Методическая разработка интегрированного урока литературы и музыки в 5-м классе. Тема: "Классические произведения XIX века. Поэма А.С.Пушкина "Руслан и Людмила". Связь литературы с музыкой"

Разделы: Русский язык


Цели урока:

  1. Показать взаимосвязь различных видов искусства: музыки, литературы, живописи;
  2. Дать учащимся возможность почувствовать мелодичность пушкинского стиха;
  3. Формировать эстетическую культуру.

Оборудование:

  • портрет А.С. Пушкина и М.И. Глинки,
  • репродукции картин В. Васнецова “Богатыри”, “На распутье”,
  • рисунки детей к поэме,
  • музыкальные фрагменты из оперы “Руслан и Людмила” М.И. Глинки,
  • листочки в форме облаков.

Эпиграф к уроку:

“В Пушкине говорит наша русская душа, русская природа,
русская история, сама наша русская стихия.
Мы дышим Пушкиным,
мы носим его в себе, он живет в нас больше,
чем мы сами это знаем, подобно тому,
как живет в нас наша родина”.
С. Булгаков

Ход урока

1.Организационный момент.

ВРЕМЯ: 1 МИН.

Приветствие, установление дисциплины. Объявление целей урока .

-Будьте внимательны, так как в конце урока вам необходимо будет озвучить тему сегодняшнего урока.

2. Обобщение и повторение изученного материала.

ВРЕМЯ: 34 МИН.

Учитель литературы: - На уроках литературы мы изучили тему “ Классические произведения 19 века”. С творчеством каких писателей вы познакомились в этом разделе?

-Назовите авторов и произведения.

-Расскажите о своем любимом авторе.

-Что вам запомнилось?

-Чем заинтересовало?

-А. С. Пушкину было 20 лет, когда он закончил поэму “Руслан и Людмила”. Успех был необыкновенный! Это- очаровательная поэма, в которой причудливо переплетаются нянины сказки, романтические баллады, рыцарские поэмы. Это сказочный мир, наделенный добрыми и злыми волшебниками, богатырями. Мир увлекательных и опасных приключений, похищений, превращений.

Учитель музыки: - Прошло 17 лет, и к этой поэме Пушкина обратился замечательный русский композитор М.И.Глинка.

-Как вы думаете, что могло понравиться композитору М.И.Глинке в этой поэме?

( Сказочность, романтичность).

Учитель литературы: - Вы не назвали еще одну причину обращения Глинки к поэме. Может быть, вам подскажет чтение вступления к поэме- “ Лукоморье”.

(Учитель читает как можно напевнее).

-Что почувствовали вы?

-большую напевность, мелодичность пушкинского стиха.

- Что означает термин “мелодичность”?

( Приятный для звука, певучий).

-Хочется пропеть эти стихи.

Учитель музыки:

-Один музыкальный критик сказал: “Глинка на былины лад “распел” пушкинскую поэму…”.

- Кто в старину “сказывал”, распевал былины?

(Сказитель, певец, гусляр, Баян).

Учитель литературы:

-Есть ли у Пушкина такой герой в поэме?

( Баян).

Но вдруг раздался глас приятный
И звонких гуслей беглый звук;
Все смолкли, слушают Баяна:
И славит сладостный певец
Людмилу- прелесть и Руслана
И Лелем свитый им венец.

Учитель музыки:

-У Глинки в опере тоже есть Баян. Но Баян у Глинки – не просто “сладостный певец”, прославляющий новобрачных. Он- вещий поэт; он вещает, рассказывает… Он хранит в своей памяти великую народную мудрость. И в своих сказах он прежде всего обращается к народу.

Учитель литературы:

-Баян воспевает Родину, вспоминает великие подвиги великих предков. А когда его просят пропеть славу новобрачным, Баян начинает с прорицания. Он поет о том, что Руслана и Людмилу ждут тяжкие испытания, но он и успокаивает их, говоря, что горе вновь сменится радостью и все опасности будут побеждены силой любви.

Слушание песни Баяна “ Дела давно минувших дней”.

Учитель музыки:

-А о ком еще вещали в своих былинах певцы-сказители?

( О богатырях, об их подвигах).

Физкультминутка под музыку песни “ Богатырская наша сила”.

(Обращаю внимание учащихся на репродукции картин В.Васнецова “Богатыри”, “Витязь на распутье”)

Учитель литературы:

-Как вы думаете, уместно наше обращение к этим полотнам? Есть в поэме Пушкина подобные образы?

-Каким вы представляете себе Руслана?

-Что говорит нам поэт?

( Ученики читают отрывки из поэмы ( о Родине), комментируют их).

…Владимир –солнце пировал;
Меньшую дочь он выдавал
За князя храброго Руслана…

Что делаешь, Руслан несчастный,
Один в пустынной тишине?

…Садись и выслушай меня.
Руслан, лишился ты Людмилы;
Твой твердый дух теряет силы…

…Задумчив едет наш Руслан
И видит: сквозь ночной туман
Вдали чернеет холм огромный
И что-то страшное храпит…
Руслан внимает и глядит
Бес трепетно, спокойным духом;
…Пред ним живая голова…

…Вдруг слышит -кличут: “милый друг!”
И видит верного Руслана…

Учитель музыки:

- Итак, Руслан- храбрый, твердый духом. Как вы думаете, какой должна быть музыка, рассказывающая о Руслане?

-Это должна быть музыка, в которой есть напор, сила, удаль. Да, именно такую музыку, очень живую, энергичную, устремленную вперед, полную движения, подарил Руслану Глинка. Эта музыка появляется уже в увертюре к опере.

( Слушаем фрагмент увертюры к опере “Руслан и Людмила”).

Учитель музыки:

-Вы заметили, что кроме энергичной темы Руслана в увертюре звучала еще одна мелодия- плавная, нежная, напоминающая русскую народную песню?

-О ком говорит эта мелодия? ( О Людмиле)

-Почему именно такая музыка сочинена Глинкой для Людмилы? Какая она?

(Ученики читают отрывки из поэмы ( О Людмиле), комментируют их).

Учитель музыки:

-Глинка продолжает развивать образ Людмилы в ходе действия оперы. Мы послушаем сейчас одну из песен Людмилы, характеризующую ее как милую, приветливую, любящую русскую девушку.

(Слушаем арию из первого действия оперы).

Учитель литературы:

-Теперь вам, наверное, понятно, почему себе в женихи Людмила выбрала Руслана, а не Фарлафа.

-Вспомните, какую характеристику дает Фарлафу Пушкин?

( Ученики читают отрывки из поэмы ( о Фарлафе), комментирует их).

Учитель музыки:

-Итак, Пушкин смеется над Фарлафом, а Глинка характеризует его музыкой, в которй много остановок, словно герой от страха лишается голоса, дрожит при появлении страшной старухи Наины. Но как преображается Фарлаф, когда Наина пообещала помочь ему в поисках Людмилы.

В песне “Близок уж час торжества моего…”мы слышим, как Фарлаф просто захлебывается в скороговорке, он хвалится скорой победой над соперником. Глинка нам показывает не только мелкую душонку этого крикуна, но и помогает увидеть его комичность.

(Рисунки с изображением Фарлафа).

Слушаем рондо Фарлафа “Близок уж час торжества моего…”

Учитель литературы:

- Фарлаф труслив, но не так страшен, как еще один герой поэмы. Обладающий не только коварством, но и огромной злой волшебной силой.

-Кто это?

-кто в поэме рассказывает нам о злом коварстве Черномора?

( Голова).

( Отрывок из поэмы “Рассказ головы”).

Слушаем Марш Черномора.

Учитель музыки:

-Каким изобразил Черномора Глинка?

- Глинка характеризует Черномора музыкой.

Учитель литературы:

-Черномор-носитель зла в поэме. Но как бы ни было сильно зло, торжествует добро и справедливость, хотя эта борьба всегда нелегка. Нелегка она была и для Руслана.

(Ученики читают отрывки из поэмы (о Черноморе), комментируют их).

Учитель музыки:

-Через многие преграды и трудности пройдут Руслан и Людмила, прежде чем обретут счастье. В рабочих тетрадях Глинки были найдены слова, рассказывающие о том, каким должен быть конец оперы: “На сцене медленно появляются светлые облака…”

Светлые облака…

-Как вы думаете, о чем должны возвестить светлые облака?

-Да, о победе добра над злом. Эта главная мысль звучит и в поэме Пушкина, и в опере Глинки.

Учитель литературы:

-Главное- прославить богатырский русский народ, его прекрасную, любящую душу, прославить могучую русскую Русь! Нет, не кончилась Русь! И богатыри не перевелись! Русь та же. Красота та же!

Учитель музыки:

-Имена Михаила Ивановича Глинки и Александра Сергеевича Пушкина в русской культуре стоят рядом. “Оба великие таланты, оба- создали новый русский язык- один в поэзии, другой – в музыке” .

3.Подведение итогов урока.

Время:10 мин.

Учитель литературы:

-Давайте подведем итоги урока.

- О чем мы говорили?

(Выставление оценок за сообщение, стихи, рисунки).

-Понравился ли вам урок? Сформулируйте тему нашего урока.

-Ваши впечатления об этом уроке напишите на этих светлых облаках. Эту творческую работу мы проверим и оценим.