Методическая разработка занятия элективного курса "Деловое письмо"

Разделы: Русский язык


Цели:

  • возродить традиции эпистолярного жанра;
  • обобщить сведения о нормах литературного языка;
  • воспитывать культурного человека, характеристикой которой является правильная, точная и красивая речь. Прививать любовь к родному языку, пробуждать гордость за него.

Оформление. Высказывания о языке русских писателей и поэтов. Письма известных людей. Таблицы по русскому языку.

Словарная работа. Эпистолярный жанр.

Высокая культура разговорной и письменной речи, хорошее знание и развитие чутья родного языка, умение пользоваться его выразительными средствами, его стилистическим многообразием – самая лучшая опора и самая надежная рекомендация для каждого человека в его общественной жизни и творческой деятельности.

В.В. Виноградов

ХОД УРОКА

I. Вступительное слово учителя

Письмо – одно из основных средств между людьми. Описание бытовых новостей, просьбы, поручения, расспросы с наблюдениями о мире и человеке содержались в письмах как великих людей, так и простых корреспондентов минувших эпох. Письмо предоставляло тематическую и стилевую свободу, личность перехода с предмета независимо от его значительности. Эту открытость разным жанрам бытовое письмо передавало своим литературным потомкам.
Русский эстет начала XIX века П.В. Георгиевский разъяснил: «Под посланием, собственно, разумеется философское или литературное письмо в стихах. Содержанием его бывает изображение различных чувствований; мыслей, а иногда и описание происшествий и вообще все, что входит в состав обыкновенных писем. Каждый род стихотворений имеет особенное свойство; ода – торжественность, песня – нежность, басня – простоту, сатира – колкость, элегия – уныние и т.д. В одном только посланий (эпистоле) многие роды смешиваются вместе, ибо оно может быть страстным и поучительным,  печальным и нередко язвительным.

Обратимся к толковому словарю.

Эпистолярный.

  • Относящийся к частной переписке, письмам.
  • Имеющий форму письма, переписки (о литературном произведении).

Э. жанр. Э. роман (роман в письмах)
– Какие письма бывают? (личные и деловые)

Примерный план личного письма:

  1. Приветствие и обращение.
  2. Изложение того, что хочешь написать (за что хочешь поблагодарить и т.д.), и вопросы о том, о чем хочешь узнать.
  3. Заключение.
  4. Подпись.
  5. Дата.

Кроме личных писем различают и служебные (деловые), которые являются не только носителями определенной информации, но и правовым документом. Служебное письмо должно состоять из введения, доказательств и заключения.
Во введении излагаются причины и непосредственный повод, послужившие основанием для составления письма.
В доказательстве излагается история вопроса, приводятся факты, доводы, ссылки на законодательство, цифровые данные, делаются логические выводы.
Заключение – главный логический элемент письма, та составная его часть, в которой излагается суть вопроса, основная мысль документа: просьба, предложение, согласие, отказ и т.д.
Текст письма следует разделить на абзацы, каждый из которых должен содержать законченную мысль и начинаться с новой строки.
Письмо должно быть посвящено одному вопросу. Если необходимо одновременно обратиться в учреждение по нескольким вопросам, целесообразно составить несколько писем.
Датой письма является дата его отправки.
Служебное письмо имеет следующие реквизиты: Государственный герб Российской Федерации или республики; эмблему организации или предприятия; наименование министерства или ведомства; наименование учреждения, организации или предприятия; наименование структурного подразделения; индекс предприятия связи, почтовый, телеграфный адрес; номер телетайпа (абонентского телеграфа), телефона (факса), счета в отделении Госбанка.
Деловые письма можно классифицировать:
1. Сопроводительное письмо
2. Письмо-сопровождение
3. Письмо-просьба
4. Письмо-ответ
5. Письмо-напоминание
6. Письмо-извещение
7. Письмо-извещение
8. Письмо-приглашение

– Как они доставляются?

II. Исторический экскурс

Первый почтовый ящик в мире появился в XVI веке во Флоренции. В церквях поставили запертые ящики. Ключи от них хранились у главы правительства. В ящики бросали анонимные письма на вельмож. За раскрытие опасных преступлений выдавали вознаграждение. Чтобы доказать авторство письма, заявления, вместе с ними клали сломанную серебряную монету – половину. Затем предъявляли другую половину. Вознаграждение выдавалось в размере одной четверти штрафа, накладываемого на провинившегося.
В России почтовые ящики ввели в 1848 году. В Казани первый почтовый ящик установили в том же году на улице Воскресенской. В 1865 году их насчитывалось уже 13. Через год – 20. Число почтальонов в 1865 году значилось три, через год – девять. Увеличение произошло за счет организации городского почтового отделения.
Первые почтовые марки в России были введены в 1858 году. В 1895 году в Казани начали изготавливать литографическим способом земские почтовые марки. В центре их был изображен герб Казани, увенчанный короной. Вокруг него и ниже размещались слова: «Казанская земская сельская почта. 3 коп».
В 1832 году в России появились открытки, которые именовались в ту пору открытыми письмами. В 1848 году ввели штемпельные конверты для частной корреспонденции.
В 1836 году Николай I приказал: «В западной Европе почтовые экипажи употребляют рожок. У нас есть колокольчик. Пользоваться им надобно лишь почтовикам, чтобы иные сани, кареты и телеги, заслушав звон, сворачивали вправо». Однако колокольчик понравился всем и он прочно «прописался» под дугой упряжек, издавая мелодичный звон.
В 1844 году учреждена Сибирская письменная почта. Ее маршрут пролегал от Казани до Тобольска. В 1855 году в России были введены почтовые денежные переводы.
Первая посылка в Россию поступила наложенным платежом в 1691 году. Ее отправил по поручению правительства А. Виниус из Амбурха 30 сентября. Ящик с медикаментами прибыл в Москву 21 октября указанного года. И принял его в Посольском приказе боярин П.К. Нарышкин.
В 1893 году в Казанский почтово – телеграфный округ, учрежденный в 1885 году, входили Казанская и Вятская губернии. В округе было 83 почтовых учреждения, которые обслуживали 5610 тысяч человек. В 1895 году в Казани имелось пять почтовых контор: на углу ул. Покровской (ныне часть ул. К. Маркса) и ул. Московской (ныне ул. Кирова), в Адмиралтейской слободе, на ул. Большой Проломной (ныне ул. Баумана), на Дальнем Устье и при железнодорожном вокзале.
В 1913 году удельный вес механизированной доставки почты составлял 26 процентов, в 1953 году – 67. В настоящее время почту доставляют на автомобилях, тракторах, вездеходах, поездах, пароходах, велосипедах, самолетах, вертолетах и, конечно, как и в старину, еще на лошадях, а в северных районах страны – на оленях и собаках.
Газетное дело развилось в России благодаря почте. В истории царской России была одна – единственная бесцензурная газета «Ведомости…», которую редактировал сам император Петр I. Впоследствии появился и бесцензурный «Колокол» Герцен. В 1844 году открылось движение почтовых дилижансов по маршруту Нижний Новгород – Казань.
Первые почтовые работники на Руси – ямщики. Жили они в отдельных слободах. От такой слободы сохранилась в Казани ул. Ямская, расположенная за железнодорожным вокзалом. В 40 – х годах XIX века в Казанской губернии было 42 ямские станции. В опере «Иван Сусанин» тема первого акта «Что гадать о свадьбе» заимствована Глинкой из песни, услышанной от одного ямщика. Ямская гоньба просуществовала до 1856 года.

III. Слово учителя

XXI  век… Появились машинные языки, сотовые телефоны, компьютеры. С появлением этих языков люди перестали писать письма. А ведь как приятно получить письмо от родных, любовное послание, письмо от друзей.
Но написать грамотное, правильное письмо – это большой труд, Правильность речи – это соблюдение норм русского литературного языка.

Нормы:

  • Орфоэпическая;
  • Грамматическая;
  • Лексическая;
  • Стилистическая;
  • Орфографическая;
  • Пунктуационная.

Речь, в которой соблюдаются нормы современного языка, называется правильной речью. Однако правильность  лишь первая ступень подлинной, речевой культуры. Можно говорить и писать правильно, но однообразно, вяло, бесцветно. Такой речи недостает выразительности. А она достигается умелым и уместным употреблением лексики разных стилей, разнообразием синтаксических конструкций; в устной речи особенно  ценно богатство интонации.
Итак, высокая культура речи – это умение  правильно,  точно и выразительно передавать свои мысли средствами языка… Качества хорошей правильной речи можно представить в виде схемы.

Речь хорошая:

IV. Практическая работа

Прочитайте письмо. Кому оно адресовано? Определите его вид и тему. Как вы думаете, является ли письмо только личным, или оно имеет и общественное значение? Докажите свою точку зрения, используя текст письма.

Милый Коля Бирюков!
Ты говоришь, что любишь читать, пишешь сочинения, но не можешь понять, для чего нужно изучать причастия. Ведь русский  язык ты и без того знаешь.
Я тоже люблю читать книги и тоже немного сочиняю. Но должен сказать, что знание склонений, спряжений, причастий и даже деепричастий, то есть знание грамматики, не раз оказывало мне услугу.
Тот, кто не изучает грамматики, не знает законов языка. Научившись с малых лет говорить, он склоняет, спрягает, строит предложения по всем правилам грамматики, даже не подозревая, что такие правила существуют. Он говорит более или менее правильно, если его родители и другие люди, которые научили его говорить, сами владеют хорошей речью.
Но такого человека очень легко сбить с толку. Он  может незаметно для себя самого испортить свой язык, усвоить неправильные обороты речи. Ведь он не изучал правил и не знает, что правильно и что неправильно. Да речь его довольно бедна: склонять, соединять отдельные слова в предложения он научился бессознательно, как научился ходить.
Этого знания языка ему и не хватает для выражения самых простых мыслей. Но когда ему понадобится выразить мысль сложную, требующую различных пояснений и дополнений, вот тогда ему трудно придется, если он не знает законов языка, то есть грамматики.
Играть на любом музыкальном инструменте можно и без нот – по слуху. Но тот, кто занимается серьезной музыкой, а не подбирает одним пальцем «Чижика», никогда не довольствуется игрой по слуху.
Конечно, нас учит правильно и толково говорить не одна только грамматика. Надо читать хорошие книги, прислушиваться к живому человеческому слову. Но грамматика дисциплинирует наши языки, объясняет нам, почему следует говорить так, а не иначе.
Кроме того, она учит нас правильно писать. Если без грамматики еще можно научиться кое-как разговаривать, выражать свои мысли устно, то писать без нее уж никак не научиться. Будешь до старости делать самые грубые ошибки. Это, я думаю, ясно и без доказательств
Не знаю, удалось ли мне убедить тебя в том, что грамматику изучать необходимо и полезно. Если ты останешься при своем мнений, напиши мне, и мы еще поспорим.

Писатель С.Маршак

1. Согласны ли вы с Колей Бирюковым, что знание причастий не обогатит речи? Приведите свои доказательства. А что по этому поводу пишет С. Маршак? Говорит ли писатель о необходимости изучения только причастия или ставит задачу более широко? Сформулируйте эту задачу.
2.  Как автор называет грамматику? С чем сравнивает знание языка?
3. Выясните, какие языковые средства использует писатель для доказательства своей точки зрения.
4. По содержанию текста составьте план письма.  

V. Работа по группам

Задание для первой группы

1. Прочитайте текст. Подумайте, из какого произведения К. Паустовского взят этот отрывок.
2. Ответьте на следующие вопросы: 1) Кто и кому написал это письмо? О чем оно? 2) Что можно сказать об авторе письма, Катерине Петровне? Какой  вы ее представили? 3) Почему письмо не подписано? Как Катерина Петровна, должна была, по вашему мнению, подписать письмо? 4)Какие чувства вызвала у вас это письмо? Почему?
3. Докажите словами из текста, что Катерина Петровна очень любит свою дочь.
4. Напишите Катерине Петровне письмо от имени дочери

Ненаглядная моя, зиму эту не переживу. Приезжай хоть на день. Дай поглядеть на тебя, подержать твои руки. Стара я стала и слаба до того, что тяжело мне не то что ходить, а даже сидеть и лежать, – смерть забыла ко мне дорогу. Сад сохнет, совсем уже не тот, да я его и не вижу. Нынче очень плохая. Так тяжело, вся жизнь, кажется, не была такая длинная, как одна эта осень.

Задание для второй группы

1. Прочитайте текст. Найдите предложение, которое выражает основную мысль текста, Определите тему текста.
2. Каков характер письма: нравоучительный, строгий или доверительный, сердечный?
3. Выделите в письме обращения. Чем они выражены?
4. Найдите в тексте собственные имена существительные.
5. Проанализируйте видовременные глагольные формы.
6. Что вы посоветовали бы Гене Крахмильцеву? Напишите ему письмо.

Мой дорогой Гена, я был болен и поэтому отвечаю на твое письмо так поздно.
Ты спрашиваешь, как начинают писать стихи. Я начал с того. Что очень внимательно читал стихи хороших поэтов – Пушкина, Лермонтова, Некрасова и других. Читал я стихи вслух, вдумываясь в каждое слово.
Попробуй и ты научиться понимать чужие хорошие стихи – тогда, может быть, и у тебя будут выходить настоящие стихи.
Шлю тебе сердечный привет!

С.Маршак

 VI. Практическая работа

1. Прочитайте текст. Какое это письмо: личное или служебное (деловое)? На основании каких стилевых признаков вы смогли это определить?
2. Из скольких предложении состоит текст письма? Найдите в тексте однородные члены, причастные и деепричастные обороты и выпишите их.
3. Найдите словосочетания «глаг. +  инф.», «глаг. + инф.  + инф.».
4.  Назовите устаревшие слова и выражения, использованные в письме.
5. Как выглядело бы это письмо сегодня?

Милостивый государь Иван Андреевич! Казанское общество любителей отечественной словесности, достодолжно уважая Вас, как знаменитого нашего баснописца, творениями своими отечественную словесность украсившего и прославившего, в заседании 24-го числа единодушно избрав Вас в свои действительные иногородние члены, поручило мне, как секретарю своему, известить Вас о том и усердно пригласить  в сем звании принимать участие в делах общества. С особенным удовольствием исполняя столь   приятное для меня поручение и препровождая при сем устав общества, с истинным почтением и проч. Петр Кондырев, секретарь казанского общества любителей отечественной словесности.

Казань, 1818, июля 25-го.

VII. Слово учителя

– Ребята, мы с вами вспомнили одно из средств связи между гражданами, организациями. Это письмо. Хотя мы живем в XXI веке, не должны забывать об этом жанре. Пишите письма родителям, друзьям, любимым.

VIII. Домашнее задание

1-я группа напишет письмо родным с изложением одного – двух событий из вашей жизни.
2-я группа напишет письмо в местную газету «Посинформ» о том, как вы участвовали в праздновании праздника Победы.