Цели ученика:
- Знать творчество и произведения писателей.
- Уметь выразительно читать текст художественного произведения.
- Уметь определять основную мысль художественного текста.
- Понять гражданскую позицию автора.
- Уметь делать выводы из прочитанного текста.
- Уметь строить монологические высказывания по теме текста и своей гражданской позиции (стремиться стать лучше, не оставаться безразличным к окружающему миру, осуждать пороки).
Цели учителя:
- Организовать работу учащихся по изучению жизни и творчества писателей.
- Развивать навыки выразительного чтения.
- Развивать навыки определения основной мысли текста.
- Воспитать чувство гражданской ответственности.
- Обучать умению делать выводы из прочитанного текста.
- Обучать построению монологического высказывания по тексту и своей гражданской позиции.
ОБОРУДОАНИЕ: ТСО, портреты писателей: М.Горького, Б.Полевого, М.Шолохова, В.Распутина, Е.Караваевой), книжная выставка, стенд "Спешите делать добро"(А.П.Чехов), оформленный учащимися, цветы.
ОФОРМЛЕНИЕ:
Эпиграф к уроку на доске
Лексическое значение слов и выражений:
Добро - нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу
Доброта - отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим
Добрый - делающий добро другим, отзывчивый, хороший, нравственный, несущий благо, доброжелательный, душевно расположенный к людям.
Люди доброй воли - честные, прямые, искренне стремящиеся к миру, к благу народа.
Сочетания слов: (с обратной стороны доски записаны)
добрая душа
добрые вести
добрые отношения
добрые глаза
добрые друзья
доброе здоровье
добрые дела
добрые традиции
добрая память
добрый молодец
доброе время
доброе имя
добрый конь
он добр ко мне.
Схема путешествия:
1895год - Максим Горький. Легенда о Данко.
1941-1945гг. - Б.Полевой."Повесть о настоящем человеке"
1945год - мать Мария (поэтесса Елизавета Караваева)
1946год - М.Шолохов."Судьба человека"(1956-1957гг.)
1948год - В.Распутин."Уроки французского"(1973г.)
21-ый век - медицинский центр "ХОСПИС".
ХОД УРОКА
1. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ (звучит мелодия песни о доброте).
Сегодня мы собрались на не совсем обычный урок-урок Доброты. Он пройдет в форме путешествия по дорогам нравственного мира, по дорогам доброты. Потому что все, кто идет этой дорогой, становятся мудрее, добрее. Готовясь к уроку, вы все выполняли индивидуальные задания:
- прочитать книгу или вспомнить эпизоды уже прочитанных книг, в которых автор ведет нас дорогами добра;
- подготовить отзывы, рассуждения по этим произведениям;
- написать сочинения по теме урока;
- оформить классный стенд.
А теперь начинаем наше путешествие.
1-ый. Пункт отправления - словарь. Лексическая страница.
УЧИТЕЛЬ: Есть такие понятия, слова, которые входят в нашу жизнь в раннем детстве и проходят с нами через всю жизнь. ДОБРЫЙ ДЕНЬ, ДОБРОЕ УТРО, ДОБРЫЙ ВЕЧЕР, ДОБРОГО ЗДОРОВЬЯ, БУДЬТЕ ДОБРЫ, В ДОБРЫЙ ЧАС, ДОБРОГО ПУТИ - такие знакомые всем слова. Кто не говорил их? кто не слышал их в свой адрес? И все мы знаем, что эти слова значат?
(Пожелание добра).
ВЕДУЩИЙ: В "Толковом словаре русского языка" дано такое значение этого слова: делающий добро другим, отзывчивый, хороший, нравственный, несущий благо, доброжелательный, душевно расположенный к людям. Существует много сочетаний с этим словом.
ЗАДАНИЕ: назовите эти сочетания (добрая душа, добрые глаза, он добр ко мне, добрые вести, добрые отношения, добрые друзья, доброе здоровье, добрый молодец, добрые дела, добрые традиции, добрая память, добрый конь, доброе время, доброе имя, люди доброй воли (честные, прямые, искренне стремящиеся к миру, к благу народа)...
УЧИТЕЛЬ: во все времена люди задумывались над смыслом этих слов. Сегодня, к сожалению, необходимо чаще говорить об этом.
ВОПРОС: А КАК ВЫ ПОНИМАЕТЕ СМЫСЛ СЛОВА "ДОБРО?"
(Ответы - рассуждения учащихся).
ВЕДУЩИЙ: Добро - это все положительное, хорошее, полезное, это человечность, товарищеская взаимопомощь, взаимоуважение между людьми, это умение быть добрее друг к другу, умение слушать, чувствовать других, не проходить мимо зовущих на помощь, честность и правдивость, простота и скромность.
УЧИТЕЛЬ: Если человек воистину добр, творит добро, то он не может не бороться с явлением обратным - злом, он непримирим ко всякого рода порочным явлениям жизни. Чтобы быть добрым, надо быть беспощадным ко всему тому, что называется "бесчеловечным".
ВЕДУЩИЙ: Это плохо, когда люди, стремясь к собственному благополучию, забывают о живущих рядом людях, с которыми необходимо считаться. Черствость души - это самая страшная болезнь на свете. Если мы сначала будем просто не замечать чужого горя, заглушать голос собственной совести, то тем самым мы убьем в себе самое ценное качество-способность делать добро.
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
ДОРОГИ ДОБРА В ТВОРЧЕСТВЕ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ.
УЧИТЕЛЬ: Кто же может достучаться до души каждого человека! Ответ понятен: литература. Силу добра можно показать на произведениях русских и зарубежных писателей. В них уже давно обозначился герой, думающий о смысле жизни и нравственности, ищущий этот смысл, понимающий свою ответственность в жизни. Задумываясь о проблемах и пороках общества, о том, как их исправить, такой герой начинает с себя. Русский писатель Виктор Астафьев писал: "Всегда надо начинать с себя, тогда дойдешь до общего, до общегосударственных, до общечеловеческих проблем". Сегодня проблема нравственности становится ведущей. Напряженно ищут писатели ответ на самые жгучие вопросы нашей жизни: что есть добро и правда? Почему так много зла и жестокости? В чем высший долг человека? Путешествуя по дорогам нравственного мира, мы становимся лучше и мудрее. Писатель Владимир Дудинцев в романе "Не хлебом единым" утверждает, что человек рождается не просто для того, чтобы есть и пить (для этого было бы гораздо проще родиться дождевым червем), что поиски смысла жизни - это удел каждого мыслящего и совестливого человека.
Обратимся теперь к художественной литературе. Отправимся в 1895год.
1-ый ученик: М.Горький. Рассказ "Старуха Изергиль". Легенда о Данко.
Образ сильной личности, способной в борьбе за свое человеческое достоинство отдать даже жизнь, создает писатель Максим Горький в раннем романтическом произведении "Старуха Изергиль", опубликованном в "Самарской газете" в 1895 году. Образом Данко Горький утверждает идею истинного бессмертия, которое определяется глубиной и значимостью жизни-подвига, свершаемого во имя счастья людей. В основании аллегорического образа Данко лежат глубокие жизненные проблемы нравственной силы добра. Данко - воплощение крайней степени самопожертвования, символ беззаветной любви к людям. Одно желание владело им - вытеснить из сознания людей мрак, жестокость, страх. Его сердце загорелось не только для того, чтобы рассеять тьму лесную, но и душевную.
М.Горький писал об услышанной легенде, о герое и поэте Данко: "Чтобы осветить людям, заплутавшимся во тьме противоречий жизни, путь к свету и свободе, Данко вырвал из груди свое сердце, зажег его и пошел впереди людей".
(Чтение отрывка из рассказа "Старуха Изергиль". ...
"Что сделаю я для людей?...")
Вопросы:
-Удалось ли Данко рассеять "тьму" душевную?
(Нет. Люди забыли о нем, а добро надо помнить).
3-ий ученик:
М.Шолохов. "Судьба человека".
В 1956 году вышел в свет рассказ М.А. Шолохова "Судьба человека".
(Рассказ о жизни и творчестве М. Шолохова).
Это рассказ о простом человеке на большой войне. Русский человек прошел через все ужасы навязанной ему войны и ценой огромных, ничем не возместимых утрат и трагических лишений отстоял Родину, утвердив великое право на жизнь, свободу и независимость своей родины. Но автор показывает не столько подвиг русского человека в условиях фашистского плена, сколько его способность сохранить свое человеческое достоинство, любовь к жизни. Главный герой рассказа Андрей Соколов потерял все, что имел в жизни: семью, любовь, счастье. На месте, где стоял его дом, только воронка от немецкой авиабомбы. "Иной раз не спишь ночью, глядишь в темноту пустыми глазами и думаешь: "За что же ты, жизнь, меня так покалечила? Нету мне ответа ни в темноте, ни при ясном солнышке...",-так говорит герой случайному попутчику. Но после всего пережитого Андрей Соколов не озлобился, не ожесточился, не сломался. Всю теплоту своего сердца он отдает сироте Ванюше, заменив ему погибшего отца, усыновив его. Андрей Соколов добр к людям. Прежде всего он думает о своих обязанностях перед людьми. В рассказе Михаила Шолохова раскрыта жизнеутверждающая сила искусства, народность и гуманизм. Нравственная сила героя и мастерство писателя покорили весь мир.
(Чтение отрывка из рассказа "Судьба человека"
"И вот один раз вижу возле чайной...")
2-ой ученик:
Б.Полевой. "Повесть о настоящем человеке".
Силу добра можно показать и на произведении Бориса Полевого "Повесть о настоящем человеке".
(Рассказ о творческой и общественной деятельности писателя прилагается).
"Повесть о настоящем человеке"- это рассказ о русском военном летчике, который в годы Великой Отечественной войны героически сражался с фашистскими захватчиками. В неравном бою Алексей Петрович Маресьев был сбит. При падении у него были сильно травмированы ноги. Превозмогая нечеловеческие муки и страдания, он 18 суток добирался к своим. Но еще больший удар ждал его впереди: ампутация ног. Казалось, жизнь кончена. Мересьев жалеет, что не использовал оставшиеся 2 пули... Но вот в палате № 42 появляется полковой комиссар Семен Воробьев. Благодаря его влиянию Алексей Мересьев возвращается в авиацию и становится героем.
(Чтение отрывков из повести. ч.2, гл.4-8, Послесловие).
4-ый ученик:
В.Распутин. Рассказ "Уроки французского".
Рассказ В.Распутина "Уроки французского" вырос из вполне реальной истории и посвящен он учителям, перед которыми он чувствует свою вину..." и не за то вовсе, что было в школе... а за то, что сталось с нами после". Мог ли догадаться голодный мальчик, что учительница Лидия Михайловна, играющая с ним в пристенок, обманывает этим наивным образом его мучительную гордость, чтобы помочь ему пережить голодные дни? Он понял это позже. Валентин Курбатов в предисловии к рассказу отметил, что "такие поступки наших учителей обязывают нас не ронять жизнь... Специально не думая об этом, они сеют в нас острое чувство справедливости...".
(Чтение отрывка из рассказа или просмотр фрагмента видео - фильма).
Вопросы:
-Как вы считаете, всегда ли делать добро - значит жертвовать собой?
(Нет. Чаще добро, сделанное другим, приносить радость и тебе).
-В каких произведениях появляется явление обратное - зло? В чем оно проявляется?
(Рассказ М.Горького: люди растоптали сердце Данко);
(рассказ В.Распутина: директор уволил учительницу Лидию Михайловну)
-Что общего между легендой о Данко и рассказом В.Распутина?
(Ни люди, ни мальчик не заметили проявленной по отношению к ним доброты).
-Осуждаем ли мы их и почему?
(людей - да: они взрослые, но гордые. Мальчика - нет: он ребенок, не все в жизни понимает).
5-ый ученик:
Мать Мария-поэтесса Елизавета Караваева.
(Сообщение прилагается).
В 1942 г. мать Мария пыталась помочь евреям, согнанным на зимний велодром на парижском бульваре Гренель для последующей отправки в Освенцим, и ей удалось тайно вынести четверых детей с велодрома в мусорных контейнерах. Дома на Лурмель и в Нуази стали важнейшими пунктами укрытия евреев и отправки их в безопасные места, мать Мария и о. Димитрий Клепинин также выдавали евреям фиктивные справки о крещении, которые иногда помогали. Одно время у матери Марии также укрывались двое бежавших советских военнопленных.
6-ой ученик:
Медицинский центр ХОСПИС.
(сообщение прилагается).
7-ой ученик:
Стихотворение о доброте.
3. РАССКАЗЫ УЧАЩИХСЯ О СВОЕЙ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ.
(Примеры добрых дел).
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
-Можно ли, перефразируя слова М. Горького "В жизни всегда есть место подвигу", сказать, что в жизни всегда есть место добру?
(Ответы учащихся).
ВЫВОД: В жизни всегда есть место подвигу! Но хочется верить, что новое время родит новых героев, которым не столько нужно будет бороться со злом и спасать загубленное кем-то, сколько творить добро!