Курс "Миф как начало всех начал" предназначен для учащихся, проявляющих устойчивый интерес к гуманитарным дисциплинам, ориентированных на продолжение обучения в старшей школе в профильных социально - гуманитарных и филологических классах. Также он предполагает закрепление, расширение и углубление знаний по литературе и русскому языку, полученных в основной школе.
Благодаря использованию активных форм работы, применению современных педтехнологий (метод проектов, ИКТ технологий), практической направленности курс ориентирован на формирование ключевых и предметных компетентностей, развитие всех видов речевой деятельности, учит пользоваться компьютером, ресурсами Интернет.
Курс рассчитан на 14 учебных часа, реализует школьную программу "Одарённые дети", готовит ребят к олимпиадам, интеллектуальным конкурсам.
Программу возможно реализовать в триместр (четверть).
В процессе освоения учащиеся выполняют личностно и социально значимые проект или исследовательскую работу по одной из тем.
Структура курса позволяет осуществлять индивидуальный подход к каждому ученику.
Цель курса: создание условий для формирования лингвистической и культурологической, информационной компетентностей учащихся на основе комплексного применения ЗУН, субъективного опыта, общеучебных умений и навыков.
Задачи:
- расширение знаний в области литературы, русского языка, МХК;
- приобщение к шедеврам мирового искусства и литературы;
- развитие речи учащихся;
- развитие творческих способностей учащихся;
- воспитание чувств толерантности и патриотизма;
- формирование навыков исследовательской деятельности.
Вид курса - межпредметный
Продолжительность - 14 часа.
Режим проведения - сессионный.
Прогнозируемый результат:
- Развитие познавательного интереса к теме курса.
- Расширение и углубление знаний по мифологии.
- Создание проектов по теме курса.
Учебный план
№ | Тема. | Количество часов. | Теория. | Практика. | Контроль. |
1. | Миф и мифология. | 4 | 1 | 2 | 1 |
2. | Миф и русский язык. | 2 | 1 | 2 | |
3. | Жизнь мифа в русской литературе. | 8 | 6 | 1 | |
4. | Итого | 14 | 2 | 10 | 2 |
Основное содержание программы.
Тема 1. Миф и мифология. Миф как форма познания действительности. Как рождается миф. Картина мира в мифологических представлениях. Классификация мифов. Отличие мифа от других жанров фольклора (легенда, сказка, предание, сказание). Мифология европейских народов: кельтская, германская, славянская. Особая роль древнегреческой мифологии в развитии искусства и литературы Европы. Герои древнегреческих мифов. Мифы народов, проживающих в Малмыже. Философское и нравственное звучание мифа.
Тема 2. Греческие и латинские словообразовательные элементы, имеющие отношение к мифам, и современный русский литературный язык. Роль таких элементов в языке. Фразеологические обороты и крылатые выражения из мифов, их богатство и выразительность.
Тема 3. Жизнь мифа в русской литературе нового времени. Мифологические образы и сюжеты, их роль в произведениях А.С. Пушкина (стихотворения по выбору учителя или учащихся, роман "Евгений Онегин"), Ф. И. Тютчева ("Весенняя гроза" и другие по выбору учителя и учащихся) А. А. Фета (стихотворения "Венера Милосская" и др.), М. И. Цветаевой (поэма "Психея" и др.). Идейное содержание и непреходящая ценность этих произведений.
Учебно-тематический план курса
№ | Тема занятия. | Количество. | Деятельность учителя и учащихся. | Ожидаемый результат. |
1. | Введение. Цели и задачи курса. Мифы как культурное завещание предков. Миф и легенда. | 1ч | Вводная беседа. Анкетирование.
"Похвальное слово мифу" учителя. Учительская
презентация. Знакомство со справочной литературой курса, ресурсами Интернет по теме. Запуск проектов. |
Положительная мотивация, принятие целей, задач курса. |
2. | Классификация мифов. Роль древнегреческой цивилизации в развитии европейского искусства. | 1ч | Сообщения учащихся Практическая работа с текстами мифов. |
Приращение знания, умение анализировать миф, развитие навыков говорения, чтения |
3. | Славянская мифология. | 1ч | Практическая работа с сетевыми ресурсами. | Создание опорного конспекта по теме |
4. | Мифы народов Малмыжского района. | 1ч | Сообщения о русских, татарских, марийских мифах. Инсценировка легенды о князе Полтыше. | Создание учащимися компьютерной презентации "Мой любимый мифический герой" |
5. | Мифы и русский язык. | 2ч | Лекция учителя "Международные
словообразовательные элементы. "Пресс - конференция с творческой группой учащихся, изучившей вопрос о античных фразеологизмах и крылатых выражениях "Почему мы так говорим?" |
Составление краткого словарика
"Международные словообразовательные элементы" Расширение словарного запаса учащихся |
6. | Жизнь мифов в русской литературе."Быть может в Лете не потонет строка, слагаемая мной:" Мифологические образы в творчестве Пушкина. | 2ч | Групповая практическая работа с текстами стихов Пушкина и романом "Евгений Онегин", комментарием к роману Ю. М. Лотмана | Постижение идейного содержания произведений Пушкина, развитие выразительности речи |
7. | Ф. И. Тютчев - европейски образованный человек. | 1ч | Чтение и анализ стихотворений поэта, содержащих мифические образы и сюжеты. | Постижение идейного содержания произведений Тютчева, развитие выразительности речи |
8. | Марина Цветаева - поэт Серебряного века. | 1ч | Чтение и анализ стихотворений поэта, содержащих мифические образы и сюжеты. | Постижение идейного содержания произведений Цветаевой, развитие выразительности речи. |
9. | Работа над проектами. | 2ч | Самостоятельная работа уч-ся. Учитель при необходимости координирует работу учащихся |
Создание личностно - значимых и социально - значимых проектов. |
10 | Итоговое занятие. | 2ч | Защита учащимися своих проектов. Презентация проектов. Итоговое анкетирование. Рефлексия | Анализ своей деятельности. Написание работ "Что дала мне работа на курсе?" |
Список литературы для учителя.
- Афанасьев А. Н. Народные русские легенды. Поэтические воззрения славян на природу. - М., 1994.
- Добровольская В. Картина мира в мифологических представлениях. - Газета "Литература" (Приложение к газете "Первое сентября") №47, 1997.
- Голуб Г. Б. и др. Метод проектов - технология компетентностно - ориентированного образования. - Самара, 2006.
- Нартов К. М. Зарубежная литература в школе. - М., 1976.
- Тарасов И. Мифы народов мира. Разработка уроков. - Газета "Литература" (Приложение к газете "Первое сентября") №39, 2000
- Телегин С. М. А. Н. Афанасьев. Мифологический взгляд на природу и человека. - Литература в школе, №3 1997.
- Шайтанов И. Из мифа в историю. - Газета "Литература" (Приложение к газете "Первое сентября") №27, 28 . 2002.
Список литературы для учащихся.
- Ботвиник М. Н. и др. Мифологический словарь. - М. 1984.
- Лотман Ю. М. Пушкин.- С-П. 1990.
- Нейхард А. А. Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Мира. М. 1988.
- Немировский А. И. Мифы древней Эллады. - М. 1992.
- Петрухин В. Л. Славяне. - М. 1999.
- Токарев М. Мифы народов мира. - М. Большая Российская энциклопедия в 2 т . 1998.
Интернет-ресурсы.
- http://www.foxdesign./ru/legend/ Мифология Греции, Рима, Египта и Индии: иллюстрированная энциклопедия.
- http://www.greekroman.ru Antiqua - энциклопедия древнегреческой и римской мифологии.
- http://www.artux.ru ARTUX.ru: Всеобщая история искусств и др.