Моя профессиональная позиция (из опыта практической работы педагога-психолога СПО)

Разделы: Школьная психологическая служба, Коррекционная педагогика

Классы: 10, 11


«О, сколько их на полях!
Но каждый цветет по-своему -
В этом высший подвиг цветка!»

Басе

Что делает человека профессионалом? Поисковые системы предлагают сухую трактовку - профессионал - это человек, обладающий знаниями, квалификацией, который осознает свои профессиональные возможности и умело их повышает. Но мне кажется, что ответ на этот вопрос кроется глубоко в нас самих.

Моя профессия (педагог-психолог) предполагает работу с учащимися разных категорий в Столичном Колледже Индустрии Сервиса и Гостеприимства. Среди более 1000 наших студентов, в рамках проекта ДОНМ «Профессиональное обучение без границ», успешно обучаются 86 ребят с ОВЗ и инвалидностью, и я искренне стараюсь дать каждому из них максимум заботы и знаний.В первую очередь, работа с категорией лиц с ОВЗ и инвалидов требует от психолога максимальной интеллектуальной отдачи, желания помочь таким учащимся профессионально самоопределиться и получить опыт выстраивания позитивных коммуникации в социуме. Наши ребята нуждаются в том, чтобы их слышали, понимали, и главное - принимали такими, какие они есть. Главное - вовремя помочь, оказать психологическую поддержку. Продолжая формировать у обучающихся с ОВЗ и инвалидностью необходимые умения и навыки, в рамках выбранного профессионального направления, мы опираемся на практико-ориентированный подход, включая в работу современные образовательные технологии. Объяснительно-иллюстративные технологии, а именно методика «Пиктограммы» (как пример) используется преподавателями и специалистами как на занятиях по специальным дисциплинам, так и во внеклассной деятельности. Опираясь на развитое наглядно-образное мышление у лиц с ОВЗ и инвалидностью, данная методика облегчает процесс работы с технологическими картами на практических занятиях в колледже. Введение методики «Пиктограммы» в практическое обучение лиц с ОВЗ и инвалидностью произошло по запросу активной мамы одной из таких обучающихся. Мы проработали теоретический материал, провели мастер-класс для педагогов специальных дисциплин, разработали классный час в виде развивающей игры для студентов 1 курса групп ОВЗ и инвалидов. Смысл игры заключался в изложении технологической карты приготовления шарлотки с яблоками в виде 9 пиктограмм. Ребята сами продумывали и упрощали рисунки. Получились опорные картинки - пиктограммы, по которым совсем не трудно было приготовить этот вкусный яблочный десерт из Германии - Шарлотку. На этом познавательном мероприятии ребята научились преобразовывать слова и понятия в знаки и символы. Так, всем известный рецепт варки пельменей наши учащиеся изобразили в виде 8 понятных пиктограмм. Занятие мотивировало всех присутствующих на практическую работу в колледже и дома.

Пиктограмма- это схематическое изображение различных предметов и явлений. Пиктограммы относятся к невербальным средствам общения и могут использоваться как средство, облегчающее развитие общения между всеми участниками образовательного процесса. В качестве пиктограмм чаще всего используют черно-белые символические изображения, заменяющие слова. Мы используем данную методику для развития когнитивных функций, в рамках практических занятий по профессиям «Повар» и «Кондитер» у групп с ОВЗ и инвалидностью. Информация в технологической карте с помощью пиктограмм становится наглядной, что особенно важно в обучении лиц с ОВЗ и инвалидов с интеллектуальным дефектом. Используя данный вид донесения материала, педагог помогает поэтапно осознать закономерности приготовления элементарных блюд. Совершенствуясь в применении данной методики, дополняя уже известные разработки, можно вносить необходимые изменения, создавая нужный круг пиктограмм для конкретной аудитории. Таким образом, использование различных форм альтернативной (невербальной) коммуникации позволяет активизировать и мотивировать деятельность обучающихся с ОВЗ и инвалидностью при выраженной интеллектуальной недостаточности, расширять и развивать их когнитивные возможности, создавая ощущение психологического комфорта и безопасности. Включение данных технологий в работу преподавателей и специалистов нашего колледжа, безусловно, обогащает их методический багаж.

Во внеклассной деятельности педагога-психолога методика «Пиктограммы» (автор А.Р. Лурия) используется для развития памяти студентов, снижения тревоги и защитных реакций. Также методика выявляет разного рода проблемы мыслительных процессов у обучающихся групп с ОВЗ и инвалидов.

Пандемия коронавируса и карантинные меры внесли свои коррективы в наше обучение, сместив направление в сторону информационных технологий. В дистанционном режиме обучения мы с ребятами проводим конференции в Zoom и вебинары. Мне очень нравится записывать подкасты для своих ребят - так они могут усваивать информацию в любом месте и в любое время, когда им максимально комфортно.

Если говорить о моей личной профессиональной позиции, то это постоянное повышение профессиональных навыков и обновление теоретических знаний, взаимодействие с родительской общественностью и специалистами Социально-психологической службы, использование всех возможностей информационных технологий, активная жизненная позиция, эмоциональный позитив и главное - Любовь к детям. А как многодетная мама, я очень хорошо понимаю и ощущаю эту радость общения с молодежью. Поэтому очень хочу, чтобы мои воспитанники пронесли любовь через всю свою жизнь и однажды, передали её тому, кто больше всего в ней нуждается.

Список литературы

  1. Жигулин А.А. Профессиональное саморазвитие педагога-психолога// Научно-исследовательские публикации. - 2018. - Электронный ресурс. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnoe-samorazvitie-pedagoga-psihologa.- Дата обращения: 14.04.2021.
  2. Херсонский Б.Г. «Метод пиктограмм в психодиагностике», Изд. 3-переработанное и дополненное - СПб: Речь, 2003. - 120с.