Цель урока: рассмотреть связь картин Врубеля и стихотворения Блока “Незнакомка”, дать анализ стихотворения.
Оборудование: репродукции картин Врубеля, компьютер.
К уроку подготовлены индивидуальные задания:
– Слово о Врубеле и его картинах;
– Предыстория “Незнакомки”;
– Звукопись стихотворения;
– Художественное творчество (авторские иллюстрации) по теме урока.
Ход урока
I. Слово учителя.
Тема города, социальной несправедливости, непривычные для раннего поэта, появляются в последнем разделе I книги А.Блока.
Лирика II тома отразила изменения блоковского мировосприятия. События окружающей жизни вторгаются в сознание поэта. Он изображает сложный, противоречивый мир людских страстей, страданий, борьбы, и ощущает себя причастным ко всему происходящему. В душе автора происходит некое раздвоение. Он замкнут в себе, теряет связь с миром. Память не хочет подчиняться бездушным законам, хранит высоту, красоту идеала. Душа ищет способа восстановления связей с миром. Возникает образ “Незнакомки”.
На протяжении многих столетий художники, поэты, музыканты обращались к образу Незнакомки, прекрасной женщины, идеала. У некоторых он оставался в мечтах, иные переносили свои фантазии на полотна.
Всмотримся в картины известных художников и отметим яркую особенность: образы на них разные, но есть общее – личное, выношенное и выстраданное, что останется на века запечатленным, – прекрасный образ. Слайд 3, 4.
А.Блок нашел свой идеал в картинах Врубеля.
II. Слово о Врубеле (индивидуальное задание).
Гениальный русский художник рубежа XIX–XX веков Михаил Александрович Врубель – мастер универсальных возможностей. Прославившего свое имя практически во всех видах и жанрах изобразительного искусства: живописи, графике, декоративной скульптуре, театрально – декорационном искусстве. Он был известен как автор живописных полотен, декоративных панно, фресок, книжных иллюстраций. Слайд 6–7.
III. Предыстория стихотворения А.Блока “Незнакомка” (индивидуальное задание).
В начале 1906 года Блок написал “Незнакомку”. Стихотворение родилось из скитаний по петербургским пригородам. Молодой литератор Евгений Иванов 9 мая 1906 года записал в своем дневнике рассказ о поездке с Блоком за город. Блок повез его в Озерки – дачный поселок возле станции Финляндской железной дороги. Взявшись быть гидом в этой литературной прогулке по пыльным улочкам дачного поселка, Блок и своему приятелю, и себе доказывал реальность собственных вымыслов. Разумеется, особую, чисто духовную – но все – таки несомненную достоверность описанного им фантастического события. Впоследствии Блок объяснил, где он видел въявь свою незнакомку – оказывается, на картинах Врубеля. Слайд 8–10.
IV. Стихотворение А.А.Блока “Незнакомка”.
- Чтение учителем стихотворения.
- Анализ стихотворения:
– Особенности композиции стихотворения (состоит из 13 катренов, само произведение делится на две части: описание реальной обстановки (1–6 строфы) и часть, связанная с появлением Незнакомки (7–12 главы). Обе части объединены чувствами, отношениями лирического героя к изображаемому. Стихотворение построено на контрасте картин и образов, противопоставленных и отраженных друг в друге).
– Определить ключевые образы мира реального и отношение к ним автора.
А) рестораны, горячий воздух, окрики пьяных, дух весенний и тлетворный;
Б) пыль, скука, крендель, детский плач;
В) вечер, шлагбаумы, канавы, испытанные остряки с дамами;
Г) озеро, уключины, женский визг, в небе диск;
Д) вечер, стакан-друг, влага терпкая и таинственная;
Е) соседние столики, сонные лакеи, пьяницы с глазами кроликов.
– Что можно сказать об этом мире и отношении к нему автора?
Вывод 1. Перед нами картина разнузданной пошлости, которая заражает все вокруг. Обстановка нагнетается и при помощи режущих звуков. Даже луна становится бездушным диском, как и шутки испытанных остряков.
– Каким предстает мир мечты, мир воображаемый? Назовите его ключевые образы.
А) вечер, час назначенный, сон, девичий стан, шелка;
Б) духи, туманы, одна;
В) древние поверья, шелка, шляпа с перьями, узкая рука в кольцах;
Г) вуаль, берег, даль;
Д) тайны, солнце, душа, излучины, вино;
Е) перья страуса, мозг, очи, берег.
– Что можно сказать о лексическом пласте 2-й части?
Вывод 2. Лексика высокая, ритм завораживающий. Здесь возникает заглавный образ – Незнакомка. Стремительно врывающаяся, она как бы застывает в раме окна. В дальнейшем действие характеризует лишь лирического героя.
Образ Незнакомки исполнен поэтической прелести. Она чужда окружающей реальности.
Одиночество Незнакомки и лирического героя выделяет их из толпы, притягивая друг к другу.
Красота, истина, поэзия оказываются в неразделимом единстве.
V. Звукопись стихотворения.
Интересный подход в решении задачи создания образного строя использует А.Блок.
В 1-й части стихотворения умышленное нагромождение труднопроизносимых согласных звуков. Слайд 11. Лексика этой части подчеркнуто “заземлена”, оценки носят отрицательный характер.
Отличие 2-й части от 1-й видно уже на уровне звуков. Поэт сводит к минимуму трудные согласные, отдавая предпочтение сонорным звукам.
Появление героини сопровождается редкой по красоте аллитерацией и ассонансами, создающими ощущение легкости образа. Слайд 12.
VI. Заключение.
Авторские работы ученицы Седаковой Лены – “Какой я себе представляю “Незнакомку” А.Блока”. Слайд 13–16.
VII. Домашнее задание. Выучить стихотворение.