Литература
-
Футуризм как направление в искусстве 2011
Статья дает представление о футуризме как направлении в искусстве. Беседа о живописи К.Малевича и В.Кандинского помогает уловить сущность искусства авангарда и облегчает понимание смысла стихотворений Д.Бурлюка, А.Крученых, В.Хлебникова, В.Маяковского. Футуристы создавали атмосферу «скандала» в противовес «застою» жизни, пытались вызвать чувства у каждого человека, пробудить мысль у слушателя и зрителя, сделать его соавтором.
-
"Научи меня, Боже, любить…". Рассказ Л.Н. Толстого "Чем люди живы" 2011
Цели урока: развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в жизни (умение работать с информационным текстом, в данном случае с художественным), анализировать различные учебные и жизненные ситуации, принимать взвешенные решения, способность к разумному рефлексивному творческому мышлению; воспитание нравственного, умного, вдумчивого, чувствующего читателя.
-
Комбинированный урок по литературе и обществознанию "Вечные вопросы". 8-й класс 2011
На уроке дается первоначальное представление о гуманизме, морали, добре и зле, моральном выборе, моральной ответственности. Учащиеся учатся сопереживать, анализировать свои поступки в соответствии с требованиями морали.
-
М.Ю. Лермонтов. Детские годы. "Бородино" 2011
Цель двух уроков: познакомить учащихся со страницами биографии поэта, содержанием стихотворения, воспитывать любовь и уважение к великому прошлому России. Использованы приемы технологии развития критического мышления через чтение и письмо.
-
Историческая основа и патриотический пафос стихотворения М.Ю. Лермонтова "Бородино" 2011
Урок впервые знакомит учащихся с творчеством М.Ю. Лермонтова и историческими событиями 1812 года. Использование мультимедийной технологии дало возможность обогатить изучаемый материал иллюстрациями, провести межпредметные связи, которые расширяют кругозор учащихся. Важное место в уроке отводится патриотическому воспитанию.
-
Игра по литературе "Своя игра". 10-й класс 2011
Игра проводится в рамках предметной недели гуманитарного цикла среди учащихся 10-х классов. Но ее можно использовать и в других целях: как интеллектуальную игру, как материал для проведения внеклассного мероприятия по гуманитарным предметам. Вопросы и материалы игры подготовлены по книге Болдыревой Е.М. «Игры, конкурсы, олимпиады по литературе для 5–11-х классов».
-
Литературно-музыкальная композиция "В ней есть душа, в ней есть свобода…" (Времена года в русском искусстве)
2011
Учащиеся совершенствуют навыки выразительного чтения, словесного рисования, развивают творческое воображение. Учитель обогащает словарный запас учащихся, воспитывает любовь к родной природе.
-
Урок литературного чтения во 2-м классе. Ф.И. Тютчев. "Весенние воды" 2011
Цели урока: знакомство учащихся со стихотворением Ф.И. Тютчева «Весенние воды»; обучение анализу стихотворного произведения; развитие активного словаря, образного и логического мышления.
-
Разговор о любви на примере повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка" 2011
На примере повести А.С. Пушкина дать ученикам понятие о любви в высоком смысле этого слова, любви как жертвы, раскрыть смысл страданий во имя любви, объяснить нравственные понятия: любовь, долг, честь, целомудрие, благородство, жертвенность.
-
Страницы истории в художественном осмыслении М.Шолохова (по роману "Поднятая целина") 2011
Учитель помогает учащимся увидеть глубины исторического процесса, осмысление правды жизни, конфликты эпохи; трагизм судеб героев и всего народа в период ломки нравственных устоев казачества.
-
Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках литературы "И ляжет на душу добро…" 2011
В статье определяется роль учителя-словесника в формировании духовно-нравственной культуры обучающихся. Подчеркивается значение литературы как человекоформирующей учебной дисциплины, жизненно важной для современного школьника, направляющей его к духовным истокам национальной культуры.
-
Интеллектуальная игра по творчеству И.А. Бунина 2011
Представленная разработка конспекта урока по литературе "Интеллектуальная игра" предлагается для проведения в 11-м классе при изучении творчества И.А. Бунина. Урок рассматривается как обобщающий по пройденным темам творчества писателя и дает возможность ученикам на практике использовать полученные ими на уроках знания, умения и навыки.
-
Литературно-музыкальная композиция "115-летию со дня рождения С.Есенина посвящается…" 2011
Литературно-музыкальная композиция посвящена 115-летию со дня рождения С.Есенина. Она может быть использована как на уроке литературы в 11-м классе, так и на внеклассном мероприятии по литературе для учащихся 9–11-х классов. Основное содержание материала – биография Есенина. Главная мысль – жизнь Есенина полна загадок и тайн, но он такой близкий каждому читателю, т.к. его стихи просто и доступно рассказывают о многом, знакомом каждому читателю.
-
Русские поэты о Родине, родной природе и о себе". 5-й класс
2011
Основная идея представленного урока – приобщение детей к прекрасному посредством соединения художественного слова, музыки и изобразительного искусства.
-
Трагедия сильных героинь в очерке Н.С. Лескова "Леди Макбет Мценского уезда" и пьесе У.Шекспира "Макбет". Опыт сравнительной интерпретации 2011
Урок литературы разработан по программе углубленного изучения литературы А.Г. Кутузова. Целью урока является развитие умений учащихся проводить сравнительную интерпретацию художественных текстов (сопоставлять художественные произведения авторов разных эпох, давать индивидуальную характеристику героя на основе авторского текста, высказывать свое отношение к персонажам, составлять сравнительную характеристику героев).
-
Конспект урока "А.Н. Островский" с презентацией жизненного и творческого пути драматурга
2011
Первый урок по теме с презентацией жизненного и творческого пути драматурга призван познакомить учащихся с новым автором, определить своеобразие его творчества, выражающееся в отражении проблем эпохи, показать новаторство и традиции в творчестве А.Н. Островского, своеобразие его стиля.
-
Тема памяти в произведениях о Великой Отечественной войне "Боль взывает к людям…" 2011
Урок служит воспитанию чувства патриотизма, уважения, внимания к участникам войны, созданию проблемной ситуации с целью вызвать учащихся на диалог, дискуссионный спор, позволяющий каждому выразить свою точку зрения.
-
Интегрированный урок литературы и физики "Образ Вселенной в стихотворении А.Бажанова «Нет, Луна не собеседница…»" 2011
Внеклассное занятие с целью дать научное представление о Вселенной, гравитационных силах Вселенной; познакомить с особенностями творчества саамского поэта Аскольда Бажанова и на примере его стихотворения раскрыть тему.
-
Интегрированный урок (литература + школьная психологическая служба) по теме "Таинственные силы природы" (по рассказу А.Платонова "В прекрасном и яростном мире") 2011
Вся наша жизнь, так или иначе, связана со стрессами. Осознание воздействия различных факторов на наш организм и на эмоциональное состояние помогает научиться людям принимать многие проблемы без усугубления этого воздействия на психику человека. Умение справляться со стрессовыми ситуациями поможет избежать нам многих заболеваний, продлит жизнь. Этому и посвящен интегрированный урок.
-
Мой любимый герой в повести В.Г. Короленко "В дурном обществе"
2011
Урок литературы предназначен для базового 5-го класса, который имеет практику групповой работы на уроке. Весь предложенный материал рассматривается пятиклассниками сквозь призму собственного восприятия, которое деликатно корректируется учителем.
-
Интегрированный урок по химии, экологии, литературе "Поиски гармонии" 2011
Основная цель интегрированного урока – освоение учениками системы знаний об общечеловеческих гуманистических ценностях; формирование эстетических вкусов, эстетической восприимчивости, интереса к ценностям науки и культуры, понимания учащимися ответственности науки перед живой жизнью. Необходимо было доказать, что глобальная цель человечества – предотвращение всемирного экологического кризиса; подчеркнуть имеющиеся возможности и трудности на этом пути.
-
Положительный герой в комедии Н.В. Гоголя "Ревизор"
2011
Урок-исследование по комедии Н.В. Гоголя проводится с применением элементов проектной методики, позволяющих разрешить проблемную ситуацию. Проблемная ситуация заключается в том, что после прочтения пьесы учащиеся уверены: в комедии нет ни одного положительного героя. Это подтверждается детскими исследованиями (презентациями), а также синквейнами.
-
Сценарий урока литературы "Проблема чести в произведениях М.Лермонтова "Песня про купца Калашникова", А.Пушкина "Выстрел", П.Мериме "Маттео Фальконе" (позиция автора, героя, рассказчика) 2011
Урок проводится в соответствии с учебной программой 7-го класса по литературе под редакцией А.Г. Кутузова. В основе урока лежат элементы мыследеятельностной педагогики, принципы проблемной формы обучения, урок носит развивающий и исследовательский характер, содержит элементы творчества.
-
История жизни Матрены Васильевны, или Слово о спасении души русской… (урок по рассказу А.И. Солженицына "Матренин двор") 2011
Предполагается, что анализ художественного текста даст возможность поразмышлять о предназначении человека в этом мире, побудит заглянуть в себя, в свою душу. Новый взгляд на образ Матрёны Васильевны – пожалуй, главное «откровение» урока. Материальное и духовное? Преходящее и вечное? Русский характер? Нравственная чистота героев? Всё это есть в рассказе. Разобраться во всём нам пока не дано, но стоит задуматься и попытаться найти ответ.
-
Занимательная игра. "Пародия". 10-й класс 2011
Урок призван познакомить с языковыми средствами для создания комического в пародиях, служит совершенствованию навыков характеристики языковых средств.
-
Урок России. "Древний город, устремленный в будущее" 2011
Данная методическая разработка проводилась на первом уроке в 8-м классе 1 сентября 2010 года. Цель занятия – создание условий для формирования ценностных ориентаций нравственно-патриотической направленности учащихся через обращение к миру духовных и культурных ценностей российского народа на примере истории и культуры г. Ярославля, Ярославского края.
-
Тема творчества в лирике Б.Л. Пастернака по стихотворению "Во всем мне хочется дойти до самой сути…" 2011
В ходе урока осуществляется осмысление темы творчества в поэзии Пастернака; развитие навыков анализа стихотворного произведения; развитие устной речи, выразительного чтения.
-
Лирика. Ритм и размер. Двусложные размеры (ямб и хорей) 2011
Урок нацелен на практическое применение знаний по строению, ритмике и размеров стихотворения. В уроке используется раздаточный дидактический материал, творческие задания, рисунки детей. Урок насыщен доступными для этого возраста стихотворениями, которые помогают учащимся освоить особенности двусложных размеров – ямба и хорея.
-
Жизнь и творчество Александра Блока 2011
Урок помогает расширить представление о творчестве А.Блока; углублять читательскую культуру; развивать выразительность устной речи; развивать творческие способности учащихся, эстетический вкус; воспитывать интерес к творчеству русских писателей; повышать духовный уровень учащихся.
-
"Опять весна" (мастерская построения знаний и ценностных ориентаций по лирике Б.Л. Пастернака) 2011
Преподавание поэзии – одна из сложнейших проблем. Статья содержит материал для проведения мастерской по лирике Б.Л. Пастернака. Технология проведения основана на индивидуальном и совместном творческом поиске, направлена на формирование у учащихся мировоззренческих установок, на приобретение прочных знаний и аналитических навыков. На занятии широко применяются приёмы, воздействующие на эмоциональную сферу старшеклассников, что помогает увидеть своеобразие пастернаковской поэтики.