Методические рекомендации учителю начальных классов при обучении учащегося вместе с тьютором

Разделы: Коррекционная педагогика


Младший школьный возраст – начало школьной жизни. Ведущей деятельностью у школьника становится учебная деятельность. Вступая в статус младшего школьника, у ребенка формируется внутренняя позиция школьника, которая переходит в учебную мотивацию.

Расстройства аутистического спектра (РАС) представляют собой варианты состояний различной тяжести, которые включают в себя аномальное поведение и затруднения в социальном взаимодействии и коммуникации, а также ограниченные действия и интересы.

РАС – это расстройство, возникающие по причине нарушения психического развития, характеризующееся аутистической формой контакта с окружающими, расстройствами речи и моторики, стереотипности деятельности и поведения, приводящими к дефициту социального взаимодействия [1].

В.В. Лебединский акцентировал внимание, что аутизм – это отстранение от реальности. Уход в себя, недоступность или парадоксальность реакций на наружное влияние, ранимость и пассивность в контактах со средой [3].

В настоящее время образование ребенка с РАС направлено формирование и развитие социально-активной личности, что достигается слаженной работой учащегося, тьютора, педагогического коллектива, администрации и родителей. Главной задачей образовательного учреждения является создание специальных условий для усвоения учебных программ, социальной адаптации и развития учащихся с РАС. Реализация данной задачи подразумевает создание психолого-педагогических условий обучения с учетом особых образовательных потребностей учащихся с РАС, а также обеспечение обучающимся дифференцированной многопрофильной помощи [2]. Поэтому в образовательные учреждения водятся тьюторы для таких учащихся.

Тьютор (англ. tutor, от лат. tueor – наблюдаю, забочусь) – педагог-наставник в английских паблик-скулз, старших классах грамматических школ и педагогических колледжах [5].

Т.М. Ковалева определяет тьютора как педагога, действующего по принципу индивидуализации и сопровождающего построение учащимся своей индивидуальной образовательной программы. По мнению Е.С. Комракова, С.А. Щенниковой, Л.В. Бендовой, тьютор – это специалист в области организации образования и самообразования [5].

Коррекция поведения учащихся с РАС достигается согласованностью действий специалистов, работающих с ними. О.С. Никольская выделяет общие для всех аутичных детей трудности в организации их учебной деятельности. Эти дети, хорошо организованные на индивидуальных занятиях, в школьном классе они производят впечатление совершенно разлаженных: с огромным трудом сидят за партой, могут вставать, ходить по классу во время урока. Они медлительны, отвечают не сразу и невпопад, выполняют задание не тогда, когда нужно. Их внимание неустойчиво, на уроке они могут быть заняты своими играми. Поведение таких детей плохо контролируется, часто они «не видят и не слышат» учителя. Это создает плохую атмосферу в классе, ученики не могут сосредоточиться, учитель отвлекается на такого ребенка, поэтому он может обучаться только с помощью тьютора, который будет сдерживать его негативные проявления, препятствовать нарушению дисциплине. Вероятны неадекватные реакции – оживлённость и смех, или же боязнь и плач, или стереотипное двигательное и речевое возбуждение, стремление, не слушая других, постоянно говорить на какую-то особую тему. Свойственны проявления негативизма, резкий отказ от выполнения заданий [4].

Поэтому нами были составлены рекомендации для учителей начальных классов, обучающих ребенка с РАС совместно с тьютором [5].

1. Тщательный сбор информации о таком ребенке: помимо изучения документации необходимо задавать вопросы ему самому, в случаях затруднений необходимо обратиться к родителям, которые могут предоставить видеозаписи, на которых ученик принимает участие в каких-либо мероприятиях; наблюдение за учащимся на других уроках (занятиях): в чем его сильные/слабые стороны, что вызывает у него положительные эмоции.

2. Поддержка учащегося во время изменений в привычной обстановке. Если данное изменение происходит на уроке, учитель может заблаговременно предупредить о нем (например, о смене деятельности).

3. Разрешение выполнения какой-либо деятельности. Продолжительное нахождения на одном месте, выполнение однообразной деятельности вызывает у учащегося с РАС трудности, поэтому необходимо позволить ученику двигаться или манипулировать каким-либо предметом во время уроков (разминание мягких мячиков, растягивание резинок, рисование)

4. Приобщение учащегося с РАС к работе в классе: раскладывание раздаточного материала, подсчет учащихся в классе, подготовка доски к началу урока и т.д.

5. Использование сильных сторон учащегося с РАС: они являются фундаментом для его обучения.

6. Пересмотр отношения к правописанию. В связи колоссальным психическим напряжением во время письма, на некоторых уроках учащемуся с РАС можно разрешить пользоваться планшетом или компьютером, однако любая попытка самостоятельного написания должна быть положительно оценена учителем.

7. Предоставление выбора. Именно самостоятельный выбор воспитывает не только чувство контроля над своей жизнью, но и дает возможность узнать себя лучше. Выбор можно предоставить на любом уроке, например, на математике: «реши 5 примеров из 10», «выбери ту задачу, которую ты сможешь решить самостоятельно».

8. Включение учащегося с РАС в коммуникацию. Организация досуговых мероприятий, внеклассных мероприятий, где учащийся с РАС принимает активное участие наравне с другими учениками.

9. Оценка достижений. Она способствует развитию самостоятельности учащегося, создает стимул для дальнейшего обучения.

10. Побуждение интереса к учебе. Учителю необходимо подбирать интересные методы преподнесения информации, например, использование игры на уроке. Игра – мощный стимул интереса к окружающей действительности. Занимательность, необычное начало урока, через использование музыкальных фрагментов, игровые и соревновательные формы, юмористические минутки – все это способствует повышению интереса к учебной деятельности.

Таким образом, вышеперечисленные методические рекомендации для учителя начальных классов, у которого на уроках присутствует ученик с РАС, обучающийся в сопровождении с тьютором, способствуют лучшей организации урока, соблюдению дисциплины, созданию положительной атмосферы в классе.

Список литературы

  • 1. Асеева И.Ю. Психолого-педагогические условия обучения детей с расстройствами аутистического спектра в начальной школе / И.Ю. Асеева // Проблемы педагогики. – 2016. – №12 (23). – С. 43–46.
  • 2. Богорад П.Л. В помощь учителям и родителям: рекомендации по выполнению домашних заданий. Как? Зачем? Почему? / П.Л. Богорад, О.В. Загуменная // Аутизм и нарушения развития. – 2014. – №3. – Т. 12. – С. 8–14.
  • 3. Лебединский В.В. Нарушение психического развития у детей / В.В. Лебединскйи. М.: Просвещение, 2015. – 289 с.
  • 4. Никольская О.С. Аутичный ребенок. Пути помощи / О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг. – М.: Теревинф, 2016. – 255 с.
  • 5. Тьютор в современной школе: сопровождение особого ребёнка: Методические рекомендации для начинающих тьюторов / А.В. Мамаева, О.Л. Беляева, С.В. Шандыбо [и др.]; отв. ред. И.П. Цвелюх, С.В. Шандыбо, Е.А. Черенёва; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. – Красноярск, 2015. – 214 с.