Цель: дать сведения о жизни, быте монголо-татар.
Задачи:
- Образовательные: дать характеристику жизни монголо-татар, подчеркнуть организацию, вооружение и тактику монголо-татарского войска, объяснить причину завоевательной политики монголо-татар
- Коррекционно-развивающие:
- развивать умения составлять описания условий жизни, вооружения монголо-татар,
- учить элементарно, анализировать исторический материал, делать выводы,
- развивать умения проводить сравнение объектов, извлекать знания из различных источников,
- способствовать запоминанию и воспроизведению изученного материала
- Воспитательные: воспитывать интерес к истории своего Отечества
Основные знания: монголо-татары – кочевой народ.
Основные термины и понятия: пастбища, орда, караул,
Оборудование и материалы: карта «Борьба народов нашей страны против иноземных захватчиков в XIII в.», реквизит (щит, меч, лук, стрелы), таблица и ММП «Монголо-татары и русские».
Тип урока: сообщение новой темы.
Использованные технологии:
- Здоровьесберегающая;
- коррекционно-развивающая;
- уровневой дифференциации.
ХОД УРОКА
1. Оргмомент
2. Актуализация знаний, объявление новой темы.
Приложение 1. Слайд 1
– Обратите внимание на карту»Борьба народов
нашей страны против иноземных захватчиков в XIII
в.» , вспомните как выглядела Русь в XIII в.?
Русь в XIII в. была раздроблена на мелкие княжества.
Назовите и покажите на карте наиболее крупные
княжества того времени. Князья и бояре постоянно
воевали друг с другом. Не было на Руси
спокойствия и мира. Этим и воспользовались
монголо-татары. Кто же это такие –
монголо-татары?
Работа с контурной картой «Раздробленность Руси» (подписать самостоятельные княжества Руси)
Слайд 2
3. Сообщение темы урока: «Монголо-татары».
Слайд 3
4. Изучение нового материала.
В 13 веке в далеких азиатских степях у южных границ Руси появились монголо-татары, грозный и воинственный народ. Монголо-татары были кочевниками. Занимались они скотоводством – разводили овец, лошадей, верблюдов, быков. Монголо-татары перегоняли стада домашнего скота по степи с одного пастбища (место для выпаса скота) на другое. Поэтому постоянных жилищ у монголо-татар не было. Из этого следует, что кочевники – это человек, не проживающий на одном месте, переходящий с места на место со своим жильем и имуществом. Жили они в юртах (переносное, конусообразной формы жилище, крытое звериными шкурами) – временных жилищах.
Слайд 4
Все монголо-татары были разделены на племена. Монголо-татарские племена назывались орды. Орды не только совершали набеги на соседние народы, но и постоянно враждовали друг с другом. В сражениях участвовали все: и мужчины, и женщины, и дети. Монголо-татар с детства приучали к верховой езде и стрельбе из лука.
Слайд 5
В начале 13 века все монголо-татарские орды объединились под властью одного хана. Им стал Чингисхан. С этого времени монголо-татары и начали свои великие завоевания.
Слайд 6
Задача
В 13 веке монголо-татары и начали свои великие
завоевания.
В 21 веке мы с вами живем
Сколько веков отделяет нас от того времени?
1 век = ? лет
8 веков = ? лет
Решим задачу.
Сколько веков отделяет нас от того времени?
21 – 13 = 8 веков
А сколько лет в одном веке?
100 лет.
8 веков – это сколько лет?
8 х 100 = 800 лет
Слайд 7
800 лет тому назад монголо-татары
представляли собой огромную и страшную военную
силу. Каждый из них был воином. При себе
монголо-татары всегда носили лук со стрелами,
топор и веревку. Кто был побогаче, имели еще саблю
и копье. Из кожи они шили себе защитную одежду
и накидки для лошадей. Из прутьев плели щиты,
обтягивали их кожей. В таких щитах застревали
стрелы противника.
Войско монголо-татар делились на отряды –
десятки, сотни и тысячи.
Рассказ учителя сопровождается записями на доске.
Слайд 8
Войско монголо-татар
Десятки
– 10
Сотни
– 100
во главе ХАН
Тысячи
– 1000
Слайд 9
Монгольские воины были выносливы, стойко
переносили жару, холод, голод и жажду. Бились
они храбро и отчаянно. Предателей и
трусов монголо-татары безжалостно убивали.
Монгольские воины беспрекословно подчинялись
своим начальникам. За любое ослушание полагалась
смерть.
У татар были специальные сторожевые
отряды-караулы. Сначала монгольские
военачальники высылали вперед караулы. Караулы
сообщали о передвижениях противника, о
встреченном на пути городе или поселке. Вслед за
караулами шла монгольская конница.
Передвигалась она по степи с огромной скоростью.
Земля гудела от конских копыт. Неожиданно
монголо-татары появлялись перед стенами городов
и поселков, а их жители не успевали подготовиться
к сражению. Тысячи стрел пускали конники, метали
копья. На веревках они тащили за собой
метательные и стенобитные машины, с помощью
которых разрушали самые крепкие стены. Даже
хорошо укрепленные города не могли устоять перед
страшной силой монголо-татар.
Слайд 10
Монголо-татары всегда жестоко расправлялись с
жителями захваченных ими городов и поселков.
Мужчин, стариков и детей убивали, оставляли в
живых только ремесленников. И то не всех, а только
тех, чьи профессии им были полезны. Женщин
угоняли в плен. Дома сжигали, городские постройки
разрушали.
Немало опустошительных набегов совершили
монголо-татары. Они разрушили десятки городов,
сожгли сотни поселков, убили и угнали в плен
тысячи людей. Многие страны оказались под их
властью. Покоренные войсками Чингисхана страны
платили ему богатую дань.
Слайд 11
Вот такой грозный и жестокий враг появился в степях у южных границ Руси в начале 13 века.
Слайд 12
5. Закрепление нового материала
Задание №1.
1 вариант
Прочитайте текст. Определите особенности вооружения монголо-татар. Подчеркните.
Монгольской армии не требовалось длительной
подготовки к войне. Сам образ жизни кочевников
располагал к тому, чтобы в любое время оседлать
коня и выступить в поход.
Любимым оружием монголов был лук. У многих
имелись копья, мечи и боевые топоры. Обязательной
принадлежностью был аркан.
2 вариант
Прочитайте текст. Используя слова для справок дополните предложения.
Монгольской армии не требовалось длительной
подготовки к войне. Сам образ жизни кочевников
располагал к тому, чтобы в любое время оседлать
коня и выступить в поход.
Любимым оружием монголов был _____________. У многих
имелись _______________, ___________ и ___________________.
Обязательной принадлежностью был __________________.
Слова для справок: аркан, лук, копья, мечи
и боевые топоры
Задание №2.
Решите анаграммы:
АНХ
ЛУАРАК
КИНВЕЧОК
РДЫО
6. Подведение итогов.
7. Домашнее задание (по вариантам)
1 вариант
Рассказ для дополнительного чтения стр.229 , прочитать и заполнить таблицу: «Монголо-татары и русские».
Русские | Монголо-татары |
Главное занятие | |
еда | |
питье | |
жилища | |
Глава государства | |
2 вариант
Рассказ для дополнительного чтения стр.229 , прочитать и дополнить таблицу: «Монголо-татары и русские».
Русские | Монголо-татары |
Главное занятие | |
земледелие | |
еда | |
щи, каша | |
питье | |
квас | |
жилища | |
изба | |
Глава государства | |
князь |
Правильный ответ
Рассказ для дополнительного чтения стр.229 ,
прочитать и заполнить таблицу: «Монголо-татары и
русские».
Русские | Монголо-татары |
Главное занятие | |
земледелие | скотоводство |
еда | |
щи, каша | мясо |
питье | |
квас | кумыс |
жилища | |
изба | юрта |
Глава государства | |
князь | хан |
Интернет-ресурсы:
1. http://swordmaster.org/2007/07/09/nashestvie_mongolotatar__mif.html
2. http://images.yandex.ru/yandsearch?ed=1&text=%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D0%BE-%D1%82%D0%B0%D1%82%D0%B0%D1%80%D1%8B&img_url=www.emc.komi.com%2F02%2F15%2Fimg%2F205.jpg&rpt=simage&p=119
3. http://young.rzd.ru/isvp/public/young?STRUCTURE_ID=5043&layer_id=3833&LayerId=4055&id=16906
4. http://allprezentation.ru/news/2010-08-08
5. http://www.twow.ru/forum/index.php?showtopic=1840&st=3615
6. http://www.stihi.ru/2011/02/19/2089
7. http://www.myjulia.ru/post/355001/
8. http://alexsskorr.narod.ru/belg_8.htm
9. http://clubs.ya.ru/4611686018427389532/replies.xml?item_no=7780
10. http://haralug.ru/Articles/Oruzhie-mongolo-tatar-178
11. http://swordmaster.org/2008/02/03/zolotaja_orda.html