Цели урока:
- познавательная – продолжить формирование и развитие специальных умений и навыков (художественный анализ текста, определение терминов “эпизод”, “пейзаж”, “сцена”, “интерьер”); общеучебных умений и навыков (самостоятельная работа, работа с текстом, чтение задания, понимание, продумывание плана его выполнения, усвоение объяснений учителя); формирование научного мировоззрения;
- развивающая – развитие речи учащихся, пополнение словарного запаса учащихся, развитие логического мышления (умения анализировать, сопоставлять, сравнивать), умения выделять главное при работе с текстом;
- воспитательная – воспитывать самостоятельность как черту личности, толерантность, аккуратность и дисциплинированность, умение доводить начатое до конца, продолжить формирование навыков контроля и самоконтроля.
УМ № 1 Интегрированная цель урока:
1. Учащиеся должны знать:
– текст художественного произведения;
– определения терминов (эпизод, пейзаж, сцена, интерьер);
– способы создания пейзажа, интерьера в произведении;
– изображение Петербурга в произведениях русских писателей и поэтов.
2. Учащиеся должны уметь:
– читать и понимать текст;
– находить в тексте ответ на вопрос;
– выстраивать ход мыслей;
– систематизировать собранный материал;
– использовать опорные слова и обороты речи при оформлении мыслей;
– пользоваться словарем литературоведческих терминов;
– работать в режиме времени;
– оформлять работу в едином орфографическом режиме.
Учебные элементы | Содержание учебного материала | Руководство по усвоению учебного материала |
УМ № 2
УЭ № 1 |
Актуализация знаний. Цель: актуализировать ранее изученный материал, необходимый для усвоения нового. Задание №1. Тема Санкт-Петербурга в литературе 19 века традиционная. В каких произведениях известных вам писателей встречается описание города? Каким предстает город в этих описаниях? Задание № 2. События романа происходят в Петербурге. К.В.Мочульский в работе о романе Достоевского пишет: “В мире Достоевского место и обстановка мистически связаны с действующими лицами. Это не нейтральное пространство, а духовные символы… На протяжении романа – несколько кратких описаний города… но этих немногих острых черт достаточно, чтобы мы почувствовали городской и духовный пейзаж”. Вспомните и запишите, что такое пейзаж, интерьер. Задание № 3. Вспомните, с какой целью писателем дается в произведении пейзаж, интерьер. Инструкция № 1: Откройте “Краткий словарь литературоведческих терминов” и сверьте свои ответы. Если есть ошибки, исправьте их и приступайте к выполнению УЭ №2. |
Выполните в тетради
(10-15 минут).
Запишите в тетрадь.
Запишите в тетрадь.
Запишите в тетрадь. |
УМ № 3 УЭ № 2 |
Подготовка к активной познавательной деятельности. Цель: знакомство с эпизодами романа, в которых разворачивается трагедия “маленького человека” на улицах Петербурга. Задание. Найдите в тексте романа и подготовьтесь к работе со следующими главами:
Инструкция № 2: Приступайте к выполнению УЭ № 3. |
Самостоятельная работа (3-5 минут).
|
УМ № 4 УЭ № 3
|
Активная познавательная деятельность. Цель: научить работать с текстом художественного произведения. Задание. Постарайтесь ответить на данные вопросы: 1. С какой целью Достоевский уделяет большое внимание описанию улиц Петербурга и интерьера? 2. Какие люди встречаются на улицах Петербурга? Найдите и проанализируйте следующие эпизоды: а) пьяный в телеге, запряженной ломовыми лошадьми (1 ч., 1 гл.); 3. Какое впечатление производят эти сцены уличной жизни? 4. Каково место проживания героя? Какие слова использует автор для описания его комнаты? (1 ч., 3 гл.) 5. Для чего автор дает подробное описание комнаты Сони? Какие детали интерьера особенно выделяет автор? (4 ч., 4 гл.) 6. На какие мысли наталкивает читателя описание комнаты Мармеладовых? (2 ч., 7 гл.) 7. Каков трактир, в котором исповедуется Свидригайлов? (4 ч., 3 гл.) 8. Как использует Достоевский световые эффекты в описании интерьеров? 9. Что есть общего между обликом комнат и судьбой живших в них людей? 10. Найдите изображения летнего Петербурга: а) “отвратительный и грустный колорит” городского дня (1 ч., 1 гл.); (4 ч., 6 гл.). Какое впечатление оставляют эти описания? 11. Какова атмосфера улицы (пейзаж, воздух)? 12. Как эти описания характеризуют психологическое состояние героя? Отвечая на вопросы, используйте вспомогательный материал: 1. Автор, писатель, мастер слова, художник слова. 2. Изображает, описывает, пишет, создает, повествует, говорит, рассказывает, утверждает, раскрывает, отмечает, выделяет, воспроизводит, рисует, высмеивает, иронизирует, негодует, понимает, мыслит, думает, размышляет и т.д. 3. Думаю, считаю, на первый взгляд кажется, представляется, хочется понять, помогает понять, можно предположить, помогает определить мое отношение; вызывает сочувствие, сопереживание, уважение, презрение, радость, вызывает негодование, неприятие. 4. Роман, произведение, текст, жизненная история, ситуация, эпизод. 5. Мастерство автора, автора волнует, душевное состояние, с точки зрения, по мнению автора, читателя, сразу же захватывает читателя, один из интересных эпизодов, моментов; человечность отношений и т.д. Инструкция № 3: Приступайте к выполнению УЭ № 4 |
Выполнение письменно в рабочей тетради (в виде тезисов) вопросов №№ 1; 3; 9; 12 (30-40 минут)
Письменное выполнение
Письменное выполнение
Письменное выполнение |
УМ № 5
УМ № 4 |
Обобщение и систематизация знаний, умений, навыков. Выходной контроль. Цель: проверить умение систематизировать собранный материал и выстраивать ход мыслей. Задание. Сделайте вывод по теме урока. Запишите его при помощи данного ниже плана. План.
Инструкция № 4: Сдайте работы на проверку учителю. |
Выполните на отдельном листе (15–20 минут)
Проверяет учитель (оценки сообщает на следующем уроке). |
УМ № 6 УЭ № 5 |
Домашнее задание. Задания, не выполненные во
время урока. |
Запишите в дневник. |
Справочные материалы.
Интерье́р (фр. intérieur внутренний) архитектурно и художественно оформленное внутреннее пространство здания, обеспечивающее человеку благоприятные условия жизнедеятельности; внутреннее пространство здания или отдельного помещения, архитектурное решение которого определяется его функциональным назначением.
Интерьер.
(от франц. intérieur âнутренний), 1) в архитектуре внутреннее пространство здания (жилого, общественного, промышленного) или какое-либо помещение (вестибюль, фойе, комната, зал и т. п.). Функциональное назначение И. как среды, отвечающей тем или иным процессам человеческой жизнедеятельности, определяет архитектурное решение И. (его абсолютные размеры, форму, пропорции, освещённость, ритм размещения опор, оконных и дверных проёмов, выступов, ниш, членений стен, их масштабные соотношения) и характер его убранства (меблировку, оборудование). Одновременно архитектурная композиция и убранство И. служат его художественной организации, повышению эмоциональной активности И. для целенаправленного воздействия на душевное состояние человека, его настроение. И. создаётся во взаимосвязи с планировочной и пространственной структурой сооружения и с его конструктивной основой. Вместе с тем архитектурное решение И. получает порой известную автономность, так как может создаваться с использованием дополнительных конструктивных элементов (подвесные потолки, приподнятые настилы, перегородки и т. п.), не только позволяющих видоизменять реальный объём той или иной пространственной ячейки сооружения, но и обеспечивающих возможность её трансформации (например, в японском жилом доме). В тесной связи с архитектурой И. создаются украшающие его монументальные росписи, рельефы, статуи, мозаики, витражи. Нередко эмблемы, включаемые в орнамент, сюжеты декоративных панно конкретизируют идейный смысл И. Убранство И. формируется из произведений декоративно-прикладного искусства в органическом сочетании с архитектурой помещения. Деление И. на отдельные части (зоны), различные по своему назначению (нефы, трансепт и алтарная часть храма; амфитеатр, партер и сцена зрительного зала), нередко предусмотренное его архитектурной композицией, в большой мере подчёркивается подбором и размещением предметов убранства.
Пейзаж.
(франц. paysage, от pays страна, местность), реальный вид какой-либо местности; в изобразительных искусствах жанр или отдельное произведение, в котором основным предметом изображения является естественная или в той или иной степени преображенная человеком природа. Отражая различные ступени и стороны духовного (а отчасти и практического) освоения человеком окружающего мира, искусство П. несёт в себе большой мировоззренческий смысл.А.С.Пушкин. “Медный всадник” – воплощение петровского духа, символ созидательных сил России, талантливости ее народа. “Евгений Онегин” – великолепные архитектурные ансамбли, белые ночи.
Н.В.Гоголь. “Петербургские повести” – город великолепен, но человек в нем обезличен; город холодный, равнодушный, враждебный человеку; оборотень с двойным лицом.
Н.А.Некрасов. “О погоде”, “На улице” – город контрастов (ослепительно яркий и уродство, болезнь); здесь хаос и дисгармония; ощущение безнадежности, невозможности найти хоть какую-нибудь душевную опору.
Выводы.
Петербург не раз становится действующим лицом русской литературы. Свой Петербург и у Достоевского. Скудные материальные средства и бродячий дух писателя заставляет его часто менять квартиры на так называемых “серединных улицах”, в холодных угловых домах, где люди “так и кишат”. Из крохотной клетушки по Садовой, Гороховой и др. “серединным улицам” идет Раскольников к старухе-процентщице, встречает Мармеладова, Катерину Ивановну, Соню… Часто проходит и через Сенную площадь, где еще в конце 18 века был открыт рынок для продажи скота, дров, сена, овса… В двух шагах от грязной Сенной находился Столярный переулок, состоявший из шестнадцати домов, в которых находилось восемнадцать питейных заведений. Раскольников по ночам просыпается от пьяных криков, когда завсегдатаи покидают кабаки.
Сцены уличной жизни приводят нас к выводу: от такой жизни люди отупели, смотрят друг на друга “враждебно и с недоверчивостью”. Между ними не может быть иных отношений, кроме безразличия, звериного любопытства, злорадной насмешки.
Интерьеры “петербургских углов” не похожи на человеческое жилье: “каморка” Раскольникова, “проходной угол” Мармеладовых, “сарай” Сони, отдельный номер в гостинице, где проводит последнюю ночь Свидригайлов, – все это темные, сырые “гробы”.
Все вместе: пейзажные картины Петербурга, сцены его уличной жизни, интерьеры “углов” – создает общее впечатление города, который враждебен человеку, теснит, давит его, создает атмосферу безысходности, толкает на скандалы и преступления.
С первых страниц романа мы попадаем в мир неправды, несправедливости, несчастья, мук людских, мир ненависти и вражды, распада моральных устоев. Потрясающие своей правдой картины нищеты и страданий проникнуты болью автора о человеке. Данное в романе объяснение судеб человеческих позволяет говорить о преступном устройстве мира, законы которого обрекают жить героя в каморках, “похожих на гроб”, на невыносимые страдания и лишения. Таков конфликт между человеком и обществом в романе Достоевского.