Методическая модель развития письменно-речевых способностей у учащихся 6-го класса (к постановке проблемы)

Разделы: Русский язык

Класс: 6

Ключевые слова: письменная речь


В статье представлена методическая модель развития письменно-речевых способностей учащихся 6-х классов. Модель предполагает развитие письменно-речевых способностей в направлении от копиальных к оригинальным текстам. Формирование письменно-речевых способностей учащихся 6 классов включает в себя три этапа: подражание форме исходного текста, подражание жанровой модели текста и создание собственного оригинального текста. Предлагаются упражнения, направленные на развитие письменно-речевых способностей учащихся 6 классов.

Ключевые слова: письменно-речевая способность, подражание, стилизация

Актуальным направлением школьного обучения русскому языку является развитие письменно-речевых способностей учащихся. Однако, анализ учебников по русскому языку, показывает, что развитие последних осуществляется за счет обучения таким жанрам, как сочинение, изложение и – изредка – эссе. При этом школьников, скорее, обучают написанию письменного текста по определенной модели, нежели развивают их письменно-речевые способности.

Объектом в данной статье является письменно-речевая способность учащихся 6 классов, а предметом исследования – методическая модель развития письменно-речевой способности учащихся 6 классов.

Цель работы – представить методическую модель развития письменно-речевой способности учащихся 6 классов. Под письменно-речевыми способностями в статье понимаются разновидности речевой способности, ориентированные на создание письменных, связных, речевых произведений носителей языка.

Не ставя перед собой цель – представить историю развития методических идей по формированию письменно-речевых способностей, мы остановимся только на тех работах, которые значимы для развития нашего тезиса о том, что формирование письменно-речевых способностей носителей языка может быть осуществлено в направлении от подражания авторской манере к подражанию жанровой модели текста и далее – к созданию собственных оригинальных речевых произведений.

Одним из первых в отечественной методике вопрос о развитии письменно-речевых способностей учащихся поставил в ХIХ веке Ф. И. Буслаев. Он полагал, что «учитель отечественного языка должен выучить детей правильно писать чужое и потом сочинять свое»[1]. Ф.И.Буслаев в статье «Письменные упражнения» из книги «О преподавании отечественного языка» собственные письменные упражнения подводит в четырем статьям:

  1. дается содержание вместе со словесным выражением оного, т.е. вместе с формою;
  2. дается содержание, но во внешнем или во внутреннем воззрении на предмет, следовательно, без формы;
  3. дается форма; найти содержание;
  4. ни того, ни другого не дается; найти и форму, и содержание [1].

По мнению Ф. И. Буслаева, «учитель русского языка, ограничиваясь собственным своим предметом, мог бы подвести все письменные упражнения учеников к трем отделам:
1) к выражению, 2) расположению и 3) изобретению» [1].

Значимым для нас является мысль Ф. И. Буслаева о том, что развитие письменно-речевых способностей начинается с обучения написанию чужих текстов. И уже после этого можно переходить к обучению оригинальных письменных текстов. Несмотря на то, что эта мысль была высказана еще в ХIХ веке, она не получила в методической литературе развития. Школьные учебники – в частности, учебники по русскому языку за 6 класс, – ориентируют школьников на создание оригинальных письменно-речевых произведений (сочинений, эссе и пр.).

Более основательно к изучению письменно-речевых способностей подошел Н. Д. Голев, разработав совместно с коллективом преподавателей вузов и учителей г. Барнаула программу «Развитие письменно-речевых способностей детей на основе пропедевтического изучения текста».

«Программа представляет собой систему языкового обучения школьников. Ее ядром выступает новая технология развития речевых способностей учащихся школы на основе использования комплексного (системного) пропедевтического анализа текста, осуществляемого в разнообразных дидактических формах на уроках русского языка в 5-11 классах общеобразовательных школ» [2].

Ученый предлагает следующую последовательность в развитии письменно-речевых навыков: «развитие способности продуцирования (синтеза) текстов движется в направлении от простых (механических) форм воспроизведения (например, переписывания, простого диктанта, диктанта с изменением текста) ко все более сложным (простым изложениям) и, наконец, к изложениям-сочинениям (как подражанию и продолжению изложенного текста) и изложениям на свободную тему с использованием тех или иных элементов воспроизводимого текста» [2].

На основе вышеупомянутых работ мы предлагаем следующую модель упражнений по развитию письменно-речевых способностей. Предлагаемая нами модель состоит из трех этапов.

1. Дан текст, в котором пропущены некоторые слова. Учащимся необходимо восстановить первоначальный текст с помощью слов для справок. Необходимо отметить, что в состав слов для справок входят слова разные по стилю, ученики должны вставить именно то слово, которое бы подходило к тексту по стилю. Выделенные слова необходимо учителю убрать из текста.
Текст: 26 марта около Вычислительного центра Академгородка на высокой сосне был обнаружен кот. Вцепившись в макушку дерева, он раскачивался на 30-метровой высоте. На следующий день попытки спасателей забраться на дерево не принесли успеха. Ствол был скользкий, удавалось преодолеть лишь его половину. В четыре часа на место прибыл Игорь Анатольевич, руководитель кружка юных альпинистов с двумя помощниками, Алексеем и Дмитрием. Они закрепили страховку на середине ствола, и с ее помощью Алексей достиг вершины и снял испуганного кота, поместив его в рюкзак. В восемь часов под аплодисменты замерзших зрителей его отдали в добрые руки. Он провисел на холодном ветру не менее двух суток, но теперь ему нечего бояться.
Слова для справок: обнаружен, увиденный, найден, выставлен на показ, рывок, поползновение, попытка, ничего хорошего, достижение, успех, преодолеть, перебороть, превзойти, прибыл, пришел, прибежал, руководитель, главный, начальник, главнокомандующий, закрепили, прицепили, зафиксировали.
Такое задание позволяет ученикам усвоить основные черты стилей. Выбор стиля может варьироваться в зависимости от ситуации и темы урока.

2. Напишите продолжение «Все ученики с первого по одиннадцатый высыпают в коридор. И тут начинается такое...», соблюдая стиль.

3. Напишите сочинение-подражание на одну из басен И.Крылова (на выбор) «Ворона и лисица», «Стрекоза и муравей», «Квартет».

Выполняя данное упражнение, учащиеся увидят особенности авторского языка, выбор произведения дает большую свободу ученикам, они могут сами выбрать произведение, на которое будут опираться в зависимости от типа их личности, личных предпочтений. Этот тип упражнения относится к копиальному, так как ученики копируют стиль письма, манеру автора.

Далее необходимо усложнять способ написания эссе, сочинений, высказываний на определенную тему.

Второй этап – это этап на развитие письменно-речевых способностей за счет подражания жанровой модели текста. На этом этапе необходимо использовать задания на подражание канону жанра. Цель этого этапа — показать ученикам жанровые особенности текстов. На этом этапе ученикам могут быть предложены следующие задания (жанры и темы выбираются учителем самостоятельно):

1. Интересным видом стилизации на уроках русского языка является пародия на жанр объявления. В самом начале урока (урок-повторение), когда учащимся была названа тема урока, предлагается создать объявление, призывающее к изучению данной темы. Выполнение подобного задание развивает творческие, речевые способности учащихся. Напишите заметку в школьную газету в жанре объявление на тему: «Имя существительное». Тема и жанр могут быть изменены учителем в зависимости от способностей класса, ситуации на уроке. Данное упражнение включает в себя прием стилизации, но уже на этом этапе можно говорить о креативных формах написания определенного вида работ.

2. Напишите стихотворение-подражание по В.Маяковскому. Выполнение этого упражнения будет являться стилизацией на творчество и поэтический язык поэта. Позволит обогатить свой словарный запас лаконичными высказываниями, оригинальной формой подачи. Нужно помнить, что тексты В.Маяковского необходимо подбирать исходя из возраста учеников. Например, «Что такое хорошо, что такое плохо».

Третьим этапом обучения письменно-речевым способностям учеников является обучение написанию собственных оригинальных произведений. Наиболее сложным заданием для учащихся является создание собственного креативного сочинения или эссе. Поэтому этот тип упражнения следует включать в методику развития письменно-речевых способностей после тщательной подготовки, когда все учащиеся способны показать достойный уровень владения письменной речью, собственным стилем. Цель этого этапа – обучение созданию собственного самостоятельного, оригинального текста.

В качестве таких упражнений можно использовать следующие задания:

1. Напишите эссе на тему «Кем я хочу стать», «Мой сад», «История одной фотографии» (на выбор). Выбор темы учениками должен быть самостоятельным, так как каждый ученик сам способен выбрать, будет ли его текст описательным, повествовательным или рассуждением. Выбор темы также зависит от интереса темы для каждого ребенка, его настроения, душевного состояния, что играет большую роль в работоспособности обучающихся.

Таким образом, система упражнения представлена следующим образом: первый тип упражнений – стилевое подражание форме, он предполагает, что ученики будут копировать стилевое своеобразие некоего исходного текста; второй тип упражнений направлен на жанровое своеобразие, данный тип упражнений является гораздо обширнее предыдущего за счет количества жанров. Это позволяет показать учащимся разнородный языковой материал. Наиболее сложный тип упражнений — третий, предполагающий создание самостоятельных оригинальных произведений. Выполнение таких упражнений показывает, насколько письменно-речевые способности учеников развиты, позволяет оценить богатство словарного запаса, уровень владения средствами выразительности.

Исходя из этого, необходимо отметить важность приема стилизации в преподавании русского языка. Упражнения на развитие письменно-речевых способностей путем подражания стилю, жанру ориентированы на развитие культуры письменной речи. Предложенная модель позволяет постепенно, с учетом способностей обучающихся развивать письменно-речевые способности, при этом преподаватель может видоизменять предложенные нами упражнения в условиях уровня знаний класса, темы урока.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Буслаев, Ф.И. О преподавании отечественного языка / Сочинение Ф.И. Буслаева. Ч. 1-2. — М. : Унив. тип., 1844.
  2. Голев Н.Д. Развитие письменно-речевых способностей детей на основе пропедевтического изучения текста. / Естественная письменная русская речь: исследовательский и образовательный аспекты. Материалы конференции. – Барнаул: изд-во Алт. ун-та, 2002.