Основное понимание процесса деятельности образовательных организаций, работающих с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, связано с необходимыми изменениями в структуре и организации учебного процесса. Концептуальное проектирование модели работы таких образовательных учреждений включает в себя решение целого комплекса проектных задач, каждая из которых включает последовательное выполнение нескольких проектных процедур и операций. Поскольку модель охватывает все аспекты структуры и организации образовательных организаций, работающих с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, при распространении современных моделей успешной социализации детей, данный подход должен включать четыре основных блока: целевой, содержательный, результативный и прогностический.
Основная цель создания модели деятельности образовательных учреждений, которые работают с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, заключается в пошаговом обеспечении доступности качественного образования для этой категории детей на основе эффективного развития самой образовательной организации.
Задачи построения модели:
- Создать единую образовательную среду для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, имеющих разные стартовые возможности;
- Развить потенциальные возможности детей с особенностями психофизического развития в совместной деятельности со здоровыми сверстниками;
- Организовать систему эффективного процесса психолого-педагогического сопровождения через взаимодействие диагностико-консультативного, коррекционно-развивающего, лечебно-профилактического, социально-трудового направлений деятельности;
- Способствовать успешному освоению образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья;
- Сформировать у всех участников образовательных отношений адекватное отношение к проблемам обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Согласно модели, общее содержание деятельности образовательных организаций, работающих с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, формируется на основе комплексного анализа проблем, возникающих в этой сфере. Это включает в себя определение необходимых и достаточных изменений в организации образовательного процесса, а также разработку целостной системы регламентов, касающихся различных ресурсов (материально-технических, финансовых, информационно-методических и кадровых) в соответствии с компонентами образовательного процесса и их инновационным содержанием.
При внедрении модели деятельности образовательной организации, занимающейся обучением людей с ограниченными физическими возможностями, необходимо учитывать потенциальные риски, которые могут возникнуть из-за изменений в управлении и внешней среде, а также из-за воздействия человеческого фактора.
Внешние риски могут быть связаны с недостаточным финансированием развития инклюзивного образования и отсутствием эффективной системы регламентации ресурсов в работе образовательных организаций, которые занимаются обучением людей с ограниченными возможностями.
Внутренние риски включают в себя культурные стереотипы относительно людей с инвалидностью, отсутствие готовности системы образования учитывать индивидуальные потребности каждого ребенка, недостаток программ поддержки студентов с ограниченными возможностями, отсутствие реабилитационных программ для различных типов инвалидности в учебных заведениях, а также неготовность педагогов работать в разнообразных средах.
Таким образом, внедрение модели образовательной организации, специализирующейся на обучении людей с ограниченными физическими возможностями, требует инновационного подхода и учета широкого спектра возможных рисков, как внешних, так и внутренних.
Факторы, влияющие на организацию деятельности образовательных организаций ДО, осуществляющих образовательную деятельность обучающихся с ОВЗ
В наше время существует ряд проблем, связанных с интеграцией детей-инвалидов в образовательное пространство:
- Присутствие стереотипов и предвзятости в образовательной среде по отношению к инвалидности.
- Недостаток информированности субъектов образовательного процесса о проблемах инвалидности.
- Отсутствие доступной среды и специального оборудования для реабилитации, которые могли бы облегчить учебный процесс для обучающихся с ограниченными физическими возможностями.
- Недостаток знаний, подготовки и методик работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности, в рамках образовательных учреждений.
- Формальный характер индивидуальной программы реабилитации ребенка, направленной на полноценное образование.
Особые образовательные потребности детей с разными видами нарушений развития отличаются и требуют специального подхода в организации учебного процесса, который должен учитывать структуру и содержание образования.
Вместе с тем, существуют общие потребности, характерные для всех детей с ограниченными возможностями:
- Начать специальное обучение сразу после выявления первичных нарушений развития.
- Включить специальные разделы в учебный план, отсутствующие в стандартных программах для нормально развивающихся детей.
- Применять специальные методы, приемы и технологии обучения, включая специализированные компьютерные технологии для обеспечения эффективного обучения.
- Индивидуализировать обучение с учетом особенностей каждого ребенка.
- Обеспечить адаптированное образовательное пространство вне учебного заведения для максимальной поддержки обучения.
- Максимально расширить образовательные возможности за пределами школьной среды.
Общие принципы и правила коррекционной работы:
- Индивидуальный подход к каждому ученику.
- Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности).
- Использование методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки.
- Проявление педагогического такта https://distant.vshda.ru/mod/url/view.php?id=5411. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.