Цели урока:
- систематизировать и обобщить знания учащихся по теме “Имя прилагательное”;
- формировать у учащихся мотивацию к изучению русского языка;
- развивать умение работать в группе;
- воспитывать у учащихся чувство коллективизма.
Оборудование урока:
- карточки с заданиями (для учащихся),
- оценочный лист (для жюри),
- детские рисунки на космическую тему,
- аудиозапись композиции “Волшебный полёт” группы “Спейс”.
Описание игры.
“Космическое путешествие” - командная игра, поэтому перед её началом необходимо сформировать команды учащихся из 5 человек (4 игрока и капитан). Путешествие состоит из 6 этапов. На каждом этапе учащиеся выполняют задания, которые оцениваются членами жюри. Баллы за выполненные задания заносятся в оценочный лист соответственно номеру каждой команды. Игра заканчивается после того, как команды пройдут все этапы. После этого жюри подводит итоги игры: подсчитывается количество полученных баллов, объявляются результаты. Учитель выставляет учащимся оценки за урок.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы и цели урока.
- Ребята, тема нашего урока “Повторение изученного по разделу “Имя прилагательное”. Сегодня мы повторим знания по теме “Имя прилагательное”. Для этого мы с вами совершим учебное космическое путешествие. Посмотрите, пожалуйста, какие этапы нам для этого нужно пройти. (На доске записаны этапы путешествия).
1. “Подготовка к полёту”.
2. “Взлёт ракеты”.
3. “Работа в открытом космосе”.
4. “Стыковка кораблей”.
5. “Возвращение на Землю”.
6. “Адаптация космонавтов”.
- Помогать нам сегодня будет “Пункт управления полётом”, наше уважаемое жюри (учитель представляет учащимся членов жюри).
3. “Подготовка к полёту”.
- Итак, мы начинаем подготовку к полёту. Прослушайте отрывок из песни, выполните морфологический разбор одного из прилагательных. (Учитель читает отрывок из песни, учащиеся выполняют задание и сдают работы в “Пункт управления полётом”).
Я верю, друзья, караваны ракет помчат нас вперёд
От звезды до звезды.
На пыльных тропинках далёких планет
Останутся наши следы.
4. “ Взлёт ракеты”.
- Итак, все команды подготовились к полёту. Капитаны команд, получите ракеты! (Учитель раздаёт капитанам карточки-ракеты, вырезанные из картона или плотной бумаги). Наши ракеты на старте. Чтобы мы успешно взлетели, необходимо вспомнить и написать разряды имён прилагательных по значению, распределив их по отсекам ракет. Вам необходимо также заполнить каждый отсек примерами прилагательных, записанных на карточках: каменный, морской, осенний, отцов, волчий, тёмный, близкий, папин, летний, высокий, свежий, деревянный. (Капитаны получают карточки с заданиями. Звучит музыка “Волшебный полёт” группы “Спейс”).
5. “Работа в открытом космосе”.
- Взлёт прошёл успешно, наши ракеты находятся в открытом космосе. Нам предстоит работа над тестами по теме “Имя прилагательное”. ( Капитаны получают задания).
Тест.
1.Определите степень сравнения прилагательного более слабый (человек):
а) сравнительная;
б) превосходная.
2.Определите форму прилагательного сильнейший:
а) простая форма сравнительной степени;
б) простая форма превосходной степени;
в) составная форма превосходной степени;
г) составная форма сравнительной степени.
3.Степень сравнения и краткую форму образуют:
а) притяжательные прилагательные;
б) качественные прилагательные;
в) относительные прилагательные.
4.Относительные прилагательные:
а) обозначают такой признак предмета, который не может в предмете быть в большей или меньшей степени;
б) обозначают такой признак предмета, который может быть в этом предмете в большей или меньшей степени;
в) обозначает принадлежность чего-либо лицу или животному.
5. В сочетании слов наиболее интересная информация неизменяемым является слово:
а) информация;
б) наиболее;
в) интересная.
- После работы в открытом космосе вы, ребята, наверное, устали, и я предлагаю вам минутку отдыха.(Капитаны команд под музыку проводят физминутку для членов экипажа).
6. “Стыковка кораблей”.
- Мы восстановили силы и продолжаем нашу работу. Если вы успешно справитесь с заданием, то произойдёт стыковка кораблей. Каждая команда должна составить по три словосочетания на космическую тему, используя прилагательные. (На доске заранее помещены детские рисунки на тему “Космос”).
7. “Возвращение на Землю”.
- Стыковка кораблей прошла успешно, и мы приступаем к самому ответственному этапу нашего путешествия “Возвращение на Землю”. Чтобы ракеты быстро и без препятствий возвратились на Землю, необходимо правильно выполнить задание: вставить пропущенные буквы и вспомнить соответствующие орфограммы. Капитаны команд получают карточки с заданиями:
1.веж…вый камыш…вый ландыш…вый холщ…вый плюш…вый вещ…вой |
2.(не) ряшлив (не) брежный (не) внимательный (не) лживый (не) настный (не) уклюжий |
3. безветре…ый глиня…ый серебя…ый оловя…ый стекля…ый лебеди…ый |
4. немец…ий киргиз…ий француз…ий белорус…ий турец…ий рус…кий |
5.(ярко) красный
(горько) солёный
(железно) дорожный
(тянь) шаньский
(легко) атлетический
(Из карточек с выполненными заданиями на доске составляется трасса).
8. “Адаптация космонавтов”.
- По трассе мы успешно приземлились. Чтобы адаптироваться на Земле, необходимо получить домашнее задание.
Заранее подготовленный ученик выразительно читает стихотворение Р.Горской и Э.Барковой “Я мечтаю”:
Я мечтаю о звёздных полётах,
Намечаю маршруты путей,
Межпланетным я стану пилотом,
Только б вырасти мне поскорей,
Всё о жизни Сатурна узнаю,
С марсианами дружбу сведу,
По пути на Луне побываю,
К дальним звёздам дорогу найду.
Небо синее ласково манит
И к бескрайним просторам зовёт.
Знаю я, что минута настанет -
В дальний рейс поведу самолёт.
Учащиеся в тетрадях записывают предложение:
Небо синее ласково манит
И к бескрайним просторам зовёт.
Задание: произвести синтаксический разбор предложения, выполнить морфологический разбор прилагательных.
9. Итоги урока.
- слово жюри;
- учитель выставляет и комментирует оценки, полученные учащимися за урок.
Оценочный лист
№ п/п | 1 этап “Подготовка к полёту” |
2 этап “Взлёт ракет” |
3 этап “Работа в открытом космосе” |
4 этап “Стыковка кораблей” |
5 этап “Возвращение на Землю” |
Итог |
1 к. | ||||||
2 к. | ||||||
3 к. | ||||||
4 к. | ||||||
5 к. | ||||||
Критерии оценивания: По 1 баллу за каждое верно выполненное задание. |
По 1 баллу за каждое верно выполненное задание. | По 1 баллу за каждое верно выполненное задание. | По 1 баллу за каждое верно выполненное задание | По 1 баллу за каждое верно выполненное задание. |
Замечания жюри: _________________________________________________________________