Мой ребёнок – моторный алалик, что делать?

Разделы: Коррекционная педагогика

Класс: д/с

Ключевые слова: дети с нарушением речи, дети с тяжелыми нарушениями речи


В настоящее время мы наблюдаем увеличение детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями развития. Одним из них является моторная алалия. Ребёнок с данным заключением способен понять смысл обращённой к нему речи, но не может построить самостоятельное высказывание. Такие дети замкнуты, они осознают свою особенность, у них снижена мотивация к общению.

Главное, что должны сделать родители – создать насыщенную речевую среду, изменить всю систему семейного воспитания. Все режимные моменты (купание, кормление, умывание, наблюдение на прогулке за окружающим миром, одевание и раздевание) надо сопровождать постоянными комментариями. Всё обучение происходит в игровой форме.

Существуют основные правила при работе с такими детьми:

  •  родители не используют слова «повтори», «скажи»;
  •  речь родителя должна состоять из коротких и простых предложений (2-4 слова);
  •  желательно использовать различную интонацию, менять силу голоса;
  • между фразами надо делать недлинные, но четко обозначенные паузы;
  •  словосочетания нужно повторять несколько раз;
  • слова надо произносить четко, с выделением ударного слога;
  • к ребенку нужно обращаться как можно чаще, задавать ему вопросы.

Гуляя со своим ребёнком на улице, вы развиваете его. Ведь на улице ребёнок встречается и с собакой, и с птицей, и с машиной, и с детской площадкой - улица для ребёнка с моторной алалией эмоционально нагружена. И слова, поэтому, запоминаются ребёнком с меньшим количеством повторов и на долгий срок, это лучше, чем при изучении на картинках в кабинете специалиста.

Через эмоции во время прогулок можно натренировать ребёнка запоминать за 20-30 раз, а в кабинете требуется намного больше повторов каждого слова.

У детей-алаликов часто нарушаются моторные функции, которые в раннем возрасте выражаются в нескоординированности движений. У таких детей слабые нейронные связи в коре головного мозга, и слабые межполушарные связи. Поэтому, когда ребёнок лепит двумя руками, эти связи задействованы в полной мере.

Лепите чаще и больше со своим ребёнком, и в результате мозг учится, тренируется, улучшается координация движений рук и глаз, мозг подготавливается к обучению речи.

Натренированный с помощью лепки мозг ребенка готов лучше к усвоению слов на занятиях с учителем-логопедом.

Дополнительные плюсы этой терапии:

  • ребенок научается распределять усилия пальцев рук и ладоней, в результате быстрее осваивает одевание, застегивание, рисование;
  • научившись прилагать усилия, ребенок начинает понимать, где он устает, а где еще не устал;
  • у него повышается терпение и настойчивость, что позволяет увеличить длительность логопедического занятия;
  • ребенок лучше слушается маму, меньше капризничает на логопедических занятиях, дома и на улице.

Преодоление моторной алалии – длительный и очень трудоемкий процесс. На начальных этапах необходимо создать пусковые механизмы или стимулы, которые в последствии позволят детям с моторной алалией усваивать языковую систему в целом. В зависимости от периода начала работы и уровня речевого развития доля самостоятельности ребенка будет варьироваться. Необходимо учитывать в работе риск перегрузить ребенка, поэтому задания должны быть дозированы и правильно подобраны.

Предлагаем Вашему вниманию примеры игр и упражнений (Пятница Т.В., Башинская Т.В.):

1.Звук или голосовая реакция

Упражнение «Дай» - учим выражать просьбу жестом. Показывая на желаемый объект, ребенок произносит какой либо звук, взрослый уточняет слово, подкрепляя его жестом.

Упражнение «Мяч» - упражняем в совмещении движения крупных суставов рук с голосовой реакцией. Взрослый катит ребенку мяч, с резким и громким звуком «а», просит отдать мяч со словом «дай».

Игра «Камешки». Ребенок бросает мелкие камешки, крупные бусины в воду, произнося звук типа «буль».

Игра «Индейцы». Используется в играх – догонялках. Ребенок протяжно произносит звук «а-а-а», хлопая ладошкой по губам.

Упражнение «Салют» - вызываем эмоцию радости от выполненного задания, учим произносить звук в момент движения. После выполнения каждого задания – «праздник с фейерверком»: взрослый, крепко сжав кулаки, произносит протяжный звук – ссс, затем резко разжимает кулаки и произносит слово «салют».

Упражнение «Бегемот» - развиваем голос, учим издавать звуки в момент чередующихся движений рук. Взрослый читает текст, ребенок произносит звуки, как бегемот, раскрывая рот, выдвигая нижнюю челюсть вперед.

Раздается из болота «ааааа»!
Грозный голос бегемота «ааааа»!
Он болото стережет «ааааа»!
Грозным голосом поет «ааааа»!

2. Слог

Упражнение «Молодец» - формируем уверенность в своих возможностях, положительную оценку своих действий. Учим произносить слоги.

В конце каждого занятия взрослый хвалит ребенка, хлопает в ладоши и произносит медленно по слогам слово, а ребенок повторяет каждый слог на хлопок «Мо – ло - дец»!

Игра «Догонялки». Взрослый догоняет ребенка со звуками МЯУ – МЯУ, ребенок убегает со звуками Пи-Пи.

Тише, мыши, тише, мыши,
Кот сидит на нашей крыше.
Мышка, мышка, берегись
И коту не попадись.

Упражнение «Мишка». Взрослый превращает ребенка в медведя.

Взрослый: Мишка по лесу идет,

Ребенок: Топ, топ, топ, топ (шагая на каждый слог)

Мишка песенку поет,
Топ, топ, топ. топ.
Мишка шишки собирает,
Топ, топ, топ, топ.
И домой их забирает,
Топ, топ, топ, топ.

3. Слово

Упражнение «Моя семья» - упражняем в последовательной смене слов и движений. Ребенок разгибает по одному пальцу из кулака от большого к мизинцу, произносит доступные ему слоги, сохраняя слоговую структуру слов.

Это – дед,
Это – баба,
Это – папа,
Это – мама,
Это – я.

Ребенок отвечает на вопросы с опорой на пальцы:

- Кто самый большой в семье?

- Дед.

- Кто самый маленький?

- Я.

4. Фраза

Закрепление отработанных слов в разных ситуациях

Можно использовать такие игры, как «Магазин» (Фраза: «Мама, дай мне…»), «Больница» («Пришел…», «У него болит…»); различные стихотворения и песни, в которых ребенок будет проговаривать знакомые слова, составляя из них короткие фразы.

5. Связная речь

Изначально отрабатывается на фоне диалога, как более легкой формы связной речи. Используются различные стихотворения, игры по ролям, песни.

Позитивный настрой, регулярность, терпение, любовь – это составляющие вашего успеха в достижении положительного результата вашим ребёнком.