Введение
В целях реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» важно вести просветительскую работу по формированию любви и уважения к государственным символам страны.
Гимн является одним из официальных государственных символов Российской Федерации, поэтому помочь понять его содержание, значение в жизни каждого человека является одной из важнейших задач педагога.
Практика показывает, что не все слова Гимна правильно истолковываются детьми, следовательно, происходит недопонимание не только смысла, заключённого в словах текста, но и значения всего произведения.
В наше время, в век глобализации, патриотическое воспитание играет огромную роль в воспитании подрастающего поколения, поэтому работа по осмысливанию текста государственного гимна представляется нам особенно актуальной, способствует подъёму национального самосознания, формированию уважения к своей стране, гордости за неё. Кроме того, такая работа обладает широким образовательным потенциалом: развиваются умения работать со словарём, справочной литературой, различными источниками информации; дети учатся сравнивать полученную информацию, анализировать её и отбирать наиболее важную и доступную для понимания.
Аналитическая часть
Данная методическая разработка может применяться педагогами как во время внеклассных мероприятий, так и на уроках русского языка. Тема «Гимн России простыми словами». Цель: научить понимать символику Российской Федерации как необходимое условие формирования патриотизма юных граждан страны. Задачи: пробудить интерес к государственному символу и истории России; воспитывать чувства любви к родине, гордости своей страной, уважения к великой державе; закреплять умение пользоваться словарями и анализировать текст; развивать речь.
Так как слова и мелодия гимна представляют единое целое, мы предлагаем в начале урока прослушать только мелодию Гимна, чтобы дети могли осознать, что смысл торжественной песне придают именно слова. Учитель создаёт проблемную ситуацию, предлагая пропеть слова Гимна, спрашивая, все ли слова понятны. Поскольку многие дети не знают историю создания современного гимна, мы посчитали нужным включить в разработку небольшое сообщение об истории создания Гимна, об авторах слов и музыки.
Прежде чем начать работу с текстом Гимна, следует разъяснить само понятие Гимн. Просим составить синонимический ряд слова Россия и выявить все непонятные слова.
Далее мы предлагаем следующие приёмы работы с текстом: создание наглядной схемы (Можно применить приём «фишбоун»), работа со словарными статьями словарей разных авторов, подбор синонимов, составление словосочетаний, самостоятельный подбор эпитетов к слову. Дети, выясняя значения слов, учатся работать со словарными статьями, собирать, сравнивать и анализировать информацию. Составление словосочетаний, подбор синонимов помогает понять слово, ввести его в активное употребление.
На этапе рефлексии дети отвечают на вопросы, понравилось ли им работать с текстом гимна? Стал ли он понятнее? Что было особенно интересно?
В конце урока мы считаем целесообразным пропеть гимн снова и выявить, какие новые чувства по отношению к родине появились у ребят после проделанной работы. Кроме того, музыка торжественной песни создаёт определённую атмосферу, проникнутую чувством гордости за великую державу, любви и уважения к своей стране.
Создание письменного текста – синквейна даст возможность учителю оценить результат проделанной работы, выявить степень понимания детьми текста Гимна.
Практическая часть
Мероприятие по изучению текста Гимна России "Гимн России простыми словами"
Цель: научить понимать символику Российской Федерации как необходимое условие формирования патриотизма юных граждан страны.
Задачи:
- пробудить интерес к государственному символу и истории России;
- воспитывать чувства любви к родине, гордости своей страной, уважения к великой державе;
- закреплять умение пользоваться словарями;
- развивать речь.
Ход мероприятия
Включается мелодия Гимна без слов.
- Здравствуйте. Сейчас, когда вы входили в кабинет, вы слышали музыку. Кто из вас слышал эту мелодию раньше?
Вы узнали её? (Да, это мелодия гимна).
Актуализация темы
А кто помнит слова гимна и может подпеть? (Дети исполняют один куплет и припев гимна, как могут)
Ребята, а задумывались ли вы когда-нибудь о смысле, вложенном в эти слова? (Нет)
Стадия вызова (прогноз)
- Я спросила вас о мелодии и смысле слов неслучайно. Как вы думаете, чем мы с вами будем заниматься сегодня на мероприятии? (Дети на стадии вызова выдвигают свои предположения по теме занятия, прогнозируют его содержание)
- Сегодня мы с вами проведём очень интересную работу, в результате которой все слова гимна станут вам близкими и понятными.
Слово учителя
- В начале урока я включила вам только мелодию неспроста. Некоторое время у нашего гимна не было слов, и исполнялась только мелодия. Это не нравилось российским спортсменам, которые жаловались президенту на невозможность петь гимн во время церемоний награждения медалями на летних Олимпийских играх. Отсутствие слов сказывалось на моральном духе и патриотическом настрое команды, а также ухудшало результаты на международных выступлениях.
Тогда В.В.Путин заявил, что закрепление государственных символов должно быть важнейшей задачей для государства. И вот, указом Президента Российской Федерации от 30.12.2000 г. № 2110 Владимира Путина современный текст гимна РФ был утверждён и впервые исполнен на государственном телевидении в канун Нового, 2001 года.
Музыка гимна та же, что и у гимна Советского Союза 1944 года, автором её является композитор Александр Александров, основатель знаменитого ансамбля Александрова. Автором слов современного текста гимна является поэт Сергей Михалков, бывший одним из авторов слов советского гимна.
- Ребята, мы с вами сейчас говорим о Гимне, а как вы понимаете значение этого слова? (Дети высказывают предположения)
Работа со словом Гимн
- Гимн – это торжественная песнь, восхваляющая кого-либо или что-либо. Гимн исполняется стоя, мужчины снимают головные уборы.
- А кто или что восхваляется в нашем гимне? (Россия)
Работа с текстом Гимна
- Какими именами - названиями награждает поэт Россию? Давайте составим небольшую схему, чтобы наглядно увидеть, сколько названий подобрано для России. (Составление опорной схемы)
(Россия – держава, страна, отечество, союз народов, мудрость, земля, отчизна)
- Все ли слова вам понятны? (Нет)
- У вас на партах лежат книги. Давайте их рассмотрим.
- Что это? (Словари)
- Какие это словари? (Толковые)
- Как вы понимаете слово толковый в словосочетании «толковый словарь»? (Толковый – дающий толкование значения слова, объясняющий)
- Кто авторы этих словарей? (В.И.Даль, С.И.Ожегов, Ефремова и Ожегов, Большая Советская Энциклопедия)
- Как вы думаете, для чего вам сегодня могут понадобиться словари? (Правильно, для выявления значений непонятных слов)
Работа в группах
- Сейчас я вам предлагаю выяснить значение непонятных слов, зафиксированных в схеме на доске, в разных словарях, сравнить эти толкования и выбрать более понятные для вас. Работать будете в группах.
Выполнение детьми задания
ДЕРЖАВА
(от др.-рус. Дьржа – владычество, могущество)
1) Термин, которым обозначается независимое, самостоятельное государство. См. также Великие державы. 2) В Русском государстве символ власти монарха – золотой шар с короной или крестом.
Большая советская энциклопедия, БСЭ. 2012.
Держава - от древнерусского «държа» - могущество, владычество)
а) крупное мощное независимое и прочное государство, обладающее большим военным, экономическим и иным потенциалом и играющее ведущую или очень важную роль в мировой политике и международных отношениях, б) эмблема власти монарха (царя, короля, императора и т.д.) в виде золотого шара с короной или крест. Словарь Ефремовой.
Вывод: держава – это сильное, независимое, прочное государство, играющее важную роль в мире.
- Составьте словосочетания с этим словом. (Сильная держава, гордиться державой)
- Каким эпитетом (средством художественной выразительности) наделяет автор текста нашу державу? (Священная) Как вы его понимаете? Поработайте со словарями. (Слово священная надписывается над словом держава)
Священный, -ая, -ое; -ще́н, -ще́нна, -ще́нно.
1. Рел., церк. Обладающий святостью, признаваемый божественным. Священный сан. || Связанный с религиозным культом, выполнением религиозных обрядов, относящийся к богослужению. Священные книги. □ Около этого родника по утрам и по вечерам всегда можно было застать набожных турок, пивших воду и творивших свои священные омовения. Куприн, Белый пудель.
2. Глубоко чтимый, такой, в котором заключено самое дорогое и заветное; святой. Сия пустынная страна Священна для души поэта: Она Державиным воспета И славой русскою полна. Пушкин, Баратынскому из Бессарабии. Николай в отказе от наследства видел выражение укора священной для него памяти отца. Л.Толстой, Война и мир.
3. Вызываемый, порождаемый благоговением перед чем-л. глубоко почитаемым, высоким; благоговейный. Наполнил грудь восторг священный, Благоговейный обнял страх. Батюшков, Прогулка в Академию художеств.
4. Освященный высокой целью; благородный. Это — моя родина, моя родная земля, мое отечество, — и в жизни нет горячее, глубже и священнее чувства, чем любовь к тебе. А.Н.Толстой, Что мы защищаем. Пусть ярость благородная Вскипает, как волна, — Идет война народная, Священная война! Лебедев-Кумач, Священная война. || Высокий, почетный. [Чичиков] отвечал, что он не только с большою охотою готов это исполнить, но даже почтет за священнейший долг. Гоголь, Мертвые души. Священная обязанность ухода за ранеными бойцами стала делом женских рук. Новиков-Прибой, Русские женщины.
5. Неприкосновенный или незыблемый, нерушимый в силу своей важности, значительности и т. д. Священные рубежи нашей Родины. Общественная собственность священна. — Татьяна Марковна не изгоняет гостей: гость — священная особа. И. Гончаров, Обрыв. — О, против священных супружеских прав я не возражаю. Достоевский, Кроткая. — Брак представляет нечто, так сказать, священное. Л.Толстой, Крейцерова соната.
- В каком значении использовано здесь слово священная? (Священная – глубоко чтимая, неприкосновенная в силу своей важности)
- Какие чувства возникают у вас при произнесении первой строки? (гордости, священного трепета)
(Дети называют эпитеты (прилагательные), учитель записывает их на доске над словами - названиями России, тем самым увеличивая схему)
- Какое прилагательное использует автор, чтобы передать любовь к родной стране? (Любимая) На Россию смотрит с любовью не только житель страны, но и гражданин державы.
- Как вы понимаете слово достояние? Объясните с помощью словарей. (Дети, предварительно объяснив своё понимание слова достояние, смотрят его значение в разных словарях и сравнивают)
Достояние, -я; ср. Имущество, собственность. Народное, общественное, государственное д. Крошечный домик - его единственное д. Этот сад составляет всё д. хозяйки. // То, что безраздельно принадлежит кому-л. Поэзия Пушкина - д. русского народа. Достижения науки - общечеловеческое д. Сделать что-л. достоянием кого-, чего-л. (довести до сведения, сделать широко известным).
- Подберите синонимы к слову достояние. (Добро, имущество)
- Что считает поэт достоянием России всегда, во все времена? (Могучую, сильную волю человека и великую славу) Воля народа – внутреннее условие процветания и бессмертия государства. Слава – внешний результат исторического свершения. Их общая жизнесозидательная направленность создаёт сильную державу.)
- Продолжаем работать со словами схемы. Отечество. Всем понятно это слово? Объясните его своими словами.
- Какими эпитетами награждает автор наше отечество? (Свободное). (Учитель подписывает слово на доске)
- Как вы понимаете выражение союз братских народов? (Братское единство народов, населяющих Россию)
- Какой эпитет использует автор для словосочетания союз братских народов? (Вековой)
- Как вы понимаете это слово? (Многолетний, давний, существующий века)
- Почему же Россия ассоциируется у автора слов с народной мудростью?
- Каким оборотом речи описывает поэт народную мудрость? (Предками данная)
- Кто такие предки? (Работа со словарями)
Предок - прародитель, праотец, прадеды и праматери. Родоначальник, предшественник семьи, рода, племени по восходящему колену. (Даль) Ушаков описывает это понятие как «родоначальник, лицо, жившее за несколько поколений раньше и принадлежавшее к тому же роду».
- Как теперь вы понимаете выражение «предками данная мудрость народная»?
- Что хотел передать автор словами «От южных морей до полярного края раскинулись наши леса и поля»? (Необъятность просторов нашей родины)
- Почему именно этот глагол – сказуемое использует поэт, говоря о наших лесах и полях?
- С помощью какого повтора поэт показывает, что нет места, земли лучше для россиянина, чем наша Родина? (Одна ты на свете, одна ты такая)
- Какие определения следует записать к слову земля? (Родная, хранимая Богом)
- Как вы понимаете выражение «хранимая богом»? (Угодная Богу, защищаемая и оберегаемая им)
- Объясните первые строки третьего куплета. Все ли слова вам понятны? (Работа со словом грядущие) Используете ли вы в своём лексиконе данное слово? (Нет, оно высокого стиля)
Грядущий, -ая, -ее. Высок. Приближающийся, наступающий; будущий, предстоящий. Г-ие поколения. Г-ая слава. Г-ие события, увольнения. Г. мороз. Отбыть грядущей осенью. На сон г. (шутл.; перед сном). * Что день грядущий мне готовит? (Пушкин).
Грядущее, -его; ср. Будущее. Думать о грядущем. Ждать грядущего с опаской. Большой толковый словарь русского языка. Гл. ред. С.А.Кузнецов. Первое издание: СПб.: Норинт, 1998. Публикуется в авторской редакции 2014 года.
Синонимы: будущий, скорый, следующий.
- Будущее открывает перед нами большие возможности жить, трудиться, мечтать.
- Что, какое качество, по мнению поэта, даёт нам силу? (Верность Отчизне)
- Нашли ли вы это слово в словаре?
Отечество, -а; ср. Высок. [с прописной буквы]. Страна, где родился человек и гражданином которой является; родина. Любить своё О. Служить Отечеству. Защита родного Отечества. Отчизна, Родина.
- Подберите антоним к слову Отчизна. (Чужбина)
- Есть ли эпитет к слову отчизна в тексте гимна? (нет) Придумайте его самостоятельно.
- Какое слово повторяется в тексте гимна 7 раз? (Наша, наше). Как вы думаете, что хотел подчеркнуть поэт этим словом?
- К чему призывает Михалков страну? (Славиться)
- Какое чувство мы должны испытывать по отношению к своей стране? (Гордости)
- В начале урока мы сказали, что гимн – это торжественная песнь. С помощью каких слов создаётся эта торжественность? (С помощью слов высокого стиля: священный, держава, достоянье, отчизна)
Подведение итогов
- Сегодня мы с вами попытались вникнуть в смысл нашего гимна, провели работу с непонятными словами.
Этап рефлексии
- Понравилось ли вам работать с текстом гимна? Стал ли он вам понятнее? Что было особенно интересно?
- Теперь, когда выяснены все значения непонятных слов, я предлагаю вам пропеть наш гимн стоя.
Пение гимна
- Какие новые чувства появились у вас по отношению к нашей родине?
Создание синквейна
- Сейчас я предлагаю вам создать синквейн на тему «Россия», используя слова из текста гимна нашей родины.
Заключение
Итак, цель достигнута. Нам удалось заинтересовать детей работой со словами Гимна. Текст торжественной песни понят и по-новому осмыслен ими. Мы считаем, что такая кропотливая работа со словом должна проводиться педагогами как можно чаще и с другими патриотическими текстами, например. Со «Словом о полку Игореве». Дети не только приобретают навыки работы со словарями и развивают речь, но и более глубоко осмысливают содержание текстов, проникнутых идеей патриотизма. Нельзя воспитать патриота, не прививая чувства любви и уважения к родине, гордости за свою Отчизну.
Список литературы
- С.И.Ожегов. Словарь русского языка. М.: Рус. яз., 1987.
- В. И.Даль. Толковый словарь русского языка. М., Астрель. АСТ, 2014.
- Большая советская энциклопедия, БСЭ. 2012.