Цели: раскрыть философское содержание рассказа; развивать системность, самостоятельность мышления, потребность в познании, навыки самостоятельной работы, способность высказывать свою точку зрения и защищать ее.
Ход урока
Цели каждого этапа | Учитель | Ученик |
Ц.1. Организация ситуации успеха
2. Актуализация понятий.
3. Ситуация "разрыва".
4. Самостоятельная поисковая работа.
5. Подвести к целостному восприятию и осознанию текста.
6. Социализация представлений и защита ответов на вопрос. Рефлексия.
7. Оценка, самооценка деятельности на занятии. |
-Ребята, как вы понимаете слово
цивилизация? - Что такое кризис? - В настоящее время много говорят о ФИЛОСОФИИ, в разных ее проявлениях. Сегодня и мы постараемся раскрыть философское содержание нашего рассказа. - Что такое философия? - Как это слово переводится?
- Итак, в ходе сегодняшнего урока мы попробуем раскрыть мудрость данного рассказа. - Для начала вспомните, в каком году был написан рассказ? - Какие мировые события связаны с этим временем? - Правильно, а почему господин именно из Сан-Франциско? Послушаем небольшое сообщение.
- А литература призвана отображать жизнь людей, особенно в переломные моменты. РАБОТА ПО КАРТИНЕ -Посмотрите на картину "Последний день Помпеи". Это полотно на уроке неслучайно. Недалеко от Катри, куда направлялся наш герой, есть вулкан Везувий. - Чем он знаменит? - Это тоже скрыто в контексте произведения и уже здесь Бунин закладывает философское звучание. - Любая война, конечно же, является кризисом для цивилизации, для народа. Это и отразил автор в рассказе. РАБОТА С ТЕКСТОМ - В тексте много образов-символов, каково их назначение?
- Посмотрите на характер отношений "Атлантиды" и океана (согласие, несогласие)
- Посмотрите на жизнь на корабле, какая она? -Что напоминает эта картина? - Видите, идет переплетение социальных и философских проблем. Бунин показывает биполярность мира вообще. И затрагивает вечные проблемы: как соотносятся верхи и низы. - Кто является представителем "верха"? - Как его зовут? - А раз нет имени, значит, нет человека. Он господин, в этом его суть. - Зачитайте его портрет. Что в нем необычного? - Что такое глаза? - Какой сделаем вывод? - Как вы думаете, что этим хотел сказать Бунин, показав жизнь богатого буржуя?
- Какой же вывод напрашивается? - Как общество отнеслось к смерти господина? -Ребята, подумайте, что напоминает пароход в этом рассказе? - Хотелось бы вам жить в таком обществе, где вас помнят, пока вы живы и богаты? - И за всем этим наблюдает природа. Как решается конфликт между человеком и природой? - И здесь опять философская основа конфликта, который переплетается с социальным. Показываются бедные и богатые, что деньги отчуждают человека от природы. - Здесь мы рассмотрим роль эпизодических героев (Лоренцо, горцы). Чем они заняты? - Какой же философский вывод напрашивается, в деньгах ли счастье?
- И так же, как противопоставляются инструменты, противопоставляются и люди. Те, кто живет не по законам природы, искусственно, обречены на гибель, крах. Какой же основной философский замысел заложен в рассказе?
- Ну и подводя итог урока, хочется, чтобы мы обратились к эпиграфу, который в 1951 году был снят самим Буниным. "Горе, тебе Вавилон, город крепкий". С какой целью он был написан, и с какой убран? |
- Размышления о жизни и смерти, о добре и зле. - Оно состоит из 2-х корней фило-люблю, софия-что значит мудрость.
- В 1915году.
- Шла первая Мировая Война. - В это время данный город прославился после "золотой лихорадки" гигантским развитием монополий, город захватил всю торговлю на Тихоокеанском побережье. А в 1906 году в Сан-Франциско произошло большое землетрясение, принесшее много разрушений и страданий.
- Уничтожил Помпею.
-"Атлантида", как Титаник - символ погибшей цивилизации, неустоявшей перед стихией. Океан-символ стихии, природы. Капитан-идол, страх. Заглавный герой-он в названии, но без имени. -"Атлантида" живет по своим законам: блеск, шум, богатые люди, цивилизация. Океан-бушует, свои законы. - Автор показал, что люди на корабле живут в 2 ярусах: верх - богатые, низ - бедные. - Рай и ад.
- Человек, едущий на Капри. - У него нет имени, просто господин. Он сам себя называет господин.
- Нет описания глаз. - Зеркало души. - У героя нет души, он весь искусственный, но богатый. - Деньги это не главное, и мы видим, что когда заглавный герой умер, то, несмотря на его богатство, его поместили вниз, к бедным. - Смерть уравнивает всех, могущество господина оказалось призрачным. - Жизнь продолжалась, про него забыли. - Модель человеческого общества. Ответы детей. Работа детей с текстом.
- Они играют великолепную музыку на Божьем инструменте - волынке.
- Счастье не в деньгах, а в радости самого бытия. И волынка горцев, словно противопоставляется оркестру на корабле. Наверное, главный философский замысел автора в том, что в будущем это приводит к великим катастрофам.
Ребята письменно отвечают на вопрос. |