В 2010 г. в Республике Беларусь насчитывалось 4,5 тыс. детей-сирот и 21,4 тыс. детей, оставшихся без попечения родителей. При этом в семьях опекунов, приемных родителей, детских домах семейного типа, детских деревнях воспитывалось 18,85 тыс. детей. В интернатных учреждениях находятся около 7,3 тыс. детей: 6,97 тыс. — в 57 интернатах Минобразования, 617 детей — в 10 домах ребенка Минздрава, 619 человек — в девяти домах-интернатах для детей-инвалидов Минтруда и соцзащиты. В нашем государстве проводится большая работа по семейному устройству детей-сирот. За 2008—2010 годы на воспитание в семьи, детские дома семейного типа и детские деревни были устроены более 10 тыс. детей-сирот. В 2008 году граждане Беларуси усыновили 536 детей, в 2009 году — 585. В настоящее время из почти 25,2 тыс. детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьях опекунов, приемных родителей, детских домах семейного типа, детских деревнях воспитываются 18,5 тыс. человек. Планируется, что к 2015 году в республике останется только 25 интернатных учреждений [3].
Большинство детей-сирот передаются в приёмную семью в дошкольном или младшем школьном возрасте. Следует учитывать, что дети, поступившие в приёмную семью отличаются рядом особенностей:
- психоэмоциональное напряжение;
- повышенная импульсивность, невозможность управлять своими действиями;
- повышенная конфликтность во взаимоотношениях со сверстниками;
- неадекватная самооценка;
- пассивность в деятельности, слабое внимание, обеднённая речь;
- отсутствие ролевого взаимодействия в игре;
- потребность во внимании и доброжелательности.[1, c.38];
- длительная психическая депривация;
- соматическая ослабленность;
- нестабильность психических процессов;
- агрессивность по отношению ко взрослым;
- отсутствие или недостаточнаясформированнасть навыков самообслуживания;
- потребительское отношение к окружающему миру.
Процесс адаптации в приёмной семье – длительный процесс, который проходит при тесном взаимодействии и оказании помощи приёмным родителям и воспитаннику приёмной семьи специалистами органов опеки и попечительства, социально-педагогического центра, социальным педагогом и педагогом-психологом образовательного учреждения, медицинскими работниками.
Определённые проблемы существуют и при адаптации детей из приёмной семьи в школьном коллективе.
Свою работу учитель начальных классов должен строить с учётом особенностей детей-сирот, принятых на воспитание приёмной семьёй. Следует также учитывать, что у определённого количества этих детей стоит диагноз “гиперактивность”. Далеко не все и не всегда учителя могут понять и принять ребёнка с СДВГ. Не могут понять, что эта поведенческая проблема не проблема воспитания, а медицинская проблема и строить воспитательный и образовательный процесс нужно с учётом их особенностей развития.
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью характеризуется следующими нарушениями:
- дефицит внимания. Ребёнок не может сосредоточиться на чём-либо. Быстро переключается с одного предмета на другой. Во время урока часто разговаривает сам с собой или с одноклассниками. Не слышит объяснения учителя.
- моторные нарушения. Недостаточная координация движений, несформированность мелкой моторики.
- импульсивность. Часто, благодаря вспыльчивости характера, поддаётся провокации со стороны сверстников.
- дезорганизация. Не хватает настойчивости для выполнения малоинтересной работы. Характерна плохая самоорганизация: постоянно всё теряет, забывает, не успевает.
- нарушение социального поведения. Замечания взрослых, сделанные без учёта особенностей психики, также могут спровоцировать неадекватную реакцию в виде истерики и приступа агрессии.
- эмоциональные нарушения. Не умеет контролировать свои чувства: часты приступы истерики, злости, не смотря на то, кто при этом присутствует.
- нарушение толерантности к стрессу
- ассоциированные синдромы. У детей с СДВГ встречается дискалькулия, дисграфия, легастения и синдром Туретта.
Гиперактивный ребёнок имеет нейрофизиологические проблемы, справиться с которыми он сам не может.
Наиболее важным в школьной жизни являются первые годы обучения, т. к. именно на этом этапе ребёнок получает навыки чтения и письма. Кроме того, в первые месяцы учёбы детей в школе начинает формироваться коллектив класса. Дети, поступившие в школу, приобретают новый статус – статус ученика, первоклассника. У них появляются новые обязанности. От успешности адаптации на данном этапе зависит успешность детей в школе в дальнейшем. Огромная роль в работе с детьми, имеющими диагноз СДВГ, в том числе и детьми из замещающих семей отводится учителю начальных классов.
Учитель начальных классов для достижения успеха в работе с гиперактивными детьми должен следовать определённым правилам, которые чётко формулируются в специальной психолого-педагогической литературе.
Основное внимание необходимо уделять повышенной отвлекаемости и слабой организации деятельности данной категории детей. В связи с этим работу с гиперактивным ребенком желательно строить индивидуально, по возможности максимально игнорируя вызывающие поступки ребенка. Учитель должен оформить классное помещение с минимальным количеством отвлекающих предметов (картин, стендов и т. п.). Рабочее место ребенка во время занятия, по возможности, должно быть рядом со взрослым. Ему в обязательном порядке должна предоставляться возможность быстро обращаться к учителю за помощью в случаях затруднений. Оптимальный выбор места для ребенка с дефицитом внимания и гиперактивностью – на среднем ряду за первой партой напротив доски. Он практически всегда должен находиться перед глазами учителя.
По сравнению с другими учениками, рабочую нагрузку данной категории детей целесообразно уменьшить, разделив её на более короткие, но более частые периоды, с обязательным использованием подвижных физкультминуток. На определенный отрезок времени ребёнку давать только одно задание. Большое по объёму задание, предлагаемое в виде последовательных частей, целесообразно периодически контролировать в ходе работы над каждой частью. При этом сразу вносить необходимые коррективы.
Учителем должна быть разработана и чётко сформулирована в доступной для данных учеников форме гибкая система поощрений и наказания, которую он систематически использует в своей работе. Педагог обязательно оценивает хорошее поведение и успехи в учебе ребенка, хвалит, если тот успешно выполнил даже небольшое задание. Поощряет его сразу же, не откладывая на потом.
Хотелось бы отметить, что целесообразно вначале несколько снизить требования к ребёнку в аккуратности при оформлении различных самостоятельных работ, чтобы сформировать у него уверенность в своих силах. Как можно чаще создавать ситуацию успеха, в которой бы ученик мог максимально проявить свои сильные стороны. Пусть он будет в классе лучшим экспертом в отдельной области знаний. Необходимо научить гиперактивных детей уверенно использовать свои сильные стороны в повседневной жизни, чтобы тем самым компенсировать нарушенные функции за счет здоровых.
В общении с ребёнком с дефицитом внимания и гиперактивностью учитель должен давать задания в соответствии с рабочим темпом и индивидуальными способностями данного ученика. Максимально избегать их завышения или занижения. Всегда давать короткие и четкие инструкции (не более 10 слов). Обязательно предоставлять ребенку право выбора, когда это необходимо. Учебные занятия строить по четко распланированному, стереотипному распорядку. Заранее договариваться с данным учеником о новых для него действиях, напоминать ранее отработанные. Постараться научить и приучить гиперактивного ребёнка систематически пользоваться специальным дневником, календарём или ежедневником.
Психологи советуют при разговоре с ребёнком всегда опускаться до уровня его глаз, смотреть ему в глаза, держать за руки. Помнить, что прикосновение является сильным стимулятором для формирования поведения и развития навыков обучения. Не нужно бояться дотронуться до плеча ребёнка, погладить его по голове. Учителю также имеет смысл использовать физический контакт с данным ребёнком (поглаживания, прикосновения) в качестве поощрения и снятия напряжения.
В учебном процессе при работе с гиперактивными детьми следует вводить элементы проблемного обучения, повышать мотивацию данной категории учеников, использовать в процессе обучения элементы игры, соревнования. Больше давать творческих, развивающих заданий, избегать монотонности в деятельности. Помнить, что практически все задания, предлагаемые на уроке, желательно записывать на доске. Рекомендуется частая смена заданий с небольшим числом вопросов. Предоставлять ребенку возможность быстро обращаться за помощью к учителю в случаях затруднения.
Учитывая, что дети с повышенной двигательной активностью непроизвольно вынуждены активно действовать учителю необходимо их двигательную активность направлять в нужное русло. Такие дети с удовольствием оказывают посильную действенную помощь учителю: моют доску, раздают тетради и т. п.
Положительный результат в обучении и воспитании приёмных детей с СДВГ возможен только при активном взаимодействии учителя начальных классов, педагога-психолога и приёмного родителя.
Литература
- Кедярова Р.Н., Новик А.М. Социальное сиротство как социально-педагогическая проблема / Р.Н. Кедярова, А.М. Новик // Сацыяльна-педагагiчная работа. – 2008. – № 5.– с. 34-40.
- http://adhd-kids.narod.ru
- http://www.mvd.gov.by/main.aspx?guid=32523.