Цели урока:
- Показать взаимосвязь различных видов искусства: музыки, литературы, живописи;
- Дать учащимся возможность почувствовать мелодичность пушкинского стиха;
- Формировать эстетическую культуру.
Оборудование:
- портрет А.С. Пушкина и М.И. Глинки,
- репродукции картин В. Васнецова “Богатыри”, “На распутье”,
- рисунки детей к поэме,
- музыкальные фрагменты из оперы “Руслан и Людмила” М.И. Глинки,
- листочки в форме облаков.
Эпиграф к уроку:
“В Пушкине говорит наша русская душа, русская природа,
русская история, сама наша русская стихия.
Мы дышим Пушкиным,
мы носим его в себе, он живет в нас больше,
чем мы сами это знаем, подобно тому,
как живет в нас наша родина”.
С. Булгаков
Ход урока
1.Организационный момент.
ВРЕМЯ: 1 МИН.
Приветствие, установление дисциплины. Объявление целей урока .
-Будьте внимательны, так как в конце урока вам необходимо будет озвучить тему сегодняшнего урока.
2. Обобщение и повторение изученного материала.
ВРЕМЯ: 34 МИН.
Учитель литературы: - На уроках литературы мы изучили тему “ Классические произведения 19 века”. С творчеством каких писателей вы познакомились в этом разделе?
-Назовите авторов и произведения.
-Расскажите о своем любимом авторе.
-Что вам запомнилось?
-Чем заинтересовало?
-А. С. Пушкину было 20 лет, когда он закончил поэму “Руслан и Людмила”. Успех был необыкновенный! Это- очаровательная поэма, в которой причудливо переплетаются нянины сказки, романтические баллады, рыцарские поэмы. Это сказочный мир, наделенный добрыми и злыми волшебниками, богатырями. Мир увлекательных и опасных приключений, похищений, превращений.
Учитель музыки: - Прошло 17 лет, и к этой поэме Пушкина обратился замечательный русский композитор М.И.Глинка.
-Как вы думаете, что могло понравиться композитору М.И.Глинке в этой поэме?
( Сказочность, романтичность).
Учитель литературы: - Вы не назвали еще одну причину обращения Глинки к поэме. Может быть, вам подскажет чтение вступления к поэме- “ Лукоморье”.
(Учитель читает как можно напевнее).
-Что почувствовали вы?
-большую напевность, мелодичность пушкинского стиха.
- Что означает термин “мелодичность”?
( Приятный для звука, певучий).
-Хочется пропеть эти стихи.
Учитель музыки:
-Один музыкальный критик сказал: “Глинка на былины лад “распел” пушкинскую поэму…”.
- Кто в старину “сказывал”, распевал былины?
(Сказитель, певец, гусляр, Баян).
Учитель литературы:
-Есть ли у Пушкина такой герой в поэме?
( Баян).
Но вдруг раздался глас приятный
И звонких гуслей беглый звук;
Все смолкли, слушают Баяна:
И славит сладостный певец
Людмилу- прелесть и Руслана
И Лелем свитый им венец.
Учитель музыки:
-У Глинки в опере тоже есть Баян. Но Баян у Глинки – не просто “сладостный певец”, прославляющий новобрачных. Он- вещий поэт; он вещает, рассказывает… Он хранит в своей памяти великую народную мудрость. И в своих сказах он прежде всего обращается к народу.
Учитель литературы:
-Баян воспевает Родину, вспоминает великие подвиги великих предков. А когда его просят пропеть славу новобрачным, Баян начинает с прорицания. Он поет о том, что Руслана и Людмилу ждут тяжкие испытания, но он и успокаивает их, говоря, что горе вновь сменится радостью и все опасности будут побеждены силой любви.
Слушание песни Баяна “ Дела давно минувших дней”.
Учитель музыки:
-А о ком еще вещали в своих былинах певцы-сказители?
( О богатырях, об их подвигах).
Физкультминутка под музыку песни “ Богатырская наша сила”.
(Обращаю внимание учащихся на репродукции картин В.Васнецова “Богатыри”, “Витязь на распутье”)
Учитель литературы:
-Как вы думаете, уместно наше обращение к этим полотнам? Есть в поэме Пушкина подобные образы?
-Каким вы представляете себе Руслана?
-Что говорит нам поэт?
( Ученики читают отрывки из поэмы ( о Родине), комментируют их).
…Владимир –солнце пировал;
Меньшую дочь он выдавал
За князя храброго Руслана…Что делаешь, Руслан несчастный,
Один в пустынной тишине?…Садись и выслушай меня.
Руслан, лишился ты Людмилы;
Твой твердый дух теряет силы……Задумчив едет наш Руслан
И видит: сквозь ночной туман
Вдали чернеет холм огромный
И что-то страшное храпит…
Руслан внимает и глядит
Бес трепетно, спокойным духом;
…Пред ним живая голова……Вдруг слышит -кличут: “милый друг!”
И видит верного Руслана…
Учитель музыки:
- Итак, Руслан- храбрый, твердый духом. Как вы думаете, какой должна быть музыка, рассказывающая о Руслане?
-Это должна быть музыка, в которой есть напор, сила, удаль. Да, именно такую музыку, очень живую, энергичную, устремленную вперед, полную движения, подарил Руслану Глинка. Эта музыка появляется уже в увертюре к опере.
( Слушаем фрагмент увертюры к опере “Руслан и Людмила”).
Учитель музыки:
-Вы заметили, что кроме энергичной темы Руслана в увертюре звучала еще одна мелодия- плавная, нежная, напоминающая русскую народную песню?
-О ком говорит эта мелодия? ( О Людмиле)
-Почему именно такая музыка сочинена Глинкой для Людмилы? Какая она?
(Ученики читают отрывки из поэмы ( О Людмиле), комментируют их).
Учитель музыки:
-Глинка продолжает развивать образ Людмилы в ходе действия оперы. Мы послушаем сейчас одну из песен Людмилы, характеризующую ее как милую, приветливую, любящую русскую девушку.
(Слушаем арию из первого действия оперы).
Учитель литературы:
-Теперь вам, наверное, понятно, почему себе в женихи Людмила выбрала Руслана, а не Фарлафа.
-Вспомните, какую характеристику дает Фарлафу Пушкин?
( Ученики читают отрывки из поэмы ( о Фарлафе), комментирует их).
Учитель музыки:
-Итак, Пушкин смеется над Фарлафом, а Глинка характеризует его музыкой, в которй много остановок, словно герой от страха лишается голоса, дрожит при появлении страшной старухи Наины. Но как преображается Фарлаф, когда Наина пообещала помочь ему в поисках Людмилы.
В песне “Близок уж час торжества моего…”мы слышим, как Фарлаф просто захлебывается в скороговорке, он хвалится скорой победой над соперником. Глинка нам показывает не только мелкую душонку этого крикуна, но и помогает увидеть его комичность.
(Рисунки с изображением Фарлафа).
Слушаем рондо Фарлафа “Близок уж час торжества моего…”
Учитель литературы:
- Фарлаф труслив, но не так страшен, как еще один герой поэмы. Обладающий не только коварством, но и огромной злой волшебной силой.
-Кто это?
-кто в поэме рассказывает нам о злом коварстве Черномора?
( Голова).
( Отрывок из поэмы “Рассказ головы”).
Слушаем Марш Черномора.
Учитель музыки:
-Каким изобразил Черномора Глинка?
- Глинка характеризует Черномора музыкой.
Учитель литературы:
-Черномор-носитель зла в поэме. Но как бы ни было сильно зло, торжествует добро и справедливость, хотя эта борьба всегда нелегка. Нелегка она была и для Руслана.
(Ученики читают отрывки из поэмы (о Черноморе), комментируют их).
Учитель музыки:
-Через многие преграды и трудности пройдут Руслан и Людмила, прежде чем обретут счастье. В рабочих тетрадях Глинки были найдены слова, рассказывающие о том, каким должен быть конец оперы: “На сцене медленно появляются светлые облака…”
Светлые облака…
-Как вы думаете, о чем должны возвестить светлые облака?
-Да, о победе добра над злом. Эта главная мысль звучит и в поэме Пушкина, и в опере Глинки.
Учитель литературы:
-Главное- прославить богатырский русский народ, его прекрасную, любящую душу, прославить могучую русскую Русь! Нет, не кончилась Русь! И богатыри не перевелись! Русь та же. Красота та же!
Учитель музыки:
-Имена Михаила Ивановича Глинки и Александра Сергеевича Пушкина в русской культуре стоят рядом. “Оба великие таланты, оба- создали новый русский язык- один в поэзии, другой – в музыке” .
3.Подведение итогов урока.
Время:10 мин.
Учитель литературы:
-Давайте подведем итоги урока.
- О чем мы говорили?
(Выставление оценок за сообщение, стихи, рисунки).
-Понравился ли вам урок? Сформулируйте тему нашего урока.
-Ваши впечатления об этом уроке напишите на этих светлых облаках. Эту творческую работу мы проверим и оценим.