Модели занятий по развитию мелкой моторики и подготовке руки к письму

Разделы: Коррекционная педагогика


Тема: "Новогодние чудеса"

Цели: Развивать умение различать на ощупь продолговатые и круглые игрушки. Учить выделять указательный палец своей руки, пользоваться им при выполнении определённых действий. Формировать контроль за мышечными ощущениями, отрабатывая ритмичность в выполнении действий (сильное - слабое надавливание указательным пальцем на пластилиновый шарик). Учить ритмично наносить точки и круги, проводить прямые и горизонтальные линии. Развивать импрессивную и экспрессивную речь.

Ход занятия

Орг. момент

Загадка:

Зелёная красавица
В лесу всегда растёт,
А в Новый год нарядится
И в гости к нам придёт. (ёлка)

Введение в тему

1. Пальчиковое упражнение "Ёлочные игрушки".

Посмотри: на нашей ёлке
Очень колкие иголки.
От низа до макушки
Висят на ней игрушки -
Звёздочки и шарики,
Яркие фонарики.

Дети изображают с помощью пальцев ёлочные игрушки.

2. Упражнение "Чудесный мешочек"

-Ребята, давайте рассмотрим, какие ёлочные игрушки лежат в мешке у Деда Мороза? (шарики - большой и маленький, сосулька, шишка).

Дети называют игрушку, ощупывают её, называя при этом признаки, затем педагог кладёт её в мешочек. Дети по очереди определяют на ощупь игрушку, называют её и вешают на ёлку.

3. Самомассаж "Праздник ёлки" (с грецким орехом)

Скоро, скоро Новый год,
Ёлка в гости к нам придёт.
Ёлочку украсим,
Встанем в хоровод,
Весело, весело
Встретим Новый год!

Орех находится в ладонях, дети выполняют круговые движения.

4. Упражнение "Ёлка из лесу пришла" (выкладывание ёлки из палочек по образцу).

5. Упражнение "Ёлочные игрушки"

У детей на столах лежит силуэт ёлки и шарики из пластилина. Ребята надавливают на шарик указательным пальцем.

Динамическая пауза

Координация речи с движением "Наша ёлочка - краса"

Наша ёлочка - краса,
Поднялась под небеса.
Стройная красавица,
Всем ребятам нравится!

Закрепление материала

1. Упражнение "Лепим снежки"

Дети скатывают кусочки ваты в комочки.

2. Упражнение "Снегопад в лесу" (дети раскладывают "снежки" на трафарет ёлки из бархатной бумаги).

Самостоятельная работа детей

1. Упражнение "Наша ёлка высока"

- Ребята, посмотрите, что нарисовано у вас на листочках? (украшенная ёлка).

Дети рассматривают картинку, называют какого цвета ёлка, какие на ней висят игрушки.

- Давайте нарисуем шарики на нижних ветках.

Дети "рисуют" в воздухе, затем на бумаге. Далее педагог предлагает нарисовать вокруг ёлки разноцветные точки - конфетти. Сначала нужно нарисовать несколько красных точек, затем жёлтых и зелёных. После чего дети рисуют пол - проводят прямую горизонтальную линию.

Итог. Оценка.

Тема: "Купим мы бабушке курочку"

Цели: Вырабатывать умение ощупывать предмет одновременно пальцами обеих рук, обогащать сенсорный (чувственный) опыт. Развивать конструктивный праксис в работе с разрезными картинками из 2-4 частей с горизонтальными и вертикальными разрезами. Учить соотносить свои движения с речевым сопровождением взрослых. Формировать умение наносить штрихи и проводить длинные волнистые линии. Активизировать познавательные процессы, расширять словарь.

Ход занятия

Орг. момент

Пальчиковая гимнастика "Я здороваюсь везде"

Я здороваюсь везде -
Дома и на улице,
Даже "здравствуй" говорю
Я соседской курице.

Введение в тему

1. Упражнение "Кто спрятался в комочке?"

- Ребята, мы с вами отправимся в гости к бабушке и посмотрим, какие домашние птицы у неё живут.

У детей комочки бумаги, на которой изображён контур птиц. Дети разглаживают комочки и называют птицу, затем выставляют соответствующую игрушку.

2. Упражнение "Сухой бассейн"

- Наши птички спрятались, давайте их поищем.

Дети ищут фигурки птиц в коробке с горохом на ощупь.

3. Упражнение "Покормим птиц"

- Птицы с нами играли и проголодались, угостим их вкусными зёрнами. Для этого возьмите себе по одной, понравившейся вам, птице.

Дети захватывают по одному зёрнышку щепотью и перекладывают в ёмкость к птичке.

4. Упражнение "Птичьи следы"

- Птицы поклевали зёрнышки и отправились на прогулку. Давайте посмотрим на песочек и рассмотрим их следы. Попробуем нарисовать такие же (дети рисуют на песке следы по образцу).

Динамическая пауза

Координация речи с движением "Петя - петушок"

Петя, Петенька, петух,
Что за перья, что за пух!
Разноцветный, весь цветной,
И кричит как заводной:
- Ку-ка-ре-ку!

Закрепление материала

1. Упражнение "Разрезные картинки"

- Бабушка подарила нам фотографии с изображением домашних птиц. Давайте их рассмотрим (дети составляют картинку из 3-х частей - голова, туловище, хвост, называя при этом все части).

2. Пальчиковая гимнастика "Уточка"

На волнах качаясь,
Уточка плывёт.
То нырнёт, то вынырнет -
Лапками гребёт.

Дети совершают плавные движения кистями обеих рук справа налево, затем имитировать движения лапок утки в воде.

Самостоятельная работа детей

1. Упражнение "Уточки - малютки"

- Ребята, посмотрите, кто нарисован у вас на листочках? (большая утка с недокрашенными перьями в крыльях и хвосте).

- Давайте нарисуем синей краской волны, на которых качается утка, - провести горизонтальные волнистые линии.

Дети "рисуют" в воздухе, затем на бумаге. Далее педагог обращает внимание детей на то, что не все пёрышки утки раскрашены и предлагает раскрасить их - нанести мазки коричневой краской.

Итог. Оценка.

Модели занятий для детей по развитию мелкой моторики и подготовке руки к письму (4 -5 лет)

Тема: "В огород пойдём, урожай соберём"

Цели: Учить по очереди разгибать пальцы из кулачка, начиная с большого, на одной или обеих руках. Формировать умение определять на ощупь предмет, развивать чувствительность пальцев рук. Закрепить навык закрашивания готовых изображений, нанося свободными, размашистыми движениями линии во взаимообратных направлениях с лёгким продвижением слева направо. Совершенствовать представления о левой и правой стороне листа. Обогащать словарный запас детей.

Ход занятия

Орг. момент

Психогимнастика "Огород"

Сажаем огород. Выполнять действия в соответствии с содержанием текста

Мы лопатки взяли,
Грядки раскопали.
Грабли в руки взяли,
Грядки разровняли.
Семена рядами
Дружно мы сажали,
А потом водою
Тёплой поливали.

Уборка урожая. Показать: срезаем капусту, копаем картофель, выдёргиваем морковь и свеклу.

Введение в тему

1. Игра "Собираем урожай"

- Ребята, вот и наступила осень. Пришло время собирать урожай. Назовите, какие овощи собирают осенью?

Дети лепят из пластилина овощи круглой формы и соответствующего цвета.

2.Упражнение "Чудесный мешочек"

- Овощи мы с вами собрали, давайте их рассмотрим и попробуем отгадать и назвать.

После предварительного осмотра, дети ощупывают натуральный овощ и называют его.

3. Упражнение "Овощной салат"

- Ребята, из овощей можно приготовить вкусный и полезный салат. Но для этого овощи нужно порезать на части.

Дети складывают разрезную картинку из 4-6 частей.

Динамическая пауза

Координация речи с движением "Урожай"

В огород пойдём,
Урожай соберём.
Мы морковки натаскаем,
И картошки накопаем,
Срежем мы кочан капусты,
Круглый, сочный, очень вкусный,
Щавеля нарвём немножко
И вернёмся по дорожке.

Закрепление материала

1. Упражнение "Сушка овощей"

- Ребята, из овощей можно делать не только салаты, но их ещё можно и сушить на зиму, чтобы зимой варить вкусный суп.

Дети развешивают двойные трафареты на верёвочку.

2. Пальчиковая гимнастика "У Лариски - две редиски"

У Лариски - две редиски,
У Алёшки - две картошки,
У Серёжки - сорванца -
Два зелёных огурца.
А у Вовки - две морковки,
Да ещё у Петьки
Две хвостатых редьки.

3. Упражнение "Волшебный песок"

Рисование овощей на песке пальцем.

Самостоятельная работа детей

1. Упражнение "Овощи поспели"

- Ребята, посмотрите, что нарисовано у вас на листочках? (тарелка с овощами).

- Овощи должны быть яркие, красивые, когда поспели. А в тарелке они блёклые и не яркие. Давайте превратим овощи в спелые и сочные.

Дети закрашивают готовые изображения овощей соответствующим цветом, стараясь не выходить за пределы контура.

Итог. Оценка.

Модели занятий для детей по развитию мелкой моторики и подготовке руки к письму (старший дошкольный возраст)

Тема: "Крокодил Гена идёт в Армию"

Цели: Учить поочерёдно разжимать пальцы из кулака на обеих руках одновременно, начиная с больших. Продолжать развивать чувствительность пальцев рук, перебирая мелкие предметы. Развивать конструктивный праксис, зрительно - двигательную координацию. Учить обводить по пунктиру предметы, последовательно соединяя точки, не отрывая карандаша от бумаги, закрашивать их, не выходя за контур. Развивать речь детей.

Ход занятия

Орг. момент

Пальчиковая гимнастика "Бойцы - молодцы"

Пальцы эти - все бойцы,
Удалые молодцы.
Два - больших и крепких малых
И солдат в боях удалых.
Два - гвардейца - храбреца,
Два - сметливых молодца,
Два - героя безымянных,
Но в работе очень рьяных!
Два - мизинца - коротышки-
Очень славные мальчишки!

Введение в тему

1. Упражнение "Военная техника"

- Однажды крокодилу Гене пришло письмо, в котором его призывали в Армию. Приехал Гена и увидел много разной военной техники (показ картинного материала).

Детям предлагается выложить из палочек некоторые виды по образцу.

2.Упражнение "Посчитай пульки"

- Выдали Гене автомат и патроны.

Дети берут мешочки с фасолью - "пульки" и перебирают их пальцами.

3. Гимнастика для глаз "Самолёт летит"

Дети прослеживают движения маленького самолёта на палочке: сверху - вниз, справа налево и наоборот, движение по кругу. После выполнения упражнения быстро поморгать и на несколько секунд закрыть глаза, давая им отдых.

Динамическая пауза

Координация речи с движением "Пограничники"

Тру - ту - ту!
По порядку стройся в ряд,
Пограничников отряд.
Левая, правая,
Бегая, плавая,
Мы растём смелыми,
На солнце загорелыми.
Ноги наши быстрые,
Метки наши выстрелы,
Крепки наши мускулы,
И глаза не тусклые.
Кто шагает дружно в ногу?
Пограничникам дорогу!

Закрепление материала

1.Упражнение "Пулемёт стреляет"

- Ребята, Гена в Армии учится стрелять из пулемёта.

Дети выкладывают дорожку из гороха по точкам, изображённых на картоне.

2.Упражнение "Пальчики - солдатики"

Командир позвал солдат:
"Становитесь дружно в ряд!
Первый встал, за ним - второй,
Безымянный, быстро в строй!"
А мизинчик очень мал,
Он чуть - чуть не опоздал.
Встали пальчики - "Ура!"
На парад идти пора.

Самостоятельная работа детей

1. Упражнение "Соедини точки"

Есть у нас танкисты,
Есть и моряки,
Есть артиллеристы -
Меткие стрелки.

Детям предлагается обвести по пунктиру изображения военной техники, затем раскрасить её, стараясь не выходить за пределы контура.

Итог. Оценка.

Список литературы

  1. Е.А. Алябьева "Развитие воображения и речи детей 4-7 лет" - М.: Сфера, 2005.
  2. Г.В. Беззубцева, Т.Н.Андриевская " Развиваем руку ребёнка, готовим её к рисованию и письму", - М.: Гном и Д, 2003.
  3. М. Г. Борисенко, Н.А. Лукина " Наши пальчики играют. Развитие мелкой
  4. Моторики" - СПб.: Паритет, 2002.
  5. В.Т. Голубь "Графические диктанты. Пособие для занятий с детьми 5-7 лет" - М.:ВАКО, 2004.
  6. Г.Г.Галкина, Т.И.Дубинина "Пальцы помогают говорить",- М. Гном и Д, 2005.
  7. М.Ю.Картушина "Логоритмические занятия в детском саду" - М.: ТЦ Сфера, 2003.
  8. Н.В.Нищева. "Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи" -СПб.: Детство-Пресс, 2001.
  9. Н.В. Нищева "Организация коррекционно-развивающей работы в младшей логопедической группе детского сада"- СПб.: Детство-Пресс, 2004/
  10. Е.С.Анищенкова, "Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников", АСТ Астрель, м. 2006.
  11. С.Е.Большакова "Формирование мелкой моторики рук", М, Сфера, 2005.