Литература
-
"И малые звезды украшают небо" 2011
Автор знакомит учащихся с творчеством Аткая Аджаматова. Развивает устную и письменную речь учащихся. Прививает любовь к чтению, к языку.
-
День открытых дверей в литературном салоне "Парус мечты" (серия ЖЗЛ. А.Грин – солнечный рыцарь мечты). Путешествие по незабываемым страницам феерии "Алые паруса" 2011
В канву урока вплетены разные виды творческой деятельности учащихся: создание мультимедийного приложения по биографии писателя, театральные миниатюры, лирическая и музыкальная паузы, подготовка выставки рисунков по книге «Алые паруса», игра «Литературный магазин».
-
Планирование содержания и этапов учебного проекта 2011
Исследуя основные этапы жития Преподобного Сергия Радонежского, доказать, что Сергия по праву считают великим деятелем России и игуменом земли Русской. Рассмотрев этапы духовного пути игумена, выяснить, как создается идеальный образ святого в литературе.
-
Проектная деятельность как средство формирования культуроведческой компетенции учащихся на уроках литературы и во внеурочное время 2011
В настоящее время сама жизнь выдвигает неотложную практическую задачу – воспитание человека-творца, созидателя и новатора, способного разрешать возникающие социальные и профессиональные проблемы нестандартно, инициативно и грамотно. Изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, направленных на индивидуальное развитие личности.
-
Музейный урок литературы "Отражение истории Ставрополького края в ромне А.Губина "Молоко волчицы" 2011
Урок с использованием экспозиции школьного музея помогает вызвать интерес учащихся к творчеству ставропольского писателя А.Губина, научить их собирать и анализировать информацию музейных экспозиций, соотносить ее с прочитанным текстом романа.
-
Урок-КВН "В мире литературных сказок". 5-й класс 2011
Урок по литературным сказкам целесообразно проводить при обобщении, закреплении или повторении пройденного. КВН способствует развитию творческого потенциала и мотивации школьников, содействует формированию эстетических вкусов юных читателей.
-
Роман В.Д. Дудинцева "Белые одежды" 2011
Большое место в литературе 70-80-х гг. XX в. занимают произведения о сложных нравственных поисках людей, о проблемах добра и зла, о ценности жизни человека, о столкновении равнодушной безучастности и гуманистической боли. В этом плане очень значительно творчество такого писателя, как Владимир Дмитриевич Дудинцев: его роман "Белые одежды" отражает ключевые проблемы современности.
-
"В гармонии музыки и слова…" 7–8-е классы 2011
Внеклассное мероприятие посвящено вечному союзу музыки и слова, решает важную задачу в духовном становлении личности ребенка: оно формирует его нравственное и эстетическое отношение к миру прекрасного, стимулирует творчески одаренных детей, учит просто воспринимать или наблюдать чудесные образы, которые несет нам музыка, но и по-настоящему любить их, чувствовать близкими.
-
Методическая разработка занятия по литературе по повести В.Г. Распутина "Живи и помни" 2011
Занятие составлено как прочтение отдельных эпизодов повести. Слайды презентации с использованием иллюстраций и кадров картины Александра Прошкина (2007) помогут в этом прочтении. Война – причина не только физической гибели людей, но и духовной, потому что если в сильных она воспитывала стойкость, героизм, то в сердцах слабых – трусость, жестокость, отчаяние.
-
Урок-семинар "Невероятная явь войны" (по повести К.Воробьева "Убиты под Москвой"). 11-й класс 2011
На уроке выявляется взгляд К.Воробьева на события Великой Отечественной войны. Рассматриваются проблемы, которые затрагивает писатель в повести «Убиты под Москвой»; продолжается работа над развитием самостоятельного мышления, творчества; воспитывается непримиримое отношение к войне.
-
Опыт работы в проектно-исследовательском режиме в урочном пространстве. Философия жизни Н.А. Некрасова 2011
Логика работы позволяет учащимся освоить методологическую культуру проекта и исследования, осознанно подойти к решению поставленных проблем, реализовать свои творческие потенциалы, сформировать коммуникативные возможности. Цель урока – расширить представление о жизни Н.А. Некрасова, чтобы глубже и полнее понять его творчество.
-
Анализ лирического стихотворения. Ф.И. Тютчев. "Листья". 6-й класс 2011
Представлен конспект урока, направленного на обучение школьников анализировать лирическое произведение в единстве формы и содержания. При работе над текстом особое внимание уделяется анализу изобразительно-выразительных средств, вводится понятие «философская лирика». В ходе урока формируется представление о подлинных жизненных ценностях.
-
Русский бунт. Изучение трагедии С.А. Есенина "Пугачев" 2011
В предлагаемом материале рассматривается проблема русского бунта в ходе анализа трагедии С.А. Есенина «Пугачёв». Произведение изучается в контексте отечественной истории и литературы, проводятся параллели с «Капитанской дочкой» А.С. Пушкина, историческими и культурными событиями XX века.
-
Ф.И. Тютчев. Лирика природы. 9-й класс 2011
Этот урок поможет детям разобраться в особенностях пейзажной лирики Тютчева. Тютчев-мыслитель, часто обращаясь к природе, видит в ней неиссякаемый источник для размышлений. В его стихах красота поэтических образов сочетается с глубиной мысли и остротой философских обобщений. Особое место в лирике занимает тема человека и природы.
-
Литературная композиция "Идут по войне девчата…" 2011
Представлена литературная композиция «Идут по войне девчата», которую можно использовать как для внеклассной работы, так и на уроках литературы. В ней использованы стихи Ю.Друниной, материал из книги С.А. Алексиевич «У войны не женское лицо», который использован для написания небольшой сценки.
-
Система уроков по теме «"Помещики-"расточители" и помещики-"накопители" в поэме Н.В, Гоголя "Мёртвые души"» 2011
Уроки помогут учителю рассмотреть образы помещиков; выделить главные черты характера, особенности портрета для анализа образа. В результате ученики научатся подмечать новые особенности персонажей, работая с текстом.
-
Организация и проведение литературного вечера "Няне А.С. Пушкина посвящается" 2011
Данная статья представляет собой паспорт творческого проекта, разработанного и реализованного группой учащихся 9–11-х классов под руководством учителя русского языка и литературы.
-
Интегрированный урок (литература + ИЗО) по теме "Образ богатыря как образ могучего защитника Родины" 2011
Интегрированный урок в 7-м классе обобщает и систематизирует знания учащихся об особенностях жанра былин, предусматривает исследование образа русского богатыря в литературе и живописи. При подготовке к данному уроку учащиеся разделились на группы: «Исследователи слова», «Историки», «Искусствоведы», «Художники-костюмеры». К уроку была сделана общая презентация с использованием презентаций учащихся.
-
Урок литературы "Уроки дедушки Крылова". 5-й класс 2011
Использование инсценированного чтения и чтения в лицах – необходимый атрибут подобных уроков. Формируются артистические навыки школьников среднего звена, ребята учатся в игре передавать характерные черты героев. Работа на уроке ориентирована на формирование у школьников общекультурных и литературоведческих компетентностей.
-
Мир семьи в романе Л.Н. Толстого "Война и мир". Толстой о семье и современный взгляд на нее 2011
Автор знакомит учащихся с ролью семьи в понимании Толстого и на современном уровне. Учит рассуждать, делать выводы, пересказывать близко к тексту.
-
Воспитательные эффекты уроков литературного чтения 2011
Аналитическая статья о проблемах развития культуры чтения, эстетической грамотности учащихся, умении воспринимать произведения литературы и искусства в соответствии с их природой.
-
"Сплошное сердце". Опыт литературно-лингвистического анализа стихотворения В.В. Маяковского "Лиличка". 10-й класс 2011
Цель статьи – показать опыт литературно-лингвистического анализа работы со стихотворным текстом. Литературно-лингвистический анализ лирического стихотворения позволяет интегрировать уроки русского языка, литературы, словесности, использовать новые педагогические технологии, совершенствовать общеучебные навыки.
-
Понятие об обобщенном образе. Национальный характер (по поэме А.Твардовского "Василий Теркин") 2011
Урок построен на анализе текстов поэмы, стихотворения "Я убит подо Ржевом" и результатах исследовательской работы по литературному краеведению "Закрытые страницы Великой Отечественной войны. Ржевско-Вяземская операция".
-
Словарно-этимологический комментарий к рассказу М.Е. Салтыкова-Щедрина "Богатырь" 2011
Сказки Щедрина рисуют не просто злых и добрых людей, борьбу добра и зла, они раскрывают классовую борьбу в России второй половины XIX века, в эпоху становления буржуазного строя. Именно в этот период с особой остротой проявлялись основные свойства эксплуататорских классов, их идейные и моральные принципы, их политические и духовные тенденции.
-
"Поэзия – говорящая живопись" (урок литературы, посвященный творчеству Ф.И. Тютчева и А.А. Фета 2011
Разработка посвящена актуальной теме развития мотивации и творческого характера учебной деятельности на уроках литературы и представляет собой обобщающий урок по лирике русских поэтов, проводимый в группах 1-го курса колледжа.
-
Обзор жизни и творчества С.А. Есенина 2011
На уроке учащиеся знакомятся с биографией и творчеством русского поэта.
-
Реальное и фантастическое в повести Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством" 2011
В помощь учителю предложен урок, на котором художественными средствами, описаниями природы, народных обычаев показан колоритный образ народа, населяющего Украину.
-
Урок-проект "Пантеон славянских богов" 2011
Прежде чем начинать преподавание основ православной культуры и мировых религий, необходимо познакомить детей с традиционной русской культурой и дохристианскими верованиями славян. Представлен конспект урока по славянской мифологии, ориентированного на проектно-исследовательскую деятельность учащихся.
-
"Две встречи, изменившие жизнь". По рассказу А.Грина "Зеленая лампа" 2011
Методика открывает реальные возможности для выявления особенностей эмоциональной сферы учащихся с нарушением интеллекта. Она обусловлена утверждением в коррекционной психологии и педагогике идей личностно ориентированного подхода, повышением требований общества к качеству подготовки умственно отсталых к жизни.
-
Художественная деталь в рассказе А.П. Чехова "Хамелеон" 2011
Автор формирует умения анализа эпического произведения. Учит пониманию роли художественной детали в произведении, стимулирует у каждого учащегося желание проявлять инициативу, учит жить в окружающем мире свободно и самостоятельно. Формирует у учащихся понятие о чувстве собственного достоинства.