Коррекционная педагогика
-
Методические рекомендации для проведения уроков АФК в костюме "Гравистат" у школьников с детским церебральным параличом 2012
Содержание занятий в костюме "Гравистат" направлено на формирование у школьников с церебральным параличом комплекса необходимых двигательных умений и навыков, развитие физических качеств, повышение функциональных возможностей различных органов и систем, развитие психических функций.
-
Методические рекомендации для родителей "Развитие целенаправленной воздушной струи" 2019
В настоящее время, к сожалению, количество таких детей с дефектами речи, а особенно с нарушениями звукопроизношения не только не уменьшается, а наоборот увеличивается. Все звуки нашей речи мы произносим на выдохе. Соответственно, если речевой выдох неправильный – все звуки будут звучать смазано и нечетко. И наоборот, освоенный правильный выдох – по середине языка – способен нормализовать качество всех звуков речи у детей, а также значительно сократить время работы над каждым звуком. Выработка сильной направленной воздушной струи – это необходимое условие для постановки звука. Вести работу над развитием воздушной струи и речевого выдоха можно самыми разными способами: надувать воздушные шарики и мыльные пузыри, дуть в свисток, губную гармошку, дудочку, задувать свечки. Такие игрушки развивают и силу, и длительность воздушной струи. Направление выдоха труднее скорректировать. Тут применяются такие упражнения, дуть на высунутый язычок, где нужно следить, чтобы воздушная струя шла по середине языка.
-
Методические рекомендации для специалистов и родителей по организации коррекционно-развивающей предметно-пространственной среды (КРППС) для детей со сложной структурой дефекта 2022
В статье рассмотрены вопросы организации коррекционно- развивающей предметно- пространственной среды в отделении милосердия стационарного учреждения системы социальной защиты населения. В целях более успешной реабилитации воспитанников предлагается оснащать пространство, модулями различной направленности, учитывая психофизические особенности детей.
-
Методические рекомендации для учителей по организации дифференцированного подхода при обучении иностранному языку детей с ОВЗ 2021
В общеобразовательных школах основой обучения является устная речь, в то время как в нашей оно строится на обучении чтению. Выстраивание программы обучения в соответствии с индивидуальными потребностями каждого из учащихся определяет требования к владению видами речевой деятельности учениками на практике.
-
Методические рекомендации по артикуляционной гимнастике 2015
Практический материал может быть использован педагогами дополнительного образования, учителями общеобразовательных учреждений. Систематизированный комплекс упражнений артикуляционной гимнастики в развивает и обогащает интонационную выразительность речи детей, формирует физиологически правильное функционирование дыхательной, голосовой и артикуляционной систем.
-
Методические рекомендации по исправлению у ребенка нарушения письменной речи 2012
Дислексия и дисграфия, а именно так называются нарушения чтения и письма, к сожалению, довольно часто встречаются у учащихся массовых школ и являются большим препятствием в овладении грамотой, а на более поздних этапах – в усвоении грамматики родного языка. Чтобы понять механизмы возникновения этих нарушений, необходимо разобраться, что управляет процессами чтения и письма, куда собираются все ниточки, по которым идет команда делать то или другое.
-
Методические рекомендации учителю начальных классов при обучении учащегося вместе с тьютором 2020
Методические рекомендации для учителя начальных классов, у которого на уроках присутствует ученик с РАС, обучающийся в сопровождении с тьютором, способствуют лучшей организации урока, соблюдению дисциплины, созданию положительной атмосферы в классе.
-
Методический материал к урокам трудового обучения "Подготовка рабочих предприятий общественного питания" по профилю "Кулинарное дело". 7-й класс 2012
Материал сгруппирован по основным блокам программы 7-го класса. Для каждого урока применимы различные задания. Программированные задания используются в структуре урока на разных этапах: подведение учащихся к изучению новой темы, объяснение нового материала, повторение пройденного материала. В пособии представлен материал по основным темам четверти, порядок проведения уроков учитель определяет самостоятельно по своему тематическому планированию.
-
Методическое наследие В.И. Водовозова и его значение в развитии современной методики преподавания литературы неслышашим учащимся 2013
Вклад В.И. Водовозова в развитие методики преподавания литературы. Анализ его работы "Словесность в образцах и разборах". Применение методики Водовозова В.И. в школе-интернате I вида № 1 для неслышащих учащихся.
-
Методическое пособие: "Особенности организации учебного процесса в классах компенсирующего и специального (коррекционного) VII вида обучения на примере решения типовых расчетных задач по химии" 2010
Предлагаемое пособие содержит общие методические рекомендации по работе с детьми с задержкой психического развития, включает все типы расчётных задач с оптимальными способами решения в соответствии со школьной программой, способствует более полной реализации умственных способностей учащихся с учётом их индивидуальных особенностей.
-
Методологические аспекты взаимодействия учителя начальных классов при работе с гиперактивными детьми из приемной семьи 2012
В последнее время в школе постоянно увеличивается количество детей, воспитывающихся в замещающих семьях. Наряду с особенностями, связанными с их прошлой жизнью, перенесенными депривациями определенная их часть имеет синдром дефицита внимания и гиперактивности. Работа с детьми требует повышенного внимания учителя и строится на определенных педагогических приемах, минимизирующих проявление заболевания.
-
Методы и формы работы с родителями детей с ОВЗ 2023
Социальная работа с семьями относится к наиболее важным сферам деятельности специалистов, так как сосредотачивает в себе всю совокупность социальных проблем свойственных современному обществу и образу жизни. И это обуславливает необходимость оказания ей помощи со стороны общества. Взаимодействуя с семьёй, приходится сталкиваться с различными их типами. Особое место и значение уделяется работе с семьями «группы риска» (неполные, молодые семьи, внебрачные семьи, семьи в повторном браке и т.п.). Но особого внимания заслуживают семьи, воспитывающие ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.
-
Методы изучения природы. 5-й класс 2019
Цель урока: сформировать представление о методах изучения природы; способствовать расширению познавательной активности учащихся на уроке.
-
Методы социальной адаптации на уроках столярного дела 2021
Занятия столярным делом формируют у детей не только общетрудовые умения, но и специальные умения обрабатывать дерево различными инструментами. Значительное место в процессе трудового обучения школьников с интеллектуальными проблемами отводиться развитию образного мышления, воображения, элементарных творческих способностей для формирования у них умения приспосабливаться к изменяющимся трудовым условиям. Включение детей в изучение столярному делу необходимо осуществлять с учетом физиологии детей школьного возраста, особенностей их организма и психики, их интересов и способностей. Включаясь в труд, учащиеся вступают в отношения с предметами, средствами, результатами труда, самим трудом, в межличностные отношения с участниками труда.
-
Миофункциональный подход в коррекции звукопроизношения дошкольников 2023
Среди нарушений развития зубочелюстной системы у дошкольников занимают одно из первых мест занимает укороченная длинна или аномальное прикрепление уздечки языка, амимичность губ, сглаженность носогубных складок, сверхкомплектные зубы, гипотонус/гипертонус круговой мышцы рта. В связи с чем работа по нормализации звукопроизношения должна строиться с учетом и в зависимости от конкретной особенности в строении артикуляционного аппарата.
-
Мир глазами детей 2014
Развитие личности ребенка может быть более эффективным, если он не просто представит себе сказку, но и сам непосредственно соприкоснется с ней. Попадая в сказку, ребенок легко воспринимает "сказочные законы" - нормы и правила поведения, которые иногда с трудом прививаются детям родителями и педагогами.
-
Мир истории. "История возникновения письменности" (специальная коррекционная школа). 6-й класс 2011
Урок готовит учащихся к сознательному усвоению курса истории в старших классах. Нарушения познавательной деятельности не позволяют детям правильно воспринимать и осмысливать многие явления и события, поэтому самое сложное – это подготовка учителя к уроку, так как материал подбирается из самых разных источников.
-
Многообразие насекомых, их роль в природе и жизни человека". 8-й класс 2010
Урок построен с учетом психофизических возможностей и способностей учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Содержание урока не ограничено учебной программой, можно увидеть применение дополнительной информации по данной теме. Прослеживается связь с жизненным опытом учащихся. К уроку прилагается презентация.
-
Модели занятий по развитию мелкой моторики и подготовке руки к письму 2012
Необходимость разработки моделей занятий по развитию мелкой моторики и подготовки руки к письму продиктована тем, что дети, ежегодно поступающие в специализированные группы, характеризуется не только речевыми нарушениями, но и низким уровнем ручной умелости. В целях исключения чрезмерной нагрузки на детей занятие по развитию моторики чередуются с занятиями по конструированию.
-
Моделирование инновационных технологий в процессе организации жизнедеятельности особенных детей с целью формирования универсальных учебных действий 2016
Данный материал характеризует особенности интеграции в учебный процесс инновационных технологий, облегчающих подготовку к урокам, создающих условия для мотивации к изучению образовательных предметов. Это рациональный способ повышения качества образования особенных детей, с помощью которого младшие школьники самостоятельно используют полученные знания и умения в жизни. Материал интересен педагогам, работающим с детьми с нарушениями в работе слухового анализатора.
-
Моделирование как средство развития связной речи у дошкольников с ТНР 2024
Автор статьи в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) использует метод наглядного моделирования, который помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст). Это особенно важно для детей дошкольного возраста, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, и наглядный материал усваивается лучше. Использование заместителей и наглядных моделей особенно эффективно развивает умственные способности дошкольников с ОВЗ.
-
Модель деятельности образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность обучающихся с ОВЗ 2024
Основная цель создания модели деятельности образовательных учреждений, которые работают с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, заключается в пошаговом обеспечении доступности качественного образования для этой категории детей на основе эффективного развития самой образовательной организации.
-
Модель комплексной образовательной деятельности по коррекционно-речевому развитию "В гости к Снежной королеве" 2012
Представленный сценарий образовательной деятельности по коррекционно-речевому развитию для детей подготовительной группы компенсирующей направленности (тяжелые нарушения речи, задержка психического развития) обеспечивает единство коррекционных, развивающих и воспитательных задач в образовательной деятельности. Предложенная образовательная деятельность предусматривает принцип подбора речевого и наглядного материала для развития познавательных процессов у детей.
-
Модифицированная дефектологическая программа "Интеллектуальное развитие учащихся с ограниченными возможностями здоровья" 2010
Использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе оказывает благотворное влияние на развитие не только познавательной деятельности, но также носит личностно-ориентированную направленность, которая помогает в дальнейшем адаптироваться детям в социуме.
-
Модуль "Каша – пища наша" (Сборник методических разработок) 2011
Модульный принцип организации воспитательно-образовательного процесса, на взгляд аторов, является одним из эффективных методов работы с детьми любого возраста. В традиционной системе работы педагогов все занятия разрознены, в модульной объединены между собой на основе сюжета или одной темы. Сюжет ведёт детей к конкретной цели, придаёт деятельности определённый смысл и положительную эмоциональную окраску, интегрирует многие виды деятельности.
-
Мое настроение 2012
На занятии формируется представление об эмоциональном состоянии человека – настроении. Цель: развивать умение детей управлять своим настроением; повысить эмоциональный фон настроения детей поэзией и нетрадиционной техникой рисования.
-
Мой ребёнок – моторный алалик, что делать? 2020
В настоящее время мы наблюдаем увеличение детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями развития. Одним из них является моторная алалия. Ребёнок с данным заключением способен понять смысл обращённой к нему речи, но не может построить самостоятельное высказывание. Главное, что должны сделать родители – создать насыщенную речевую среду, изменить всю систему семейного воспитания. Все режимные моменты (купание, кормление, умывание, наблюдение на прогулке за окружающим миром, одевание и раздевание) надо сопровождать постоянными комментариями. Всё обучение происходит в игровой форме.
-
Монголо-татары 2012
Данный урок не только развивает у учащихся интерес к истории своего Отечества, но и дает представление о жизни, быте других народов данного периода. На уроке учащиеся знакомятся с завоевательной политикой монголо-татар, объясняют причины данной политики. Школьники учатся анализировать исторический материал, делать выводы, извлекать знания из различных источников. В ходе урока ведется большая работа над историческими понятиями, включающая в себя сообщение термина, определение понятия.
-
Мониторинг сформированности универсальных учебных действий в продуктивной деятельности школьников 2012
Мониторинг сформированности универсальных учебных действий в продуктивной деятельности школьников. Системное изучение результатов развития знаний, умений и навыков детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе обучения в школе – интерната, как условие совершенствования профессиональной подготовки воспитанников коррекционной школы.
-
Моя профессиональная позиция (из опыта практической работы педагога-психолога СПО) 2021
Что делает человека профессионалом? Поисковые системы предлагают сухую трактовку – профессионал – это человек, обладающий знаниями, квалификацией, который осознает свои профессиональные возможности и умело их повышает. Но мне кажется, что ответ на этот вопрос кроется глубоко в нас самих.