Игра-путешествие "Восхождение на гору Спортивная"

Разделы: Русский язык, Литература, Спорт в школе и здоровье детей, Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Цель урока: выявить самую дружную и эрудированную команду.

Задачи урока:

  1. Привитие любви к спорту, формирование стремления вести здоровый образ жизни.
  2. Воспитание чувства товарищества, долга, ответственности.
  3. Развитие интеллектуальных способностей учащихся.
  4. Сплочение детского коллектива.

Оборудование:

  • Стенды: 1. “Из истории спорта”. 2. “Олимпийские виды спорта”.
  • Выставка книг о спорте и здоровье.
  • Импровизированная гора Спортивная с названием станций.
  • Переходящий флажок и сигнальный флажок.
  • Таблички с названиями команд.
  • Табло.
  • Секундомер.
  • Листы бумаги, ручки, карандаши.

Подготовительная работа учащихся к мероприятию (предварительное домашнее задание).

  1. Выучить стихи на спортивную тему.
  2. Читать дополнительную литературу.
  3. Собрать различный интересный материал о спорте (пословицы и поговорки, загадки и т.д.)

План

  1. Вступительное слово учителя.
  2. Выбор названия команды.
  3. Восхождение на гору Спортивная:
    • Станция “Историческая”.
    • Станция “Загадки”.
    • Станция “Это интересно”.
    • Станция “Пословицы и поговорки”.
    • Станция “Словарная”.
    • Станция “Поэтическая страница”.
  4. Подведение итогов игры, награждение команд.

Ход игры

1. Вступительное слово учителя.

Спорт – это движение, а движение есть жизнь. И чтобы быть здоровым, ловким, смелым, нужно заниматься физкультурой и сортом. Для этого есть уроки физической культуры, спортзалы, стадионы, площадки, бассейны…Но “развитие должно быть вполне гармоническое, как физическое, так и соответственно ему умственное, эстетическое, нравственное”. Эти слова принадлежат русскому педагогу и основоположнику научной системы физического образования Петру Францевичу Лесгафту, имя которого носит Санкт-Петербургская академия физической культуры и спорта, где учатся и выпускники нашей школы.

Сегодня мы с вами совершим путешествие в мир спорта. Будем двигаться по нашему маршруту от станции к станции, от истоков развития спорта до наших дней.

Наша цель – выявить самую дружную и эрудированную команду.

Ваша задача – помогая друг другу, поддерживая товарищей, показать свои знания и покорить пик Победы, пройдя весь путь: от станции “Историческая” до станции “Поэтическая страница”. Для этого вы должны совершить “восхождение” на гору Спортивная.

Команда, которая первой выполнит задание на станции, получит 3 балла. За второе место – 2 балла, а за третье место – 1 балл. Следовательно, выиграет та команда, которая наберёт наибольшее количество баллов.

Соревнования будет оценивать жюри (представить членов жюри). Они после каждого задания подводят итоги и выставляют счёт на табло.

– Итак, начинаем!

2. Выбор названия команды.

Вопросы командам:

  1. (Всем трём) Когда были проведены первые Олимпийские игры древности?
  2. (Ответ: в 776 году до нашей эры).

  3. (Двум оставшимся командам) Как часто проводятся Олимпийские игры?
  4. ( 1 раз в 4 года).

  5. (Резервный вопрос) По времени года Олимпийские игры делятся на …
    (зимние и летние).

Команда, давшая правильный ответ на первый вопрос, первой берёт открытку с названием команды (название написано на обороте открытки на спортивную тему). То же делает и команда, ответившая на второй вопрос. Третьей команде достаётся последняя открытка.

На столы ставятся таблички с названием команд. Учитель поясняет (можно спросить у команд и за верные ответы поощрить их баллами).

Авангард – передовая, ведущая часть общества, группы.

Универсал – человек разносторонних знаний.

Эрудит – человек, обладающий глубокими энциклопедическими знаниями.

Учитель:

– Команды сегодня будут работать под девизом: “Быстрее! Выше! Сильнее!”.

3. Восхождение на гору Спортивная.

Первая станция. “Историческая”.

Задание: восстановить текст.

Вместо точек вставить пропущенные слова. На подготовку 2 минуты. Затем прочитать текст громко и чётко. Жюри оценивает по пятибалльной системе. Первой будет отвечать команда, которой её название досталось не по выбору. Дальше ответы команд будут чередоваться по часовой стрелке. На столы выкладываются листы с текстами и засекается время по секундомеру.

Тексты:

1. Кое-что о лыжах.

С незапамятных времён население Урала, Сибири и средней полосы России ходило на лыжах. Четыре тысячи лет – таков возраст лыж, обнаруженных в районе Свердловска. Для охоты применялись лыжи, подбитые мехом, которые хорошо скользили и не давали отдачи.

В военном деле лыжи начали применять с середины 15 века. Как свидетельствует Никоновская летопись, в 1444 году, когда хан Мустафа появился под Рязанью, против него выступила на лыжах русская рать. “Зима те люта и снежна”, – писал летописец. Растянувшиеся на много вёрст, тонувшие в глубоких снегах отряды ханской конницы раз за разом подвергались атакам русских лыжников и в конечном итоге были полностью истреблены.

По окончании работы жюри подводит итоги. На “горе” устанавливается сигнальный флажок. На стол команды, набравшей наибольшее количество баллов, ставится переходящий флажок.

2. Огонь Прометея.

В зелёной афинской Академии – так называлась с доисторических времён роща, посвящённая герою Древней Греции Академу, – любил гулять, беседуя со своими учениками философ Платон. Здесь же упражнялись юноши-атлеты. Знаменита первая академия и тем, что именно здесь у жертвенника Прометея – титана, по преданию подарившего людям огонь, начинались одни из интересных соревнований. Греки называли их ЛАМПАДОДРОМИЯ – бег с факелами. Глубокой ночью бегуны с зажжёнными восковыми факелами отправлялись в путь к Афинам, передавая священный огонь от одного атлета к другому. Побеждала команда, которая первой достигала жилья пекаря, гончара или кузнеца и разжигала печь ремесленника.

В наши дни олимпийский огонь проделывает гораздо больший путь – от развалин храма Геры в Олимпии к городу-столице Игр.

3. Билет для езды на велосипеде.

Многие люди с пользой для здоровья ездили и ездят на велосипеде и в 60, и в 70 и даже в 80 лет. Один из самых поучительных примеров увлечения велосипедом дал миру Лев Толстой, который в 67 лет впервые увидел “двухколёсное чудо”, восхитился им и … научился на нём кататься.

В то время в Москве нельзя было ездить на велосипеде без специального билета. И член Московского кружка велосипедной езды Л.Н.Толстой получает 21 февраля 1896 года от члена городской управы Щепкина такой документ:

БИЛЕТ

Для езды на велосипеде по улицам города Москвы №2300
Выдан без права передачи графу Льву Николаевичу Толстому.

Сейчас этот билет хранится в отделе рукописи Государственного музея Л.Н.Толстого. А велосипед за №97011, на котором Лев Николаевич Толстой катался в конце XIX века, можно увидеть в рабочей комнате писателя музее-усадьбе на улице Льва Толстого.

Вторая станция. “Загадки”.

Загадки командам предлагаются по очереди. За правильный ответ – один балл.

1. Бегут по дорожке
Доски да ножки. (Лыжи).

2. Без рук, без ног,
На брюхе ползёт и других везёт.  (Лодка)

3. Эта птица – не синица,
Не орёл, и не баклан.
Эта маленькая птица
Называется … (Волан).

4. В лес идут – холсты стелют,
А из лесу идут – перелистывают.  (Лыжи).

5. Не обижен, а надут.
Его по полю ведут.
А ударят – нипочём
Не угнаться за … (Мячом).

6. Кто на льду меня догонит?
Мы бежим вперегонки.
И несут меня не кони,
А блестящие … (Коньки).

7. На снегу две полосы,
Удивились две лисы.
Подошла одна поближе:
Здесь бежали чьи-то … (Лыжи).

8. В лесу родилась,
На воде живу. (Лодка).

9. Два волка бегут,
Оба на небо глядят. (Лыжи).

Автор загадок В.Юмашев.

10. Два колёсика подряд,
Их ногами вертят,
А поверх торчком
Их хозяин крючком. (Велосипед).

11. Что за зверь:
Две головы,
Шесть ног,
Один хвост?  (Всадник на лошади).

12. Мне загадку загадали:
Это что за чудеса?
Руль, седло и две педали,
Два блестящих колеса.
У загадки есть ответ:
Это мой … (Велосипед).

13. (Резервная).
Вот какой забавный случай!
Поселилась в ванной туча.
Дождик льётся с потолка
Мне на спину и бока.
До чего ж приятно это!
Дождик тёплый, подогретый.
На полу не видно луж.
Все ребята любят … (Душ).

Третья станция. “Это интересно”.

На столы каждой команде выдать листы с текстами. На подготовку – 1 минута. По “цепочке” прочитать один из предложенных текстов и ответить на вопросы к нему.

Оценивается качество чтения по пятибалльной системе.

Тексты.

1. Стадий: это сколько?

На первых тринадцати Олимпиадах древности атлеты состязались в беге на дистанцию, равную одному стадию. Но измерялась эта дистанция в разные годы и в разных городах по-разному. Дело в том, что стадий был равен … 600 ступням жреца Зевса, потому и длина колебалась от 175 до 192, 27 метра. Но самый большой стадий, по преданию, отмеренный Гераклом, был в Олимпии. “Гераклов стадий” почти соответствует современной двухсотметровке.

Хотя эллины и не умели с точностью до сотых долей секунды измерять время – водяные часы показывали его весьма приблизительно, – но они знали, что именно на этой дистанции человек способен развить наибольшую скорость.

2. Мифы и спорт. Причастен и Геракл.

Если исходить из преданий, Олимпийские игры учредили Зевс и Геракл. Знаменитый скульптор Фидий изваял из слоновой кости и золота колоссальную статую Зевса, которая сохранилась в памяти человечества как одно из чудес света.

В первый день игр атлеты клялись перед этой статуей, что они не запятнали себя преступлениями, добросовестно готовились к соревнованиям и будут вести их честно, не допуская запрещённых приёмов. В течение последующих дней следовали выступления бегунов и прыгунов, метателей диска и копья, борцов и кулачных бойцов, колесничих и всадников. А в заключительный, пятый день состязаний атлеты прославляли в песнопениях Геракла, любимца всех греков.

3. Национальный спорт неиссякаем.

Есть виды спорта, само название которых ассоциируется с Крайним Севером, необозримой тундрой, вечной мерзлотой… Например, гонки оленьих упряжек.

В нарты с высокими полозьями запрягают четырёх оленей. В руках у наездника только одна вожжа да длинный шест – хорей, с помощью которых он управляет оленями и нартами. Каждый участник состязаний должен преодолеть дистанцию немногим больше 200 метров и развернуться на полном ходу. А это удаётся не всякому.

После того, как утихнут страсти вокруг гонок оленьих упряжек, начинаются другие соревнования: каждый желающий может испытать себя в метании аркана на точность и дальность, тройном прыжке с обеих ног, метании топора, прыжках через нарты. Победители отмечаются грамотами и специальными призами.

Четвёртая станция. “Пословицы и поговорки”.

Командам необходимо закончить пословицу или поговорку.

За каждый правильный ответ – 1 балл.

  1. В здоровом теле – (здоровый дух).
  2. Кто крепок плечом, тому и ….. (ноша нипочём).
  3. Крепок телом – богат и …. (делом).
  4. Здоровье – ….. (лучшее богатство).
  5. Здоровье дороже ….. (золота).
  6. Юн и в старости тот, кто смолоду ….. (здоровье бережёт).
  7. Крепок телом – богат и …. (делом).
  8. Было бы здоровье, а ….. (остальное приложится).
  9. Здоровье на деньги ….. (не купишь).
  10. Без труда и отдыха …. (нет).

Пятая станция. “Словарная”.

  1. “Кто больше?”
  2. Составить как можно больше слов на спортивную тему из букв слова ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ.
    Командам выдаются листы бумаги. Время ограничено: 2 минуты.
    За каждую букву в каждом составленном слове по 0,1 балла.

  3. “Толковый словарь”.

Дать лексическое значение слов.
АТЛЕТ – …..(спортсмен, занимающийся атлетикой).
СТАДИОН – ….(сооружение для занятий и соревнований, состоящее из площадок, вспомогательных помещений и мест для зрителей).
ЧЕМПИОН – …. (победитель в борьбе, но в борьбе мирной).
По 1 баллу за правильное толкование слов.

Шестая станция. “Поэтическая страница”.

Домашнее задание.

Дети читают стихи о спорте. Каждое стихотворение – 1 балл.

Можно предложить детям следующие стихотворения.

Бегун.

Как знак судьбы, свой номер вынешь
И к цели пустишься одной,
И вот уже в квадратах финиш
Ударит встречною волной …
Лишь при замедленном повторе
Видна отторгнутая даль.
И, потонувшего в просторе,
Ему себя немного жаль.  (Константин Ваншенкин).

Лыжи.

Иду по просеке лесной,
Сбивая снег с ветвей.
Лыжня проторена не мной,
Но я скольжу по ней.
И на душе легко-легко,
Просторно у меня.
Между сугробов далеко
Виднеется лыжня.
Но я бегу к полям правей,
К заснеженной стерне,
Чтоб кто-то шёл и по моей
Проторенной лыжне.  (Юрий Мельников).

***

Мы бежим быстрее ветра.
Кто ответит, почему?
Коля прыгнул на два метра.
Кто ответит, почему?
Маша плавает, как рыба.
Кто ответит, почему?
На губах у нас улыбка.
Кто ответит, почему?
Может мостик сделать Шура,
По канату лезу я,
Потому что с физкультурой
Мы – давнишние друзья.

4. Подведение итогов и награждение победителей.

Жюри подводит итоги игры.

Команда, покорившая “пик Победы”, получает грамоту за I место, а все игроки команды награждаются лентами с надписью “Чемпион”.

Другие две команды получают грамоты за II и III места.

Список использованной литературы.

  1. “Твой олимпийский учебник”. Авторский коллектив под руководством В.С.Родиченко. Москва, “Советский спорт”, 1999 год.
  2. Календари “Спорт” за 1974, 1987, 1988, 1991 годы. Москва. Издательство политической литературы.
  3. Стихотворения о спорте.