Цель урока: выявить самую дружную и эрудированную команду.
Задачи урока:
- Привитие любви к спорту, формирование стремления вести здоровый образ жизни.
- Воспитание чувства товарищества, долга, ответственности.
- Развитие интеллектуальных способностей учащихся.
- Сплочение детского коллектива.
Оборудование:
- Выставка книг о спорте и здоровье.
- Импровизированная гора Спортивная с названием станций.
- Переходящий флажок и сигнальный флажок.
- Таблички с названиями команд.
- Табло.
- Секундомер.
- Листы бумаги, ручки, карандаши.
Подготовительная работа учащихся к мероприятию (предварительное домашнее задание).
- Выучить стихи на спортивную тему.
- Читать дополнительную литературу.
- Собрать различный интересный материал о спорте (пословицы и поговорки, загадки и т.д.)
План
- Вступительное слово учителя.
- Выбор названия команды.
- Восхождение на гору Спортивная:
- Станция “Историческая”.
- Станция “Загадки”.
- Станция “Это интересно”.
- Станция “Пословицы и поговорки”.
- Станция “Словарная”.
- Станция “Поэтическая страница”.
- Подведение итогов игры, награждение команд.
Ход игры
1. Вступительное слово учителя.
Спорт – это движение, а движение есть жизнь. И чтобы быть здоровым, ловким, смелым, нужно заниматься физкультурой и сортом. Для этого есть уроки физической культуры, спортзалы, стадионы, площадки, бассейны…Но “развитие должно быть вполне гармоническое, как физическое, так и соответственно ему умственное, эстетическое, нравственное”. Эти слова принадлежат русскому педагогу и основоположнику научной системы физического образования Петру Францевичу Лесгафту, имя которого носит Санкт-Петербургская академия физической культуры и спорта, где учатся и выпускники нашей школы.
Сегодня мы с вами совершим путешествие в мир спорта. Будем двигаться по нашему маршруту от станции к станции, от истоков развития спорта до наших дней.
Наша цель – выявить самую дружную и эрудированную команду.
Ваша задача – помогая друг другу, поддерживая товарищей, показать свои знания и покорить пик Победы, пройдя весь путь: от станции “Историческая” до станции “Поэтическая страница”. Для этого вы должны совершить “восхождение” на гору Спортивная.
Команда, которая первой выполнит задание на станции, получит 3 балла. За второе место – 2 балла, а за третье место – 1 балл. Следовательно, выиграет та команда, которая наберёт наибольшее количество баллов.
Соревнования будет оценивать жюри (представить членов жюри). Они после каждого задания подводят итоги и выставляют счёт на табло.
– Итак, начинаем!
2. Выбор названия команды.
Вопросы командам:
- (Всем трём) Когда были проведены первые Олимпийские игры древности?
- (Двум оставшимся командам) Как часто проводятся Олимпийские игры?
- (Резервный вопрос) По времени года Олимпийские
игры делятся на …
(зимние и летние).
(Ответ: в 776 году до нашей эры).
( 1 раз в 4 года).
Команда, давшая правильный ответ на первый вопрос, первой берёт открытку с названием команды (название написано на обороте открытки на спортивную тему). То же делает и команда, ответившая на второй вопрос. Третьей команде достаётся последняя открытка.
На столы ставятся таблички с названием команд. Учитель поясняет (можно спросить у команд и за верные ответы поощрить их баллами).
Авангард – передовая, ведущая часть общества, группы.
Универсал – человек разносторонних знаний.
Эрудит – человек, обладающий глубокими энциклопедическими знаниями.
Учитель:
– Команды сегодня будут работать под девизом: “Быстрее! Выше! Сильнее!”.
3. Восхождение на гору Спортивная.
Первая станция. “Историческая”.
Задание: восстановить текст.
Вместо точек вставить пропущенные слова. На подготовку 2 минуты. Затем прочитать текст громко и чётко. Жюри оценивает по пятибалльной системе. Первой будет отвечать команда, которой её название досталось не по выбору. Дальше ответы команд будут чередоваться по часовой стрелке. На столы выкладываются листы с текстами и засекается время по секундомеру.
Тексты:
1. Кое-что о лыжах.
С незапамятных времён население Урала, Сибири и средней полосы России ходило на лыжах. Четыре тысячи лет – таков возраст лыж, обнаруженных в районе Свердловска. Для охоты применялись лыжи, подбитые мехом, которые хорошо скользили и не давали отдачи.
В военном деле лыжи начали применять с середины 15 века. Как свидетельствует Никоновская летопись, в 1444 году, когда хан Мустафа появился под Рязанью, против него выступила на лыжах русская рать. “Зима те люта и снежна”, – писал летописец. Растянувшиеся на много вёрст, тонувшие в глубоких снегах отряды ханской конницы раз за разом подвергались атакам русских лыжников и в конечном итоге были полностью истреблены.
По окончании работы жюри подводит итоги. На “горе” устанавливается сигнальный флажок. На стол команды, набравшей наибольшее количество баллов, ставится переходящий флажок.
2. Огонь Прометея.
В зелёной афинской Академии – так называлась с доисторических времён роща, посвящённая герою Древней Греции Академу, – любил гулять, беседуя со своими учениками философ Платон. Здесь же упражнялись юноши-атлеты. Знаменита первая академия и тем, что именно здесь у жертвенника Прометея – титана, по преданию подарившего людям огонь, начинались одни из интересных соревнований. Греки называли их ЛАМПАДОДРОМИЯ – бег с факелами. Глубокой ночью бегуны с зажжёнными восковыми факелами отправлялись в путь к Афинам, передавая священный огонь от одного атлета к другому. Побеждала команда, которая первой достигала жилья пекаря, гончара или кузнеца и разжигала печь ремесленника.
В наши дни олимпийский огонь проделывает гораздо больший путь – от развалин храма Геры в Олимпии к городу-столице Игр.
3. Билет для езды на велосипеде.
Многие люди с пользой для здоровья ездили и ездят на велосипеде и в 60, и в 70 и даже в 80 лет. Один из самых поучительных примеров увлечения велосипедом дал миру Лев Толстой, который в 67 лет впервые увидел “двухколёсное чудо”, восхитился им и … научился на нём кататься.
В то время в Москве нельзя было ездить на велосипеде без специального билета. И член Московского кружка велосипедной езды Л.Н.Толстой получает 21 февраля 1896 года от члена городской управы Щепкина такой документ:
БИЛЕТ
Для езды на велосипеде по улицам города
Москвы №2300
Выдан без права передачи графу Льву Николаевичу
Толстому.
Сейчас этот билет хранится в отделе рукописи Государственного музея Л.Н.Толстого. А велосипед за №97011, на котором Лев Николаевич Толстой катался в конце XIX века, можно увидеть в рабочей комнате писателя музее-усадьбе на улице Льва Толстого.
Вторая станция. “Загадки”.
Загадки командам предлагаются по очереди. За правильный ответ – один балл.
1. Бегут по дорожке
Доски да ножки. (Лыжи).2. Без рук, без ног,
На брюхе ползёт и других везёт. (Лодка)3. Эта птица – не синица,
Не орёл, и не баклан.
Эта маленькая птица
Называется … (Волан).4. В лес идут – холсты стелют,
А из лесу идут – перелистывают. (Лыжи).5. Не обижен, а надут.
Его по полю ведут.
А ударят – нипочём
Не угнаться за … (Мячом).6. Кто на льду меня догонит?
Мы бежим вперегонки.
И несут меня не кони,
А блестящие … (Коньки).7. На снегу две полосы,
Удивились две лисы.
Подошла одна поближе:
Здесь бежали чьи-то … (Лыжи).8. В лесу родилась,
На воде живу. (Лодка).9. Два волка бегут,
Оба на небо глядят. (Лыжи).Автор загадок В.Юмашев.
10. Два колёсика подряд,
Их ногами вертят,
А поверх торчком
Их хозяин крючком. (Велосипед).11. Что за зверь:
Две головы,
Шесть ног,
Один хвост? (Всадник на лошади).12. Мне загадку загадали:
Это что за чудеса?
Руль, седло и две педали,
Два блестящих колеса.
У загадки есть ответ:
Это мой … (Велосипед).13. (Резервная).
Вот какой забавный случай!
Поселилась в ванной туча.
Дождик льётся с потолка
Мне на спину и бока.
До чего ж приятно это!
Дождик тёплый, подогретый.
На полу не видно луж.
Все ребята любят … (Душ).
Третья станция. “Это интересно”.
На столы каждой команде выдать листы с текстами. На подготовку – 1 минута. По “цепочке” прочитать один из предложенных текстов и ответить на вопросы к нему.
Оценивается качество чтения по пятибалльной системе.
Тексты.
1. Стадий: это сколько?
На первых тринадцати Олимпиадах древности атлеты состязались в беге на дистанцию, равную одному стадию. Но измерялась эта дистанция в разные годы и в разных городах по-разному. Дело в том, что стадий был равен … 600 ступням жреца Зевса, потому и длина колебалась от 175 до 192, 27 метра. Но самый большой стадий, по преданию, отмеренный Гераклом, был в Олимпии. “Гераклов стадий” почти соответствует современной двухсотметровке.
Хотя эллины и не умели с точностью до сотых долей секунды измерять время – водяные часы показывали его весьма приблизительно, – но они знали, что именно на этой дистанции человек способен развить наибольшую скорость.
2. Мифы и спорт. Причастен и Геракл.
Если исходить из преданий, Олимпийские игры учредили Зевс и Геракл. Знаменитый скульптор Фидий изваял из слоновой кости и золота колоссальную статую Зевса, которая сохранилась в памяти человечества как одно из чудес света.
В первый день игр атлеты клялись перед этой статуей, что они не запятнали себя преступлениями, добросовестно готовились к соревнованиям и будут вести их честно, не допуская запрещённых приёмов. В течение последующих дней следовали выступления бегунов и прыгунов, метателей диска и копья, борцов и кулачных бойцов, колесничих и всадников. А в заключительный, пятый день состязаний атлеты прославляли в песнопениях Геракла, любимца всех греков.
3. Национальный спорт неиссякаем.
Есть виды спорта, само название которых ассоциируется с Крайним Севером, необозримой тундрой, вечной мерзлотой… Например, гонки оленьих упряжек.
В нарты с высокими полозьями запрягают четырёх оленей. В руках у наездника только одна вожжа да длинный шест – хорей, с помощью которых он управляет оленями и нартами. Каждый участник состязаний должен преодолеть дистанцию немногим больше 200 метров и развернуться на полном ходу. А это удаётся не всякому.
После того, как утихнут страсти вокруг гонок оленьих упряжек, начинаются другие соревнования: каждый желающий может испытать себя в метании аркана на точность и дальность, тройном прыжке с обеих ног, метании топора, прыжках через нарты. Победители отмечаются грамотами и специальными призами.
Четвёртая станция. “Пословицы и поговорки”.
Командам необходимо закончить пословицу или поговорку.
За каждый правильный ответ – 1 балл.
- В здоровом теле – (здоровый дух).
- Кто крепок плечом, тому и ….. (ноша нипочём).
- Крепок телом – богат и …. (делом).
- Здоровье – ….. (лучшее богатство).
- Здоровье дороже ….. (золота).
- Юн и в старости тот, кто смолоду ….. (здоровье бережёт).
- Крепок телом – богат и …. (делом).
- Было бы здоровье, а ….. (остальное приложится).
- Здоровье на деньги ….. (не купишь).
- Без труда и отдыха …. (нет).
Пятая станция. “Словарная”.
- “Кто больше?”
- “Толковый словарь”.
Составить как можно больше слов на
спортивную тему из букв слова ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ.
Командам выдаются листы бумаги. Время
ограничено: 2 минуты.
За каждую букву в каждом составленном слове по 0,1
балла.
Дать лексическое значение слов.
АТЛЕТ – …..(спортсмен, занимающийся атлетикой).
СТАДИОН – ….(сооружение для занятий и
соревнований, состоящее из площадок,
вспомогательных помещений и мест для зрителей).
ЧЕМПИОН – …. (победитель в борьбе, но в борьбе
мирной).
По 1 баллу за правильное толкование слов.
Шестая станция. “Поэтическая страница”.
Домашнее задание.
Дети читают стихи о спорте. Каждое стихотворение – 1 балл.
Можно предложить детям следующие стихотворения.
Бегун.
Как знак судьбы, свой номер вынешь
И к цели пустишься одной,
И вот уже в квадратах финиш
Ударит встречною волной …
Лишь при замедленном повторе
Видна отторгнутая даль.
И, потонувшего в просторе,
Ему себя немного жаль. (Константин Ваншенкин).
Лыжи.
Иду по просеке лесной,
Сбивая снег с ветвей.
Лыжня проторена не мной,
Но я скольжу по ней.
И на душе легко-легко,
Просторно у меня.
Между сугробов далеко
Виднеется лыжня.
Но я бегу к полям правей,
К заснеженной стерне,
Чтоб кто-то шёл и по моей
Проторенной лыжне. (Юрий Мельников).
***
Мы бежим быстрее ветра.
Кто ответит, почему?
Коля прыгнул на два метра.
Кто ответит, почему?
Маша плавает, как рыба.
Кто ответит, почему?
На губах у нас улыбка.
Кто ответит, почему?
Может мостик сделать Шура,
По канату лезу я,
Потому что с физкультурой
Мы – давнишние друзья.
4.
Подведение итогов и награждение победителей.Жюри подводит итоги игры.
Команда, покорившая “пик Победы”, получает грамоту за I место, а все игроки команды награждаются лентами с надписью “Чемпион”.
Другие две команды получают грамоты за II и III места.
Список использованной литературы.
- “Твой олимпийский учебник”. Авторский коллектив под руководством В.С.Родиченко. Москва, “Советский спорт”, 1999 год.
- Календари “Спорт” за 1974, 1987, 1988, 1991 годы. Москва. Издательство политической литературы.
- Стихотворения о спорте.