Методическая разработка внеклассного мероприятия. Интеллектуальная игра «Занимательная фразеология»

Разделы: Русский язык, Внеклассная работа

Класс: 6

Ключевые слова: интеллектуальная игра, фразеологический оборот


Пояснительная записка

Актуальность и обоснование выбора темы

Фразеологические обороты и фразеологизмы играют значительную роль в истории и культуре народа. Они отражают особенности мышления и образа жизни различных этносов, передают национальные особенности и традиции. Фразеологические обороты помогают понять колорит и менталитет народа, а также расширяют кругозор и культурный горизонт.

В системе образования фразеологизмы играют важную роль в формировании языковой компетенции учащихся. Знание и умение использовать фразеологические обороты помогают обогатить речь, сделать её более яркой и выразительной. Кроме того, изучение фразеологизмов способствует развитию лингвистического мышления и способностей к творческому переложению текстов.

В контексте Основного государственного экзамена и Единого государственного экзамена знание фразеологических оборотов является важной составляющей успешной подготовки к сдаче экзаменов. Применение фразеологических единиц в аргументации и анализе текстов поможет ученикам повысить уровень своих навыков и продемонстрировать глубокое понимание языка и его особенностей. В данную методическую разработку вошли фразеологизмы, которые используются при проведении Основного государственного экзамена и Единого государственного экзамена.

Роль и место внеклассного мероприятия в системе работы

Внеклассное мероприятие «Занимательная фразеология» играет важную роль в системе работы учителя русского языка и литературы. Они предусматривают не только повышение интереса обучающихся к изучению русского языка, но и развитие их лингвистических и культурных компетенций.

Мероприятие позволяет обучающимся по-новому взглянуть на фразеологизмы, увидеть их роль в обогащении речи и культуры. Интеллектуальная игра предполагает активное участие учащихся, что способствует лучшему изучению материала. Фразеология тесно связана с людьми, культурой и литературой, поэтому данное мероприятие может быть использовано для синтеза знаний по любым предметам. В процессе игры ученики учатся правильно и уместно использовать фразеологические обороты, что повышает их речевые навыки.

Учителя, участвующие в подготовке и организации мероприятия, имеют возможность реализовать опыт и идеи, которые способствуют их профессиональному росту.

Таким образом, данная интеллектуальная игра вписывается в новые рамки Федерального государственного образовательного стандарта и обеспечивает комплексное развитие учащихся, а также поддерживает профессиональное развитие преподавателей русского языка и литературы.

Целевая аудитория: 12-13 лет / 6 класс.

Цель: углубление знаний обучающихся о фразеологизмах русского языка, их происхождении и употреблении в речи.

Задачи:

  • Развитие навыков распознавать и правильно использовать фразеологические обороты в речи.
  • Стимулирование интереса к изучению русского языка и культуры России.
  • Формирование навыков межпредметной и межкультурной коммуникации.
  • Развитие критического мышления и навыков анализа языковых явлений.
  • Воспитание культуры к языковому многообразию и фразеологическому богатству русского языка.

Планируемые результаты: Планируемые результаты интеллектуальной игры «Занимательная фразеология» в соответствии с новым Федеральным государственным образовательным стандартом могут включать в себя следующие аспекты:

Личностные:

  • проявление интереса к познанию русского языка, к истории и культуре Российской Федерации;
  • готовность оценивать своё поведение, в том числе речевое, и поступки, а также поведение и поступки других людей с учётом осознания последствий поступков;
  • осознание важности русского языка как средства коммуникации и самовыражения;
  • умение принимать себя и других, не осуждая;
  • умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать адекватные языковые средства для выражения своего состояния, сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека;
  • овладение языковой и читательской культурой, овладение основными навыками исследовательской деятельности;
  • освоение обучающимися социального опыта, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах;
  • умение учиться у других людей, получать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
  • способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный, речевой и читательский опыт, воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер, оценивать ситуацию стресса.

Метапредметные:

Познавательные универсальные учебные действия:

  • выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов, делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
  • самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты решения и выбирая оптимальный вариант с учётом самостоятельно выделенных критериев;
  • составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач;
  • самостоятельно формулировать обобщения и выводы, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
  • выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию;
  • использовать различные виды аудирования и чтения;
  • использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации с учётом поставленных целей;
  • эффективно запоминать и систематизировать информацию.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения; выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной монологической речи;
  • знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
  • понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
  • в ходе диалога задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
  • сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций.

Регулятивные универсальные учебные действия:

  • ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решения группой);
  • делать выбор и брать ответственность за решение;
  • владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого), самомотивации и рефлексии;
  • давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения;
  • предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
  • развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
  • выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя речевую ситуацию; регулировать способ выражения собственных эмоций;
  • осознанно относиться к другому человеку и его мнению;
  • признавать своё и чужое право на ошибку;
  • принимать себя и других, не осуждая;
  • проявлять открытость;
  • осознавать невозможность контролировать всё вокруг;
  • понимать и использовать преимущества командной при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
  • принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
  • уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
  • планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы;
  • выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по своему направлению и координировать свои действия с действиями других членов команды.

Предметные:

  • иметь представление о русском литературном языке;
  • участвовать в диалоге;
  • владеть различными видами аудирования;
  • владеть различными видами чтения;
  • понимать содержание прослушанных и прочитанных текстов;
  • осуществлять выбор лексических средств в соответствии с речевой ситуацией; оценивать свою и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
  • проводить смысловой анализ текста;
  • выделять главную и второстепенную информацию в прослушанном и прочитанном тексте;
  • распознавать в тексте фразеологизмы, уметь определять их значения; характеризовать ситуацию употребления фразеологизма.

Игра «Занимательная фразеология» является эффективным инструментом для достижения приведенных результатов Федерального государственного образовательного стандарта, так как она направлена на методы и развитие навыков компетентности обучающихся, необходимых для достижения успехов в освоении школьной программы и подготовки к жизни в современном обществе.

Форма проведения интеллектуальной игры: квиз.

Квиз (викторина) действительно является эффективной формой проведения внеклассных мероприятий в школе. Этот интересный увлекательный и увлекательный метод помогает не только закрепить полученные знания, но и расширить кругозор, творческую переменную активность и мышление. Квизы могут использоваться для учебно-воспитательных целей. Они помогают учащимся лучше освоить новый материал и стимулируют интерес к познанию. К тому же такие мероприятия направлены на командную работу и развитие коммуникативных навыков у детей.

Методы и приёмы, технологии, используемые для достижения планируемых результатов.

Образовательные методы и приёмы, технологии: метод образного видения, метод символического видения, интерактивный метод, технология коммуникативного обучения, игровые технологии, обучение в сотрудничестве, квиз-технология.

Кадровые и методические ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия.

Кадровые ресурсы: ведущий (учитель-предметник), команды-соперницы, зрители, волонтёры, жюри.

Методические ресурсы:

Подготовительный этап:

  1. Сбор необходимых материалов.
  2. Создание сценария мероприятия.
  3. Подготовка компьютерной презентации.
  4. Корректировка сценария и презентации.
  5. Объявление о проведении игры.
  6. Приём заявок на игру.
  7. Печать раздаточного материала, бланков ответов, протокола игры.
  8. Выбор жюри.
  9. Подготовка грамот и призов.

Материально-технические, информационные ресурсы.

Материально-технические ресурсы: компьютер (ноутбук), интерактивная доска, проектор, письменные принадлежности, микрофоны (для ведущего и обратной связи с играющими), аудиоколонки, писчая бумага, таблички с названиями команд.

Информационные ресурсы представлены в виде гиперссылок в презентации.

  1. Федеральная рабочая программа основного общего образования. Русский язык.
  2. chrome-extension://efaidnbmnnnibpcajpcglclefindmkaj/https://edsoo.ru/wp-content/uploads/2023/10/01_frp_russkij-yazyk_5-9-klassy.pdf
  3. Генератор ребусов. http://kvestodel.ru/generator-rebusov
  4. 40+ фразеологизмов, присказок, поговорок глазами нейросети.
  5. https://dzen.ru/a/ZAVeWJlJ9HR9towQ
  6. 70 полных версий пословиц и поговорок. https://cameralabs.org/10315-70-polnykh-versij-poslovits-i-pogovorok
  7. Таймер 15 секунд. https://www.youtube.com/watch?v=yXkIHyBfns8
  8. Таймер 30 секунд. https://www.youtube.com/watch?v=tWoo8i_VkvI
  9. Таймер 1 минута. https://www.youtube.com/watch?v=p2AWYanIHkc&t=1s
  10. Таймер 3 минуты. https://www.youtube.com/watch?v=DN5ZcGKwm7U&t=1s
  11. Таймер 4 минуты. https://www.youtube.com/watch?v=8yXva_H4O_c
  12. Фразеологизмы в картинках:
      http://klubmama.ru/uploads/posts/2022-09/1662869060_20-klubmama-ru-p-applikatsiya-frazeologizmov-foto-21.jpg
    1. - https://coolsen.ru/wp-content/uploads/2021/12/68-20211205_171649.jpg https://gas-kvas.com/uploads/posts/2023-02/1676052877_gas-kvas-com-p-risunok-frazeologizma-raskraska-21.jpg
    2. https://prorisuem.ru/foto/9268/risunki_frazeologizmov_6_klass_3.webp
    3. https://cont.ws/uploads/posts/1691830.jpg
    4. https://polinka.top/uploads/posts/2023-05/1684518847_polinka-top-p-kartinki-na-temu-frazeologizmi-krasivo-20.jpg
    5. http://images.myshared.ru/4/323267/slide_10.jpg
    6. https://fsd.multiurok.ru/html/2017/01/16/s_587c94415746d/img_s530274_0_8.jpg
    7. https://rus.1sept.ru/2007/04/28-2.jpg
    8. https://i2.wp.com/ds05.infourok.ru/uploads/ex/115b/000e904a-8e955c68/hello_html_m33580576.jpg
    9. https://i1.wp.com/ds05.infourok.ru/uploads/ex/115b/000e904a-8e955c68/hello_html_mb7e84d2.jpg
    10. https://1.bp.blogspot.com/-Dw_E4IcTcE/X5p_p15ihtI/AAAAAAAAI_U/dcLRPU48sf4MJjFqNQ_UCj-s4_m02gVXACLcBGAsYHQ/s343/00d.png
    11. https://gas-kvas.com/uploads/posts/2023-02/1677051202_gas-kvas-com-p-risunki-na-temu-frazeologiya-37.jpg
    12. Нейросети по созданию изображений:
    13. https://gen-api.ru/model/midjourney?utm_term={api_midjourney}&yclid=4094400118447931391
    14. - https://shedevrum.ai/?utm_referrer=https%3A%2F%2Fsmmplanner.com%2Fblog%2Fnieirosieti-kotoryie-ghienieriruiut-kartinki-po-opisaniiu%2F

Ход мероприятия

Добрый день, гости и участники игры! Я приветствую вас на интеллектуальной игре по русскому языку для учащихся лицея и наших гостей. В игре принимают участие команды школ нашего города (озвучить названия команд).

Вам пригодятся знания по русскому языку, которые уже приобретены вами на уроках, смекалка и логическое мышление, а также, конечно, умение работать сообща.

Сегодня мы с вами узнаем много нового о ФРАЗЕОЛОГИЗМАХ. Игра состоит из 8 этапов (слайд 2). Перед каждым этапом я подробно буду объяснять правила этого этапа. На столах у вас уже лежат бланки для ответов. После окончания каждого этапа вы должны передать свой бланк нашим помощникам (представление волонтёров из числа учащихся старших классов). Напоминаем, что в продолжение всей игры вам нельзя пользоваться какими-либо гаджетами.

Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов. Подсчёт баллов мы доверим жюри, в составе которого … (представление членов жюри):

1 этап. Разминка

Наш первый этап называется «Разминка». (Cлайд 3). Суть этого этапа заключается в следующем: вам будет предложена первая часть фразеологизма вы должны вспомнить его окончание и вписать весь фразеологический оборот в бланк ответа. Например (слайд 4. На определение второй части оборота вам даётся 15 секунд. Ваша задача закончить предложенные вам фразеологические обороты. Итак, если вы готовы… (слайды 5-9)

Начало фразы

Предполагаемый ответ

1

сочинять

на ходу

2

перевести

дух

3

развести

руками

4

с первого

взгляда

5

броситься

в глаза

(Слайд 10) Первый этап нашей игры завершён. Сдаём банки ответов нашим волонтёрам. Пока члены жюри подводят итоги «Разминки», проверим, справились ли вы с заданием (слайды 11-15).

2 этап. Ребусы

Следующий этап нашей игры называется «Ребусы» (слайд 16). Вы уже догадались, что в ребусах мы спрятали тот или иной фразеологический оборот. Например (слайд 17). Думаю, ваша смекалка и командная сплочённость помогут вам справиться с этой задачей. На решение каждого ребуса - 1 минута. Ответы обязательно записываете в бланк. Удачи… (слайды 18-22)

Телячьи нежности

Лезть под руку

Язык не поворачивается

Пальцем тронуть

Дать маху

Итак, завершился второй этап нашей игры (слайд 23). Вы сдали бланки с ответами волонтёрам, и пока члены жюри заняты проверкой, вместе с вами мы посмотрим, насколько успешны вы были при решении (слайды 24-28).

3 этап. Потеряшки

Мы переходим к третьему этапу интеллектуальной игры (слайд 29). Вы все знаете, что все фразеологические обороты имеют определённое лексическое значение. Например (слайд 30). Мы предлагаем вам сейчас проверить свои знания. При оформлении бланков, которые вы получите, были допущены ошибки в определении лексического значения того или иного оборота. Исправьте допущенные ошибки. На выполнение этой работы вам даётся 4 минуты. …. Время пошло! (слайд 31)

  • Днём с огнём не сыщешь - очень трудно, практически невозможно отыскать кого-либо, что-либо.
  • Сбежать на край света - очень далеко; куда угодно, в любое самое далёкое место.
  • Поднять всех на ноги - заставить активно действовать.
  • Бросить на произвол судьбы - оставить где-либо, не помогая и не интересуясь.
  • Пасть духом - отчаиваться, унывать.
  • Не знать, куда деваться - прийти в замешательство.
  • Разложить по полочкам - проанализировать, досконально разобрать какую-либо мысль, соображение, ситуацию и т.п.
  • Свет клином на нём сошёлся - для конкретного человека что-то или кто-то имеет большое значение.
  • Не видать как своих ушей - никогда, ни при каких условиях не получить желаемого. Время исправления ошибок закончилось (слайд 32). Пока жюри проверяет ваши работы, мы посмотрим, справились ли вы с этим заданием. (слайды 33-41).

4 этап. Неразбериха

Мы начинаем следующий этап нашей игры (слайд 42). С помощью генератора слов мы зашифровали фразеологические обороты. Ваша задача найти их и записать в бланк ответа. Для вашего удобства, мы продублировали это задание на листах, которые вы получите от волонтёров. На это задание вам отводится 3 минуты. Готовы?!? Вперёд…(слайд 43)

Итак, время для нахождения фразеологических оборотов закончилось (слайд 44). Сдайте бланки. Давайте посмотрим, какие обороты мы здесь спрятали (слайд 45):

    авгиевы конюшни
  1. блудный сын
  2. восьмое чудо света
  3. глухая тетеря
  4. допотопные времена
  5. железный занавес
  6. за семью печатями
  7. ищи ветра в поле
  8. как пить дать
  9. лаптем щи хлебать
  10. место под солнцем
  11. нести свой крест

13. от горшка два вершка
14. повесить нос
15. рвать и метать
16. святая святых
17. тряхнуть стариной
18. убить двух зайцев
19. философский камень
20. хлеб насущный
21. чёрная метка
22. шапочное знакомство
23. ящик Пандоры
24. элексир жизни

5 этап. Шутим с нейросетью

В последнее время набирает обороты работа с нейросетью (слайд 46). Наш очередной этап тоже связан с искусственным интеллектом. В нейросеть были загружены фразеологические обороты. Обработав их, нейросеть нарисовала, как она видит тот или иной фразеологизм. Например (слайд 47). Задача этого этапа - определить по изображению, какой фразеологический оборот изобразила нейросеть. Задача ясна? На выполнение каждой задачи вам отводиться 30 секунд. Всем удачи! (Слайды 48-52)

Пройти тернистый путь

Искры из глаз посыпались

Газетная утка

Держать в ежовых рукавицах

Не в коня корм

(Слайд 53) Ну и пока ваши работы проверяют, мы посмотрим, справились ли вы с этим заданием (слайды 54-58).

6 этап. Откуда есть пошли…

Фразеологические обороты являются показателем культуры народа (слайд 59). Их происхождение историей, традициями, художественной литературой. Вы часто слышите от кого-то или же сами используете фразеологические обороты, порой даже не догадываясь об их настоящем значении. На этом этапе нашей игры мы познакомим вас с историей появления того или иного оборота в речи. А ваша цель - понять, о каком фразеологизме идёт речь. Например (слайд 60). Для решения каждого такого задания вам отводится 1 минута. Итак, если вы готовы… (слайды 61-65)

1

Немало фразеологизмов пришло к нам из произведений Пушкина. Источник крылатой фразы - «Сказка о рыбаке и рыбке». Героине этой сказки, старухе, мало было даров от волшебной золотой рыбки - нового корыта, избы, царских хором и звания дворянки. Она пожелала повелевать морской стихией и самой золотой рыбкой. В результате жадность погубила старуху - рыбка забрала все щедрые дары. Используя этот фразеологизм, говорят о человеке, который потерял всё, что имел.

Остаться у разбитого корыта

2

Этот фразеологизм означает поверхностное знакомство. В старые времена, когда все мужчины носили головные уборы, они для приветствия знакомых поднимали шапку, тогда как с друзьями и родными пожимали руки или обнимались.

Шапочное знакомство

3

После завоевания Казани русский царь Иван IV щедро наградил отдельных татар. Многие татары злоупотребляли добротой русских и, прикидываясь бедными, назойливо требовали наград. Значение этого фразеологизма - притворяться бедняком.

Сирота казанская

4

Выражение пошло от названия горы Пантелик в Греции. В горе добывали мрамор, и было много пещер, гротов и ходов; попав туда, легко можно было заблудиться.

Сбиться с панталыку

5

В основе этого фразеологизма лежит библейских миф о том, как жители древнего Вавилона захотели построить башню до небес. Бог, разгневавшись на них, смешал языки строителей, чтобы они не понимали друг друга. Началась суматоха, и люди не смогли продолжить стройку.

Вавилонское столпотворение

(Слайд 66) Время, отведённое на этот этап, закончилось. Жюри обрабатывает ваши ответы, а мы займёмся проверкой (слайды 67-71).

7 этап. Наследие предков

Итак, седьмой этап игры (слайд 72). Пословицы и поговорки являются одним из вариантов устойчивых оборотов речи. Они прочно вошли в нашу речь, неся в себе мудрость наших предков. Но далеко не всем известны полные версии этих популярных образчиков народного поэтического творчества. А ведь целиком изречение порой несёт совершенно иной смысл. Вам будет предложено достаточно простое задание. На экране будут появляться фразы, а ваша задача закончить предложенный оборот. Например (слайд 73): В здоровом теле здоровый дух - редкая удача. На каждую фразу вам даётся по 1 минуте. Готовы?!? Начали…. (на экране показываются только части фраз, слайды 74-80).

  1. Аппетит приходит во время еды, а жадность - во время аппетита.
  2. Два сапога пара, да оба левые.
  3. Кто старое помянет - тому глаз вон, а кто забудет - тому оба.
  4. Ума палата, да ключ потерян.
  5. Где тонко, там и рвётся, где толсто, там и наслаивается.
  6. За битого двух небитых дают, да не больно-то берут.
  7. Не всё коту масленица, бывает и пост.

(Слайд 81) Сдаём бланки ответов. И пока жюри проверяет ваши работы, мы посмотрим справились ли вы с поставленной задачей (слайды 82-88).

8 этап. Найди меня

(Слайд 89) Мы начинаем заключительный этап нашей интеллектуальной игры «Занимательная фразеология». На протяжении всей игры вы вспомнили, что такое фразеологический оборот, узнали много нового об этих устойчивых выражениях. Задача последнего этапа состоит в следующем: вам будет предложен текст, в котором необходимо найти спрятанные в нём фразеологизмы. Например (слайд 90). На выполнение этой работы вам отводится 1 минута. Текст будет представлен не только на экране: для удобства вам предоставляется раздаточный материал. Если вам всё понятно, то мы начинаем наш последний этап. Всем удачи!

(Слайд 91) Счастье - это то, к чему мы все стремимся. Мы хотим быть на седьмом небе от счастья, воспрять духом, родиться в сорочке и просто наслаждаться жизнью. Но как же достичь этого состояния блаженства и радости? Давайте разберемся вместе.

Все начинается с вашего внутреннего мира. Помните, что вы родились под счастливой звездой, и что в вас есть все необходимые ресурсы для счастья. Начните каждый день с благодарности за то, что у вас есть, и с позитивного настроя. Поверьте, ваше отношение к жизни определит ваше счастье.

(Слайд 92) Наша интеллектуальная игра завершена. Чтобы сохранить интригу, мы не будем проверять, насколько успешно вы справились с последним заданием. Результаты игры вы узнаете совсем скоро, когда будут подведены окончательные итоги. А пока очень хотелось бы, чтобы участники игры и их наставники поделились впечатлениями от проведённой игры (обратная связь с помощью открытого микрофона) (в это время члены жюри подводят окончательные итоги)…

Итак, пришло время познакомить нас с результатами игры «Занимательная фразеология». Слово предоставляется … (один из членов жюри оглашает итог викторины).

Надеюсь, наша встреча не последняя. Мы благодарны всем, кто принимал в ней участие, и тем, кто пришёл поболеть за своих друзей, и, конечно же, ваших педагогов-наставников. Спасибо всем большое!