Необходимость создания данного методического пособия, обусловлено тем, что в настоящее время, у довольно значительной части детей уже при поступлении в школу выявляются некоторые парциальные отставания в развитии психических, познавательных процессов, что не позволяет им осваивать школьную программу и ведет к стойкой дезадаптации и последующему нарушению процесса социализации.
Детский дом-школа №74 работает в режиме коррекционно-развивающего и компенсирующего обучения. Учитывая специфические особенности обучающихся, при написании данной работы преследовалась определённая цель – «Создание методического пособия “Особенности организации учебного процесса в классах компенсирующего и специального (коррекционного) VII вида обучения на примере решения типовых расчётных задач по химии”», (Приложение 1), и ставились следующие задачи:
- выяснить психолого-педагогические основы организации компенсирующего (развивающего) обучения;
- показать социально-педагогические аспекты создания классов компенсирующего и специального (коррекционного) VII вида обучения;
- охарактеризовать специфику учебно-воспитательного процесса с детьми с задержкой психического развития (ЗПР);
- дать методические рекомендации по решению типовых расчётных задач по химии для классов системы коррекционно-развивающего образования;
- осуществить практико-ориентированную направленность через создание: информационно-обучающей программы: «Алгоритмы решения типовых расчётных задач по химии для классов компенсирующего и специального (коррекционного) VII вида обучения» (Приложение 4); рабочей тетради на печатной основе «Химия. Решение типовых расчётных задач» для 8-9-х классов компенсирующего и специального (коррекционного) VII вида обучения (Приложение 2);
- способствовать формированию ключевых компетенций – готовности учащихся самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем.
Настоящее пособие предназначено для учителей, преподающих в вышеуказанных классах, содержит общие методические рекомендации по работе с детьми с задержкой психического развития (ЗПР) и включает все типы расчётных задач с решениями, основанных на вычислениях по химическим формулам и химическим уравнениям по различным темам неорганической и органической химии, которые разработаны в соответствии со школьной программой. Некоторые типы представлены разнообразными по содержанию задачами, в отдельных примерах предлагается два способа их решения.
Пособие состоит из двух частей.
Часть I – теоретическое обоснование интерпретации педагогического опыта, включает 4 раздела.
В разделе «Психолого-педагогические основы организации компенсирующего (развивающего) обучения», дана характеристика классов компенсирующего обучения, деятельность которых строится в соответствии с принципами гуманизации, дифференциации и индивидуализации развития личности, которые обеспечивают адаптивность и вариативность системы образования. Вышеуказанные классы организуются с целью создания для учеников условий адекватных их особенностям, позволяющих предупредить дезадаптацию ребенка, [1].
Образовательные программы для данных классов разрабатываются на основе государственного стандарта общего образования на базе основных общеобразовательных программ, составной частью которых является программа компенсирующее-развивающей направленности.
Раздел «Принципы развивающего обучения по В.П. Зинченко», показывает процессы психического развития человека в детском, подростковом и юношеском возрасте. В работе представлена классификация некоторых принципов, данная психологом, а именно принципы: ведущей деятельности; творческого характера развития; совместной деятельности и общения. На их основе разрабатываются конкретные методики, педагогические технологии. Особое значение уделяется определению зоны ближайшего развития – важнейшему аспекту организации коррекционно-развивающего обучения.
В разделе «Организационно-педагогические основы создания классов компенсирующего и специального (коррекционного) VII вида обучения» указывается, что согласно нормативно-правовым положениям, в современной общеобразовательной школе для детей с трудностями в обучении создаются два основных типа классов – компенсирующего и специального (коррекционного) VII вида обучения, где коррекционно-развивающее образование определяется нормативно-правовыми положениями Министерства образования РФ и строится на основе организационно-педагогических и научно-методических положений Концепции коррекционно-развивающего обучения, разработанной Институтом коррекционной педагогики, [1].
Раздел «Специфика организации учебно-воспитательного процесса с детьми с задержкой психического развития (ЗПР)» показывает, что система коррекционно-развивающего и компенсирующего обучения – это качественно новый уровень организации учебного процесса, который позволяет обеспечить полноценное образование, удовлетворить интересы и потребности конкретного ребенка с учетом его оптимальных возможностей, индивидуальных способностей на основе охраны и укрепления здоровья, создания благоприятной среды, обеспечивающей не только усвоение знаний, но и развитие личности [2].
В данном разделе говорится, что построение содержания учебной информации для детей с ЗПР осуществляется на основе следующих принципов:
– усиления практической направленности;
– выделения сущностных признаков изучаемых
явлений;
– опоры на жизненный опыт ребенка;
– ориентации на межпредметные связи;
– введения в содержание учебных программ
коррекционных разделов, предусматривающих
активизацию познавательной деятельности,
формирования у обучающихся деятельностных
функций, необходимых для решения учебных задач
(С.Г. Шевченко).
Особое внимание уделяется технологии обучения, которая включает информационный (определение объема и состава информации, выделение основных изучаемых единиц; установление зависимости между основным понятием, и вспомогательными знаниями; адаптацию учебного содержания к возрасту и возможностям детей, к целям и задачам урока) и управленческий (способы трансляции информации, содержание педагогических действий, реализация обратных связей, педагогическая оценка процесса и результатов взаимодействия в учебном процессе) компоненты.
В вышеуказанном разделе поясняется, что открытие детям личностного смысла действий, является обязательным условием коррекционно-развивающего образования, которое не может быть успешным без формирования у школьников способностей целеполагания в ходе обучения, включающего целый ряд необходимых конкретных умений:
– принятие и понимание цели, поставленной
учителем, удержание, сохранение её в сознании в
течение длительного времени и подчинение ей
своего поведения;
– умение соотносить задачи со своими
возможностями, определять реальность,
достижимость, заменять нереальные цели
реальными;
– определение последовательности поставленных
задач, выделение главных и второстепенных
аспектов;
– определение оптимальных средств и способов
достижения поставленных целей;
– постановка нестандартных, нестереотипных,
оригинальных задач – творческие виды
деятельности (А. К. Маркова).
В условиях специально организованного обучения школьники с задержками в психическом развитии способны дать значительную положительную динамику и усвоить многие знания, умения и навыки, которые нормально развивающиеся сверстники набирают самостоятельно.
Часть II – «Примеры типовых расчётных задач по химии» состоит из 5 разделов:
1. Решение расчётных задач по химии в классах
компенсирующего и специального
(коррекционного) VII вида обучения.
2. План изучения каждой химической величины.
3. Наименование химических величин.
4. Расчёты по химическим формулам.
5. Расчёты по химическим уравнениям.
В обосновании раздела «Решение расчётных задач по химии в классах компенсирующего и специального (коррекционного) VII вида обучения» говорится, что образовательный стандарт общего образования по химии предусматривает решение расчётных задач различного типа, что является наиболее сложным аспектом в процессе обучения детей с задержкой психического развития, т. к. они не владеют алгоритмами, различными способами решения, не могут самостоятельно составлять условия задач, анализировать нестандартно сформулированные вопросы, а умение обучающимися решать расчётные задачи по химии является объективным показателем глубокого овладения ими необходимым объёмом теоретических знаний. Важно научить решать задачи каждого школьника, т. к. этот процесс – наиболее значимое условие для осмысления химических понятий.
В пособии показано, что обучение решению задач учеников с ЗПР проводится в процессе поэтапного формирования следующих обозначенных умственных действий (мотивация учения, составления схемы ориентировочной основы будущего действия (с предметами или их моделями), устного обсуждения и записи решения с опорой на алгоритм, обобщения и выводов), а анализ условия задачи важно сочетать с демонстрационными или лабораторными опытами, изображением исходных данных в виде схемы или рисунков, по мере необходимости применять ИКТ.
Вместе с тем, учитывая специфику обучаемого контингента, следует обращать внимание на влияние реальных данных (содержание примесей, чистого вещества в растворе, выход продукта, избыток и недостаток и т. д.) на условия разных задач и на существующие взаимосвязи между элементарными задачами; формировать у учащихся с задержкой психического развития представления о различных их типах в определённой системе и понятия, что из типовых задач создаются, так называемые, комбинированные, которые для облегчения решения необходимо представить в виде нескольких простых. Для понимания взаимосвязи между числовыми данными задачи и осмысления её решения необходимо включить этапы: самостоятельной работы по составлению прямой и обратной задачи после предварительного разъяснения учителем условия в общем виде, определения алгоритма решения, которым можно пользоваться при выполнении различных заданий (кроме контрольных работ).
Особое внимание обращается на то, что при решении расчётных задач необходимо правильно сформировать у учащихся определённые умения и навыки:
– записывать кратко данные задачи, её условие,
умение анализировать их;
– определять тип задачи, находить алгоритм её
решения;
– выполнять решение с использованием
необходимых уравнений, физических и химических
величин и единиц в системе СИ;
– записывать ответ в соответствии с условием
задачи и проверять решение.
Способ же решения может быть выбран самими учениками, в чём должно проявиться их творчество.
Раздел «План изучения каждой химической величины» включает в себя следующие пункты:
1. Наименование величины.
2. Определение величины.
3. Обозначение величины.
4. Единицы измерения величины в системе СИ.
В разделе «Наименование химических величин» даётся характеристика (определение, обозначение, единица измерения) следующих величин с примерами их расчёта:
1. Абсолютная атомная масса.
2. Относительная атомная масса.
3. Абсолютная молекулярная масса.
4. Относительная молекулярная масса.
5. Количество вещества.
6. Молярная масса.
7. Молярный объём.
Раздел «Расчёты по химическим формулам» включают в себя необходимые типы задач:
1. Вычисление количества вещества по данной
массе вещества (m).
2. Определение массы вещества (m) по известному
количеству вещества.
3. Вычисление объёма (V) газообразного вещества,
измеренного при н.у. по данному количеству
вещества или массе (m).
4. Определение массы (m) или количества
газообразного вещества по известному объёму (V).
У.н.
5. Определение связи между молярным объёмом (VM),
молярной массой (М) и плотностью () вещества.
6. Задачи с использованием понятия плотности
одного газа по другому.
7. Задачи с использованием постоянной Авогадро (NA).
Раздел «Расчёты по химическим уравнениям» содержит основные типы задач:
1. Вычисление по химическим уравнениям объёмов
газов по известному объёму или (количеству)
вещества одного из вступающих в реакцию или
получающихся в результате её.
2. Расчёты по химическим уравнениям, если одно из
реагирующих веществ взято в избытке.
3. определение массовой доли (%) выхода продукта от
теоретически возможного.
4. Вычисление объёма газа, полученного из
известной массы исходного вещества, содержащего
определённую массовую долю (%) примесей.
5. Определение массы вещества, образующейся при
взаимодействии растворов, содержащих
определённые массовые доли (%) веществ в растворе.
6. Определение молекулярной формулы вещества по
его относительной плотности и массовой доле
элементов в веществе.
Практико-ориентированная направленность методического пособия реализуется через информационно-обучающую программу и рабочую тетрадь на печатной основе.
Информационно-обучающая программа, с выработанными алгоритмами и созданная на основе ИКТ, помогает усвоить поэтапный ход решения типовых расчётных задач химического содержания, способствует повышению мотивации к изучению предмета, актуализации знаний, активизации мыслительной деятельности, (приложение 4), кроме того, информационный продукт снабжён иллюстрированным руководством пользователя, в котором подробно объясняются принципы работы с предлагаемым программным обеспечением (Приложение 3).
Программа разработана на основе языка объектно-ориентированного программирования Delphi v6, совместима со всеми операционными системами Microsoft Windows, [3].
Рабочая тетрадь на печатной основе, выстроена по оригинальной логической схеме автора и служит существенным приложением, предусматривающим самостоятельную работу, инициирующую творчество учащихся, являясь естественным продолжением практической части методического пособия (Приложение 2).
Таким образом, можно сделать вывод о том, что система коррекционно-развивающего и компенсирующего обучения – это личностно ориентированное социальное звено в структуре школьного образования общего назначения, позволяющее удовлетворить интересы конкретного ученика, обеспечить полноценное образование на основе усиления дифференцированного подхода и учета личностных особенностей при выборе формы организации и методов работы, где принимается во внимание состояние здоровья, готовность к обучению, психофизические и адаптационные возможности.
Научные основания коррекционно-развивающей деятельности в процессе обучения и воспитания раскрываются в контексте складывающейся в настоящее время культурно-исторической, гуманистической педагогики. Основная ценность образования – человек, ребенок. Понимание, признание в ребенке человека – это самый главный вклад взрослого в его развитие.
Психолого-педагогическая коррекция на протяжении всего ее срока должна быть систематической, комплексной, индивидуализированной. При этом важно учитывать неравномерность проявлений познавательной активности школьников и опираться на те виды психической деятельности, в которых легче всего она вызывается, постепенно распространяя ее на другие актуальные ситуации. Учащиеся этой категории требуют к себе особого индивидуального подхода, а их коррекционное обучение необходимо сочетать с лечебно-оздоровительными мероприятиями.
Возможность положительных результатов коррекционно-развивающей деятельности в достижениях педагогической реабилитации детей с ЗПР определила особый подход к обучению контингента данной категории, где успешность индивида является главным приоритетным направлением.
Только при условии грамотной организации образовательного процесса, оказания коррекционно-педагогической помощи, ученики с задержкой психического развития способны овладеть программой основной школы и, в большинстве случаев, продолжить образование, а представленное вашему вниманию методическое пособие с приложениями способно оказать существенную поддержку в решении вышеуказанных проблем.
В настоящее время, проект полностью готов к трансляции и апробирован в МОУ «Детский дом-школа №74», работающем в режиме коррекционно-развивающего и компенсирующего обучения.
Список литературы:
1. Гонеев, А.Д. и др. Основы коррекционной
педагогики: учеб. пособие для студ. высш. пед.
учеб. заведений / А.Д. Гонеев, Н.И. Лифинцева, Н.В.
Ялпаева; под ред. В.А. Сластенина. – 2-е изд.,
перераб. – М.: Академия, 2002. – 272 с.
2. Специальная педагогика / под ред. Н.М. Назаровой.
– М.: Академия, 2006. – 213 с.
3. Боровский А. Программирование в Delphi [Текст]
/ А. Боровский. – СПб.: BHV – Санкт- Петербург, 2005. –
680 с.