Методические материалы предназначены для учителей специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Они подготовлены в соответствии с рабочей учебной программой профессионально – трудового обучения по профилю «Подготовка рабочих предприятий общественного питания».
За основу программирования материала для уроков взята форма, предложенная в пособии для учителя «Практический материал к урокам Социально – бытовой ориентировки в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида» Львова С. А.
На занятиях по профилю «Кулинария» учащиеся приобретают знания об основах рационального питания, пищевой ценности продуктов, количества и качества пищи в зависимости от калорийности, знакомятся с основными технологическими приёмами приготовления блюд. Изучают способы хранения продуктов, особенностями Сибирской кухни. На базе школьной столовой узнают устройство и работу предприятий общественного питания, санитарно – гигиенические требования предъявляемые в кулинарии.
В процессе обучения решаются следующие задачи:
- формирование доступных теоретических знаний.
- развитие мелкой моторики рук,
- развитие следующих умений: планировать последовательность действий самостоятельно и при помощи учителя, выполнять и контролировать свою работу, делать анализ проделанной работы
- воспитание трудолюбия, целенаправленности в работе, устойчивого внимания, добросовестного отношения к труду, самостоятельности.
Предлагаемые в пособии материалы помогут учителю эффективно организовать процесс обучения, повысить самостоятельную деятельность детей с низким интеллектом и выполнить поставленные задачи через использование заданий с элементами программирования. Они обращены на определение причинно- следственной зависимости в упрощенной форме, с применением наглядных и практических методов, с использованием индивидуальных и групповых форм работы. Теоретический материал по данному курсу, практические моменты усваивается детьми с особыми образовательными потребностями более успешно через новые занимательные формы.
Материал сгруппирован по основным блокам программы 7 класса. Для каждого урока применимы различные задания: перфокарта, перфоконверт, буквенное задание, цифровое задание, тест, таблица, памятка, рецепт блюда, задания с рисунками, таблицы – лото, схемы. Программированные задания применяются в структуре урока, на разных этапах: подведение учащихся к изучению новой темы, объяснение нового материала, повторение пройденного материала.
Изучение нового для учащегося специального материала по предмету проходит более успешно при сочетании различных форм работы, которые в комплексе оказывают развивающиеся действие на ребенка. По данному предмету отсутствует специальный учебник, наличие такого материала позволяет ученику и учителю в целом видеть весь материал по разделам , варьировать задания в зависимости от подготовки ученика, применять различные формы работы на уроке.
Учитель может предложить разнообразные способы заполнения и проверки перфоматериалов, проведения тестов, что позволит ему избежать стереотипов. У учащихся вырабатывается позитивное отношение к урокам, смена деятельности помогает избежать переутомления, оптимизировать процесс изучения нового материала. Работа спрограммированным материалом расширяет кругозор, развивает целеустремлённость и воспитывает силу воли, заставляет выполнять задания вдумчиво и осмысленно.
В пособии представлен материал по основным темам четверти, порядок проведения уроков учитель определяет самостоятельно по своему тематическому планированию.
Литература
- Домоводство. М., 2004
- Евстигнеев Г.М., Синкаевский О. Н. Тайны продуктов питания. М., 1972
- Ермакова В. И. Кулинария. М., Просвещение, 1993
- Картушина Н. В. Домоводство. М. 1970
- Коноплева Е. А. Записки ленивой домохозяйки. М., 1999
- Кулинарные рецепты на любой вкус. Н
- Лифанова Т. М., Пшеничная Н. Б. Практический материал для проверки знаний учащихся на уроках географии: Учебно – методическое пособие. М., МГОПУ, 1998
- Лойко Р. Э. Консервируем сами. М., Колос, 1993
- Львова С. А. Практический материал к урокам социально – бытовой ориентировки в специальной ( коррекционной) школе VIII вида 5 – 9 классы. Пособие для учителя. - М., Г уманит. изд.центр ВЛАДОС, 2005
- Максимова М., Кузьмина М. Первоклассная повариха. М., 2003.
- Малер А. Р., Цикото Г. А. Обучение , воспитание и трудовая подготовка детей с глубоким нарушением интеллекта. М., 1988
- Петрова В. Г., Белякова И. В. Психология умственно отсталых школьников. М., 2002
- Повышение эффективности обучения во вспомогательной школе: Сб. науч. Трудов/ Под ред. В. В. Воронковой. – М..Изд. АПН СССР, 1981
- Программа по подготовке подсобных рабочих для предприятий общественного питания 5 -10 классов
- Программа специальной (коррекционной) школы VIII вида: 5 – 9 кл., В 2 сб/ Под редакцией В. В. Воронковой. – М., Г уманит. изд.центр ВЛАДОС, 2003.
- Рабочая учебная программа «Кулинарное дело» учителя профессионально – трудового обучения МОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат № 17 VIII вида» КАО г. Омска Ластовской Т. А.
- Савчук О. 300 рецептов. Салаты и закуски. - СПб.. Лениздат, « Ленинград», 2007
- Соколова Д., Шишкина Е. 300 рецептов. Блюда на скорую руку. СПб.. Лениздат, « Ленинград», 2007
- Соколова Д., Шишкина Е. 300 рецептов. Праздничный стол. СПб.. Лениздат, « Ленинград», 2007
- Хворостухина С. А. Консервируем без соли. – М., ООО ТД « Издательство Мир книги», 2007