Методический материал к урокам трудового обучения "Подготовка рабочих предприятий общественного питания" по профилю "Кулинарное дело". 7-й класс

Разделы: Коррекционная педагогика

Класс: 7


Методические материалы предназначены для учителей специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Они подготовлены в соответствии с рабочей учебной программой профессионально – трудового обучения по профилю «Подготовка рабочих предприятий общественного питания».

За основу программирования материала для уроков взята форма, предложенная в пособии для учителя «Практический материал к урокам Социально – бытовой ориентировки в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида» Львова С. А.

На занятиях по профилю «Кулинария» учащиеся приобретают знания об основах рационального питания, пищевой ценности продуктов, количества и качества пищи в зависимости от калорийности, знакомятся с основными технологическими приёмами приготовления блюд. Изучают способы хранения продуктов, особенностями Сибирской кухни. На базе школьной столовой узнают устройство и работу предприятий общественного питания, санитарно – гигиенические требования предъявляемые в кулинарии.

В процессе обучения решаются следующие задачи:

  • формирование доступных теоретических знаний.
  • развитие мелкой моторики рук,
  • развитие следующих умений: планировать последовательность действий самостоятельно и при помощи учителя, выполнять и контролировать свою работу, делать анализ проделанной работы
  • воспитание трудолюбия, целенаправленности в работе, устойчивого внимания, добросовестного отношения к труду, самостоятельности.

Предлагаемые в пособии материалы помогут учителю эффективно организовать процесс обучения, повысить самостоятельную деятельность детей с низким интеллектом и выполнить поставленные задачи через использование заданий с элементами программирования. Они обращены на определение причинно- следственной зависимости в упрощенной форме, с применением наглядных и практических методов, с использованием индивидуальных и групповых форм работы. Теоретический материал по данному курсу, практические моменты усваивается детьми с особыми образовательными потребностями более успешно через новые занимательные формы.

Материал сгруппирован по основным блокам программы 7 класса. Для каждого урока применимы различные задания: перфокарта, перфоконверт, буквенное задание, цифровое задание, тест, таблица, памятка, рецепт блюда, задания с рисунками, таблицы – лото, схемы. Программированные задания применяются в структуре урока, на разных этапах: подведение учащихся к изучению новой темы, объяснение нового материала, повторение пройденного материала.

Изучение нового для учащегося специального материала по предмету проходит более успешно при сочетании различных форм работы, которые в комплексе оказывают развивающиеся действие на ребенка. По данному предмету отсутствует специальный учебник, наличие такого материала позволяет ученику и учителю в целом видеть весь материал по разделам , варьировать задания в зависимости от подготовки ученика, применять различные формы работы на уроке.

Учитель может предложить разнообразные способы заполнения и проверки перфоматериалов, проведения тестов, что позволит ему избежать стереотипов. У учащихся вырабатывается позитивное отношение к урокам, смена деятельности помогает избежать переутомления, оптимизировать процесс изучения нового материала. Работа спрограммированным материалом расширяет кругозор, развивает целеустремлённость и воспитывает силу воли, заставляет выполнять задания вдумчиво и осмысленно.

В пособии представлен материал по основным темам четверти, порядок проведения уроков учитель определяет самостоятельно по своему тематическому планированию.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Литература

  1. Домоводство. М., 2004
  2. Евстигнеев Г.М., Синкаевский О. Н. Тайны продуктов питания. М., 1972
  3.  Ермакова В. И. Кулинария. М., Просвещение, 1993
  4. Картушина Н. В. Домоводство. М. 1970
  5. Коноплева Е. А. Записки ленивой домохозяйки. М., 1999
  6. Кулинарные рецепты на любой вкус. Н
  7. Лифанова Т. М., Пшеничная Н. Б. Практический материал для проверки знаний учащихся на уроках географии: Учебно – методическое пособие. М., МГОПУ, 1998
  8.  Лойко Р. Э. Консервируем сами. М., Колос, 1993
  9. Львова С. А. Практический материал к урокам социально – бытовой ориентировки в специальной ( коррекционной) школе VIII вида 5 – 9 классы. Пособие для учителя. - М., Г уманит. изд.центр ВЛАДОС, 2005
  10. Максимова М., Кузьмина М. Первоклассная повариха. М., 2003.
  11. Малер А. Р., Цикото Г. А. Обучение , воспитание и трудовая подготовка детей с глубоким нарушением интеллекта. М., 1988
  12.  Петрова В. Г., Белякова И. В. Психология умственно отсталых школьников. М., 2002
  13. Повышение эффективности обучения во вспомогательной школе: Сб. науч. Трудов/ Под ред. В. В. Воронковой. – М..Изд. АПН СССР, 1981
  14. Программа по подготовке подсобных рабочих для предприятий общественного питания 5 -10 классов
  15. Программа специальной (коррекционной) школы VIII вида: 5 – 9 кл., В 2 сб/ Под редакцией В. В. Воронковой. – М., Г уманит. изд.центр ВЛАДОС, 2003.
  16. Рабочая учебная программа «Кулинарное дело» учителя профессионально – трудового обучения МОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат № 17 VIII вида» КАО г. Омска Ластовской Т. А.
  17. Савчук О. 300 рецептов. Салаты и закуски. - СПб.. Лениздат, « Ленинград», 2007
  18. Соколова Д., Шишкина Е. 300 рецептов. Блюда на скорую руку. СПб.. Лениздат, « Ленинград», 2007
  19. Соколова Д., Шишкина Е. 300 рецептов. Праздничный стол. СПб.. Лениздат, « Ленинград», 2007
  20.  Хворостухина С. А. Консервируем без соли. – М., ООО ТД « Издательство Мир книги», 2007