– Стихийно вошла Марина в литературу. Учащийся читает наизусть стихотворение “Моим стихам, написанным так рано” (см. Приложение 2)

– Выпишите строки, характеризующие стихи Цветаевой.
– Итак, стихи – это “брызги из фонтана”, “искры из ракет”, “маленькие черти”.
– О чём стихи поэтессы? (О смерти и о юности.)
– Какое пророчество слышится в строчках стихотворения? (Моим стихам…настанет свой черёд.)
– Это пророчество сбылось. Стихам Цветаевой действительно пришло время. Сегодня в нашу жизнь входят М.Цветаева и её поэзия.
– А как всё начиналось? Сообщение ученика. (см. Приложение 3)
– Что стихийно в рождении Марины? Ждали мальчика, а родилась девочка.
– Как это передано в стихотворении? (Рябина зажглась, падали листья, я родилась, спорили сотни колоколов.)
– В каких словах передана горечь? (Мне и доныне хочется грызть жаркой рябины горькую кисть.)

Вывод: Этими словами определяется тема стихотворений М.Цветаевой. Через всё её творчество проходят символы грусти, тревоги, счастья.

Работа со стихотворениями

– У вас на партах распечатки со стихотворениями Цветаевой “Душа и имя”, “Семь холмов – как семь колоколов”, “Рябину рубили”

(Класс делится на 3 группы)

1-я группа выписывает слова-символы грусти
2-я группа – символы тревоги
3-я группа – символы счастья

4. Самостоятельная работа учащихся

Проверка. При проверке дописывайте слова в свою и другие колонки.

ГРУСТЬ: тоска, судьбина, горька.
ТРЕВОГА: не уснёт в покое, вой в печке, жаркий сон.
СЧАСТЬЕ: манящее, счастье

– Каких символов больше в поэзии М.Цветаевой? Почему?
– Почему счастье манящее? Объясните эпитет.

Слово учителя: Жизнь не баловала Марину. Она была обездолена и страшно одинока. Трудна была дорога к счастью, которое она так и не увидела. Свою душевную муку Цветаева прятала глубоко под бронёй гордыни и презрительного равнодушия. На самом деле она тосковала по простому человеческому счастью. Вот ещё одно стихотворение, в котором раскрывается душа поэта. Чтение учителем стихотворения “ Пригвождена”. (Далее идёт беседа с элементами анализа стихотворения.)

– Какие чувства владеют лирическим героем? Марина переосмысливает свою жизнь. Поэтесса ищет счастья, но её счастье – горстка пепла. Она не понимает, за что наказана всевышним.

– Определите образ мира. Её окружают люди, которые не могут её понять – “я выпросила у счастливых”. Итак, тема стихотворения – обречение на несчастье.

– Проследите за интонацией и синтаксисом стихотворения. В третьей строфе много вопросительных предложений, подчёркивающих неопределённость. В предложении частый для Цветаевой знак предложения-тире, которое говорит о недосказанности чего-то важного.

А. Эфрон так сказал о поэзии Цветаевой: “Особенности поэтического языка Цветаевой: повышенная экспрессия слова, образа, ритма – “безмерность”.

– Проследите за лексикой стихотворения. Повторяются ли слова, корни слов? Зачем? (В стихотворении повторяется фраза “я утверждаю”, что позволяет выделить слово. Встречаются однокоренные слова: причастницы – причастьем, счастьем – счастливые.)

Сама Цветаева определила свою поэзию так: “ Я не верю стихам, которые льются. Рвутся – да!”

5. Итог урока

– Вернитесь на страницу, которую мы оставили для самостоятельной работы. Итак, что же в поэзии и жизни Цветаевой стихийно? (Учащиеся читают свои записи.)

Слово учителя: Для Марины Цветаевой стих – что-то струящееся, стихийное – “невосстановимо хлещет стих”. Минуты вдохновения приходят легко, но поэтесса ощущает ненужность стихов.(Красота – ненужная в семье) Стихи Цветаевой – это дар для неё самой. К сожалению, этот талант не был оценён современниками поэтессы.

6. Домашнее задание

Ответ на вопрос: Чем поразило вас творчество Цветаевой? Подготовить чтение стихотворений поэтессы, доказывающих стихийность творчества.